![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы активизации профессионального самоопределения
Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие: интересность, увлекательность процедуры методики для данных клиентов; личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения к ним интереса следует провести другую методику (например, укрепить эмоционально-доверительный контакт с клиентом или рассмотреть другие, более простые и понятные проблема, все это может стать основой для обращения к первоначальной, более сложной проблеме); добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно, «насильно играть не заставишь», и тем более насильно не активизируешь, так как есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции); двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, профконсультант и клиент в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных «пространств» самоопределения и т. п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиям. Заметим, что профконсультация во многом предполагает работу с воображаемыми объектами — своеобразный «мысленный эксперимент» (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно лишь только догадываться). Однако не все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия. Например, в обычных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к «мысленному экспериментированию»), профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными «прихлопам» и «притопами»), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана; организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что в свою очередь, предполагает: выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится); использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов); обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т. е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем; в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес... Таким образом, активизирующая методика — это не просто «интересная» для клиента методика, но прежде всего методика, вооружающая клиента средством для самостоятельных действий. Если сравнивать активизирующую методику с игровыми методами, то активизирующая методика — это более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает внешне проявленные положительные эмоции, достаточно выраженные внешние действия (прикасания, перемещения и т.п.), а активизирующая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно «скучная процедура». Как уже отмечалось в предыдущих разделах пособия, активизация направлена на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив. Почти любая методика и форма работы обладает определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно «неактивная» форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с умелым сочетанием вербальных и невербальных средств, по умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию). Другой пример — беседа. При умелой организации, а также при внутренней готовности участников (уже созданной мотивации и т. п.) беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленное™ воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и проф-консультанты, часто ориентируясь лишь на «конкретную помощь» в конкретной (однозначной) ситуации. И все-таки существуют методы, у которых активизирующий потенциал по сравнению с другими методиками представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими. Подробно активизирующие игры рассмотрены в других пособиях [8; 18; 19; 23 и др.). Здесь же мы даем краткий обзор некоторых групп активизирующим методов профессионального и личностного самоопределения: Профориентационные игры с классом — рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические» группы и консультации. Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой). Карточные профконсультационные методики. Выделяются две основные группы карточных методик: 1) информационно-поисковые системы — ИПС («профеесьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); 2) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые «трудности», часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. При практическом внедрении карточных консультационных технологий мы столкнулись с целым рядом трудностей: трудность изготовления карточек; трудность обучения (обучение непростое и рассчитано на небольшую группу будущих консультантов в 3 — 6 человек, что в условиях «рынка» оказалось «нерентабельно»); карточные методики обычно занимают много времени, от 40 минут до 2, 5 — 3 часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации еще сильны стереотипы быстрой и легкой помощи). Настольные карточные игры (они были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм). Поначалу эти методики задумывались как «домашнее средство», хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере...). Бланковые карточные методики. Идея — самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее «игра в тесты», так как главная цель — заставить задуматься о тех вопросах, которые при их обсуждении в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (часть таких методик даже снабжены приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников). Бланковые игры с классом. Основная идея таких методик — играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий — на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких «престижных» на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т. п. Ценностно-смысловые опросники (главный акцент — на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, которые на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, в открытую обсуждать просто рискованно: сам факт открытого разговора о том, что для многих «свято», может быть воспринят как «морализаторство».
Основные стратегии организации профориентационной помощи.
Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представить и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы (которые мало представлены в профориентационной литературе) [21, с. 47—49]. Допустимые стратегии: тестологическая (в основе — стандартизированные испытания профпригодности); информационно-просветительская (главная идея — вооружить клиента необходимой информацией, а там уж он «сам разберется»); рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно «рационально просчитать». Наиболее популярны сейчас разработка и использование компьютерных методов при принятии решения, что вполне обосновано при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства; «глубинная», психоаналитическая стратегия, основанная на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося человека и направление этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т.п.). На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления как «элитарные ориентации» (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдоэлиту, на внешние признаки жизненного «успеха», с другой стороны); «гуманистическая-психотерапевтическая», основанная на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи «недооценивают роль социума в формировании личности» (по Б. В. Зейгарник), хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры. К сожалению, многие клиенты-пациенты, у которых «осуществился личностный рост» на занятиях в психотерапевтических группах (о чем они любят радостно сообщать со странными улыбочками), часто неспособны понять, что происходит в окружающем мире; организационно-управленческая. В основе — реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т. п., что, конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в условиях «рыночнодемократической» РФ это окажется реальностью, то следует помнить, что «система» предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными лицами. И тогда важнейшим условием эффективной работы становится способность консультанта писать «нужные» для проверяющих отчеты без особого внутреннего напряжения и без внутренних компромиссов. При этом постепенно стремиться повышать психологическую (профориентационную) культуру различных проверяющих и администраторов; «частичные услуги», предполагающие ограниченную помощь, например только профдиагностика или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Многие профконсультанты вынужденно работают в режиме «частичных услуг», так как не всегда возможно оказать полноценную помощь; идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе — предположение о том, что на жизненные выборы оказывают сильное влияние господствующие в обществе идеи. Например, идея «служения царю и отечеству» в дореволюционной России, или идеи «индустриализации», «освоения целины» и т. п. в советские периоды истории страны. Очень интересно понять, какие идеи господствуют в обществе сейчас (возможно, для каких-то масс людей это идея «накопительства любыми путями» или идея «поскорее и подальше уехать из этой страны», а для каких-то людей — это стремление не потерять совесть в такой сложной ситуации). К сожалению, все это мало исследовано, но, может быть, это самое главное в профессиональном и личностном самоопределении; «принудительная». Подобная стратегия — для особых случаев, например: при выборе рода войск для призывника, при распределении работ среди заключенных. В ряде случаев это выбор профессии и места работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства. На первый план здесь выходит помощь в обретении смысла даже в случае самого непривлекательного и даже унизительного выбора; активизирующая стратегия, в основе которой лежит реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии является активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образуют единую систему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать единым субъектом решения профконсультационной проблемы. Нежелательные стратегии: стратегия «обмана». В консультационной практике нередко возникает проблема, кого «обманывать» — клиента или начальника-заказчика (оба обязывают психолога работать определенным образом и строго наказывают за иные варианты работы)? Если не удается переубедить (или «просветить») заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах рапортовать, что работа выполнена «как положено». Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иногда догадывается о «хитрости» психолога, но не наказывает его, так как он соблюдает «правила игры» и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно; стратегии «самообмана». Здесь психолог оказывает неполноценную помощь или просто «манипулирует» клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто основой такого оправдания является «полное удовлетворение» клиентов, которые несут психологу-манипулятору цветы, восторженно рассказывают о нем своим знакомым и т. п. Можно выделить некоторые варианты «самообмана»: директивное консультирование, особенно наиболее коварная его форма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но про себя думает: «Все равно, ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу». Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия и буквально «вьет из него веревки». При этом сам клиент зачастую бывает в восторге от того, что работает с таким знающим и приятным специалистом. игра в «терапию». Например, подростка в центре профориентации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после занятий в группе подросток заявляет: «Вообще-то было интересно, но я как пришел со своей профориентационной проблемой, так и ушел с ней». Но в целом подросток доволен и консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме (его позиция — «Спросите у детей, они вам скажут, понравилась им моя помощь или нет»); «деструктивно-рекомендательная» выражается в стремлении «круто менять судьбы людей» и часто самоутверждаться таким образом, самому (характерно для начинающих профконсультантов); «адаптивно-манипулятивная». Главная проблема здесь: как профконсультанту не позволять манипулировать самим собой. Например, в случае, когда клиент или мама клиента уже решили сделать какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его психологу (сам приход к психологу — это скорее подтверждение собственной правоты и одновременно перенесение ответственности на психолога-консультанта, если он «согласится» с клиентом). Вопросы для самопроверки 1. В чем сущность профессионального самоопределения? 2. Чем отличаются профессиональное и личностное самоопределение? 3. В чем заключается главная цель профессионального самоопределения? 4. Чем отличаются «жизненные сценарии» и «жизненные стратегии» (по Э. Берну)? 5. Насколько оправданно в профессиональном консультировании рассматривать построение «образа жизни» человека? Почему? 6. В чем сущность «рыночной ориентации» личности (по Э. Фромму)? 7. Чем, по-вашему, могут объясняться различия в типологиях профессионального и личностного самоопределения у разных авторов? 8. Как бы вы обосновали необходимость рассмотрения с самоопределяющимся клиентом различных психологических «пространств» профессионального выбора? Что такое вообще «психологическое пространство» профессионального самоопределения? 9. В чем сущность стратегий самообмана при оказании помощи в профессиональном самоопределении?
|