![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности.
Психология труда как комплексная научная дисциплина базируется на синтезе данных, полученных во многих психологических направлениях. Однако наиболее значимы для нее две общепсихологические области — психологическая теория деятельности и теория субъекта профессиональной деятельности. Первая рассматривает проблемы психологического строения, механизмов и закономерностей деятельности как таковой; вторая связана, прежде всего, с изучением, так называемых субъектных детерминант деятельности, тех факторов, которые лежат в основе эффективной реализации деятельности и связаны с особенностями ее субъекта. К ним относятся мотивация, направленность, степень подготовленности субъекта — его обученность (профессиональная компетентность). Однако главное место среди них занимают те индивидуальные, личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для нормативной реализации той или иной деятельности. Они обозначаются понятием профессионально важных качеств. В связи с их определяющей ролью в психической организации деятельности необходимо рассмотреть их основные особенности. Профессионально важные качества (ПВК) — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами — качеством, производительностью, надежностью. В функции профессионально важных могут выступать не только собственно психические, но и внепсихические свойства субъекта — соматические, биологические, морфологические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. Например, элементарная физическая сила и выносливость — ярко выраженные ПВК для многих видов деятельности. В целях более полного раскрытия специфики и особенностей ПВК целесообразно остановиться на их основных категориях и классификациях. Различают четыре основные группы индивидуальных качеств, образующих в своей совокупности структуру профессиональной пригодности: • абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном — среднем уровне; • относительные ПВК, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»); • мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности; доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот); • анти-ПВК: структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. Это свойства, которые выступают профессиональными противопоказаниями к той или иной деятельности. Они, в противоположность качествам первых трех групп, коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно. Важным итогом современных исследований ПВК явилось установление того, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК. Это означает, что каждая деятельность требует, во-первых, определенной совокупности ПВК. Во-вторых, последняя является не рядоположенной — «механической» суммой качеств, а их закономерно организованной системой. Между отдельными ПВК устанавливаются функциональные взаимосвязи компенсаторного и содейственного типов; сама же система ПВК выступает как определенный симптомокомплекс субъектных свойств, специфичный той или иной деятельности. Он не задан в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности. Более того, не только для деятельности в целом, но и для ее основных компонентов (ключевых действий, основных функций и др.) также формируются специфические подсистемы ПВК. Поэтому с внутренней — собственно психологической стороны — процесс деятельности представляет собой динамическую смену целостных подсистем ПВК, обеспечивающих каждый ее основной этап (действие, задачу, функцию). Формирование подсистемы ПВК — достаточно сложный психологический процесс. Суть данного процесса — функциональное объединение отдельных ПВК; они начинают проявлять себя в режиме взаимосодействия. К этому есть отдельные внутренние предпосылки, так как основные психические функции онтологически связаны друг с другом. Эта связь в ходе освоения профессиональной деятельности начинает проявляться в своей положительной роли. Таким образом, в процессе формирования психологической системы деятельности происходит своеобразная функциональная настройка психических функций на достижение целей деятельности. Ведущей тенденцией развития подсистем ПВК является значимое возрастание степени интегрированности — когерентности отдельных качеств. При этом очень характерно, что на разных этапах освоения деятельности подсистемы ПВК, лежащие в основе ее реализации, могут существенно различаться между собой. Тем самым в ходе освоения деятельности имеет место перестройка подсистем ПВК. Многочисленные исследования подсистем ПВК и процесса их формирования, выполненные на материале большого числа конкретных видов профессиональной деятельности, позволили установить две важнейшие категории ПВК. Во-первых, ПВК, которые характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности (корреляцией с ними); они обозначаются понятием ведущих ПВК. Во-вторых, те ПВК, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, т. е. характеризуются наибольшим структурным весом и, следовательно, занимают центральное место во всей системе качеств; они обозначаются понятием базовых ПВК. Эти качества могут не коррелировать значимо с параметрами деятельности, однако они не менее, а часто — более важны для ее реализации. Их можно обнаружить посредством специального метода анализа — метода нахождения матриц интеркорреляций ПВК. Именно базовые ПВК являются основой для формирования подсистем ПВК в целом. Вокруг них и на их базе объединяются, структурируются и соорганизуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности и (или) ее основных действий, функций. Поэтому они являются структурообразующими для той или иной деятельности. Между ведущими и базовыми ПВК могут складываться различные отношения — от полного совпадения их номенклатуры до полного расхождения. Одно и то же ПВК в разных случаях может выступать либо как ведущее, либо как базовое, либо, как и то и другое одновременно. В последнем случае значимость ПВК для обеспечения деятельности является наивысшей. Для количественной оценки степени сформированности и организованности подсистем ПВК используют три основных индекса: • индекс когерентности систем (ИКС); он является функцией от числа положительных и значимых внутрисистемных связей между ПВК и показывает степень интегрированности подсистемы ПВК; • индекс дифференцированности системы (ИДС); он является функцией числа отрицательных и значимых внутрисистемных связей и показывает либо степень ее дезинтегрированности, либо специализированности; • индекс организованности системы (ИОС); он является производным от первых двух и вычисляется как модуль ИКС и ИОС. Данный индекс указывает на общую меру сформированности подсистем ПВК. Доказано, что в подавляющем большинстве случаев в ходе освоения профессиональной деятельности ИКС значимо возрастает; ИДС снижается, а ИОС также значимо повышается. Важно и то, что мера сформированности подсистем ПВК является важным и очень надежным индикатором, критерием степени профессиональной подготовленности. Любая деятельность характеризуется определенными основными параметрами, прежде всего, производительностью, качеством и надежностью. В психологических исследованиях установлено, что для их обеспечения необходимы различные индивидуальные качества субъекта. Поэтому принято выделять ПВК качества и ПВК производительности. Они частично перекрываются, однако значительно чаще не совпадают друг с другом, а нередко вступают в антагонистические отношения. В последнем случае одно и то же ПВК является таковым в плане обеспечения качества деятельности и анти-ПВК в плане обеспечения производительности. При этом наблюдается довольно сложная картина: одни качества могут входить в разные подсистемы ПВК, отвечающие за производительность, качество, надежность; другие влияют только на один параметр деятельности. Наиболее же специфические коллизии возникают в том случае, когда одно и то же свойство субъекта является ПВК по отношению к качеству деятельности и анти-ПВК по отношению к ее производительности. Не все ПВК связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью, т. е. зависимостью типа: чем выше уровень развития ПВК, тем эффективнее деятельность. Ряд ПВК связан с параметрами деятельности нелинейной зависимостью типа оптимума: параметры деятельности принимают наибольшие значения не на максимальных и не на минимальных, а на некоторых средних — оптимальных уровнях развития ПВК. Например, управленческая деятельность наиболее эффективна при некотором, хотя и достаточно высоком, но все же не максимальном уровне развития рефлексивности как ПВК данной деятельности. Та же самая зависимость обнаружена между эффективностью деятельности сборщиков полупроводниковых приборов и свойством подвижности-инертности нервных процессов. Наряду с этим, разделяют ПВК освоения деятельности и ПВК выполнения. Первые наиболее важны для эффективного, т. е. качественного и быстрого, овладения субъектом деятельности; вторые — для ее реализации на нормативно заданном уровне как таковой. Эти две группы ПВК также частично совпадают, а частично различаются. Для широкого круга деятельностей актуальной является дифференциация ПВК на те, которые выступают таковыми в нормальных условиях ее выполнения, и те, которые необходимы в усложненных, а часто — и экстремальных условиях ее реализации. Последнее объясняется тем, что экстремальные условия часто сопряжены с повышенной опасностью, угрозой и требуют от человека иных качеств и свойств, нежели те, которые необходимы в нормальных условиях. При этом, однако, была установлена и более общая закономерность. Оказалось, что для экстремальных (и па-раэкстремальных) условий не только характерны другие ПВК (по сравнению с нормальными), но и другие системы ПВК в целом. Например, доказано, что деятельность человека-оператора в условиях высокой информационной неопределенности осуществляется на основе подсистемы ПВК, значимо отличающейся от подсистемы ПВК, характерной для нормальных условий («информационного комфорта»). Данная закономерность объясняется тем, что в экстремальных условиях качественно меняются основные способы реализации деятельности; каждый способ требует опоры на ту подсистему ПВК, которая наиболее соответствует его содержанию. Наконец, доказано, что для многих видов профессиональной деятельности необходимо различать те индивидуальные качества, которые отвечают за ее собственно исполнительскую часть, и те, которые необходимы для восприятия — приема профессионально-значимой информации. В этом отношении принято говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК. Таким образом, общая структура ПВК как главных субъектных детерминант трудовой деятельности оказывается достаточно сложной и внутренне дифференцированной. Она включает ряд основных категорий ПВК, наличие которых и является основным условием эффективной реализации профессиональной деятельности. Структура ПВК одновременно характеризует структуру способностей личности в отношении конкретной деятельности.
Литература Карпов А.В. Психология менеджмента. — М., 1999. Климов ЕЛ. Психология труда. — М., 1998. Шадриков ВД. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982. Шадриков В Д. Психологический анализ деятельности. — Ярославль, 1979.
Вопросы для самопроверки 1.Дайте определение понятию «профессионально важное качество». 2.В чем сходство и различия ПВК и способностей? 3.Каковы основания для классификации ПВК? 4.Какие индексы применяют для изучения систем ПВК? 5.Как различаются ПВК - точности и ПВК - производительности?
Темы рефератов 1.Соотношение категории способностей и понятия ПВК. 2.Понятие ПВК и структуры профессиональной пригодности. 3.Основные психологические классификации ПВК.
СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Способности и интеллект Способности человека — это психологическая основа успешности освоения им любой деятельности. Они представляют собой главное условие эффективности реализации человеком той или иной деятельности. Способности — это относительно устойчивые психические свойства, которые проявляются в индивидуальном своеобразии психических средств (орудий), реализующих ту или иную деятельность. Способности — это такие свойства личности, которые отличают одного человека от другого по качественным и количественным показателям успешности освоения деятельности. Способности — не знания, не умения и не навыки человека, это внутренние условия, благодаря которым человек может более успешно или менее успешно осваивать знания, умения, навыки. Способности — это механизмы, формы психического, а знания, умения и навыки — это содержания психического, это конкретные элементы картины мира конкретного человека. Способности проявляются в скорости, прочности и точности приобретаемых знаний и выработке умений и навыков. Принципиальными вопросами для психологии способностей являются проблемы соотношения задатков и способностей, развития способностей, общих и специальных способностей, соотношения способностей и интеллекта. В общем плане способности можно рассматривать как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции (например, мышление, память и др.), которые имеют, индивидуальную меру выраженности проявляются в успешности и качественном своеобразии и реализации деятельности. Способность состоит из природных и приобретаемых компонентов. Иначе говоря, структуру способности можно описать функциональными, операционными и регулирующими механизмами, которые находятся в системном взаимодействии. Основу способности составляют функциональные механизмы — генотипически и врожденно обусловленные свойства функциональных систем, реализующие ту или иную функцию. Они имеют природно заданную меру выраженности, которая проявляется в реализации конкретных функций. Элементами функциональных систем, т.е. материалом, создающим природные механизмы способностей, являются нейроны, нейронные цепи. Свойства нейронов и их образований и есть задатки способностей. Способности не формируются из задатков; и те, и другие являются свойствами: первые — функциональных систем; вторые — компонентов этих систем. В процессе созревания мозга и обучения человека природная основа способности — функциональные механизмы — надстраивается операционными механизмами. Операционные механизмы — это способ преобразования информации, позволяющий увеличить продуктивность функциональных механизмов. Другими словами, операционные механизмы — это умственные действия, обеспечивающие разные уровни обработки поступающей к субъекту деятельности информации. В качестве примера наиболее универсального операционного механизма, относящегося к различным способностям, можно назвать ассоциации. По мере развития операционного механизма он обретает свою структуру, которую можно описать системой действий: целеполагания, ориентировочных, принятия решения, антиципации, планирования, контроля, оценки и коррекции. Совокупность этих действий составляет основу регулирующего механизма способности. Смысл появления регулирующего механизма заключается в необходимости увеличения эффективности работы операционных механизмов способностей. Различают общие способности и специальные. Общие способности — относительно стабильные свойства личности, которые проявляются в успешности освоения знаний, в овладении и реализации различных видов деятельности. Специальные способности — свойства личности, которые позволяют достигать значительных результатов в том или ином виде деятельности. К общим способностям относятся познавательные, психомоторные и духовные способности. Познавательные способности — орудия познавательной деятельности и познавательной активности человека. К ним относятся способности: ощущения; восприятия (перцептивные); памяти (мнемические); мышления (мыслительные); внимания (аттенционные); представления; воображения (имажинитивные). Способности ощущения проявляются как индивидуальная мера выраженности сенсорных процессов и могут рассматриваться как самостоятельные способности. Способности ощущения проявляются в скорости возникновения ощущения; дифференцированности, тонкости ощущений, позволяющей человеку различать два или несколько раздражителей; скорости различения; точности ощущений как соответствия возникшего ощущения особенностям раздражителя; устойчивости уровня чувствительности как длительности сохранения требуемой интенсивности ощущения. Перцептивные способности представляют собой психические средства формирования субъективного образа объективного мира в момент его действия на органы чувств. Иначе говоря, перцептивные способности можно охарактеризовать как индивидуальную меру выраженности и качественное своеобразие предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. В качестве показателей эффективности перцептивных способностей выделяют объем восприятия — количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации; точность — соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта; полноту — степень такого соответствия; быстроту — время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; эмоциональную окрашенность. Способности представления характеризуются индивидуальной мерой выраженности в качественном своеобразии процессов оперирования вторичными образами, т. е. образами предметов и явлений без наглядной основы. Результативную сторону способностей представления можно охарактеризовать с помощью следующих показателей: яркости-четкости, указывающей на степень приближения вторичного образа к результату визуального отражения свойств объекта (метрических, модальных, интенсивностных); точности образов, определяемых степенью соответствия образа объекту, воспринимавшемуся ранее; полноты, характеризующей структуру образа, отражения в нем формы, размеров и пространственного положения объектов; деятельности представленной в образе информации. Способности воображения (иманижинитивные способности) характеризуются индивидуальной мерой выраженности и качественным своеобразием процессов создания новых образов на основе уже известных. Способности воображения проявляются в новизне, оригинальности и осмысленности переработки данных опыта; широте оперирования образами, понимаемой как возможность выполнять преобразования из различного материала; тип оперирования (доступный способ преобразования), который может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преобразований. Мыслительные способности представляют собой психические средства опосредованного, обобщенного отражения объективной реальности, которые имеют индивидуальную выраженность и. качественное своеобразие. Мыслительные способности — это психические орудия процессов решения различного рода задач. В качестве показателей результативной стороны мыслительных способностей выделяют: • гибкость (подвижность) мыслительных процессов, связанную с изменением аспектов рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, с умением изменять намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые вычленяются в процессе решения и не могут быть учтены с самого начала, проявляющуюся в активном переструктурировании исходных данных, понимании и использовании их относительности; • темп развития мыслительных процессов, определяемый минимальным числом упражнений, необходимых для обобщения принципа решения; • быстроту — скорость протекания мыслительных процессов; • самостоятельность — умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами; • экономичность мыслительных способностей, определяемую количеством логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность; • широту — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики; • глубину — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; • последовательность мысли — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса; • критичность — качество мыслительных способностей, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Способности внимания (аттенционные способности) — это индивидуальная мера и качественное своеобразие процессов сосредоточения сознания на чем-либо. Способности внимания проявляются в следующих показателях: • сосредоточенность как степень выраженности направленности сознания на объект, являющейся основой помехоусточивости; • объем внимания — количество объектов, на которое может быть направлено внимание при условии их одновременного восприятия; • распределение внимания как возможности выполнения двух или более видов деятельности; • переключаемость внимания, проявляющаяся в переходе от одного объекта к другому либо от одной деятельности к другой. Показателями продуктивности переключения внимания являются время переключения, объем работы, выполненной в единицу времени, точность переключения; • устойчивость внимания — длительность сосредоточения на объекте или явлении; • оперативная подвижность — гибкое регулирование процесса сосредоточения. Среди познавательных способностей наиболее изучены мнемические как средства реализации процессов памяти, т.е. запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания и узнавания. Функциональные механизмы — основа мнемических способностей — обладают следующими свойствами: • имеют генотипическую и врожденную обусловленность; • характеризуются индивидуальной мерой выраженности, но в определенных генотипически заданных пределах; • мономодальны (т. е. специфичны для каждой модальности); • пластичны (результаты их проявления могут варьировать); • существуют в неразрывном единстве с разноуровневыми процессами анализа воспринимаемой информации (разнообразными способами обработки информации); • представляют собой неосознаваемый уровень психической активности, но результат их проявления может осознаваться. Операционные механизмы мнемических способностей — мнемические действия, позволяющие обрабатывать (осмысливать) материал в целях его запоминания, сохранения и воспроизведения. Виды операционных механизмов: • группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта, фонетическим признакам и т. д.); • опорные пункты — выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заголовки, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые и малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся, эмоциональная реакция субъекта и т. д.); • мнемический план — совокупность опорных пунктов; • классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков; • структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого; • систематизация — установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними; • схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоминаемой информации; • аналогии — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий, в целом различных; • мнемотехнические приемы — совокупность готовых, известных способов запоминания; • перекодирование — вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических признаков и т. д.; • достраивание запоминаемого материала — привнесение в запоминаемое субъектом; использование вербальных посредников; объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам; распределение по местам (метод локальной привязки или метод мест); • серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей; распределение по объему; распределение по времени; упорядочение в пространстве и т. д.; • ассоциация — установление связей по сходству, смежности или противоположности запоминаемого с индивидуальным опытом субъекта и т. д. Регулирующие механизмы мнемических способностей — система внешней по отношению к памяти регуляции и внутренней регуляции, находящейся внутри мнемических процессов. Внешняя по отношению к памяти регуляция; мотивы, цели деятельности, Я-концепция, эмоции, волевые качества, которые в совокупном детерминирующем влиянии на мнемические процессы выражаются как личностные смыслы запомнить, узнать, воспроизвести или забыть. Основа регулирующих механизмов — внутренняя регуляция, которую составляют следующие действия: • отражение условий запоминания и воспроизведения; • принятие решения (выбор оперативной единицы запоминания и воспроизведения); • антиципация процесса и результата запоминания и воспроизведения; • формирование представления о программе запоминания и воспроизведения (план); • контроль процесса запоминания и воспроизведения через оценку параметров результата; • коррекция. Психомоторные способности проявляются при реализации сенсомоторных процессов, идеомоторных процессов и моторных действий. В качестве основных показателей психомоторных способностей выделяют: • скорость (быстрота прохождения траекторий); • силу; • темп (количество движений за определенный промежуток времени); • ритм (временной, пространственный и силовой); • координированность; • точность и легкость; • пластичность и ловкость. Духовные способности — это индивидуальное своеобразие психических процессов человека, понимающего свое место в мире. Духовные способности — это способности сопереживания, сочувствия, сострадания; это способности к самопознанию и самосознанию, способности видеть красивое, отражать гармонию объективного мира; это способности быть благодарным, помнить сделанное тебе добро. Духовные способности проявляются в отношении к окружающему миру, в отношении к проблемам окружающих людей. Критерием духовных способностей является поступок. Способности развиваются в процессе деятельности благодаря развитию операционных и регулирующих механизмов. На примере мнемических способностей доказано, что ключевым моментом развития способностей являются операционные механизмы, появление которых кардинально меняет строение памяти и создает условия для системного взаимодействия функциональных, операционных и регулирующих механизмов, что выражается в увеличении эффективности запоминания, сохранения и забывания любого материала. Любая деятельность осваивается человеком на основе общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Операционные и регулирующие механизмы тонко приспосабливаются к требованиям деятельности, и в результате происходит превращение общих способностей в специальные, характеризующиеся спецификой, обусловленной той или иной деятельностью. Каждая специальная способность имеет свою структуру, где ведущими компонентами являются особенности общих способностей, трансформированные под влиянием деятельности. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются: — в литературных: особенность творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка в математических: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей; в педагогических: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний; в художественных: особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому. Структуру общих способностей можно представить следующим образом (схема 8). Общие способности
Познавательные Психомоторные
Способности Способности Духовные Ощущения восприятия
Способности внимания
Мнемические Мыслительные Способности Способности сопереживания, отражать сочувствия, гармонию, сострадания красоту
Способности Способности Способности самопознания, представления воображения определения своего места в мире
Схема 8. Структура общих способностей.
Понимание строения способностей как системы функциональных (природных), операционных и регулирующих (приобретаемых) механизмов позволяет подойти к решению проблемы компенсации психических функций, когда деятельность требует от работника определенного уровня реализации тех или иных процессов, но способности субъекта не позволяют достичь необходимых требований. Компенсация — это уравнивание более развитых и менее развитых психических функций за счет более развитых. Компенсация психических функций — возмещение нарушенных или недоразвитых психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Возможны пассивная и активная компенсация психических функций в процессе обучения соответствующей деятельности и в процессе ее реализации. Активная компенсация должна совершаться в направлении развития операционных механизмов данной способности. Например, у субъекта отсутствует дифференциальное слуховое звуковысотное восприятие. В данном случае разрабатываются индивидуальные развивающие программы, направленные на развитие разнообразных перцептивных действий, способов обработки перцептивных зрительных, тактильных, вкусовых, осязательных, обонятельных и, безусловно, слуховых образов. Подобного рода компенсации должны опираться на индивидуальный опыт умственной деятельности человека, учитывая наиболее развитые способности: мыслительные, мнемические или др. При активной компенсации уравновешивание психических функций идет благодаря полифункциональности операционных механизмов, их полимодальности, т. е. распространяемости одних и тех же способов обработки информации на различные психические функции. По мере развития операционных механизмов можно двигаться в направлении формирования регулирующих механизмов способностей, и это будет следующим этапом активной компенсации психических функций. Пассивная (спонтанная) компенсация идет за счет системного взаимодействия функциональных механизмов способностей. Этот процесс имеет место и при реализации деятельности, и при активной работе по возмещению нарушенных функций.
|