Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политический аспект социальной экологии
Политические проблемы сегодня невозможно решать без связи с рациональным использованием природных ресурсов, без охраны природных ресурсов. В современных условиях, когда нежелательные и даже опасные изменения в природной среде сказываются на социальном самочувствии многих миллионов людей, сознающих, какую угрозу несут эти изменения здоровью и жизнедеятельности, экологические проблемы превращаются во все более значимый политический фактор. Иными словами, происходит политизация экологических проблем. Заметим, однако, что эту тенденцию нельзя трактовать упрощенно, вульгаризаторски, «вымывая» стержневое экологическое содержание проблем, образующее их специфику. Оговорку эту необходимо учитывать потому, что в прошлом были случаи искажения процесса политизации экологических проблем. Протестуя против сверхполитизации, псевдополитизации экологии, писатель Л.М. Леонов справедливо подчеркивал, что душа не должна быть «экологически перегружена политикой», насквозь пропитана ею, и высмеивал тех, кто требовал наслаждаться красотой природы, которая «подсвечивается политикой»1. Каков же подлинный смысл политизации экологии? Он заключается в том, что в современных условиях проблемы экологии выступают одновременно и как вопросы политики, поскольку они затрагивают кровные интересы многомиллионных масс, становятся все более существенной частью политики многих партий, государства и общественных организаций. На сессиях Государственной Думы раскрылась политическая география экологических проблем в региональном и республиканском масштабах, были обозначены основные политические аспекты этих проблем. Депутаты говорили о политических причинах ухудшения экологической ситуации в стране: утрата Советами реальной власти, пассивность их в решении экологических проблем, эколого-политическая недальновидность руководителей и т.д. Идет процесс трансформирования экологических проблем в политические. За сравнительно короткий срок приобрели политическую окраску и многие экологические акции государственных, общественно-политических организаций. Самостоятельные экологические формирования (группы, комиссии, фонды и т.д.) проводят экологические митинги, демонстрации, дискуссии. Иными словами, идет экологизация политики. В политическом сознании повышается удельный вес экологических ценностей. В этих условиях состояние окружающей среды становится предметом осмысления на уровне политической идеологии, накладывает отпечаток на политические взгляды широких слоев населения. На современном этапе в ряде регионов идет активная разработка экологической политики и возведение ее в ранг государственнои политики. В деятельности многих различных государственных и общественных организаций Российской Федерации, составляющих звенья политической системы нашего отечества, было много интересного, поучительного. Социальная политика государства, ее органов и общественных организаций, связанная с решением экологических проблем, состоит прежде всего в том, чтобы разумно управлять взаимодействием «человек — природа — общество», направлять подъем трудовой и общественно-политической активности масс, удовлетворять их интересы и потребности в процессе экологической деятельности. Она охватывает все сферы жизнедеятельности людей (труд, быт, культуру), причем в соответствии со своей спецификой: одни из этих сфер (например, производство) служат объектом ее непосредственно регулирующего воздействия на природу, а в других (например, в сфере демографических отношений) такое воздействие осуществляется косвенно, путем создания условий, побуждающих людей к желательному для общества поведению. Задача государственных, научных и творческих организаций состоит в том, чтобы выработать концепцию политической экологии. Появление такой концепции стало реальным в связи с научным подходом к экологии, а не просто интуитивным, тем более иррациональным, экологическим алармизмом (тревога, беспокойство). Острая тревога за судьбу Земли возникла, когда до общественности дошли результаты научного анализа состояния природы и пессимистические модели будущего, основанные на самых современных методах комплексного научного исследования. Экологическая обстановка в мире способствует быстрому распространению новых ценностных ориентиров. Дальнейшее развитие общества невозможно без экологизации сознания, ядром которого является экологический императив, понимание социальной необходимости считаться не просто с законами природы, но и с предъявляемыми с ее стороны «техническими условиями». Авторы концепции альтернативного развития утверждают, что предотвратить экологическую катастрофу можно, только затормозив технологическое развитие, отказавшись от экономического роста и выработав новые принципы социального поведения человека. В разработке приемлемых рецептов спа- сения биосферы «альтернативисты» продвинулись не дальше других. Но они в числе первых потребовали поставить преграды на пути невежества, авантюризма и безнравственности в экологии. В связи с появлением пессимистических настроений в обществе произошли некоторые расхождения во взглядах между стареющим поколением и молодежью по многим вопросам, в том числе по обостряющимся процессам в экологии. На митингах «зеленых» можно слышать от молодежи слова: «Ненавижу взрослых за то, что они сделали с Землей», — или: «Только экологически образованная молодежь спасет планету от убийц старшего поколения». Отсюда они делают вывод: решить проблему экологии на планете можно только общими усилиями человечества, политическими средствами. Все больше людей начинает понимать: попытки разрешить жизненные проблемы той или иной страны в ее «отдельно взятых» пределах обречены на провал. Интегративные процессы, идущие сегодня, многими исследователями, вслед за академиком В.И. Вернадским, рассматриваются как проявление «ноосферы» — сферы планетарного разума, отрицающей жесткость государственных границ. В разных странах попытки осмыслить свои проблемы и действовать «с точки зрения ноосферы» вылились в создание гуманитарных организаций: научных, типа Римского клуба, и со-циально-политических, сегодня складывающихся и в России. Эволюция планетной мысли, с точки зрения В.И. Вернадского, привела человечество к психологическому и соответственно чувственному переживанию негативных процессов в биосферах как проблем, угрожающих духовному и материально-техническому прогрессу всей цивилизации. Начался поиск соответствующих решений. Появилось множество понятий и подходов такого поиска: социосфера, экосфера, социоэкосис-тема и т.д. Элементы общечеловеческого организма (государства, их союзы), наряду с общественно-политическими характеристиками, стали впервые различаться по степени их сожития с окружающей средой1. Как же это сочетается с проблемой выживания цивилизации? В условиях современного развития человечества вся совокупность глобальных проблем закономерно трансформируется в единую всеобщую проблему выживания цивилизации, и это также является принципиально новым, феноменальным проявлением планетарного разума. Эта новая суперпроблема получила статус первостепенности еще в 1987 г. от Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию. Кратко резюмируем современное движение ноосферной мысли: 1) причина возникновения и обострения проблемы выживания человечества — неадекватное уровню научно-технического прогресса общественно-политическое устройство мира, его разобщенность; 2) дифференциация глобальных проблем и их иерархия условны и крайне некорректны; отдельно взятых глобальных проблем в действительности не существует, ибо их взаимосвязь органична и абсолютна; 3) ни одна из планетарных проблем, как и проблема выживания цивилизации в целом, не может быть решена ни отдельными государствами, ни группами государств. Это вообще внегосударственные проблемы, и решаться они могут лишь принципиально новой социоприродной формацией — земной цивилизацией. Кардинальная перестройка мира находится в самой начальной стадии; она все более ощутимо проявляет себя в процессах демократизации общественных и международных отношений и динамизм этих отношений зависит сегодня именно от нас, от степени нашего нежелания остаться пленниками изживших себя идеологических конструкций, потребительских социально-политических установок. Это, разумеется, непростое дело, так как нет исторических прецедентов преобразований космопланетарного масштаба. В этом плане можно говорить лишь о ноосферном движении. Оно стремится к интеграции человечества в планетарном масштабе в единый общественный организм. Если говорить о перспективах этого движения, то, по-видимому, в недалеком будущем исчезнет целый ряд проблем. Например, существующая государственность — главное препятствие на пути к новому, цивилизованному способу мышления. Отойдет в прошлое огромный эмоциональный комплекс территориальных и межнациональных проблем. Все территории и все виды ресурсов, включая и интеллектуальные, будут признаны у нас собственностью человеческой цивилизации и могут использоваться различным образом, но без ущерба для человека. Для предотвращения и ликвидации конфликтов и природных катастроф, возможно,, будет сформирована единая профессиональная Армия спасения, а наиболее современная часть вооруженных сил разных стран органично вольется в формирующуюся планетную систему безопасности народов. По большому счету, новая нравственность, замешанная на добротной общечеловеческой основе, становится универсальным критерием смысла единого социо-природного процесса, давно известного под названием ЖИЗНЬ. В годы сталинизма большой вред экологии нанесла ее идеологизация. До последних лет было широко распространено заблуждение, что социалистическая система хозяйства автоматически обеспечивает рациональное природопользование. За критикой капиталистического природопользования мы проглядели, что ведущие капиталистические страны в значительной мере справились с теми экологическими проблемами, которые ныне встали перед нами. Во всех развитых странах мира быстро идет процесс социализации природных ресурсов. У нас же наблюдается скорее обратная тенденция «десоциализации» природы: ее ресурсы монопольно используются ведомствами или даже группами лиц. Яркий пример тому — проведенная быстрыми темпами (во многих случаях по существу насильственными средствами) приватизация государственных промышленных и других предприятий. Политические аспекты земной идеологии с ростом масштабов движения играют все большую роль. Лидеры движения склонны делить всех активно выступающих по вопросам экологии и энергетике на две категории: бескорыстных альтруистов, не озабоченных ничем, кроме счастья и здоровья всего человечества, и промышленников, прежде всего ядерщиков, готовых ради своих грязных человеконенавистнических целей на все, вплоть до политических похищений или убийств. Поляризация пользования населением материальными благами планеты огромна. Половина населения земного шара пока еще ютится в жилищах, к которым электричество вообще не подведено, и почти для 3 млрд человек «лампочка Ильича» до сих пор только мечта, как почти все остальные блага цивилизации. Отчетливо представлять собственные интересы эти люди просто не в состоянии, а в том, что касается окружающей среды, их взгляды могут очень сильно отличаться от взглядов жителей разных стран, которые обеспечивают себе высочайший уровень жизни и чудеса комфорта в значительной степени за счет того, что разрушают и загрязняют природу в десятки, а то и в сотни раз сильнее, чем бедняки. Приведем для примера отрывки из недавнего интервью для журнала «Тайм» одного из известных политических деятелей третьего мира, губернатора бразильского штата Амазония Жиль-берто Местриньо, которого на Западе называют кошмаром экологов. «Амазония не музей, каким ее хотели бы видеть многие иностранцы. Только в бразильской ее части живут почти 17 миллионов человек, и нельзя ожидать, что они не будут взаимодействовать с окружающей средой. Мы не обязьяны в зоопарке. Развитые страны, разбогатевшие на использовании своих ресурсов, теперь ждут, что мы будем прозябать в нищете. Амазония одна из крупнейших минеральных кладовых мира. То же самое с древесиной. А нам даже не разрешают экспортировать лес... Почему человек, живущий в лесу, должен пользоваться топором, а не бензопилой? Почему от нас ждут, что мы останемся в каменном веке, пока мир движется вперед?... Американцы и канадцы говорят, чтоб мы не смели трогать своих лесов, а сами являются крупнейшими в мире экспортерами деловой древесины. Со времени появления европейцев пятьсот лет тому назад в Амазонии вырублено 8, 5 процента лесов, а в нашем штате (в Бразилии) эта цифра 1, 24. Только и слышно " Спасите Амазонию, спасите животных! " Экологи думают о деревьях и мартышках больше, чем о людях. Мои приоритеты ясны, только после улучшения жизни людей мы можем начинать думать о фауне и флоре... Почти во всех странах мира существуют охотничьи сезоны, а в Бразилии запрещено убивать каких бы то ни было диких животных и продавать их кожу. Западная часть Амазонии перенаселена гигантскими аллигаторами, которые уничтожают всю рыбу и угрожают людям. Год за годом они калечат и даже убивают " кабоклое" (метисов), а нам запрещено к ним прикасаться. Люди охотятся на оленей и другую дичь в Европе, Азии, Северной Америке, и никто не возражает. Даже принц Чарльз охотился, а он по всему миру и всех призывает спасать Амазонию»1. 1 Литературная газета. 1992. 12 февраля. — С. 12. Приведенная длинная цитата отражает очень субъективную и одностороннюю точку зрения, с которой не каждый может согласиться. Богатство западных стран позволяет многим по ценам, недоступным развивающимся странам, скупать на корню мировые энергоресурсы и эксплуатировать их по своему усмотрению. И такой «порядок» в мире установлен очень давно сильнейшими капиталистическими странами. Можно ли согласиться с таким произволом богатых стран? Он создает опасные для малоразвитых и развивающихся стран экологические ситуации. Это не только экономика, но и преднамеренная политика «сильных мира сего». Остановимся на одном очень злободневном примере из жизни людей России, имея в виду социально-политический аспект экологии. Речь пойдет об Иване Тихоновиче Посошкове, русском экономисте петровских времен. В своем трактате «Скудости и богатства» Посошков писал, что, кроме вещественного богатства, надо больше заботиться о невещественном богатстве — «истинной правде», что его «любимое Отечество» не богатеет, а беднеет. Отчего это? «От неправды». Неправда — это бесправие, такое состояние общества, когда каждый может обидеть другого: на «обидчиков нет суда». Посошкова больше всего интересовали «внутренние источники» накопления. Его заботили судьба кустарных ремесел, качество выпускаемых ' изделий и т.д. Своей жизнью и своими произведениями он показал, что в России заботы о земном устроении всегда были связаны с высшими интересами духа, корнями проникающими в веру и быт русского человека. Вот этого как раз российская власть понять и не смогла, а между тем жизнь в России была и остается пока полна опасностей. В числе их голодные годы с массовыми смертями людей. Голод как социальное и политическое явление неразрывно связан с длительной болезнью. Он возникает не только в том случае, когда снижается уровень обеспечения населения продовольствием. Даже при возрождении сельскохозяйственного производства нет гарантии, что голод в среде бедняков прекратится. История полна примеров, когда собирают урожаи даже выше среднего, а голод наступает (Бангладеш в 1974 г., СССР в 1932-1933 гг.). Основными причинами голода могут быть: засуха, спекуляция продовольствием, превосходство прироста населения над приростом производства продовольствия, приток людей в города. В мире имеется достаточно продовольствия. Проблема заключается в том, что у стран и отдельных лиц зачастую нет средств купить продовольствие, чтобы обеспечить себе необходимую для жизни норму. Нередко продовольственная помощь получает политическую окраску, особенно это касается наиболее богатых капиталистических стран. Когда в 80-х годах потребовалась продовольственная помощь некоторым странам Африки, то администрация США под разными предлогами всячески ее затягивала. Она старалась все теснее увязать помощь с политическими соображениями. Из 20 наиболее сильно затронутых голодом африканских стран США избрали всего 5 стран, куда направилась экономическая помощь: Кению, Либерию, Сомали, Судан и Заир. Обездоленные имеют право на хлеб, которого их не должны лишать политики. Политика, лишенная гуманитарной направленности, ведет не только к хаосу и волнениям, но также к смертельному исходу и опустошению. Такая политика вызывает массовую миграцию населения. С позиции 1уманитарного сотрудничества то, что рассматривается сегодня как моральный императив, завтра может стать политической необходимостью. Всем известно, что питание — одна из основных потребностей человека. Когда в холодильнике пусто, любая кухня становится политической. В статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах определено: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. На государствах лежит обязанность принять необходимые меры для обеспечения всем гражданам пользоваться этим правом». В результате произвола, сильного подрыва экономики сельского хозяйства в СССР, особенно в зерновых районах в 1932— 1933 гг. разразился массовый голод, унесший миллионы человеческих жизней. Причиной голода считался неурожай. На самом деле в целом по стране в 1932 г. было заготовлено на 32, 8% хлеба больше, чем в 1930 г. При рациональном использовании хлебных ресурсов страны можно было избежать бедствия и гибели народа. Голод 1932—1933 гг., оказавший огромное влияние на последующее развитие социально-политической обстановки, стал результатом авантюристической социально-экономической политики тогдашнего политического руководства страны во главе со Сталиным и на долгие десятилетия был фактически исключен из агроистории нашей страны, как будто бы его не было на самом деле. Но он был, и скрыть его, а также имена политических деятелей и причины, к нему приведшие, невозможно. Об этом свидетельствуют два неопровержимых документа, подписанных самим Сталиным. Документ первый: письмо Сталина Михаилу Шолохову 6 мая 1933 г.: «Тот факт, что саботаж был тихий и внешне безобидный (без крови), этот факт не меняет того, что уважаемые хлеборобы по сути дела вели " тихую войну" с Советской властью. Войну на измор, дорогой тов. Шолохов»1. Война с «уважаемыми хлеборобами» в казачьих станицах Дона и Кубани со стороны Сталина велась уже с кровью, носила сугубо политический характер. Документ второй: письмо Сталина секретарю Харьковского обкома и ЦК КП(б) Украины Р. Терехову, предупредившему в конце 1932 г. о массовом голоде на Украине. Сталин с издевкой писал ему в ответ: «Нам говорили, что Вы, товарищ Терехов, хороший оратор, оказывается Вы и хороший рассказчик: сочинил сказку о голоде, думал нас запугать, но не выйдет. Не лучше ли Вам оставить пост секретаря обкома и ЦК КП(б)У и пойти работать в союз писателей: будете сказки писать, а дураки будут читать»2. По данным демографа Б. Урланиса, население СССР с осени 1932 по апрель 1933 г. сократилось на 7, 7 млн человек главным образом за счет села. Большинство уморенных голодом составляют русские и украинцы, белорусы и казахи. Нет сомнения, что борьба с крестьянством носила острый социально-политический характер. В те годы не только крестьянин, но даже его личная буренка рассматривались как классовые враги. Отсюда вывод: защита человека, экономический императив его выживания и процветания обеспечивается политическими средствами. Решить экологические проблемы насильственным путем невозможно. Характеризуя политический аспект экологии, нельзя не сказать о негативных экологических последствиях войн. 3. Война и ее эколого-социальные и политические последствия Война — явление социальное и политическое. Как социальное явление война представляет одну из форм разрешения общественно-политических и социально-экономических противоречий средствами вооруженного насилия. Как политическое явление война выступает орудием политики, ее средством в определенной военно-политической ситуации. Военная политика не есть самодеятельная политика. Она часть общей политики государства. Ее нельзя отнести только к внешней или только к внутренней политике. Военная политика имеет двойной характер. Поэтому ее относят к разряду комплексных, синтезированных разновидностей политики. Война не сразу стала социально-политическим явлением, влияющим на все сферы общественной жизни, на судьбы цивилизации. Она вместе с общественным развитием прошла длинный и сложный исторический путь эволюции. Противоречивым было в истории и развитие взглядов на войну. Основным элементом сущности войны выступает государственная политика, и осуществляется она посредством насилия. Война приводит к крупным человеческим жертвам, утрате материальных и культурных ценностей, разрушительно воздействует на все атрибуты общественной жизни. Длинный и страшный шлейф тянется за каждой большой или малой войной: осиротевшие семьи, голод, болезни, эпидемии. Война порождает эмигрантов, беженцев, дезертиров. Велики социально-экономические, политические и экологические последствия войн. Нарушается установившееся экологическое равновесие сил человека, природы и общества, понижается уровень рождаемости, повышается смертность населения, особенно детского возраста. Соотношение войны и экологии меняется. С каждой новой войной увеличивается экологический фактор. При выполнении боевых задач «любой ценой» никто никогда не подсчитывает, какой же эколого-экономический ущерб наносится природной среде, экономике, инфраструктуре и т.д. И только после завершения боевых действий идет подсчет (и то не всегда) того, во что же обошлась победа. Разделение задач военного и послевоенного периодов приводит к парадоксу «сизифова труда», который, как правило, становится деградирующим в замкнутом цикле «разрушение — восстановление — разрушение». И так бесконечно, из тысячелетия в тысячелетие. В течение многих веков война квалифицируется как: эффективная социальная стратегия, дающая возможность получить доступ к желательным природным ресурсам; угроза уничтожения в больших масштабах сферы обитания человечества; факт завоевания людских, энергетических и других материальных ресурсов, дестабилизации политического режима; разрушитель равновесия и взаимодействия экологической триады: человек, природа, общество. Даже в условиях мирного времени исключительно высокую экологическую опасность представляет деятельность вооруженных сил. Опасность обусловлена наличием боевого арсенала ядерного, химического и обычного оружия, атомного флота. Идет нарастающий процесс загрязнения окружающей природной среды. В этих случаях необходимы срочные меры по утилизации и захоронению радиоактивных отходов и ядерных энергетических установок атомных подводных лодок, уничтожению и утилизации вооружения и военной техники; установление постоянного и эффективного мониторинга и контроля за ракетно-космической деятельностью. Основным источником загрязнения околоземного космического пространства (ОКП) являются запуски космических ракет и полеты кораблей многоразового использования, сопровождающиеся выбросом продукции сгорания топлива двигателей; электромагнитные излучения радиопередающих систем. Техногенное загрязнение ОКП «космическим мусором» представляет большую опасность взрыва из-за возможного столкновения частиц загрязненного космоса1. История многочисленных войн в стране и мире свидетельствует об огромных, неисчислимых потерях людского состава. Ни одна из войн никогда не обходилась без больших или малых жертв. Для примера приведем лишь некоторые данные о людских потерях в период Великой Отечественной войны (см. табл. 11). В ходе войны в армию было призвано около 32 млн человек, из них погибло в боях, умерло от ран и в плену примерно 7, 8 млн. В эти цифры не входят потери ополчений до их зачисления в действующую армию, потери партизан, потери призывников, захваченных немцами в плен или убитых до прохождения учета. Число последних составило 500 тыс. человек.
По оценкам С. Максудова (США), огромные потери пс несло гражданское население. Уничтожение евреев, гибель ле нинградцев в годы блокады и гражданского населения от бое вых действий, наконец, повышенная смертность населения н оккупированных территориях составляли около 7 млн человек Примерно столько же потеряла вся страна от ухудшения уело вий жизни в военные годы. Около 3 млн человек составил! потери лагерного населения, включая потери переселенных i годы войны народов юга России1. За годы оккупации на территории СССР было разрушенс 3 тыс. исторических городов, уничтожено 558 музейных зданий, разрушено и полностью разграблено 427 музеев (в России 173). Уничтожено 43 тыс. библиотек и более 100 млн книг, в том числе много редких. Полностью или частично разрушено 334 высших учебных заведения, уничтожено 605 научных учреждений и много других культурных ценностей страны. Перечень утраченного занял бы несколько многостраничных томов. Суммарный ущерб культурному достоянию страны оценивается в 140 млрд рублей в золоте (в ценах 1914 г.). За прошедшие годы цены выросли в сотни, тысячи раз. Большие человеческие жертвы принесла депортация народов Северного Кавказа, Крыма и Молдавии. В период Великой Отечественной войны органами внутренних дел и армейскими частями проведено переселение в восточные районы немцев Поволжья, народов Северного Кавказа, Крыма, Молдавии (см. табл. 12). По приказу Сталина органы внутренних дел осуществляли переселение невероятно быстро. На сбор к отъезду отводилось мало времени и запрещалось брать с собой большой багаж.
Выселялись семьями, в основном дети, женщины, старики так как мужчины находились на фронте. На местах прибытия спецпереселенцы слабо привлекались для работ на производстве, были недостатки в хозяйственном и бытовом устройстве. Имели место кражи, уголовные преступления и инфекционные заболевания. Из этой справки наглядно видно, как много погибло людей за пять лет пребывания в спецпоселениях: более 1 млн человек (не считая тех, кто погиб на пути следования). Молдавия пережила два этапа депортации: первый в 1940— 1941 гг. и второй в 1944-1949 гг. Депортация 1940-1941 гг. связана с военными действиями Красной Армии при присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Одной из первых акций во вновь присоединенных районах было переселение немцев, которых насчитывалось в Бессарабии более 170 тыс. человек. В соответствии с советско-германским соглашением с 15 сентября по 15 ноября 1940 г. из Бессарабии были эвакуированы в Германию 100 тыс. немцев. В то же время из Черновицкой области УССР в Германию выехало 44, 5 тыс. немцев. Эвакуация немцев из Бессарабии, объявленная добровольной, фактически носила принудительный характер. Выселение из Молдавской, Литовской, Латвийской, Эстонской ССР нежелательных элементов началось в июне 1941 г. В сентябре спецпереселенцы численностью 85 716 человек прибыли к месту поселения. Размещались они в Казахстане, Коми АССР, в Красноярском крае и Новосибирской области. Судьба депортированных была трагической. Невероятно тяжелые условия жизни, голод, тяжелый физический труд, болезни приводили к гибели тысяч людей. В 1949 г. в Молдавии была проведена операция «Юг». Она осуществлялась в связи с коллективизацией сельского хозяйства. Недовольные колхозным строем в Молдавии были высланы в количестве 34 763 (свыше 11, 6 тыс. семей)1. Сталинский режим подавлял малейшее инакомыслие, использовал насилие и террор как главное средство в управлении обществом. Депортация 1941 г. и 1949 г., проведенная в Молдавии, привела к гибели многих тысяч крестьянских семей, чем нанесла удар по социальной демографии республики. В какой бы форме ни предпринимались меры насилия по отношению к людям (война, депортация, геноцид, голод, лагеря смерти) они были жестокими по своему существу и привели к гибели сотни миллионов ни в чем неповинных людей. Богатый исторический опыт войн показывает, что экологическая безопасность обеспечивается прежде всего политическими средствами. Интересы охраны окружающей среды и экологической безопасности неразрывно связаны с ограничениями военной деятельности, необходимостью разоружения и снижения военной угрозы. Разоружение — одна из важнейших глобальных проблем современности, от которой зависит выживание человеческой цивилизации. Особую актуальность проблема разоружения приобрела после второй мировой войны в связи с появлением ядерного оружия и развитием средств его доставки. Разоружение было закреплено как принцип современного международного права в Уставе ООН, ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Новый импульс решение проблем разоружения получило в условиях разрядки международной напряженности в 90-е годы. Интересы охраны окружающей среды и экологической безопасности неразрывно связаны с ограничениями военной деятельности, необходимостью разоружения и снижения военной угрозы. Реализация достигнутых соглашений по разоружению требует совместной разработки соответствующих природоохранных технологий, экологически безопасных способов уничтожения токсически опасных видов оружия. Применение современного оружия, ведение войны в современных условиях приводят к тяжелейшим экологическим последствиям. Об этом свидетельствуют катастрофические экологические бедствия в связи с военными действиями в зоне Персидского залива (1991), в Югославии, Карабахе, Чечне и Других местах в 90-е годы. Важную роль в развитии экологической безопасности, реализации экологической политики играют такие важные рычаги, как экологический мониторинг и контроль, расширение мер доверия в области экологии, система наблюдения за окружающей средой. Итак, все экономические, социальные и политические процессы в мире тесно взаимосвязаны. Экология вне этих связей существовать не может. «Ничто не делается даром». За все надо платить, в том числе и за использование природных ресурсов.
|