![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личное достоинство как высшее (элитное) проявление субъектности в труде.
Уже отмечалось выше, что известный философ и социолог Дж. Ролз определяет самоуважение и чувство собственного достоинства как «первичное благо», которое лежит в основе всех человеческих стремлений и действий и которое необходимо учитывать при построении справедливого общества. Само чувство собственного достоинства (по Дж. Ролзу) включает два основных аспекта. Во-первых, «ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации». Во-вторых, уверенность в собственных способностях, поскольку во власти человека выполнить собственные намерения» [26, с. 385]. Таким образом, достойным может считать себя только тот человек, который «уверен в собственных способностях» и готов реализовать свою концепцию блага, т. е. готов выступить субъектом построения своего счастья. Но человек живет в реальном обществе и взаимодействует с другими людьми, и у всех этих людей есть свои «концепции блага», которые часто вступают друг с другом в неизбежные противоречия. Если взять за основу ту точку зрения, что все люди должны в равной степени любить друг друга, то это окажется заведомым самообманом, ибо на такое способен лишь Господь Бог, отмечает Дж. Ролз. Поэтому необходимо искать новые подходы. В частности, Дж. Ролз предлагает свою концепцию «справедливости как честности». Только в «справедливом обществе», отмечает Дж. Ролз, люди должны стремиться к тому, чтобы уравновесить свои интересы, т. е. «договориться» и пойти на определенные уступки друг другу. А это означает, что даже в «справедливом обществе» неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы. Причем неизбежными становятся уступки и в самом главном — в чувстве собственного достоинства. Но только в этом случае, уступая даже в столь важном для себя, человек и общество получают гораздо больший выигрыш — стабильность всего этого общества и его дальнейшее развитие, а значит, и расширение возможностей для самореализации каждого отдельного члена такого общества. Естественно, все это имеет прямое отношение и к трудовой деятельности, где как раз и происходит основная самореализация личности. И именно здесь человек превращается из «отдельно взятого индивида» в подлинную личность, сопричастную общественным интересам, и у человека появляется то, что «поздний» А.Адлер называл «чувством сопричастности с обществом» и к чему призывал стремиться. На самом деле, человек, ориентированный на интересы общества (а еще лучше — культуры), не столько «теряет» свое достоинство в неизбежных уступках интересам других людей, сколько возвышает его. В данном случае можно говорить, что достоинство проходит настоящую проверку — проверку значимости цели и смысла, ради которых человек живет и может вообще считать или не считать себя Личностью. А самой высшей такой целью как раз и считается служение другим людям и обществу в целом. Самореализация в труде, понимаемая как стремление утвердить свое достоинство через служение идеалам добра и справедливости, реально сталкивается с серьезными трудностями. Например, с такими. Готово ли общество справедливо оценивать вклад каждого человека в общее благосостояние? Мы считаем, что пока не готово. Готов ли конкретный человек, понимая, что его труд часто по справедливости не оценивается, тем не менее, добровольно и творчески реализовать свои лучшие таланты в труде? Мы считаем, что реально таких людей очень немного, и их воспринимают как «почти святых» или как дураков. Есть ли на данный момент единство в понимании того, что «достойно» и «недостойно»? Если бы такое понимание на уровне общественного сознания было, то многим людям проще стало бы ориентироваться на истинные ценности культуры и соответственно проще реализовывать себя в культуре в качестве полноценных субъектов. Но пока даже многие ведущие деятели современной культуры сильно запутались в этих вопросах, что проявляется в постоянно сменяющих друг друга «кризисах культуры». И если самой культуре эти кризисы помогают в рефлексии своих проблем, то неподготовленному обывателю это сильно осложняет проблемы личностного и профессионального самоопределения. Особенно остро эти проблемы стоят в современной России, где немалая часть так называемой творческой интеллигенции уже сумела продемонстрировать свою приверженность лучшим идеалам справедливости и собственного достоинства. По этому поводу известный отечественный драматург В. Розов с сожалением писал: «Я не люблю интеллигентский холуяж. Откровенный холуяж, который я заметил еще на первом сборище в Бет-ховенском зале в Кремле на встрече президента с представителями творческой интеллигенции. Я тогда выступил в " Правде", и больше меня на подобные холуяжи не приглашали» [25, с. 6]. Еще раньше известный писатель-антифашист говорил о том, что «мечта рабов — рынок, где можно покупать себе господ» и т. п. Таким образом, проблема человеческого достоинства вновь может лишь быть обозначена теперь уже в контексте самореализации человека в трудовой деятельности, но само решение данной проблемы во многом еще представляется делом самого человека. А зависит это от того, насколько он сам воспримет возможности своей профессиональной деятельности в качестве условия для полноценного личностного развития.
|