Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая охрана окружающей природной среды и здоровья человека в России






Регулирование взаимодействия общества и природы, проявляющее­ся, с одной стороны, в потреблении и использовании природных ресур­сов, а с другой - сохранение естественной природной среды и человека, как биологического и социального организма невозможно только на ос­нове этических и моральных принципов. Основой регулирования эколо­гических отношений в сфере взаимодействия общества и природы в ин­тересах настоящего и будущего поколений людей является экологичес­кое право.

Экологическое право — совокупность норм, регулирующих обществен­ные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и при­роды в интересах сохранения и рационального использования окружаю­щей природной среды для настоящих и будущих поколений [Петров В.В., 1995].

В историческом аспекте развития экологического права в России В.В. Петров выделяет три этапа:

• охрана природы - до XX века;

• рациональное использование природных ресурсов - XX век до 60-х гг.;

• защита окружающей среды - начиная с 60-х годов XX века. Начиная с 1917 г., автор выделяет следующие основные периоды раз­вития экологического права:

• 1917-1922 гг. — возникновение и становление законодательных ак­тов об охране и использовании природных ресурсов;

• 1922-1957 гг. - активное развитие союзного законодательства при-родноресурсного направления;

• 1957-1963 гг.- принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодатель­ства, принятие Закона РСФСР от 26 октября 1960 г.;

• 1968-1980 гг. - проведение кодификации союзного и республикан­ского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе. Принятие по этим объектам соответствующих Основ законодательства Союза ССР и союзных республик, кодексов - в союзных республиках;

• 1985-1990 гг. — попытка перестроить общественные отношения к охране природы и рационального использования природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные орга­ны управления в СССР и республиках;

• 1990 г. и далее до настоящего времени — в связи с суверенизацией России, пересмотр законодательства Российской Федерации, в том чис­ле в области экологического образования; принятие Закона об охране окружающей природной среды (1991), Земельного кодекса (1991), Зако­на РФ о недрах (1992), Основ лесного законодательства (1993) и др. актов экологического направления.

Учитывая тесную взаимосвязь охраны окружающей природной сре­ды с охраной здоровья и благополучия человека в этот же период был принят закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (19 апреля 1991 г.), регулирующий гигиенические отноше­ния, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия среды (производственной, бытовой, природной).

В дальнейшем этот Закон получил свое развитие, и в марте 1999 г. был утвержден Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ.

В нем, в частности, определено: «Государственные санитарно-эпи­демиологические правила и нормативы (далее санитарные правила)нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидеми­ологические требования (в том числе, критерии безопасности и/или безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» и «соблюдение санитарных правил является обязатель­ным для граждан, индивидуальных предприятий и юридических лиц» (ст. 39).

Нормы, обеспечивающие экологические права граждан закреплены также Основами законодательства РФ об охране здоровья, которые были приняты Верховным Советом Российской Федерации в августе 1993 г.

В основе системы экологического законодательства находятся три основополагающих нормативных акта:

• Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государ­ственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалис­тической Республики, принятая 12 июня 1990 г.;

• Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина, принятая Вер­ховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.;

• Конституция (основной Закон) Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.

В Конституции введено трехзвенное определение экологической дея­тельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: приро­допользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

В Конституции РФ среди экологических норм центральное место за­нимает ст.9 ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности наро­дов, проживающих на соответствующей территории. Согласно Консти­туции в ст.42 закреплено право каждого человека на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу.

В Законе об охране окружающей среды записано, что «Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, ес­тественной основой их устойчивого социально-экономического разви­тия и благосостояния человека».

Закон также предусматривает право каждого гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной сре­ды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, ката­строфами, стихийными бедствиями (ст. 11).

Согласно данного Закона, с целью регулирования отношений взаимо­действия природы и общества, преследуются три задачи:

• сохранение природной среды;

• предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной де­ятельности на природу и здоровье человека;

• оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных зако­нов, нормативных Указов Президента РФ Правительство РФ издает по­становления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановление Правительства Российской Федерации - нормативно-правовой акт, принятый Правительством в пределах его компетенции. Согласно Конституции РФ (ст. 114, п.в.) Правительство обеспечивает про­ведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Заложенная в Законе России об охране окружающей среды структура органов управления в области охраны окружающей природной среды включает органы общей (Президент, Федеральное собрание, Правитель­ство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Фе­дерации, муниципальные органы) и органы специальной компетенции (Министерство природы России, Департамент по санитарно-эпидемио­логическому надзору Министерства здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий и др.).

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического над­зора Министерства здравоохранения РФ через систему территориальных центров в области охраны окружающей природной среды выполняет ряд эколого-санитарных функций, включающих координацию деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области санитар­ной охраны природной среды, разработку и утверждение санитарных нормативов вредных веществ в окружающей среде и санитарных норм и правил, обязательных для всех хозяйственных субъектов и граждан, а также надзор за соблюдением санитарных нормативов и санитарных пра­вил по охране атмосферного воздуха, водоемов и водных источников, почв от загрязнения вредными для здоровья человека веществами и про­дуктами.

Внедрение системы санитарно-гигиенического мониторинга позволи­ло создать банки данных о состоянии общественного здоровья и среды обитания людей и прогнозировать его изменение под воздействием не­благоприятных факторов. Санитарно-просветительная функция, проводи­мая Департаментом санэпиднадзора Министерства здравоохранения России направлена на повышение санитарной культуры населения и пропа­ганду эколого-гигиенических знаний.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населе­ния выполняется органами государственного санитарно-эпидемиологи­ческого надзора путем гигиенического нормирования, выполнения раз­решительных, надзорных и контрольных функций.

Экологические функции санэпидслужбы России:

НОРМИРОВАНИЕ:

• установление ПДК вредных воздействий

— химических веществ -радиации

- шума, вибрации, вредного воздействия магнитных полей РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

• размещение, проектирование, ввод в эксплуатацию объектов, мест захоронения объектов производства

• разрешение на применение химических и радиоактивных веществ

• учет потенциально опасных веществ НАДЗОР:

• выполнение санитарных норм и правил

• соблюдение установленных нормативов предельно допустимых кон­центраций

• приостановление, прекращение деятельности

• наложение штрафов, взыскание ущерба КОНТРОЛЬ:

• санитарно-гигиенический мониторинг

• санитарно-экологическая экспертиза

Согласно концепции развития государственной санитарно-эпидемио­логической службы руководство службой Российской Федерации, орга­низация государственного санитарно-эпидемиологического надзора в стране в период с 1991 года осуществлял Государственный комитет РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора, с августа 1996 года выполняет Департамент Госсанэпиднадзора в составе Министерства здра­воохранения Российской Федерации.

Определение приоритетных направлений деятельности и организации работ, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического бла­гополучия населения базируется на следующих законодательных актах:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал