Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическое воспитание. Процессы экологического воспитания и образования неразделимы, они находятся в постоянном взаимодействии
Процессы экологического воспитания и образования неразделимы, они находятся в постоянном взаимодействии. Особо важное значение в становлении высоконравственного отношения человека к природе имеет экологическое воспитание в семье и в школе. Здесь закладываются основы гуманного отношения к природе. Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как семья в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природной среды дома, в парке, в поле, в лесу и т.д. Семейная жизнь, работа родителей, их гражданское лицо, их поведение формируют первые ростки детского отношения к природе и человеку. Воспитание детей в семье идет посредством авторства родителей. Собственное поведение родителей и влияние их на детей — «самая решающая вещь». «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или показываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Воспитываете детей своим подлинным авторством»1. О важном значении семейного воспитания В.А. Сухомлин-ский писал: «Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старшие, это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто»2. В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания. Когда одного маленького мальчика спросили, что он будет делать, когда вырастет, тот ответил с достоинством и решительностью: «Я буду напиваться, как мой отец». Этим сказано все о том, в каком кругу он воспитывается. Наша жизнь, отраженная таким образом в душе детей, передается вместе с ними в будущее, к нашим внукам и правнукам. Дети чутки. Их сердце, говоря словами поэта, «тем не убедится, что не от сердца говорится». Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле слова. В дошкольных образовательных учреждениях России решение проблемы экологического воспитания осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков; развитие экологического сознания, экологической культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста1. За 1991 — 1995 гг. усилилось внимание к проблемам экологического воспитания как со стороны ученых, так и со стороны практических работников. Для детей-дошкольников подготовлена соответствующая программно-методическая литература, учебно-наглядные пособия нового поколения, а также развивающие игры, диафильмы, кинофрагменты и другие экранно-звуковые средства более 50 наименований. По темам «Экология и дети», «Пусть будет прекрасна Земля», «Дети и природа» и т.д. проводятся межрегиональные, областные, городские конференции, постоянно действующие семинары, дискуссии, выставки, конкурсы на лучшую постановку экологического воспитания. По программе «Экополис. Культура и здоровье» (автор М.П. Ролих) созданы 14 комплексов, внедряющих новые модели обучения и воспитания, обеспечивающие непрерывность образования детей. Школа и семья призваны заложить у человека отношение к природе как источнику уникальных материальных и духовных ценностей. В этом плане ныне значительно усиливаются экологические аспекты воспитания и образования в школьных программах и учебных планах, более предметно ведется внешкольная работа. Уже накоплен некоторый опыт экологического воспитания в стране и за ее пределами. Вот некоторые интересные факты воспитательного характера, взятые из опыта школ Москвы и Нью-Йорка. 1. В конце июля 1991 г. два десятка школьников из Москвы были высажены с борта вертолета на «необитаемый» остров Мудьюг в Белом море. Маленькие «десантники» начали игру «Робинзонада—91», организованную московской школой выживания «Пал-Вис». «Робинзонов» поставили в условия, воссоздающие картины из детских книг Гайдара и Стивенсона, Купера и Джека Лондона. Как известно, герои этих удивительных книг никогда не самоутверждались за счет подавления или уничтожения слабых. Наоборот, ценность героев в самоотверженности, желании помочь попавшим в беду людям. Вполне понятно, что «десантников» предварительно готовили. Они прошли тренировочный поход по Подмосковью. Была проведена подготовка, близкая к условиям «необитаемого острова»: пробовали есть жареные лягушачьи лапки; умелые ставили силки на зверье, занимались рыбной ловлей. По условиям игры «Робинзонада—91» дети должны были продержаться на «необитаемом острове» 11 дней, питаться только тем, что самим удастся добыть на острове, пользоваться минимальным запасом выданного еще в Москве продовольствия — 2 кг на человека. Задача экспедиции: научиться выживанию должно не только общество в целом, но и каждый отдельный человек, и осо-. бенно ребенок. Основа для выживания — духовное развитие личности, адаптация и гармонизация человека с природой. Воспитывать эти качества необходимо с детства. Как же сложилась самостоятельная жизнь на маленьком острове? Мудьюг — остров мертвых — встретил детей неприветливо. Здесь при дефиците пресной воды и избытке ядовитых змей надо было по условиям «Робинзонады» действовать самостоятельно и осмотрительно. На острове дети разделились на группы по 2—3 человека. Были и робинзоны-одиночки. Каждая группа придумывала свои названия: «Камышовые коты», «Пантеры», получала небольшую территорию в свое владение, чтобы на ней вести «борьбу за существование». Началась самостоятельная жизнь обустройством лагеря, где надо было прожить почти две недели. Одна неделя прошла без происшествий. Один из мальчиков заблудился в болотах и проплутал в них часов шесть. К Владику Сундакову, одному из самых младших ро-бинзонов, живущему в одиночестве, ночью пришел кабан. Переворошив все вокруг его палатки и продержав мальчика в осаде всю ночь, могучий зверь на рассвете исчез. Владик потратил весь день и возвел вокруг палатки форт, чтобы шум ломающейся ограды предупредил его о последующих посещениях. Уйти в общий лагерь он не согласился. Приходили и совсем странные «гости». Однажды к руководителю школы со слезами на глазах прибежал один из робинзо-нов и рассказал, что к нему спустился с неба «серебряный всадник», вылечил его и исчез. Испуганный ребенок не знал, можно ли ему вернуться в палатку... Кстати, многие из участников «Робинзонады» не выдержали испытаний на «необитаемом острове» и перешли в общий лагерь. До конца срока продержались всего семеро. Мало кто из ребят выдержал и психологический тест на общение с неожиданно появившимися на острове «пиратами». На вопрос, удалась ли «Робинзонада», ответ был дан утвердительно. По приезде в Москву робинзоны сразу же стали договариваться о новых совместных походах1. 2. Дети в США очень активно участвуют в самых разных экологических движениях. В штате Нью-Йорк существует организация «Дети против загрязнения». Они, например, организовали кампанию за применение в школьных буфетах одноразовой посуды из полистирола, который легче и лучше, чем бумага, перерабатывается в стройматериалы. Они же пикетировали рестораны Макдональдса под лозунгами «Пошли это назад!» Речь шла все о той же одноразовой посуде, которая, будучи вынесена из ресторана, не попадала в рассортированные отходы. Как известно, американцы — большие любители карнавалов и всяческих праздничных шествий. Вот один из примеров таких карнавалов. Католический колледж праздновал окончание учебного года. Пели, приплясывали, дудели, свистели, жевали, пили воду из бумажных стаканчиков. Завершал шествие ряд мальчишек, вооруженных палками с острыми гвоздями на концах. Они очень ловко и так же приплясывая, как и вся колонна, подцепляли гвоздями бумажки, стаканчики, обертки от жвачки и отправляли все в пластиковый пакет. И уже самым последним шел дворник с походным пылесосом в руках. Еще один случай. В штате Вирджиния, неподалеку от Вашингтона, русские туристы побывали в частной школе. Им показали классы, спортивные площадки, бассейн и в заключение школьную ферму —-настоящую ферму на берегу пруда с утками, гусями, овцами, коровой и теленком, лошадью с жеребенком. На ферме по очереди дежурят классами, а если кому нравится, приходят и без всяких дежурств. В школе учатся дети из семей среднего достатка.3. Не раз приходилось слышать, как по душам и с любовью ведут беседу со своими юными друзьями наши школьные учителя и воспитатели детских садов. Запомнилась беседа о собаках. Рассказ шел о том, как в незапамятные времена человек приручил собаку и сделал ее своим другом, как собаки, привязанные к своему хозяину-кормильцу, охраняли его домашний очаг, его стада, помогали ему в охоте, как, разлученные с хозяином, они переплывали бурные реки, пересекали горные хребты и ущелья, а после смерти хозяина отказывались от пищи и умирали на его могиле. Ребята узнали о том, как большие собаки-водолазы спасают утопающих людей, как верно и беззаветно служат они в пограничных войсках, помогая отважным часовым нашей страны вылавливать шпионов и диверсантов. Из рассказа ребята узнали и о том, какую трудную работу выполняют собаки на дальнем Севере, какие преодолевали труднопроходимые места в снежной пустыне собачьи упряжки, чтобы довезти сидящего на нартах хозяина до нужного ему места. С помощью человека собака научилась загонять овец в овчарню, выносить раненых с поля боя. Такие беседы не прошли бесследно. Ребята стали гораздо лучше относиться к животным, деревьям и птицам, и это было важно, так как в детских душах пробудилось то, что впоследствии должно было сделать их настоящими людьми. В экологическом воспитании школьные учителя умело используют русскую и мировую литературу. В ней есть прекрасные произведения, в которых с глубокой любовью изображены разные животные: стихи Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Кольцова, рассказы Тургенева, изумительный «Холстомер» Л. Толстого и посвященный Холстомеру «Изумруд» Куприна, «Каштанка» Чехова, «Сны Чанга» И. Бунина, романы Джека Лондона «Джерри островитянин» и «Майкл, брат Джерри», «Внук Тальони» П. Ширяева, «Русский лес» Л. Леонова, рассказы и очерки М. Пришвина, «Медвежонок» Сергеева-Ценс-кого, полные человеческой жалости и грусти стихи Есенина «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке», стихотворение Маяковского о лошади и многие другие. После прочитанных книг и бесед с учителями ребята пристальнее и внимательнее вглядывались в жизнь природы и убеждались в том, что человек должен быть чутким и сердечным участником того великого, что непрерывно совершенствуется в живой природе. Воспитывать в человеке любовь к природе с первых лет жизни — одна из самых важных задач семьи и школы. Ведь это формирование человеческого характера. С этой целью для юношей и девушек необходимо широко открыть двери библиотеки, чтобы книги о любви к живому стали достоянием широкой массы молодежи, потому что сохранить природу смогут только люди, лишенные равнодушия, жестокости и зла. Уровень общественного экологического сознания во многом определяет направление и интенсивность природоохранной деятельности государственных и неправительственных организаций. Процессы воспитания, образования, информационно-просветительской деятельности способствуют преодолению потребительской политики природопользования в стране, развитию экологических прав и обязанностей граждан, формированию их экологического мировоззрения. Это задачи экологического воспитания и образования.
|