Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическое образование в настоящем и будущем






Природоохранное образование — система обучения, направ­ленная на усвоение теории и практики охраны природы, основ общей и частной экологии — необходимый элемент общей куль­туры современного человека. Одним из важнейших элементов экологической культуры являются основные показатели эколо­гической образованности, складывающиеся в процессе общего образования. Как специальный институт, образование выпол­няет экономическую, социальную и культурную функции об­щества. Экономическая функция образования состоит в фор­мировании социально-профессиональной структуры и работ­ника, владеющего необходимыми экономическими знаниями и навыками. Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности. Культурная функ­ция образования состоит в том, чтобы использовать ранее на­копленную культуру в целях социализации индивида, форми­рования его творческих способностей. Образование — важный фактор, влияющий на поведение личности, и в качестве тако­вого учитывается в эмпирических исследованиях. Цель эколо­гического образования в накоплении того объема знаний о вза­имоотношении общества и природы, который необходим лю-232

бому человеку, кем бы он потом ни работал, чем бы ни зани­мался. Каждый человек, работающий в любой отрасли хозяй­ства, экономики и культуры, должен владеть минимумом зна­ний по экологии.

В формировании экологического образования первостепен­ное значение имеет усвоение принципов охраны природы и ра­ционального природопользования. Для этого необходимо пре­одолеть несколько стереотипов мышления и поведения, широ­ко распространенных в прошлом. Это убежденность в том, что наша страна обладает несметными природными богатствами и они избавляют нас от заботы об их экологичном использова­нии. Такое представление наложило отпечаток и на внешне­экономическую деятельность государства, и прежде всего слу­жило «оправданию» сырьевой направленности экспорта: нефть, газ, древесина, пушнина.

На пути к экологической образованности важно определить у человека уровень экологических знаний, а также знание ис­точников загрязнений окружающей среды по стране и региону. Располагать этими данными необходимо как для общей ориен­тации в экологической обстановке, так и для включения в прак­тическую деятельность по устранению или ограничению дей­ствия конкретных факторов, наносящих ущерб природе и здо­ровью людей.

Важное направление в экологическом образовании имеет эко­логизация кругозора. Главным средством достижения этой цели выступает развитие навыков самообразования, любознательно­сти, потребности в постоянном пополнении экологических зна­ний. Экологизация кругозора предполагает овладение знания­ми, смежными с экологическими, и отражает взаимосвязь эко­логических отношений с экономикой, научно-техническим про­грессом, политикой, правом и т.д.

В эколого-технической области решаются три взаимосвя­занные задачи рационализации природопользования как состав­ляющие политики обновления нашего общества.

Первая задача состоит в том, чтобы глубже проанализиро­вать опыт и уроки прошлого, когда природоохранительная те­матика находилась на периферии науки и экологические по­следствия технологических применений науки носили в основ­ном негативный характер. По причине неудовлетворительных технических решений экологических проблем почти третья часть ранее созданных и поныне действующих очистных сооружений не обеспечивает очистку сточных вод до нормативных показателей.

Вторая задача — эффективно устранять недостатки тепереш­ней практики природопользования, в том числе и в научно-техническом обеспечении защиты окружающей среды.

Третья задача состоит в том, чтобы разработать научно-тех­нические основы решения как возникших в прошлом, так и новых экологических проблем, выдвигаемых в связи с необхо­димостью перехода к интенсивной экономике, хозяйственного освоения северных и восточных районов страны, особенно неста­бильных в экологическом отношении, и другими процессами.

Помимо экологизации экономики, политики, права, эко­логизация ныне начинает проявляться и в развитии техники и технологии. Речь идет о разработке новых технологических про­цессов, среди которых ведущая роль отводится безотходной тех­нологии, поскольку она является одновременно и экологичес­ки чистой, и природосберегающей.

Немаловажное значение в экологическом образовании имеет также правильное определение причин экологических бедствий. К ним относятся экологическая неграмотность и малограмотность многих наших людей, низкая эффективность и некомпетентность пропаганды, как устной, так и печатной. Не поставлен в центр внимания экологической деятельности человек.

Учитывая эти особенности, экологическое образование в нашей стране разворачивается (хотя и медленно) на двух уров­нях. Первый уровень — общее экологическое образование: в каждом учебном заведении появились курсы общей экологии. Ведь все специальности в той или иной степени связаны с про­блемами экологии. Сейчас на базе крупнейших вузов органи­зуются региональные центры Всероссийской службы информа­ции, занимающиеся распространением знаний по экологии. Прослушав курс по месту учебы, в этих центрах можно затем пройти аттестацию и получить свидетельство об общем эколо­гическом образовании.

Второй уровень — это подготовка профессионалов. Сейчас в 21 вузе СНГ открыто обучение по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

Как сложилась ныне структура экологического образования в России? О семейном и дошкольном образовании мы уже го-

ворили, остановимся на школьном экологическом воспитании и образовании. Теперь уже стал фактом непрерывный процесс углубления и совершенствования экологического образования в средних общеобразовательных школах. Во многих из них дей­ствует базисный учебный план с набором специальных эколо­гических предметов, осуществляется экологизация содержания действующих дисциплин. Подготовлены новые (вариантные) программы по экологии, учебные пособия, интегрированные куреы, в которых учитываются национальные и культурные традиции народов России.

Следует отметить отрадный факт: ныне в России действует сеть гимназий, лицеев, колледжей, школ экологического про­филя, в которых ведутся факультативы «Здоровье и окружаю­щая среда», «Биосфера и человек», действуют специальные курсы по экологии. В числе их «Основы экологии», «Природа и культура» и др. В содружестве с вузами во многих регионах развертывается научно-техническая работа по важнейшим про­блемам региональной и местной экологии. С 1994 г. начинает регулярно проводиться Всероссийская экологическая олимпиада

школьников.

Одновременно с общеобразовательными учреждениями раз­вернута работа в учебных заведениях начального и среднего эко­логического образования. Осуществляется она по следующим направлениям:

введение в специальности и профессии экологического про­филя;

создание специализированных образовательных учреждений, го­товящих специалистов по промышленной и аграрной экологии;

разработка, внедрение и совершенствование экологической компоненты профессионального образования, учитывающей специфику конкретной специальности и профессии;

подготовка и повышение квалификации кадров преподава­телей-экологов'.

На базе общеобразовательных учреждений (в рамках допол­нительного образования) в России действуют 126 тыс. объедине­ний экологического профиля, в которых обучается около 2 млн учащихся. Учитывая возраст и уровень знаний детей, вводятся многообразные формы экологического образования: полевые эк­спедиционные работы, разработки экологических троп, эко­логические лагеря, школы. На селе появилось достаточно много фермерских школ, экологических лицеев. Во Всероссийском детском центре «Орленок» действует (с 1993 г.) международная школа-лагерь по различным аспектам экологии.

С каждым годом дети различных возрастов все шире вовле­каются в научно-исследовательскую работу по всевозможным аспектам экологии. Совместно с учеными-профессионалами и любителями природы дети с большим интересом занимаются проблемами состояния окружающей среды.

В техникумах и колледжах экологического профиля нала­жено обучение по специальностям «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Охрана атмосферы на предприятиях», «Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения», «Мониторинг загряз­ненных атмосферного воздуха, природных вод, почв».

В общеобразовательных учреждениях начального профес­сионального образования широко ведется экологическая под­готовка квалифицированных рабочих. Здесь предусмотрено изу­чение таких тем, как «Охрана окружающей среды и рациональ­ное использование природных ресурсов». В отдельных специ­ализированных учреждениях, где природоохранная деятельность составляет часть производственного процесса, в учебные пла­ны вводятся дополнительные специальные предметы, в част­ности «Охрана труда и основы промышленной экологии».

Серьезной проблемой остается подготовка специалистов по экологическому образованию. По данным Министерства охра­ны окружающей среды и природных ресурсов Российской Фе­дерации развернута достаточно широкая сеть высших учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой кад­ров экологического профиля. Так, в 15 педагогических вузах ведется подготовка учителей экологии. В 25 педагогических вузах России начата подготовка специалистов по «Основам бе­зопасности жизнедеятельности». Одиннадцать вузов осуществ­ляют переподготовку специалистов по охране окружающей сре­ды. Выпуск таких специалистов составляет 400 человек в год. Госкомвузом России с 1993 г. утверждены программы для но­вых направлений высшего образования. Бакалавров экологи­ческого профиля будут выпускать в университетах страны.

Социальная экология уже нашла свое место в педагогичес­ком процессе вузов, где сложился весьма продуктивный аль­янс экологов с представителями гуманитарных наук. В вузах России социальная экология преподается как отдельная дис­циплина или раздел экологии.

Интересы социальной экологии распространяются на все но­вые и новые области. Об этом свидетельствует создание Акаде­мии социальной экологии (АСЭ) на базе Российского универ­ситета дружбы народов, где с 1992 г. успешно действует эко­логический факультет. В составе АСЭ — ведущие профессора экологического и других факультетов, институтов РАН, МГУ, ведущих столичных вузов1.

Нет сомнений в том, что выпускники АСЭ (и подобных ей вузов) будут:

владеть основами методологии анализа проблемы и ситуа­ции, возникающих в ходе взаимодействия человека, природы, общества и государства;

обладать системой знаний о человеке, природе, обществе в их взаимодействии и взаимосвязи, в том числе в таких облас­тях, как экология человека, социума, культуры;

глубоко знать нравственно-этические ценности своего на­рода и мировых цивилизаций;

владеть навыками участия в подготовке и проведении раз­личных социально-политических и экологических мероприятий, организации движений, обществ и партий социально-экологи­ческой направленности.

В работе по подготовке кадров экологов — специалистов по различным отраслям промышленности и сельского хозяйства — принимают участие более 50 высших учебных заведений. Эко­логическое образование включено в программы профессио­нальной подготовки и переподготовки специалистов всех про­филей в средних и высших учебных заведениях. Однако, не­смотря на предпринимаемые меры, состояние экологического образования и воспитания в России пока не соответствует оте­чественным и международным требованиям. Во всей системе экологического образования острой проблемой остается дефи­цит преподавательских кадров. В Академии наук, отраслях, НИИ и вузах не хватает исследователей-экологов высшей научмногообразные формы экологического образования: полевые эк­спедиционные работы, разработки экологических троп, эко­логические лагеря, школы. На селе появилось достаточно много фермерских школ, экологических лицеев. Во Всероссийском детском центре «Орленок» действует (с 1993 г.) международная школа-лагерь по различным аспектам экологии.

С каждым годом дети различных возрастов все шире вовле­каются в научно-исследовательскую работу по всевозможным аспектам экологии. Совместно с учеными-профессионалами и любителями природы дети с большим интересом занимаются проблемами состояния окружающей среды.

В техникумах и колледжах экологического профиля нала­жено обучение по специальностям «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Охрана атмосферы на предприятиях», «Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения», «Мониторинг загряз­ненных атмосферного воздуха, природных вод, почв».

В общеобразовательных учреждениях начального профес­сионального образования широко ведется экологическая под­готовка квалифицированных рабочих. Здесь предусмотрено изу­чение таких тем, как «Охрана окружающей среды и рациональ­ное использование природных ресурсов». В отдельных специ­ализированных учреждениях, где природоохранная деятельность составляет часть производственного процесса, в учебные пла­ны вводятся дополнительные специальные предметы, в част­ности «Охрана труда и основы промышленной экологии».

Серьезной проблемой остается подготовка специалистов по экологическому образованию. По данным Министерства охра­ны окружающей среды и природных ресурсов Российской Фе­дерации развернута достаточно широкая сеть высших учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой кад­ров экологического профиля. Так, в 15 педагогических вузах ведется подготовка учителей экологии. В 25 педагогических вузах России начата подготовка специалистов по «Основам бе­зопасности жизнедеятельности». Одиннадцать вузов осуществ­ляют переподготовку специалистов по охране окружающей сре­ды. Выпуск таких специалистов составляет 400 человек в год. Госкомвузом России с 1993 г. утверждены программы для но­вых направлений высшего образования. Бакалавров экологи­ческого профиля будут выпускать в университетах страны.

Социальная экология уже нашла свое место в педагогичес­ком процессе вузов, где сложился весьма продуктивный аль­янс экологов с представителями гуманитарных наук. В вузах России социальная экология преподается как отдельная дис­циплина или раздел экологии.

Интересы социальной экологии распространяются на все но­вые и новые области. Об этом свидетельствует создание Акаде­мии социальной экологии (АСЭ) на базе Российского универ­ситета дружбы народов, где с 1992 г. успешно действует эко­логический факультет. В составе АСЭ — ведущие профессора экологического и других факультетов, институтов РАН, МГУ, ведущих столичных вузов1.

Нет сомнений в том, что выпускники АСЭ (и подобных ей вузов) будут:

владеть основами методологии анализа проблемы и ситуа­ции, возникающих в ходе взаимодействия человека, природы, общества и государства;

обладать системой знаний о человеке, природе, обществе в их взаимодействии и взаимосвязи, в том числе в таких облас­тях, как экология человека, социума, культуры;

глубоко знать нравственно-этические ценности своего на­рода и мировых цивилизаций;

владеть навыками участия в подготовке и проведении раз­личных социально-политических и экологических мероприятий, организации движений, обществ и партий социально-экологи­ческой направленности.

В работе по подготовке кадров экологов — специалистов по различным отраслям промышленности и сельского хозяйства — принимают участие более 50 высших учебных заведений. Эко­логическое образование включено в программы профессио­нальной подготовки и переподготовки специалистов всех про­филей в средних и высших учебных заведениях. Однако, не­смотря на предпринимаемые меры, состояние экологического образования и воспитания в России пока не соответствует оте­чественным и международным требованиям. Во всей системе экологического образования острой проблемой остается дефи­цит преподавательских кадров. В Академии наук, отраслях, НИИ и вузах не хватает исследователей-экологов высшей научной квалификации. По четырем специальностям экологии еже­годно принимается всего 241 аспирант. Этого, конечно, мало для такой большой страны, как Россия.

Что же касается системы всеобщего и непрерывного обра­зования в стране, то она только складывается. Повсюду в стране то в одном, то в другом месте возникают различные организа­ции: общественные (чаще народные) университеты и факуль­теты охраны природы, экологические школы и курсы.

Что же надо сделать, чтобы заложить хотя бы основы госу­дарственной системы экологического образования?

Для образования нужны деньги. Раньше готовилась програм­ма и под нее выделялись финансы. Поскольку средств выделя­лось меньше, чем запрашивалось, то программа с самого на­чала становилась формальной, невыполнимой. Может быть, поступить иначе: вначале финансовые органы выделяют опре­деленную сумму на экологическое образование, а уж потом составляется реальная программа. Выделяется 1 млн рублей — будет одна программа, 10 млн рублей — другая. Главное, что­бы она на 100% была реальной и выполнимой.

Видимо, следует начать с формирования какой-то неболь­шой группы людей, экологическая безграмотность которых осо­бенно нетерпима сегодня. Для определения состава такой груп­пы необходимо привлечь узких специалистов, которые хорошо знают положение дел в отдельных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

И наконец, хотелось бы высказать свои соображения по совершенствованию экологического образования и воспитания.

Для изменения экологической ситуации в стране, во всем мире необходимы в первую очередь соответствующие знания, которых населению не хватает. В связи с этим, как нам ка­жется, необходимо: разработать и ввести в общеобразователь­ных школах, средних специальных и высших учебных заведе­ниях программы экологического воспитания и обучения, вклю­чающие теоретическую и практическую подготовку студентов; постоянно повышать квалификацию специалистов-экологов через систему отраслевых, межотраслевых, республиканских и других институтов и факультетов. Компетентность в этих во­просах особенно важна не только простым труженикам, а в первую очередь руководителям всех видов производств. Нужна интенсивная разработка концепции экологического просвеще­ния, образования и воспитания.

В стране остро не хватает экологически образованных лю­дей. Пока еще очень мало желающих «сражаться за экологию» на местах. Надо уметь организовать работу, наладить взаимо­действие с промышленными и сельскохозяйственными пред­приятиями, добыть технику, аппаратуру, развернуть экологи­ческую службу. Словом, заняться довольно хлопотливым, но будничным делом. Основы знаний должны складываться сис­темой непрерывного экологического воспитания и образования. Начинаться она должна в семье, а затем продолжаться в шко­ле, где наряду с получением теоретических знаний большую нагрузку должны нести общественная деятельность школьни­ков, работа в школьных лесничествах, в клубах друзей приро­ды, отрядах «зеленых» и «голубых» патрулей и т.д.

Немаловажное значение по воздействию на экологическое сознание молодежи имеет учебный процесс в системе народно­го образования (в школе, профтехучилище, техникуме, вузе). Следует откровенно сказать, что постановка экологического образования во многих учебных заведениях оставляет желать лучшего: затягивается введение специального курса по охране окружающей среды и рациональному использованию природ­ных ресурсов, который должен стать составной частью процес­са образования во всех средних и высших учебных заведениях; далеко не везде идет переработка различных предметов и кур­сов в духе их сопряжения с вопросами экологии; эти вопросы излагаются подчас без «проекции» на печальное состояние зе­мель, вод, лесов, вне природоохранной техники, незаинтере­сованно. Вполне обоснованно можно сделать замечание нашим коллегам из средней и высшей школы, преподавателям есте­ственных и гуманитарных наук, которые не считают себя ви­новными в том, что теряет плодородие земля, исчезает расти­тельный и животный мир, приходит в негодность питьевая вода, воздух, которым мы дышим.

Экологизировать знания, прививать природоведческую со­знательность и совесть надо как можно раньше, еще в детстве. Хорошим начинанием в Школах стало проведение «Уроков Ро­дины». Эпиграфом к нему приводятся слова писателя М. При­швина: «Любить Родину значит беречь природу».

Таким образом, направления экологического образования и воспитания, если их кратко сформулировать, видятся: в усилении эколого-мировоззренческои нагруженности об­разования, и прежде всего в более широком освещении духов­но-нравственных и эстетических проблем экологии;

в выделении в различных науках экологического аспекта;

в включении в экологическое образование результатов тех научных исследований в области окружающей среды, которые связаны с регионально-отраслевой особенностью.

В экологическом образовании и воспитании еще много не­решенных проблем. В учебном процессе не стимулируется у учащихся эколого-познавательная активность, стремление про­никнуть в глубинные тайны природы, элементарные умения и навыки научного поиска. Еще четко не создана система эколо­гического образования, в перспективе непрерывного. Ее ос­новы изложены в программе «Экологическая безопасность Рос­сии» в 1993—1995 гг. В ней даются рекомендации по разработ­ке пакета программ и методические указания по содержанию, формам и методам экологического образования и воспитания от дошкольного до высшего образования1.

Чтобы быть настоящими реалистами, необходимо думать уже теперь о школе будущего. Интересные мысли о школе и обра­зовании в XXI в. высказывает профессор Г.А. Ягодин в статье «Школа будущего — школа развития личности. Рекомендации по созданию непрерывного экологического образования»2.

Даже аргументированное изложение статьи Г.А. Ягодина дает представление о школе будущего как школе развития личнос­ти. Речь идет о создании системы непрерывного экологическо­го образования и экологическом воспитании от младенчества до взрослого человека. Существо авторского кредо сводится к следующему.

1. Экологически образованный человек должен иметь ак­тивную жизненную позицию в осуществлении самоподдержи­вающегося развития цивилизации. Такое развитие не сводится только к материальному благополучию, хотя и предусматрива­ет разумное удовлетворение потребностей человека и ликвида­цию таких социальных явлений, как нищета, детская смерт­ность из-за недостатка безопасной питьевой воды, пищи, пло­хого воздуха и т.д. Его главной задачей является духовное совершенствование человека. Реализация этой задачи происхо­дит в процессе образования и воспитания, в первую очередь через систему образования разных ступеней и профилей.

Школа настоящего и будущего должна быть школой разви­тия личности. Приоритет развивающегося образования в тео­рии никогда и нигде не ставился под сомнение. Однако обще­образовательная школа нуждается в реформировании. По мне­нию профессора Г.А. Ягодина, школьная реформа должна:

разгрузить ученика от чрезмерно большого объема домаш­них заданий, что пагубно отражается на его здоровье, и опре­делить оптимальный уровень учебной нагрузки в школе и дома. Она не должна быть сведена только к выполнению тех или иных упражнений и решению задач. Она должна включать расшире­ние собственных наблюдений в природе и обществе;

изменить соотношение гуманитарных и естественнонаучных знаний в пользу гуманитарных, уделять больше внимания ли­тературе, искусству, истории, рисованию, живописи, музы­ке, физической культуре;

изменить содержание учебных программ. Через различные предметы должна проходить красной нитью идея целостности нашего мира, благоговения перед жизнью, и не только челове­ка, но и всех других форм жизни, заботы о поддержании усло­вий этой жизни.

В рекомендациях по созданию экологического образования будущего Г.А. Ягодин не обошел проблемы подготовки учите­ля. «В будущем, вероятно, в начальной школе все предметы будет вести один учитель. Это потребует введения особых тре­бований к абитуриентам, готовящимся стать учителями началь­ной школы. При подготовке учителя начальной школы должно быть существенно улучшено и расширено изучение теории и практики таких дисциплин, как психология, валеология, пе­дагогика, методика, музыка, физическая культура, предметы изобразительного цикла. Должен быть включен специальный предмет — жизнь в окружающей среде»1.

В статье автор поясняет, какие требования он предъявляет к природоведению и другим предметам, к учителю будущей начальной школы, учебным пособиям и т.д. «Ученик выпуск­ного класса начальной школы, — по мнению Г.А. Ягодина, —должен уметь описать растение, насекомое, птицу, животш сопровождая описание рисунками. Учитель должен объясни школьникам ограничения по сбору гербариев и коллекций г секомых или птичьих яиц с точки зрения охраны природы»1

В авторском изложении дается подробное описание, к представляется ученому экологическая ориентация средней шк лы. В содержание всех предметов должны проникать идеи и лостности Земли, не только как сложной, взаимосвязанно системы, но и как единого дома для всего живого. К пример в истории делаются акценты на экологических катастроф в прошлом, на нравственном развитии человеческого общ ства, на истории развития глобальных механизмов правового экономического регулирования и истории глобальных орган заций и движений. И так даются рекомендации по другим пре метам, изучаемым в средней школе.

Огромное значение в экологическом образовании, по мн нию Г.А. Ягодина, может иметь организация школьного экол гического мониторинга, школьного экологического совета. Ос бенно подробно должны быть разработаны программы методиче кой поддержки экологического образования, главным образом вн классной работы: методики по формированию команд, колле тивному принятию решений, работе с живыми объектами и т.

Даются и рекомендации по организации экологического о разования в высшей школе.

Выпускники высшей школы должны быть готовы к актйвш творческой профессиональной и общественно-политической д ятельности. Характерными для вузовских выпускников будут:

ориентация на общечеловеческие ценности, осознание гра> данской ответственности и своего места в ноосфере;

высокая профессиональная ответственность, политическа экологическая и правовая культура, умение свободно ориентир ваться в современных экономических отношениях, особенно в сфе] экологии человека, социума, экологически чистых производств

способность активно включаться в подготовку и проведен! различных социально-политических и экологических меропри; тий, организацию движений, обществ и партий социальн» экологической направленности.

Так представляется перспектива развития экологическо! образования в наступающем веке.

 

 

Литература к теме второй:

Докторов Б.З., Сафонов В. В. Экологическое сознание граждан. — Л., 1987.

Комаров В.Д. Социальная экология. — Л., 1990.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Лекции о воспита­нии. Т. 8. - М., 1984.

Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образова­ние. - М, 1995.

Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и будущее человечества // Зеле­ный мир. 1995. № 24. - С. 9.

Рыбалкин Н.Г., Самотесов Е.Д. и др. Экологическое образование и воспитание в России (Справочное пособие). — М., 1995.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избранные педаго­гические сочинения. — М., 1981.

Тюрюканов А.Н., Андреева А.Е. Роль парков в экологическом вос­питании и образовании. — М., 1987.

Урсул А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке // Зеленый крест. 1995. № 4. — С. 35—36.

Учебная экологическая тропа в системе подготовки будущего учи­теля. - М., 1991.

Федеральный Закон «Об образовании» (Дополнения и изменения). Принят Государственной Думой 12 июля 1995 г. Одобрен Со­ветом Федерации 5 января 1996 г. // Российская газета. 1996. 23 января. — С. 3—6.

Экология, культура, образование. — М., 1992.

Ягодин Г.А. Школа будущего — школа развития личности // Зеле­ный мир. 1995. № 36. - С. 6, 7, 12.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал