Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Акты Федеральных органов других ветвей власти
Наименование документа Орган, опубликовавший документ Постановление Госстандарта РФ Бюллетень нормативных актов и Госкомсанэпиднадзора РФ от Министерств и Ведомств Российс-5 января 1993 г. № 1, 2 «Об обеспе- кой Федерации, 1993 г., № 4 чении безопасности продукции для здоровья человека» Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 января 1993 г. Регистрационный №117 Наименование документа Орган, опубликовавший документ Разъяснение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 21 мая 1993 г. № 02-12/65-1571 и Российского агентства международного сотрудничества и развития от 19 мая 1993 г. № 3.14.2-3/321 «О государственной экологической экспертизе предприятий с иностранными инвестициями» Зарегистрировано Минюстом РФ 8 июля 1993 г. Регистрационный №299 Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов (утв. Минприроды РФ 17 апреля 1996 г.) Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 апреля 1996 г. Регистрационный № Ю76 Бюллетень нормативных актов Министерств и Ведомств Российской Федерации, 1993 г., № 10 " Российские вести" от 5 июня 1996 г., № 103 Основной экологической функцией Министерства РФ по делам граж-flaHQKofi обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в соответствии с утвержденным в мае 1994 г. Положением Правительства РФ является принятие чрезвычайных мер по ликвидации экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями и авариями. Росгидромет является головной организацией в осуществлении единой государственной службы мониторинга окружающей среды, на который возложены организация и проведение наблюдения, оценка, прогноз состояния окружающей среды и ее изменений в процессе хозяйственного развития. Объектом его наблюдений является окружающая среда, куда относятся следующие компоненты природы: атмосфера, почвы, поверхностные воды, суши, морская среда, сельскохозяйственные культуры, пастбищная растительность, околоземное космическое пространство. Вред жизни и здоровью человека от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды выражается в частичной или полной потере жизнеобеспечивающих, биологических функций организма. Источником неблагоприятных последствий выступает окружающая человека среда. К ней относится внешняя среда жизни человека. Вред человеку, причиненный в производственно-хозяйственной, социально-культурной сферах, не относится к числу экологического вреда. Отношения по его возмещению регулируются санитарным законодательством, основами законодательства, об охране здоровья и об охране труда. Воздействие окружающей природной среды, которое является причиной возникновения вреда человеку подразделяют на два вида: стихийные явления и антропогенные воздействия. Стихийные явления, а иногда и бедствия, являются отражением объективных процессов естественного мира и в силу юридической специфики имеющих место здесь административных отношений вопросы компенсации ущерба регулируются специальными постановлениями Правительства. Антропогенное действие - выражается в производственной, хозяйственной, рекреационной или иной деятельности человека, вредно влияющей на окружающую среду. Под неблагоприятными воздействиями Закон понимает всякое экологически вредное воздействие окружающей природной среды на состояние здоровья человека: загрязнение окружающей среды, в том числе химическое, радиационное, шум, вибрация, влияние магнитных полей, иные вредные физические, биологические и другие воздействия. К сожалению, следует констатировать, что на современном уровне в мировой и отечественной практике не выработаны критерии оценки в денежном выражении утраты жизни, потери здоровья человека, негативные генетические изменения человека, вызванные неблагоприятными изменениями в окружающей природной среде. Однако следует отметить, что первые прецеденты в этом направлении стали появляться. Так, в пользу истцов по взысканию судом ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды завершились дела в Японии, получившие свое - за загрязнения моря сточными водами «Минамата» (1971), «Ими-гата-Минамата» (1973) и загрязнения атмосферного воздуха большим количеством окислов серы «Екаиши-астма» (1972) и др. Возмещению подлежат материальные потери в связи с расстройством здоровья, смертью кормильца, полной или частичной потери трудоспособности, моральными травмами (психическими отклонениями, генетическими дефектами, иными потерями в здоровье человека), вызванными неблагоприятными изменениями в окружающей природной среде. При возмещении вреда здоровью граждан, причиненного загрязнением и иными экологическими вредными воздействиями окружающей природной среды, компенсации по общему правилу подлежат следующие расходы: • затраты на лечение и восстановление здоровья (экологический ущерб); • расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой трудоспособности (экономический ущерб); • иные убытки (вынужденный переезд на новое место жительства, преждевременный уход на пенсию, упущенные возможности профессиональной или иной деятельности), а также ущерб, вызванный психическими отклонениями, порожденными негативным воздействием окружающей среды, моральный вред, который по новому гражданскому законодательству подлежит возмещению помимо имущественного вреда. Возмещение вреда здоровью от неблагоприятных последствий окружающей среды относится к видам объективной юридической ответственности за вред. Основанием возникновения обязанности возмещения вреда служит не нарушение каких-либо экологических, санитарных норм, не вина причинителя вреда, отсутствие которой по существующему порядку он должен доказывать, а факт причинения вреда либо реальная угроза его наступления. В этих условиях решающее значение имеет наличие причинной связи между поведением причинителя вреда (правомерным или неправомерным) и наступившим результатом. Наличие причинной связи между вредом здоровью и источником его причинения, определение степени вредного воздействия на трудоспособность и жизнедеятельность человека доказывается результатами медико-социальной экспертизы, предусмотренной Основами законодательства об охране здоровья человека (ст.50). Медико-социальная экспертиза устанавливает причину, степень утраты трудоспособности граждан и группу инвалидности. Она определяет сроки, виды, объем социальной реабилитации граждан, мер их социальной защиты. Данная экспертиза осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения и проводится по инициативе органов прокуратуры, суда, арбитражного суда, органов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора. Заключение такой экспертизы может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем. Происходящие изменения социально-экономической и экологической обстановки вызвало активное развитие законодательства не только по охране окружающей среды, но и в области безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Экологическая безопасность определяется как состояние защищенности: • жизненно важных интересов личности, общества, государства [Петров В.В., 1995]; • биологических основ жизни, здоровья и развития человека [Жевла-ков Э.Н., 1995]; • населения, животного и растительного мира, окружающей природной среды в целом от последствий антропогенного воздействия, а также от стихийных бедствий и катастроф [Винокуров Ю.Е., 1993]. А. А.Тер-Акопов (1998) формулирует экобезопасность как обеспеченность жизненно важных интересов человека природными ресурсами и защищенность его от воздействия негативных факторов природной среды. Он также выдвинул ряд постулатов концепции экологической безопасности: экологическая безопасность - категория социальная, она есть часть проблемы безопасности человека, общества; причины экологических дисбалансов имеют, главным образом, социальный характер. Ряд положений об экологической безопасности были внесены в Концепцию национальной безопасности (утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300), в которую, исходя из современных требований политической и социально-экономической жизни нашего государства, внесены положения и дополнения, и в новой редакции Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента 10 января 2000 г. №24. В Концепции записано, что в интересах России и других государств необходимо решение острых экологических проблем глобального характера, в т.ч. обеспечение ядерной и радиационной безопасности. В данном документе также определено, что национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощение ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Анализ государственных отчетов и научных исследований показывает, что в России наибольшую экологическую опасность представляют: • крупномасштабное загрязнение природной среды, городов и территорий в результате функционирования промышленных предприятий, транспорта, ведения сельского хозяйства, аварий и автокатастроф с выбросом токсических веществ в окружающую среду; • накопление и захоронение огромного количества опасных (токсичных) и радиоактивных отходов; • деградация природных ресурсов: эрозия земель и снижение плодородия почв, истощение водных, лесных, минеральных и органических ресурсов, обеднение биоразнообразия; • потенциальную опасность для экологической безопасности представляет международная космическая деятельность. Взаимодействие многих факторов экологической опасности приводит к быстрому расширению неблагоприятных экологических зон и зон экологического бедствия. Эти зоны занимают до 15% территории России. К ним относится около 100 городов с общим населением более 40 млн. человек. Следует также обратить внимание, что в России - 20% сейсмоопасных территорий и более 50% территорий относятся к зоне вечной мерзлоты. В соответствии с Конституцией, к числу приоритетных направлений государства в экологической сфере относятся: • рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; • предотвращение загрязнений природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсических промышленных и бытовых отходов; • предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий, произошедших ранее радиоактивных аварий и катастроф; • экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения; • безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; • создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах РФ. Законом РФ об охране окружающей среды предусматривается выделение двух видов зон, в которых складываются неблагоприятные условия для проживания населения: зона чрезвычайной экологической ситуации и зона экологического бедствия (ст.58 и 59). Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Статус зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия производится постановлениями органов исполнительной власти федерального уровня или Указами Президента по представлению специально уполномоченных на то государственных органов в РФ в области охраны окружающей среды на основании заключения государственной экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы закреплены в Законе РФ об охране окружающей природной среды и, в основном, относятся к государственной экспертизе. Однако основные положения в большинстве случаев могут быть использованы при ведомственной экологической экспертизе, а также общественной и научной эколого-экспертной деятельности. Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом в области охраны окружающей природной среды, и ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязательного к исполнению. Ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего министерства, ведомства, и ее результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллективов и отдельных ученых. Нужно отметить, что в основном экологическая экспертиза имеет чисто предупредительное значение и, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности. Цель экологической экспертизы - обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества. Задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.
|