Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Онтология






...вещь может быть принята в расчет в качестве материи, или тела, как живая, чувствующая, разумная, горячая, холод­ная, движущаяся, находящаяся в покое, под всеми этими имена­ми подразумевается материя, ипнтело, так как все таковые имена суть имена материи.

Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1965.

С. 71-72.

...мыслящая вещь представляет собой нечто телесное; ибо, по всей вероятности, субъекты всякого рода деятельности могут быть поняты только как нечто телесное, или материальное.

...предположение о материальности мыслящей субстанции кажется мне более правильным, чем другое предположение, а именно то, согласно которому она нематериальна.

Там же. Т. 1. М., 1965. С. 415.

Слово тело в наиболее общем употреблении обозначает то, что заполняет и занимает определенное пространство или вооб­ражаемое место и не зависит от воображения, а является реаль­ной частью того, что мы называем вселенной. Так как вселенная есть совокупность всех тел, то нет такой реальной части ее, кото­рая не была бы также телом. Точно так же ничто не может быть телом в собственном смысле этого слова, не будучи одновре­менно частью (этой совокупности всех тел) вселенной. Так как, далее, тела подвержены изменению, т.е. могут в разнообразных видах представиться чувствам живых существ, то они называют­ся субстанцией, т.е. тем, что подвержено разнообразным акци-


денциям; иногда они бывают в движении, а иногда в покое, иногда кажутся нашим ощущениям горячими, иногда холодными, иногда имеющими один цвет, запах, вкус, иногда другой. И это разно­образие кажимости (произведенное разнообразными действиями тел на наши органы чувств) мы принимаем за изменения дей­ствующих на нас тел и называем их акциденциями тел. В соот­ветствии с этим значением слова акциденция и тело означают

одно и то же...

Там же. Т.2. С. 397-398.

... определение тела гласит: телом называется все то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-нибудь ча­стью пространства, или имеет с ней равную протяженность.

...[ акциденция] является способом, посредством которого мы представляем себе тело. Иными словами: акциденция есть определенная способность тела, благодаря которой оно вызы­вает в нас представление о себе.

... разнообразие всяких форм возникает из разнообразия дви­жений, посредством которых они образуются, а причиной дви­жения можно считать только движение. Да и разнообразие чув­ственно воспринимаемых вещей, например цветов, звуков, вку­совых ощущений и т.д. не имеет другой причины, кроме движе­ния, происходящего частью в действующих на наши органы чувств предметах, частью в нас самих...

А тот, кто понимает, что такое движение, должен знать, что движение есть оставление одного места и достижение другого.

... физические явления могут быть поняты лишь после того, как изучены движения мельчайших частиц тела, а движение по­следних в свою очередь может быть понято только тогда, когда познана сущность того, что производится движением одного тела в другом, и притом только тогда, когда знают, что производится простым движением. И так как всякое чувственное проявление вещей характеризуется определенным качеством и величиной, а последние в свою очередь имеют своим основанием сочетание движений, каждое из которых наделено определенной степенью скорости и проходит определенный путь, то прежде всего долж­ны быть исследованы пути движения, как такового (что состав­ляет предмет геометрии), затем пути видимых движений и, на­конец, пути движений внутренних и невидимых (которые иссле­дует физика). Вот почему бесполезно изучать философию при­роды, не начав с изучения геометрии, и те, кто пишет или спорит


о философии природы без знания геометрии, только даром отни­мают время у своих читателей или слушателей.

Там же. Т. 1. С. 135, 107—108, НО.

Движение есть непрерывная перемена мест, т. е. оставле­ние одного места и достижение другого; то место, которое ос­тавляется, называется обычно terminus a qui; то же, которое достигается, — terminus ad quern.

... Нельзя себе представить, будто что-либо движется вне вре­мени, ибо время есть, согласно определению, призрак, т.е. образ движения. Представлять себе, будто что-нибудь движется вне вре­мени, значило бы поэтому представлять себе движение без обра­за движения, что невозможно.

Покоящимся называется то, что в течение известного про­межутка времени остается в одном и том же месте; движу­щимся же или двигавшимся — то, что раньше находилось в ином месте, чем теперь, независимо от того, пребывает ли оно в данный момент в состоянии покоя или в состоянии движения. Из этого определения следует, во-первых, что все тела, которые в настоящее время находятся в процессе движения, двигались и до этого. Ведь пока они находятся в том же самом месте, что и ранее, они пребывают в состоянии покоя, т.е. не движутся, со­гласно определению покоя; если же они находятся в другом мес­те, то они двигались ранее, согласно определению движения.

Тело становится причиной движения лишь тогда, когда оно движется и ударяется о другое тело.

...противоположностью движения является не движение, а покой. Недоразумение здесь обусловливается тем обстоятель­ством, что имена покой и движение логически исключают друг друга, между тем как в действительности движению оказывает противодействие не покой, а встречное движение.

...всякое изменение, происходящее в каком-нибудь теле, должно корениться в движении его частей.

Там же. С. 141—142, 154—155.

Теория познания и методология

Для уразумения того, что я понимаю под способностью по­знания, необходимо вспомнить и признать, что в нашем уме все­гда имеются известные образы, или идеи вещей, существующих вне нас, в силу чего, если бы какой-нибудь человек остался жить, а весь остальной мир был уничтожен, этот человек тем не менее


сохранил бы образ мира и всех тех вещей, которые он некогда видел и воспринял в мире. Всякий из собственного опыта знает, что отсутствие или уничтожение вещей, раз воспринятых нами, не влечет за собой отсутствия или уничтожения соответствую­щих образов. Такие образы, или изображения, качеств вещей, существующих вне нас, составляют то, что мы называем нашим представлением и образом воображения, идеей, понятием или знанием этих вещей. Способность же, или сила, при помощи которой мы приобретаем это знание, есть то, что я здесь назы­ваю способностью познания, или представления.

Там же. С. 442.

Первый принцип познания состоит в том, что мы имеем та­кие-то и такие-то представления; второй — в том, что мы так-то и так-то называем вещи, к которым относятся наши представле­ния; третий — в том, что мы соединяем эти имена таким обра­зом, чтобы образовать из них истинные предложения, и, нако­нец, четвертый — в том, что мы соединяем эти предложения так, чтобы из них можно было выводить умозаключения и истина этих умозаключений могла быть познана.

... два рода познания — математическое и догматическое. Пер­вое свободно от споров и разногласий, ибо сводится к сравнению фигур и движений, а в этих вопросах истина не сталкивается с интересами людей. В области же познания второго рода все вы­зывает споры, ибо этот род познания занимается сравнением людей, затрагивает их права и выгоды, а в этих вопросах человек будет восставать против разума всякий раз, когда разум выска­жется против него.

Там же. С. 439, 467.

Имеются два рода знания, из которых первый есть знание факта, второй — знание последовательной зависимости одного утверждения от другого. Первый род знания есть не что иное, как ощущение и память, и является абсолютным знанием, на­пример, когда мы наблюдаем совершающийся факт или вспоми­наем, что он совершался, и это то знание, которое требуется от свидетеля. Второй род знания называется наукой...

... способность к рассуждению не есть нечто врожденное..., она приобретается прилежанием: прежде всего, в подходящем употреблении имен, во-вторых, в усвоении хорошего и правиль­ного метода, который состоит в продвижении вперед от элемен­тов, каковыми являются имена, к суждениям, образованным пу-


тем соединения имен между собой, и отсюда к силлогизмам, которые суть связи одного суждения с другим, пока мы доходим до знания всех связей имен, относящихся к интересующей нас теме, именно это и называют люди научным знанием. Между тем как ощущение и память дают нам лишь знание факта, явля­ющегося вещью прошлой и непреложной, наука есть знание свя­зей и зависимостей фактов.

...ощущение есть движение в органах и во внутренних частях человеческого тела, вызванное действием вещей, которые мы ви­дим, слышим и т.д., и что представление есть лишь остаток того же движения, сохранившийся после ощущения.

...чувственные образы и образы фантазии есть что-то иное, нежели реально существующие вне нас предметы.

Там же. Т. 2. С. 80, 83, 113, 610.

...для развития философских знаний необходимы знаки, при помощи которых мысли одного могли бы быть сообщены и разъяснены другим.... например те, о которых мы только что говорили; другие же произвольны, т.е. выбираются нами по про­изволу...

Чувственное восприятие, или ощущение, таким образом, мо­жет быть лишь движением внутренних частей ощущающего тела. Эти движения происходят в органах чувств, посредством кото­рых мы воспринимаем вещи. Субъектом ощущения является, та­ким образом, тот, кто обладает образами. Итак, природа чув­ственного восприятия, или ощущения, в какой-то мере выяснена нами, — это внутреннее движение, происходящее в ощущаемом теле.

...Полное определение ощущения, вытекающее из объясне­ния его причин и процесса его возникновения, гласит: ощущение есть образ, обусловленный противодействием и направленным вовне импульсом, которые возникают в органе чувств под влия­нием импульса, исходящего от предмета и направленного внутрь, при условии известной продолжительности такого импульса.

Под наукой (scientia) мы понимаем истины, содержащиеся в теоретических утверждениях, т.е. во всеобщих положениях и вы­водах из них. Когда речь идет лишь о достоверности фактов, то мы говорим не о науке, а о знании (cognitio). Наука начинается лишь с того знания, благодаря которому мы постигаем истину содержащуюся в каком-нибудь утверждении; она есть Познани какого-нибудь предмета на основании его причины, или позна


ние его возникновения посредством правильной дедукции. Зна­ние есть также правильное понимание возможной истинности какого-нибудь положения; такое понимание мы получаем путем правильного умозаключения из установленных опытом следствий. Оба указанных вида дедукции мы называем обычно доказатель­ствами.

Все хаотическое должно быть разложено на составные части, а последние следует отличить друг от друга, и всякая часть, по­лучив соответствующее ей обозначение, должна занять свое проч­ное место. Иными словами, метод должен соответствовать по­рядку творения вещей.

Там же. Т.1. С. 49, 61, 187, 235.

В целях познания метода нужно припомнить определение фи­лософии, сформулированное мной следующим образом: фило­софия есть осуществляемое посредством правильного рассужде­ния познание явлений, или действий, исходя из знания их воз­можного возникновения или образования, а также действитель­ного или возможного способа их возникновения, исходя из зна­ния их действий. Следовательно, метод при изучении философии есть кратчайший путь к тому, чтобы на основании знания при­чин прийти к познанию их действий и на основании знания дей­ствий прийти к познанию их причин. Но мы только тогда поймем какое-нибудь действие, когда познаем, каковы его причины, ка­ков субъект, в котором эти причины кроются, в каком субъек­те они производят данное действие и каким образом они его производят...

Первое начало всякого знания — образы восприятий и вооб­ражения, о существовании которых нам достаточно известно в силу свойств нашей природы. Однако, почему они существуют и откуда происходят, мы узнаем только посредством научного ис­следования, которое состоит в разложении предмета на его ос­новные элементы и в соединении последних. Поэтому всякий метод, посредством которого мы исследуем причины вещей, яв­ляется или соединительным, или разделительным, или частью соединительным, а частью раз делительным. Обычно разделитель­ный метод называется аналитическим, а соединительный —син­тетическим.

Для каждого метода характерно умозаключение от известно­го к неизвестному...

Там же. С. 105.


Учение о государстве и праве

...государство возникает обычно или в результате победы, если люди борются друг с другом, или в результате соглашения, если они приходят к взаимопониманию...

Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом мо­гут поэтому служить лишь законы каждого государства. Ведь когда государственный строй установлен, то даже естествен­ные законы становятся частью законов государственных. И этот масштаб существует во всех государствах, несмотря на то, что в каждом из них есть бесчисленное множество законов, равно как и на то, что эти государства имели некогда иные законы. Ибо, каковы бы ни были эти законы, подчинение им всегда и везде считалось добродетелью граждан, а нарушение их — пороком.

... государства бывают двух видов: одни из них являются естественными, патерналистскими и деспотическими, а дру­гие —установленными и могут быть названы политическими. В первых властитель приобретает граждан по своей воле; во вто­рых граждане по собственному решению подчиняют себя господ­ству одного человека или собрания людей, наделяемых верхов­ной властью.

... три вида государства. К первому виду относятся государ­ства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где лю­бой из граждан имеет право голоса; они называются демократи­ями. Ко второму — государства, в которых верховная власть при­надлежит собранию, где имеют право голоса не все граждане, а лишь известная часть их; они называются аристократиями. К третьему — государства, в которых верховная власть принадле­жит одному человеку; они называются монархиями. В первой разновидности государства обладателем верховной власти явля­ется народ (демос); во второй — лучшие люди (оптиматы); в тре­тьей — монарх.

Итак, вне государства — владычество страстей, война, страх, " бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невеже­ство; в государстве — владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знание и благосклонность.

Там же. С. 261, 302, 346, 354, 364.


... государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы эта лицо могло ис­пользовать силу и средства всех их так, как сочтет необходи­мым для их мира и общей защиты.

Тот, кто является носителем этого лица, называется сувере­ном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а вся­кий другой является его подданным.

Для достижения верховной власти имеются два пути. Один путь — это физическая сила... Второй путь — это добровольное соглашение людей подчиниться человеку или собранию людей в надежде, что этот человек или это собрание сумеет защитить их против всех других. Такое государство может быть названо по­литическим государством, или государством, основанном на ус­тановлении, a государство, основанное первым путем — государ­ством, основанным ^приобретении.

Так как мы видим, что задачей государства является обеспе­чить народу внутренний мир и защиту против внешнего нападе­ния, то эта задача требует глубокого знания склонностей челове­ческого рода, прав правительства и природы справедливости, за­конов, правосудия и чести...

Там же. Т. 2. С. 197, 277.

... именем права обозначается не что иное, как свобода каж­дого располагать своими естественными способностями в соот­ветствии с требованиями правого разума. Следовательно, первое основание естественного права состоит в том, чтобы каждый за­щищал свою жизнь и оберегал члены своего тела, как он только может.

... три основания, по которым кто-либо может обладать пра­вом господства над личностью другого человека. Первое из них действует в том случае, когда люди добровольно (ради мира и взаимной защиты), исходя из заключенных друг с другом согла­шений, подчиняются господству какого-нибудь человека или со­брания людей... Второе действует тогдат когда кто-нибудь, буду­чи взят в плен, побежден или лишен сил (например, находясь на пороге к смерти), дает обещание служить победителю или кому-либо более сильному, чем он сам, т.е. делать все, что тот прика­жет.... Тот, кто связан таким образом, называетсяра& ш, а тот, по отношению к кому он связан, —господином. Наконец, третье


основание права господства над личностью приобретается самим фактом рождения...

. ..закон есть приказание того лица (человека или собрания), предписание которого служит основанием повиновения...

Право есть естественная свобода, которую законы не уста­навливают, но оставляют. Поэтому по уничтожении законов сво­бода становится неограниченной; ее ограничивают прежде все­го законы естественные и божественные; тому, что от нее оста­ется, ставят еще более узкие границы гражданские законы; то же, что остается от нее после вступления в силу этого граждан­ского закона, могут в свою очередь ограничивать постановле­ния отдельных городов и обществ. Следовательно, между за­коном и правом существует значительное различие, ибо закон — это узы, а право — свобода, они различаются как противопо­ложности.

Там же. Т. 1. С. 304, 360, 382.

Естественное право... есть свобода всякого человека исполь­зовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следова­тельно, свобода делать все то, что, по его суждению и разуме­нию, является наиболее подходящим для этого средством.

Следует различать право и закон, хотя тот, кто пишет на эту тему, обычно смешивает эти понятия, нбоправо состоит в свобо­де делать или не делать, между тем как закон определяет и обя­зывает к тому или другому члену этой альтернативы, следова­тельно, закон и право различаются между собой, так же как обя­зательство и свобода, которые несовместимы в отношении од­ной и той же вещи.

Гражданским правом являются для каждого подданного те
правила, которые государство устно, письменно или при помо­
щи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему,
дабы он пользовался ими для различения между правильным и
неправильным, т.е. между тем, что согласуется, и тем, что не
согласуется с правилом.,
е ; <

... право есть свобода, именно та свобода, которую оставляет' нам гражданский закон. Гражданский же закон есть обязатель­ство и отнимает у нас ту свободу, которую предоставляет нам естественный закон.

Там же. Т. 2. С. 155-156, 281, 304.


Спиноза Бенедикт (1632—1677) — нидерландский фило­соф-материалист, пантеист (растворял бога в природе). Ро­дился в Амстердаме в зажиточной еврейской семье. Вслед за Бэконом и Декартом целью знания считал господство над природой и совершенствование человека. Был отлучен от ев­рейской общины и стал жить в среде сектантов, добывая сред­ства к существованию шлифовкой линз для телескопов, в чем достиг большого мастерства. В свободное время зани­мался наукой и обдумывал свои философские произведения, главные из которых — «Богословско-политический трактат» (1670) и «Этика» (1675).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал