Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическое образование в настоящем и будущем⇐ ПредыдущаяСтр 86 из 86
Природоохранное образование — система обучения, направленная на усвоение теории и практики охраны природы, основ общей и частной экологии — необходимый элемент общей культуры современного человека. Одним из важнейших элементов экологической культуры являются основные показатели экологической образованности, складывающиеся в процессе общего образования. Как специальный институт, образование выполняет экономическую, социальную и культурную функции общества. Экономическая функция образования состоит в формировании социально-профессиональной структуры и работника, владеющего необходимыми экономическими знаниями и навыками. Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности. Культурная функция образования состоит в том, чтобы использовать ранее накопленную культуру в целях социализации индивида, формирования его творческих способностей. Образование — важный фактор, влияющий на поведение личности, и в качестве такового учитывается в эмпирических исследованиях. Цель экологического образования в накоплении того объема знаний о взаимоотношении общества и природы, который необходим лю-232 бому человеку, кем бы он потом ни работал, чем бы ни занимался. Каждый человек, работающий в любой отрасли хозяйства, экономики и культуры, должен владеть минимумом знаний по экологии. В формировании экологического образования первостепенное значение имеет усвоение принципов охраны природы и рационального природопользования. Для этого необходимо преодолеть несколько стереотипов мышления и поведения, широко распространенных в прошлом. Это убежденность в том, что наша страна обладает несметными природными богатствами и они избавляют нас от заботы об их экологичном использовании. Такое представление наложило отпечаток и на внешнеэкономическую деятельность государства, и прежде всего служило «оправданию» сырьевой направленности экспорта: нефть, газ, древесина, пушнина. На пути к экологической образованности важно определить у человека уровень экологических знаний, а также знание источников загрязнений окружающей среды по стране и региону. Располагать этими данными необходимо как для общей ориентации в экологической обстановке, так и для включения в практическую деятельность по устранению или ограничению действия конкретных факторов, наносящих ущерб природе и здоровью людей. Важное направление в экологическом образовании имеет экологизация кругозора. Главным средством достижения этой цели выступает развитие навыков самообразования, любознательности, потребности в постоянном пополнении экологических знаний. Экологизация кругозора предполагает овладение знаниями, смежными с экологическими, и отражает взаимосвязь экологических отношений с экономикой, научно-техническим прогрессом, политикой, правом и т.д. В эколого-технической области решаются три взаимосвязанные задачи рационализации природопользования как составляющие политики обновления нашего общества. Первая задача состоит в том, чтобы глубже проанализировать опыт и уроки прошлого, когда природоохранительная тематика находилась на периферии науки и экологические последствия технологических применений науки носили в основном негативный характер. По причине неудовлетворительных технических решений экологических проблем почти третья часть ранее созданных и поныне действующих очистных сооружений не обеспечивает очистку сточных вод до нормативных показателей. Вторая задача — эффективно устранять недостатки теперешней практики природопользования, в том числе и в научно-техническом обеспечении защиты окружающей среды. Третья задача состоит в том, чтобы разработать научно-технические основы решения как возникших в прошлом, так и новых экологических проблем, выдвигаемых в связи с необходимостью перехода к интенсивной экономике, хозяйственного освоения северных и восточных районов страны, особенно нестабильных в экологическом отношении, и другими процессами. Помимо экологизации экономики, политики, права, экологизация ныне начинает проявляться и в развитии техники и технологии. Речь идет о разработке новых технологических процессов, среди которых ведущая роль отводится безотходной технологии, поскольку она является одновременно и экологически чистой, и природосберегающей. Немаловажное значение в экологическом образовании имеет также правильное определение причин экологических бедствий. К ним относятся экологическая неграмотность и малограмотность многих наших людей, низкая эффективность и некомпетентность пропаганды, как устной, так и печатной. Не поставлен в центр внимания экологической деятельности человек. Учитывая эти особенности, экологическое образование в нашей стране разворачивается (хотя и медленно) на двух уровнях. Первый уровень — общее экологическое образование: в каждом учебном заведении появились курсы общей экологии. Ведь все специальности в той или иной степени связаны с проблемами экологии. Сейчас на базе крупнейших вузов организуются региональные центры Всероссийской службы информации, занимающиеся распространением знаний по экологии. Прослушав курс по месту учебы, в этих центрах можно затем пройти аттестацию и получить свидетельство об общем экологическом образовании. Второй уровень — это подготовка профессионалов. Сейчас в 21 вузе СНГ открыто обучение по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Как сложилась ныне структура экологического образования в России? О семейном и дошкольном образовании мы уже го- ворили, остановимся на школьном экологическом воспитании и образовании. Теперь уже стал фактом непрерывный процесс углубления и совершенствования экологического образования в средних общеобразовательных школах. Во многих из них действует базисный учебный план с набором специальных экологических предметов, осуществляется экологизация содержания действующих дисциплин. Подготовлены новые (вариантные) программы по экологии, учебные пособия, интегрированные куреы, в которых учитываются национальные и культурные традиции народов России. Следует отметить отрадный факт: ныне в России действует сеть гимназий, лицеев, колледжей, школ экологического профиля, в которых ведутся факультативы «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», действуют специальные курсы по экологии. В числе их «Основы экологии», «Природа и культура» и др. В содружестве с вузами во многих регионах развертывается научно-техническая работа по важнейшим проблемам региональной и местной экологии. С 1994 г. начинает регулярно проводиться Всероссийская экологическая олимпиада школьников. Одновременно с общеобразовательными учреждениями развернута работа в учебных заведениях начального и среднего экологического образования. Осуществляется она по следующим направлениям: введение в специальности и профессии экологического профиля; создание специализированных образовательных учреждений, готовящих специалистов по промышленной и аграрной экологии; разработка, внедрение и совершенствование экологической компоненты профессионального образования, учитывающей специфику конкретной специальности и профессии; подготовка и повышение квалификации кадров преподавателей-экологов'. На базе общеобразовательных учреждений (в рамках дополнительного образования) в России действуют 126 тыс. объединений экологического профиля, в которых обучается около 2 млн учащихся. Учитывая возраст и уровень знаний детей, вводятся многообразные формы экологического образования: полевые экспедиционные работы, разработки экологических троп, экологические лагеря, школы. На селе появилось достаточно много фермерских школ, экологических лицеев. Во Всероссийском детском центре «Орленок» действует (с 1993 г.) международная школа-лагерь по различным аспектам экологии. С каждым годом дети различных возрастов все шире вовлекаются в научно-исследовательскую работу по всевозможным аспектам экологии. Совместно с учеными-профессионалами и любителями природы дети с большим интересом занимаются проблемами состояния окружающей среды. В техникумах и колледжах экологического профиля налажено обучение по специальностям «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Охрана атмосферы на предприятиях», «Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения», «Мониторинг загрязненных атмосферного воздуха, природных вод, почв». В общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования широко ведется экологическая подготовка квалифицированных рабочих. Здесь предусмотрено изучение таких тем, как «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». В отдельных специализированных учреждениях, где природоохранная деятельность составляет часть производственного процесса, в учебные планы вводятся дополнительные специальные предметы, в частности «Охрана труда и основы промышленной экологии». Серьезной проблемой остается подготовка специалистов по экологическому образованию. По данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации развернута достаточно широкая сеть высших учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров экологического профиля. Так, в 15 педагогических вузах ведется подготовка учителей экологии. В 25 педагогических вузах России начата подготовка специалистов по «Основам безопасности жизнедеятельности». Одиннадцать вузов осуществляют переподготовку специалистов по охране окружающей среды. Выпуск таких специалистов составляет 400 человек в год. Госкомвузом России с 1993 г. утверждены программы для новых направлений высшего образования. Бакалавров экологического профиля будут выпускать в университетах страны. Социальная экология уже нашла свое место в педагогическом процессе вузов, где сложился весьма продуктивный альянс экологов с представителями гуманитарных наук. В вузах России социальная экология преподается как отдельная дисциплина или раздел экологии. Интересы социальной экологии распространяются на все новые и новые области. Об этом свидетельствует создание Академии социальной экологии (АСЭ) на базе Российского университета дружбы народов, где с 1992 г. успешно действует экологический факультет. В составе АСЭ — ведущие профессора экологического и других факультетов, институтов РАН, МГУ, ведущих столичных вузов1. Нет сомнений в том, что выпускники АСЭ (и подобных ей вузов) будут: владеть основами методологии анализа проблемы и ситуации, возникающих в ходе взаимодействия человека, природы, общества и государства; обладать системой знаний о человеке, природе, обществе в их взаимодействии и взаимосвязи, в том числе в таких областях, как экология человека, социума, культуры; глубоко знать нравственно-этические ценности своего народа и мировых цивилизаций; владеть навыками участия в подготовке и проведении различных социально-политических и экологических мероприятий, организации движений, обществ и партий социально-экологической направленности. В работе по подготовке кадров экологов — специалистов по различным отраслям промышленности и сельского хозяйства — принимают участие более 50 высших учебных заведений. Экологическое образование включено в программы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов всех профилей в средних и высших учебных заведениях. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, состояние экологического образования и воспитания в России пока не соответствует отечественным и международным требованиям. Во всей системе экологического образования острой проблемой остается дефицит преподавательских кадров. В Академии наук, отраслях, НИИ и вузах не хватает исследователей-экологов высшей научмногообразные формы экологического образования: полевые экспедиционные работы, разработки экологических троп, экологические лагеря, школы. На селе появилось достаточно много фермерских школ, экологических лицеев. Во Всероссийском детском центре «Орленок» действует (с 1993 г.) международная школа-лагерь по различным аспектам экологии. С каждым годом дети различных возрастов все шире вовлекаются в научно-исследовательскую работу по всевозможным аспектам экологии. Совместно с учеными-профессионалами и любителями природы дети с большим интересом занимаются проблемами состояния окружающей среды. В техникумах и колледжах экологического профиля налажено обучение по специальностям «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Охрана атмосферы на предприятиях», «Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения», «Мониторинг загрязненных атмосферного воздуха, природных вод, почв». В общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования широко ведется экологическая подготовка квалифицированных рабочих. Здесь предусмотрено изучение таких тем, как «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». В отдельных специализированных учреждениях, где природоохранная деятельность составляет часть производственного процесса, в учебные планы вводятся дополнительные специальные предметы, в частности «Охрана труда и основы промышленной экологии». Серьезной проблемой остается подготовка специалистов по экологическому образованию. По данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации развернута достаточно широкая сеть высших учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров экологического профиля. Так, в 15 педагогических вузах ведется подготовка учителей экологии. В 25 педагогических вузах России начата подготовка специалистов по «Основам безопасности жизнедеятельности». Одиннадцать вузов осуществляют переподготовку специалистов по охране окружающей среды. Выпуск таких специалистов составляет 400 человек в год. Госкомвузом России с 1993 г. утверждены программы для новых направлений высшего образования. Бакалавров экологического профиля будут выпускать в университетах страны. Социальная экология уже нашла свое место в педагогическом процессе вузов, где сложился весьма продуктивный альянс экологов с представителями гуманитарных наук. В вузах России социальная экология преподается как отдельная дисциплина или раздел экологии. Интересы социальной экологии распространяются на все новые и новые области. Об этом свидетельствует создание Академии социальной экологии (АСЭ) на базе Российского университета дружбы народов, где с 1992 г. успешно действует экологический факультет. В составе АСЭ — ведущие профессора экологического и других факультетов, институтов РАН, МГУ, ведущих столичных вузов1. Нет сомнений в том, что выпускники АСЭ (и подобных ей вузов) будут: владеть основами методологии анализа проблемы и ситуации, возникающих в ходе взаимодействия человека, природы, общества и государства; обладать системой знаний о человеке, природе, обществе в их взаимодействии и взаимосвязи, в том числе в таких областях, как экология человека, социума, культуры; глубоко знать нравственно-этические ценности своего народа и мировых цивилизаций; владеть навыками участия в подготовке и проведении различных социально-политических и экологических мероприятий, организации движений, обществ и партий социально-экологической направленности. В работе по подготовке кадров экологов — специалистов по различным отраслям промышленности и сельского хозяйства — принимают участие более 50 высших учебных заведений. Экологическое образование включено в программы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов всех профилей в средних и высших учебных заведениях. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, состояние экологического образования и воспитания в России пока не соответствует отечественным и международным требованиям. Во всей системе экологического образования острой проблемой остается дефицит преподавательских кадров. В Академии наук, отраслях, НИИ и вузах не хватает исследователей-экологов высшей научной квалификации. По четырем специальностям экологии ежегодно принимается всего 241 аспирант. Этого, конечно, мало для такой большой страны, как Россия. Что же касается системы всеобщего и непрерывного образования в стране, то она только складывается. Повсюду в стране то в одном, то в другом месте возникают различные организации: общественные (чаще народные) университеты и факультеты охраны природы, экологические школы и курсы. Что же надо сделать, чтобы заложить хотя бы основы государственной системы экологического образования? Для образования нужны деньги. Раньше готовилась программа и под нее выделялись финансы. Поскольку средств выделялось меньше, чем запрашивалось, то программа с самого начала становилась формальной, невыполнимой. Может быть, поступить иначе: вначале финансовые органы выделяют определенную сумму на экологическое образование, а уж потом составляется реальная программа. Выделяется 1 млн рублей — будет одна программа, 10 млн рублей — другая. Главное, чтобы она на 100% была реальной и выполнимой. Видимо, следует начать с формирования какой-то небольшой группы людей, экологическая безграмотность которых особенно нетерпима сегодня. Для определения состава такой группы необходимо привлечь узких специалистов, которые хорошо знают положение дел в отдельных отраслях промышленности и сельского хозяйства. И наконец, хотелось бы высказать свои соображения по совершенствованию экологического образования и воспитания. Для изменения экологической ситуации в стране, во всем мире необходимы в первую очередь соответствующие знания, которых населению не хватает. В связи с этим, как нам кажется, необходимо: разработать и ввести в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях программы экологического воспитания и обучения, включающие теоретическую и практическую подготовку студентов; постоянно повышать квалификацию специалистов-экологов через систему отраслевых, межотраслевых, республиканских и других институтов и факультетов. Компетентность в этих вопросах особенно важна не только простым труженикам, а в первую очередь руководителям всех видов производств. Нужна интенсивная разработка концепции экологического просвещения, образования и воспитания. В стране остро не хватает экологически образованных людей. Пока еще очень мало желающих «сражаться за экологию» на местах. Надо уметь организовать работу, наладить взаимодействие с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, добыть технику, аппаратуру, развернуть экологическую службу. Словом, заняться довольно хлопотливым, но будничным делом. Основы знаний должны складываться системой непрерывного экологического воспитания и образования. Начинаться она должна в семье, а затем продолжаться в школе, где наряду с получением теоретических знаний большую нагрузку должны нести общественная деятельность школьников, работа в школьных лесничествах, в клубах друзей природы, отрядах «зеленых» и «голубых» патрулей и т.д. Немаловажное значение по воздействию на экологическое сознание молодежи имеет учебный процесс в системе народного образования (в школе, профтехучилище, техникуме, вузе). Следует откровенно сказать, что постановка экологического образования во многих учебных заведениях оставляет желать лучшего: затягивается введение специального курса по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, который должен стать составной частью процесса образования во всех средних и высших учебных заведениях; далеко не везде идет переработка различных предметов и курсов в духе их сопряжения с вопросами экологии; эти вопросы излагаются подчас без «проекции» на печальное состояние земель, вод, лесов, вне природоохранной техники, незаинтересованно. Вполне обоснованно можно сделать замечание нашим коллегам из средней и высшей школы, преподавателям естественных и гуманитарных наук, которые не считают себя виновными в том, что теряет плодородие земля, исчезает растительный и животный мир, приходит в негодность питьевая вода, воздух, которым мы дышим. Экологизировать знания, прививать природоведческую сознательность и совесть надо как можно раньше, еще в детстве. Хорошим начинанием в Школах стало проведение «Уроков Родины». Эпиграфом к нему приводятся слова писателя М. Пришвина: «Любить Родину значит беречь природу». Таким образом, направления экологического образования и воспитания, если их кратко сформулировать, видятся: в усилении эколого-мировоззренческои нагруженности образования, и прежде всего в более широком освещении духовно-нравственных и эстетических проблем экологии; в выделении в различных науках экологического аспекта; в включении в экологическое образование результатов тех научных исследований в области окружающей среды, которые связаны с регионально-отраслевой особенностью. В экологическом образовании и воспитании еще много нерешенных проблем. В учебном процессе не стимулируется у учащихся эколого-познавательная активность, стремление проникнуть в глубинные тайны природы, элементарные умения и навыки научного поиска. Еще четко не создана система экологического образования, в перспективе непрерывного. Ее основы изложены в программе «Экологическая безопасность России» в 1993—1995 гг. В ней даются рекомендации по разработке пакета программ и методические указания по содержанию, формам и методам экологического образования и воспитания от дошкольного до высшего образования1. Чтобы быть настоящими реалистами, необходимо думать уже теперь о школе будущего. Интересные мысли о школе и образовании в XXI в. высказывает профессор Г.А. Ягодин в статье «Школа будущего — школа развития личности. Рекомендации по созданию непрерывного экологического образования»2. Даже аргументированное изложение статьи Г.А. Ягодина дает представление о школе будущего как школе развития личности. Речь идет о создании системы непрерывного экологического образования и экологическом воспитании от младенчества до взрослого человека. Существо авторского кредо сводится к следующему. 1. Экологически образованный человек должен иметь активную жизненную позицию в осуществлении самоподдерживающегося развития цивилизации. Такое развитие не сводится только к материальному благополучию, хотя и предусматривает разумное удовлетворение потребностей человека и ликвидацию таких социальных явлений, как нищета, детская смертность из-за недостатка безопасной питьевой воды, пищи, плохого воздуха и т.д. Его главной задачей является духовное совершенствование человека. Реализация этой задачи происходит в процессе образования и воспитания, в первую очередь через систему образования разных ступеней и профилей. Школа настоящего и будущего должна быть школой развития личности. Приоритет развивающегося образования в теории никогда и нигде не ставился под сомнение. Однако общеобразовательная школа нуждается в реформировании. По мнению профессора Г.А. Ягодина, школьная реформа должна: разгрузить ученика от чрезмерно большого объема домашних заданий, что пагубно отражается на его здоровье, и определить оптимальный уровень учебной нагрузки в школе и дома. Она не должна быть сведена только к выполнению тех или иных упражнений и решению задач. Она должна включать расширение собственных наблюдений в природе и обществе; изменить соотношение гуманитарных и естественнонаучных знаний в пользу гуманитарных, уделять больше внимания литературе, искусству, истории, рисованию, живописи, музыке, физической культуре; изменить содержание учебных программ. Через различные предметы должна проходить красной нитью идея целостности нашего мира, благоговения перед жизнью, и не только человека, но и всех других форм жизни, заботы о поддержании условий этой жизни. В рекомендациях по созданию экологического образования будущего Г.А. Ягодин не обошел проблемы подготовки учителя. «В будущем, вероятно, в начальной школе все предметы будет вести один учитель. Это потребует введения особых требований к абитуриентам, готовящимся стать учителями начальной школы. При подготовке учителя начальной школы должно быть существенно улучшено и расширено изучение теории и практики таких дисциплин, как психология, валеология, педагогика, методика, музыка, физическая культура, предметы изобразительного цикла. Должен быть включен специальный предмет — жизнь в окружающей среде»1. В статье автор поясняет, какие требования он предъявляет к природоведению и другим предметам, к учителю будущей начальной школы, учебным пособиям и т.д. «Ученик выпускного класса начальной школы, — по мнению Г.А. Ягодина, —должен уметь описать растение, насекомое, птицу, животш сопровождая описание рисунками. Учитель должен объясни школьникам ограничения по сбору гербариев и коллекций г секомых или птичьих яиц с точки зрения охраны природы»1 В авторском изложении дается подробное описание, к представляется ученому экологическая ориентация средней шк лы. В содержание всех предметов должны проникать идеи и лостности Земли, не только как сложной, взаимосвязанно системы, но и как единого дома для всего живого. К пример в истории делаются акценты на экологических катастроф в прошлом, на нравственном развитии человеческого общ ства, на истории развития глобальных механизмов правового экономического регулирования и истории глобальных орган заций и движений. И так даются рекомендации по другим пре метам, изучаемым в средней школе. Огромное значение в экологическом образовании, по мн нию Г.А. Ягодина, может иметь организация школьного экол гического мониторинга, школьного экологического совета. Ос бенно подробно должны быть разработаны программы методиче кой поддержки экологического образования, главным образом вн классной работы: методики по формированию команд, колле тивному принятию решений, работе с живыми объектами и т. Даются и рекомендации по организации экологического о разования в высшей школе. Выпускники высшей школы должны быть готовы к актйвш творческой профессиональной и общественно-политической д ятельности. Характерными для вузовских выпускников будут: ориентация на общечеловеческие ценности, осознание гра> данской ответственности и своего места в ноосфере; высокая профессиональная ответственность, политическа экологическая и правовая культура, умение свободно ориентир ваться в современных экономических отношениях, особенно в сфе] экологии человека, социума, экологически чистых производств способность активно включаться в подготовку и проведен! различных социально-политических и экологических меропри; тий, организацию движений, обществ и партий социальн» экологической направленности. Так представляется перспектива развития экологическо! образования в наступающем веке.
Литература к теме второй: Докторов Б.З., Сафонов В. В. Экологическое сознание граждан. — Л., 1987. Комаров В.Д. Социальная экология. — Л., 1990. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Лекции о воспитании. Т. 8. - М., 1984. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. - М, 1995. Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и будущее человечества // Зеленый мир. 1995. № 24. - С. 9. Рыбалкин Н.Г., Самотесов Е.Д. и др. Экологическое образование и воспитание в России (Справочное пособие). — М., 1995. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избранные педагогические сочинения. — М., 1981. Тюрюканов А.Н., Андреева А.Е. Роль парков в экологическом воспитании и образовании. — М., 1987. Урсул А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке // Зеленый крест. 1995. № 4. — С. 35—36. Учебная экологическая тропа в системе подготовки будущего учителя. - М., 1991. Федеральный Закон «Об образовании» (Дополнения и изменения). Принят Государственной Думой 12 июля 1995 г. Одобрен Советом Федерации 5 января 1996 г. // Российская газета. 1996. 23 января. — С. 3—6. Экология, культура, образование. — М., 1992. Ягодин Г.А. Школа будущего — школа развития личности // Зеленый мир. 1995. № 36. - С. 6, 7, 12.
|