Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политика по охране окружающей среды, экологии и здоровью человека в России и других государствах
В России с 1994 г. составляются планы действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования. Эти планы основаны на решениях Комиссии ООН по устойчивому развитию (ЮНСЕД) и проекта «Окружающая среда для Европы». Планы действий включают в себя целевые экологические программы и законодательные инициативы Правительства РФ. 4 февраля 1994 г. Президентом Российской Федерации был утвержден Указ №236 «О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 утвержден документ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Этим документом были подтверждены основные положения государственной стратегии России по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого экологического безопасного развития в условиях рыночных отношений, охране среды обитания человека, оздоровлению (восстановлению) нарушенных экосистем, участию России в решении глобальных экологических проблем. В настоящее время следует отметить, что сам термин устойчивое развитие имеет неоднозначную оценку, несмотря на то, что уже сейчас он перекочевал со страниц научных журналов в экономические, экологические и политические издания. В то же время в обращении к участникам Форума Рио+5 в Бразилии, организованном в марте 1997 г. Советом Земли, Российский академик Н.Н. Моисеев сказал: «Мне кажется, что концепция «устойчивого развития» - одно из опаснейших заблуждений современности, особенно в том виде, как она интерпретируется политиками и экономистами, которые вольно или невольно подразумевают допустимость или приемлемость продолжения развития, происходящего на нашей планете в настоящее время. Эта концепция породила определенные иллюзии, в известной степени успокоившее общественное мнение. Усилия государств и общественных движений были переведены в рамки чисто практических, локальных мероприятий, очень важных, конечно, но не способных качественно изменить планетарную экологическую обстановку». По мнению академика Н.Н. Моисеева, человечество в начале неолита могло бы исчезнуть с лица земли подобно тому, как исчезали отдельные популяции, нарушившие равновесие присущих им экологических ниш. Люди, научившись эффективно охотиться, стали гораздо быстрее уничтожать, в сравнении с воспроизводством, стада мамонтов и крупных копытных. В результате возник первый глобальный экологический кризис. Однако люди сумели выйти победителями из него, научившись земледелию и скотоводству. Экологическая ниша качественно расширилась, и человеческий род продолжился. Но как мы выше отмечали, по данным многих исследователей, мир на пороге уже глобального экологического кризиса, вызванного, главным образом, превалирующим развитием и нескоординированностью международных сообществ в сфере рационального природопользования, в том числе, с заботой о будущих поколениях людей. Чтобы жизнь на земле и дальше продолжалась, человечество должно принять все необходимые меры по ускорению научно-технического прогресса для обеспечения: - опережающего роста производства экологически чистых продуктов питания в сравнении с ростом населения за счет повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий, расширения использования ресурсов лесов, морей и океанов, а также нетрадиционных источников; - постепенной замены невозобновляемых природных ресурсов по мере их истощения нетрадиционными источниками удовлетворения аналогичных потребностей человечества. Анализ имеющихся материалов показывает, что наибольшую долю в нарушение биосферы вносят высокоразвитые страны мира. Именно эти страны должны нести экономическую ответственность за чрезмерное потребление природных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды. По данным Международной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Женейро (1992), каждый ребенок, родившийся в развитых капиталистических странах, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в странах третьего мира. Для сравнения приведем потребление некоторых видов сырьевых товаров на душу населения в США и Индии (таблица 15-1). Таблица 15-1 Потребление некоторых видов сырьевых товаров на душу населения в США и Индии в 1996 г. Наименование Единица ______ Страны
Если бы объем потребления природных ресурсов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на душу населения во всем мире был таким, как в США, человечество на Земле, пожалуй, прекратило свое существование. По сути дела тем, что человечество еще не вырождается, мы во всем обязаны развивающимся странам. Для того, чтобы развиваться, богатые страны используют экологическую нишу бедных стран, народы которых прозябают в нищете и ведут борьбу за выживание. В настоящее время все чаще высказывается мнение, что за это бедные страны должны получать своеобразную «арендную плату» в виде налогов, часть которых через Фонд ноосферного развития направлялась бы на оказание им финансовой помощи. Это будет способствовать уменьшению разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными странами и, следовательно, к достижению одной из целей нового мирового порядка. При новом мировом порядке в особую группу должны быть выделены планетарные природные ресурсы. Они должны быть разделены на две группы. Первая группа — природные ресурсы, не попадающие ныне под юрисдикцию государств (ресурсы мирового океана, космическое пространство, Арктика и Антарктика и др.). Эти ресурсы являются собственностью всего мирового сообщества, и каждый человек планеты должен иметь равную долю благ, полученных от них. Поэтому за пользование этими ресурсами должна быть установлена соответствующая плата, взиматься в МФНР и использоваться на благо всего человечества. Вторая группа — природные ресурсы, попадающие под юрисдикцию отдельных государств. К этой группе относятся те природные ресурсы, которые без ущерба для удовлетворения в них внутренней потребности, могут использоваться на благо мирового сообщества. Количество таких ресурсов должно определяться самой страной. Они должны быть: 1) оценены по общепризнанной мировым сообществом методике; 2) взяты на государственный баланс данной страны как часть национального богатства; 3) застрахованы от возможных негативных рисков, в том числе с участием международных страховых структур. Данное высказывание вполне справедливо, и невозможно представить без новых политических решений, соответствующей законодательной базы и ряда ограничений на национальных и глобальных уровнях возможность эффективного решения проблем устойчивого развития. Многочисленные программы и проекты по охране окружающей среды, которые принимались и реализовывались на региональных и локальных уровнях после стокгольмской конференции (1972) оказались недостаточными и малоэффективными, так как не повлияли на темпы развития отрицательных глобальных изменений окружающей среды. Основной причиной, не позволяющей повысить эффективность природоохранных мер, является рост населения и его потребностей, которые удовлетворяются на базе расширения потребления и разрушения биоты с использованием определяющего развития энергетики. Абсолютно все глобальные тенденции ухудшения экологической ситуации распространяются на территорию России. Более того, Россия выступает как один из регионов, вносящих существенный вклад в развитие, сохранение и усиление отрицательных глобальных экологических тенденций. Кроме того, природные особенности России, такие в частности, как большие площади заболоченных земель, а также вечной мерзлоты, по-видимому, способствуют усилению некоторых антропогенных воздействий, увеличивая выбросы загрязнителей в результате разрушения естественных сообществ организмов и деградации среды в этих регионах. Проведенный в последние годы анализ целого спектра нарушений и деформаций окружающей среды на территории бывшего СССР позволил выявить районы с наиболее сильными изменениями и составить карту распространения этих районов. В то же время Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. На ее территории сосредоточено 34% мировых запасов природного газа; 13, 7% нефти; 23, 9% железных руд; 22% лесных ресурсов; более 20% пресных вод. У нас имеются большие запасы биологических ресурсов, золота, алмазов, цветных и редких металлов. Земельный фонд России составляет 1709 млн га, что значительно превышает площадь других государств мира. Кроме того, на ее территории расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, рекреационное и оздоровительное значение. По масштабам многих видов природных ресурсов Россия может соперничать с такими континентами, как Европа, Северная, Южная и Центральная Америка, Австралия, и во многих случаях существенно их превосходит. Россия - это страна с природными ресурсами планетарного значения. Тем не менее на фоне глобального экологического кризиса на территории России имеет место жестокий региональный экологический кризис с часто встречающимися локальными деформациями природной среды, имеющими характерные масштабы порядка 10-15 тыс. км2 - в среднем, - по одной на каждые 70 тыс. км2 территории. Нередко отдельные ареалы с сильными локальными нарушениями среды сливаются, образуя крупные территории нарушения среды. Жестокий экологический кризис в России усугубляется социальными и экономическими деформациями.
В России в течение ряда десятилетий сформировалось ресурсоемкое и энергоемкое хозяйство, так как развиваемые отрасли промышленности требовали много металла, энергоносителей и других ресурсов, что явилось одним из основных факторов глубоких нарушений природной среды. Россия вносит в загрязнение окружающей среды вклад, подобный вкладу развитых стран: большие выбросы парниковых и токсичных газов, широкое разнообразие наименований вредных веществ, поступающих во все среды, накопление загрязнений в водоемах, почве, растительности, утечки радиоактивных веществ. В то же время, в России сильная деформация окружающей среды идет и по типу развивающихся стран: происходит быстрая деградация земель, сокращается площадь лесов, истощаются минеральные природные ископаемые. В результате природа России несет как бы двойную нагрузку - и как развитой, и как развивающейся страны (табл. 15-2). Такие отрасли, как энергетика, добыча сырья, производство искусственных материалов, металлургическая, химическая и нефтехимическая промышленность, оказываются наиболее экологически опасными, а их сосредоточение в одном месте создает опасное территориально-отраслевое сочетание. Экологически опасные территориально-отраслевые сочетания широко распространены в Уральском регионе, Поволжье, на Кольском полуострове, на юге Сибири. На этапе структурной перестройки хозяйства нельзя ожидать ни значительных государственных вложений в решение экологических проблем, ни улучшения уровня и качества жизни населения. Для обеспечения естественного прироста населения на каждый 1 % прироста требуется увеличение валового национального продукта на 2% (демографическая компенсация). В этих сложных условиях структурной перестройки хозяйства необходим выбор разумной экологической стратегии на переходный период, так как именно в этот период будут закладываться основы тех экологических условий жизни населения России, с которыми она войдет в XXI век. Для перехода России в ноосферный путь развития группой ученых разработана и предлагается российскому обществу новая стратегия экономической реформы, ключевыми моментами которой являются: 1. Включение показателей экономической оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений в обществе и национальных счетов Важным шагом в этом направлении является экономическая оценка природных ресурсов в реальном денежном выражении и заключение данной оценки в систему социально-экономических отношений в обществе. Экономическая оценка необходима для: — выбора оптимальных параметров эксплуатации природных ресурсов; - отражения стоимости природных ресурсов в структуре национального богатства (с учетом открытости мирового рынка); - учета денежной оценки природных ресурсов приватизации; - установления платежей за нерациональное использование природных ресурсов; - определения стартовой цены при проведении аукционных торгов за право пользования природными ресурсами; - учета денежной оценки природных ресурсов при разделе продукции; - решения многих других задач, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и развитием нашей экономики. Природные ресурсы должны стать главным экономическим активом нашей страны. 2. Коренное изменение налоговой системы Существующая налоговая система ущербна для нашей страны. Она носит чисто фискальный характер и никакой стимулирующей роли не играет. Кроме того, в ее недрах созданы условия для вывоза капитала (природной ренты) за рубеж, сокрытия налогов и других экономических преступлениях. Поэтому она должна быть коренным образом пересмотрена. Новая налоговая система должна базироваться на следующих принципах: - природная рента (доход, получаемый без затрат труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации природных ресурсов по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства) принадлежит каждому гражданину России и в равной степени должна взиматься, в целях выхода из кризиса, в бюджет и расходоваться на социально-экономические и другие нужды общества; - все то, что человек заработал своим трудом и посредством сбережений, считается принадлежащей ему собственностью. Этот доход не должен облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других; - возмещение физическими и юридическими лицами упущенной выгоды общества в результате потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов), либо при изъятии территорий в государственных и иных целях; - обеспечение государством гарантированного поступления и расходования финансовых средств на охрану и воспроизводство природных ресурсов с целью обеспечения неистощительного природопользования; - изъятие части доходов от экспорта и импорта товаров с помощью таможенных пошлин и сборов, и использование этих средств по целевому назначению в области природопользования и охраны ресурсов. Указанные принципы могут быть реализованы в практике путем введения следующих видов налогов, платежей и пошлин: - природно-ресурсный налог (природная рента); - налог на потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов); - платежи на охрану и воспроизводство природных ресурсов; - экологический налог; - платежи за нерациональное использование природных ресурсов и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, складирование отходов; - акцизы на отдельные виды товаров и услуг; - государственные пошлины; - таможенные пошлины. Введение природно-ресурсного рентного налога, как предлагают авторы, позволит России первой в мире перейти на более совершенные социально-экономические отношения в обществе, реализуя многовековую идею философов, ученых и религиозных деятелей - неотъемлемое право каждого члена общества на природные ресурсы всей страны и на равную долю благ, получаемых от них. Это можно осуществить лишь тогда, когда люди получат возможность использовать землю и природные ресурсы на правах долгосрочной аренды в обмен на уплату обществу дифференциальной природной ренты. По сути дела природные ресурсы в этом случае переходят в гражданскую собственность. При этом природная рента становится основным источником роста общественного благосостояния народа. Если каждый будет выплачивать ренту, соответствующую местоположению и качеству природного ресурса, конкуренция на рынке станет более честной, никто не будет иметь преимуществ, если только они не получены благодаря его способностям и уму. В этом случае общество имеет возможность перейти на систему налогообложения, при которой заработная плата и прибыль целиком останутся рабочим и капиталу. Это будет заработный доход, на который не должно покушаться государство, поскольку появится новый источник пополнения бюджета- природная рента (помним - 75% от ВВП). В результате этого возникнут условия, стимулирующие повышение эффективности производства и обеспечивающие справедливое распределение благ, получаемых от использования природных ресурсов. Природная рента может быть определена расчетным путем или посредством аукционных торгов на основе сумм, которые готовы платить физические и юридические лица за право пользования природными ресурсами и исходя из установленной ценности природного ресурса с учетом спроса на международном рынке. Расчетным путем природная рента определяется как разность между прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты предлагаемых авторами налогов (платежей), и нормальной прибылью, обеспечивающей развитие данного производства в рыночных условиях хозяйствования. Платежи на охрану и воспроизводство природных ресурсов вводятся с целью финансового обеспечения неистощительного использования возобновляемых природных ресурсов и необходимого прироста запаса полезных ископаемых. Размер предлагаемых платежей должен быть таким, чтобы собранных средств было достаточно для реализации Федеральной целевой программы (ряда программ) по охране и воспроизводству природных ресурсов. Если предприятие или организация осуществляет затраты на охрану и воспроизводство природных ресурсов, то на эту сумму уменьшаются данные платежи. Таким образом, с помощью предлагаемой системы налогообложения может быть создана замкнутая система гарантированного финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов. Десятилетия неэффективного использования природных ресурсов создали в нашей стране значительный неиспользованный потенциал ресурсосбережения. Так, потенциал энергосбережения составляет в настоящее время 40-45% современного энергопотребления. Одна треть этого потенциала, использование которого обходится дешевле, чем увеличение добычи топлива, сосредоточена в ТЭКе (главным образом, в энергетике и теплоснабжении). Вторая треть находится в промышленности, почти 20% - в коммунально-бытовом секторе и еще 10% - на транспорте. Аналогичная ситуация складывается и с другими ресурсами. Для стимулирования ресурсосбережения необходимо: - установить нормативы (стандарты) на потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов на единицу продукции по предприятиям на уровне лучших мировых достижений; — ввести налог за сверхнормативное потребление указанных ресурсов. Предлагаемый налог с экономической точки зрения оправдан. Уменьшая потребление сырья на единицу продукции, тем самым сокращается количество вводимых в эксплуатацию природных ресурсов, вытесняя из народно-хозяйственного баланса худшие из них. В результате этого средние затраты на производство единицы первичного природного сырья уменьшаются. Поэтому предприятия, допускающие перерасход топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов), должны возместить обществу упущенную выгоду в результате удорожания первичного природного сырья. Экологический налог предполагается вводить в целях создания благоприятной среды обитания. Существующие экономические инструменты защиты природы далеки от совершенства и практически не стимулируют снижение загрязнения окружающей природной среды. Предприятиям сейчас гораздо выгодней платить за загрязнение окружающей природной среды и не вкладывать средства в природоохранные мероприятия. Такое положение может рассматриваться как серьезная деформация нормального рыночного механизма, в результате которого, с одной стороны, ухудшаются показатели хозяйственной деятельности предприятий в связи с экологическими издержками на охрану субсидирование загрязнений за счет экономии на затратах по предотвращению загрязнений. При данной системе налогообложения как минимум должны возмещаться экологические затраты на проведение природоохранных мероприятий. В качестве объектов налогообложения предлагается принять: - выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных или передвижных источников; - сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты; - размещение отходов (токсичных и нетоксичных); - производимые шум, вибрация, электромагнитные, радиационные и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду; - иную экологически опасную продукцию. Экологический налог на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия на природную среду должны устанавливаться в рамках предельно допустимых нормативов (стандартов), направляться в бюджет и использоваться на социально-экономические нужды общества. Платежи за загрязнение окружающей природной среды сверх установленных нормативов и лимитов используются на финансирование природоохранных мероприятий. 3. Создание системы экологических ограничений на хозяйственную деятельность Природа наша прекрасна и щедра, но она хрупка и очень тонко сбалансирована - существуют пороги, через которые нельзя переступить, чтобы не допустить гибели природных систем и избежать экологической катастрофы. В наше время мы уже подошли вплотную ко многим из порогов. Поэтому важной задачей при переходе к новой модели развития общества является формирование и конституционное обеспечение системы экологических ограничений на хозяйственную деятельность, в рамках которых должно осуществляться развитие и размещение производственных сил (Лукьянчинков Н.Н., Уштин А.А., 2001). В основу экологических ограничений должны быть положены: - критические (предельные) нагрузки (индивидуальные и интегральные) антропогенных воздействий на отдельные территории, природные системы, животный и растительный мир региона; - предельно допустимые объемы изъятия отдельных видов природных ресурсов из экосистем; - лимиты на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду на заданной территории (по отдельным субъектам Российской Федерации); - стандарты и лимиты на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и потребление материальных ресурсов по предприятиям; - международные переговоры. Такая система нормативов при условии создания надежной информационной базы о состоянии окружающей среды должна сыграть исключительно важную роль в управлении природопользованием. На основе указанных выше информационной и нормативной базы должна осуществляться разработка и взимание платежей (налогов) за загрязнение окружающей среды. Кроме экологических ограничений должны учитываться ограничения на изъятие природных ресурсов. Последние ограничения могут быть представлены двумя видами. Первый вид ограничений представляет собой предельно допустимый уровень изъятия природных ресурсов из экосистемы, превышение которого ведет к деградации всей экосистемы. Второй вид ограничений представляет собой предельно допустимый уровень изъятия отдельных видов животного и растительного мира из экосистемы, при котором не подрывается их популяция и сохраняется целостность естественно сложившихся сообществ. Биологические ресурсы должны использоваться лишь в пределах природной способности к восстановлению. 4. Создание экологизированной системы подготовки и принятия решений Данная система по мнению авторов должна обеспечить принятие таких хозяйственных решений, реализация которых не приведет к неблагоприятным экологическим, социально-экономическим и другим последствиям. Важнейшим элементом этой системы является оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности (ОВОС). Такая оценка проводится с целью предотвращения деградации окружающей природной среды, восстановления нарушенных в результате предыдущей хозяйственной деятельности природных систем, обеспечения эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития, создания благоприятных условий жизни людей, выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности. На этой основе должны готовиться межрегиональные договоренности (соглашения) и международные договоры. В настоящее время основной причиной трудности реализации экологических программ служит отсутствие инфраструктуры для решения экологических проблем. Необходима система специальных экологических законодательных актов и «экологизация» всего законодательства России. Задача формирования правовой основы экологической деятельности пока не решена, хотя она имеет первостепенное значение при решении экологических проблем и реализации экологических программ. Через законодательные акты должен быть решен вопрос экономического обеспечения решения вопросов природопользования и охраны окружающей среды. Иными словами, через систему законодательных актов должна быть сформирована инфраструктура финансового обеспечения решения экологических проблем. На законодательных актах должна базироваться система сбора, хранения, обработки и распространения экологической информации, следует определить те структуры, которые обязаны вести наблюдения за состоянием окружающей среды, контролирующие структуры, определив доступ к экологической информации для общественных организаций. Таким образом, должна быть сформирована наблюдательная инфраструктура с упором на региональные и локальные системы мониторинга, так как экологические проблемы специфичны и обычно имеют строгую географическую локализацию. Только часть компонентов требует создания всеобъемлющего мониторинга, или глобального мониторинга. На основе законодательных актов должна быть сформирована инфраструктура по информированию общественности о состоянии природной среды на разных уровнях, экологических катастрофах, защите от них, а также по экологическому просвещению, воспитанию и образованию и, наконец, учету общественного мнения. Если говорить об «экологизации» законодательства России, то это важнейшая задача, решение которой открывает путь устойчивого развития государства. Несмотря на то, что в современных условиях законодательная и исполнительная власть вынуждены думать о ближайшем будущем и даже о сегодняшнем дне, тем не менее в законы, влияющие на будущую экологическую ситуацию, нужно вкладывать такое содержание, которое обеспечивало бы устойчивость окружающей среды в будущем. Поэтому все законы, относящиеся к формам собственности, ресурсам, науке, образованию и т.п., должны формироваться с учетом экологического системного подхода. Мировой опыт показывает, что развитые страны мира с рыночной экономикой берут решение экологических проблем в свои руки через системы законодательных актов и исполнительные структуры, которые призваны вместе с судебной системой обеспечивать выполнение законов, финансируют крупные экологические проекты и научные разработки, контролируют исполнение законов и финансовые затраты. В этих странах многие экологические законодательные акты имеют прямое действие. Таким образом, важнейшей программой, которая необходима в России, должна быть программа по созданию инфраструктуры, в первую очередь правовой, для решения проблем охраны и восстановления нарушенной природной среды, экологии и здоровья человека. Составление и реализация подобной программы не потребует крупных вложений, так как существуют органы, которые по своему статусу должны ее реализовывать -Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и др. Основные права и обязанности человека определены в общественном экологическом кодексе «Человек и Земля». В нормах экологического бытия определено: • каждый человек имеет равные права с другими людьми на здоровую среду обитания и природные экологические ресурсы, необходимые для жизни и достойного существования; • необратимые разрушения природной среды - аморальное деяние и преступление нарушающее экологические права человека; • будущие поколения людей имеют равные права с ныне живущими на здоровую природную среду. Каждый человек несет свою меру ответственности перед потомками за невосполнимый ущерб, причиненный природе; • каждый человек несет моральную ответственность за сохранение природной среды, сохранение жизни на Земле и экологическое воспитание подрастающего поколения; • каждый человек имеет право на экологический контроль и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; • решения, влияющие на состояние природной среды на какой-либо территории, не могут быть приняты без участия экспертов и населения, проживающего на этой территории; • защита конституционного права граждан на здоровую среду обитания - обязанность законодательных и исполнительных органов власти всех уровней и правозащитных организаций. Выработанные государственными и международными организациями международно-правовые принципы реализованы в ряде международных договоров и конвенций, направленных на решение проблем глобальной охраны природных сред и оптимизации экологии человека. В 1972 г. конференцией ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, направленная, в частности, на обеспечение твердых государственных гарантий охраны уникальных и типичных природных образований (заповедников, национальных парков, резерватов, памятников природы. В соответствии с Конвенцией природные объекты, представляющие уникальную ценность для настоящих и будущих поколений, принимаются на международный учет. Декларация правовых принципов деятельности государств по использованию космического пространства, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1963 г.) и Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.) определили, что Космос - достояние человечества; недопустимо национальное присвоение частей космического пространства; использование космического пространства исключительно в мирных целях; недопустимо вредное воздействие на Космос и загрязнение космического пространства. Как известно, Мировой океан, включающий моря и океаны планеты, занимая 71% территории Земли, сосредотачивает в себе 96% воды земного шара и оказывает ведущее влияние на формирование климата и атмосферы нашей планеты. Одной из мер, направленных на поддержание равновесия в биосфере и предупреждения вреда природной среде и здоровью человека, стала Международная Конвенция, заключенная в 1957 г. (с внесенными в нее в 1962, 1965, 1971 гг. поправками). Согласно данному документу запрещен слив нефти, нефтепродуктов и других веществ, загрязняющих море и опасных для здоровья человека. В 1972 г. участники Лондонской Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, дополненной в 1978 г., договорились о взаимодействии по эффективной борьбе со всеми источниками загрязнения морской среды, которые могут повредить живым ресурсам и жизни в море, нанести ущерб зонам отдыха и т.д. В первую очередь действенность мер должна относиться к таким загрязнителям, как хлорорганические соединения, ртуть и ее соединения, кадмий и соединения кадмия, нефти, дизельному топливу, смазочным маслам, гидравлическим жидкостям. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех сферах (1963 г.) не допускает производство любого взрыва в территориальных водах, открытом море, под водой, если он приводит к выпадению радиоактивных осадков. В рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) действует 10 региональных программ по охране от загрязнения Балтийского, Средиземного, Красного, Восточно-Китайского, Южно-Китайского и других морей. Конвенция о запрещении военного или любого враждебного воздействия на окружающую природную среду (1977 г.) обязывает ее участников не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые бы повлекли долгосрочные или серьезные последствия, разрушения, причинение вреда. Учитывая большую опасность для экологической обстановки трансграничных загрязнений атмосферы (двуокись серы, серная кислота, сульфаты и т.д.), государствами Европы с участием СССР под эгидой ООН в 1979 г. была заключена Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии, предусматривающая постепенное сокращение вредных выбросов на территории стран-участниц договора. На Венской встрече министров иностранных дел (1986 г.) было принято решение о сохранении до 1995 г. выбросов углекислого газа и двуокиси серы на 30-50%, что может позволить приостановить отрицательные воздействия на климат и погоду, сократить число кислотных дождей, уменьшить вредное влияние на здоровье человека. Важно также обратить внимание на Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удаления, которая в нашей стране ратифицирована Федеральным законом «О ратификации Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении» №49-ФЗ от 24 ноября 1994 г. С целью реализации Базельской Конвенции и Федерального закона Правительство Российской Федерации Постановлением «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» № 766 от 1 июня 1996 г. утвердило Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов и ввело его в действие с 1 января 1997 г. Рассматривая проблемы охраны окружающей среды и решение вопросов оптимизации экологии человека, следует отметить, что в различных странах в связи с особенностями политического, социального и экономического развития наряду с глобальными всемирными проблемами имеется также ряд проблем, имеющих наибольшую важность для отдельного региона или страны, которые во многом определяют экономику каждого из государств. Для иллюстрации основных направлений государственных программ различных стран, ориентированных на охрану окружающей среды и экологии человека, и возможности сравнительного анализа решения этих проблем в зависимости от региональных особенностей приведены данные, представленные в таблице. Ниже даны объяснения сокращений терминов, приведенных в последующем тексте: ОС - окружающая среда ООС - охрана окружающей среды ТВ - твердые выбросы ТО - технические отходы ОО - опасные отходы Приоритетные направления и программы развитых стран в области охраны окружающей среды и экологии человека (по В.Н. Немых, А.Н. Пашкову, 1997) США: Особенности экополитики: • поэтапное улучшение качества ОС • контроль за соблюдением природоохранных норм и правил в процессе эксплуатации промышленных и муниципальных мероприятий • комплексный подход к борьбе с загрязнением ОС • повышение внимания к методам улучшения качества и анализа информации для принятия природоохранных решений Основные направления охраны окружающей среды: • контроль за ТВ • снижение загрязнения ОС озоном, оксидом углерода, оксидом серы, свинцом • борьба с кислотными дождями • защита от загрязнения воздуха внутренних помещений Приоритетные проблемы охраны окружающей среды: • «парниковый эффект» • истощение озонового слоя • загрязнение атмосферного воздуха • кислотные дожди • загрязнение радоном воздуха внутренних помещений • энергообеспечение и качество ОС • водопользование
• поверхностные и подземные воды • управление государственными землями • водно-болотные угодья • управление ТО • контроль за ТВ • управление ОО Канада: Особенности экополитики: • переход от политики устранения ущерба к политике предотвращения ущерба от загрязнения ОС • применение принципа «платит тот, кто загрязняет» • оценка территорий «свободных» земель для определения социальной значимости каждого района и предполагаемых видов хозяйственной деятельности в этих районах Основные направления охраны окружающей среды: • борьба с ТВ • управление отходами • борьба с кислотными дождями • охрана природной среды Севера и Великих озер Приоритетные проблемы охраны окружающей среды: • кислотные дожди • ТВ • загрязнение морей • энтрофирование водоемов • водоснабжение • охрана природных территорий • охрана и рациональное использование дикой природы • деградация почвы • потеря сельскохозяйственных земель • качество атмосферного воздуха • изменение климата Великобритания: Особенности экополитики: • ориентация на качественные критерии объектов окружающей среды • контроль загрязнения вблизи биологического объекта • поиск наиболее жестких стандартов антизагрязняющей деятельности Основные направления охраны окружающей среды: • совершенствование контроля загрязнения атмосферного воздуха, прежде всего, выбросов веществ, участвующих в образовании кислотных осадков • улучшение качества воды в реках • разработка и осуществление долговременных мероприятий по улучшению качества эстуариев и прибрежных вод Приоритетные проблемы охраны окружающей среды: • радиоактивные отходы • кислотные осадки • планирование использования земель в сельских районах • контроль выбросов в атмосферу • обессеривание горючих газов • контроль стоков в водоемы и водотоки • рекультивация территорий, загрязненных опасными отходами Франция: Особенности экополитики: • комплексный подход к природе и природопользованию во взаимосвязи с качеством жизни и здоровья населения Основные направления охраны окружающей среды: • предотвращение риска естественных и антропогенных воздействий на ОС • улучшение качества воды • управление отходами, их рециклизация и вторичное использование или удаление • решение проблемы природных осадков и отработанных газов автомобильных двигателей • усиление контроля за транспортными перевозками ОО, активные меры по предупреждению радиоактивного загрязнения Приоритетные проблемы охраны окружающей среды: • охрана вод • борьба с шумом • сохранение природного наследия • разработка экологически совершенных технологий • информация о качестве ОС • регулирование использования природных ресурсов • заключение региональных экологических контрактов нового типа • оказание помощи развивающимся странам в разработке собственных экополитик. Германия: Особенности экополитики: • ориентация на долгосрочные цели • введение единого комплексного стандарта качества ОС вместо норм ПДКиПДВ Основные направления охраны окружающей среды: • охрана атмосферы и вод • охрана почв и дикой природы • управление отходами • предотвращение производственных аварий и использования вредных химикатов в народном хозяйстве • защита от шума • обеспечение радиационной безопасности • дальнейшее снижение токсичности отработавших газов автомобилей Приоритетные проблемы охраны окружающей среды: • снижение, рост концентрации С02 в атмосфере • введение запрета на использование фреонов • спасение лесов • охрана почв • обезвреживание сточных вод • устранение ТО • ООС в городах • поддержка новых технологий • анализ эффективности природного законодательства, принятого в 80-е годы Швеция: Особенности экополитики: • разработка экологически чистых технологий, производственно-технологических процессов и оборудования • перемещение загрязняющих производств (если при существующем уровне развития техники предотвратить загрязнения нельзя) в районы страны, где отрицательные воздействия на ОС будут наименьшими, а затраты и капиталовложения наиболее эффективными
Основные направления охраны окружающей среды: • предотвращение дальнейшей деградации качества ОС, восстановление ее естественного состояния • сохранение озонового слоя • предотвращение дальнейшего загрязнения воздуха, ужесточение требований к выбросам загрязнителей воздуха • предотвращение дальнейшего загрязнения природы прибрежных морей • очистка сточных вод • сокращение утечки вредных веществ Приоритетные проблемы охраны окружающей среды: • сокращение выбросов оксидов серы, азота и углерода • сокращение выгрузки хлорорганических веществ на 60-70% • сокращение сброса азота со сточными водами на 50% к 2000-му г. • сокращение использования азотных компонентов в сельском хозяйстве на 50% к 2000-му г. • сокращение выбросов тяжелых металлов на 50% к 2000-му г. • модификация мусоросжигательных печей к 2000-му г. Япония: Особенности экополитики: • разработка стандартов здоровья • широкое использование системы компенсаций за ущерб от загрязнения ОС, выплачиваемых фирмами-загрязнителями Основные направления охраны окружающей среды: • вывод предприятий из крупных промышленных зон, образование зеленых зон вокруг предприятий (городская экология) • разработка мер по охране водных объектов • составление долгосрочного прогноза загрязнения ОС в связи с изменением промышленной структуры Приоритетные проблемы охраны окружающей среды: • «живописный город» • региональные проблемы борьбы с загрязнением ОС • загрязнение воздуха • контроль сточных вод • загрязнение морской среды
• получение вторичного сырья из отходов • управление природными объектами • управление ОС в городах • борьба с шумом • моделирование процессов загрязнения • глобальные процессы изменения ОС
|