Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовая охрана окружающей природной среды и здоровья человека в России
Регулирование взаимодействия общества и природы, проявляющееся, с одной стороны, в потреблении и использовании природных ресурсов, а с другой - сохранение естественной природной среды и человека, как биологического и социального организма невозможно только на основе этических и моральных принципов. Основой регулирования экологических отношений в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей является экологическое право. Экологическое право — совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений [Петров В.В., 1995]. В историческом аспекте развития экологического права в России В.В. Петров выделяет три этапа: • охрана природы - до XX века; • рациональное использование природных ресурсов - XX век до 60-х гг.; • защита окружающей среды - начиная с 60-х годов XX века. Начиная с 1917 г., автор выделяет следующие основные периоды развития экологического права: • 1917-1922 гг. — возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов; • 1922-1957 гг. - активное развитие союзного законодательства при-родноресурсного направления; • 1957-1963 гг.- принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР от 26 октября 1960 г.; • 1968-1980 гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе. Принятие по этим объектам соответствующих Основ законодательства Союза ССР и союзных республик, кодексов - в союзных республиках; • 1985-1990 гг. — попытка перестроить общественные отношения к охране природы и рационального использования природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках; • 1990 г. и далее до настоящего времени — в связи с суверенизацией России, пересмотр законодательства Российской Федерации, в том числе в области экологического образования; принятие Закона об охране окружающей природной среды (1991), Земельного кодекса (1991), Закона РФ о недрах (1992), Основ лесного законодательства (1993) и др. актов экологического направления. Учитывая тесную взаимосвязь охраны окружающей природной среды с охраной здоровья и благополучия человека в этот же период был принят закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (19 апреля 1991 г.), регулирующий гигиенические отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия среды (производственной, бытовой, природной). В дальнейшем этот Закон получил свое развитие, и в марте 1999 г. был утвержден Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ. В нем, в частности, определено: «Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе, критерии безопасности и/или безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» и «соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предприятий и юридических лиц» (ст. 39). Нормы, обеспечивающие экологические права граждан закреплены также Основами законодательства РФ об охране здоровья, которые были приняты Верховным Советом Российской Федерации в августе 1993 г. В основе системы экологического законодательства находятся три основополагающих нормативных акта: • Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая 12 июня 1990 г.; • Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.; • Конституция (основной Закон) Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. В Конституции введено трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности. В Конституции РФ среди экологических норм центральное место занимает ст.9 ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно Конституции в ст.42 закреплено право каждого человека на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. В Законе об охране окружающей среды записано, что «Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека». Закон также предусматривает право каждого гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями (ст. 11). Согласно данного Закона, с целью регулирования отношений взаимодействия природы и общества, преследуются три задачи: • сохранение природной среды; • предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека; • оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных Указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановление Правительства Российской Федерации - нормативно-правовой акт, принятый Правительством в пределах его компетенции. Согласно Конституции РФ (ст. 114, п.в.) Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Заложенная в Законе России об охране окружающей среды структура органов управления в области охраны окружающей природной среды включает органы общей (Президент, Федеральное собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы) и органы специальной компетенции (Министерство природы России, Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Министерства здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.). Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ через систему территориальных центров в области охраны окружающей природной среды выполняет ряд эколого-санитарных функций, включающих координацию деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области санитарной охраны природной среды, разработку и утверждение санитарных нормативов вредных веществ в окружающей среде и санитарных норм и правил, обязательных для всех хозяйственных субъектов и граждан, а также надзор за соблюдением санитарных нормативов и санитарных правил по охране атмосферного воздуха, водоемов и водных источников, почв от загрязнения вредными для здоровья человека веществами и продуктами. Внедрение системы санитарно-гигиенического мониторинга позволило создать банки данных о состоянии общественного здоровья и среды обитания людей и прогнозировать его изменение под воздействием неблагоприятных факторов. Санитарно-просветительная функция, проводимая Департаментом санэпиднадзора Министерства здравоохранения России направлена на повышение санитарной культуры населения и пропаганду эколого-гигиенических знаний. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения выполняется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора путем гигиенического нормирования, выполнения разрешительных, надзорных и контрольных функций. Экологические функции санэпидслужбы России: НОРМИРОВАНИЕ: • установление ПДК вредных воздействий — химических веществ -радиации - шума, вибрации, вредного воздействия магнитных полей РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: • размещение, проектирование, ввод в эксплуатацию объектов, мест захоронения объектов производства • разрешение на применение химических и радиоактивных веществ • учет потенциально опасных веществ НАДЗОР: • выполнение санитарных норм и правил • соблюдение установленных нормативов предельно допустимых концентраций • приостановление, прекращение деятельности • наложение штрафов, взыскание ущерба КОНТРОЛЬ: • санитарно-гигиенический мониторинг • санитарно-экологическая экспертиза Согласно концепции развития государственной санитарно-эпидемиологической службы руководство службой Российской Федерации, организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора в стране в период с 1991 года осуществлял Государственный комитет РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора, с августа 1996 года выполняет Департамент Госсанэпиднадзора в составе Министерства здравоохранения Российской Федерации. Определение приоритетных направлений деятельности и организации работ, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения базируется на следующих законодательных актах:
|