Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К вопросу о принципах налогообложения
Основные начала, т.е. принципы законодательства о налогах и сборах, определенные в статье 3 Налогового Кодекса РФ, несовершенны с точки зрения реализации основных теоретических положений финансовой науки в области действующего права. Обращение к истории вопроса является лучшим залогом в поиске истины. Впервые принципы налогообложения были сведены в систему шотландским экономистом Адамом Смитом в его знаменитой книге: «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). В последующем они были признаны классическими принципами налогообложения и стали рассматриваться как веха в развитии экономической мысли о налогах. Следует отметить, что декларирование принципов налогообложения по сути своей было реакцией на произвол и беззаконие, которые имели место в практике налогообложения XVIII века. Четырем правилам налогообложения А.Смита, ставшими в последующем аксиомами, предшествовал длинный путь развития научной мысли. Английские философы ХVП века Т.Гоббс и Д.Локк в своих трудах указывали на необходимость соблюдать умеренность и равномерность в распределении налогов. Вопрос о справедливости налогообложения был в числе основных вопросов и у представителей второго течения политэкономической мысли: физиократов. Яркие представители этого направления (французский ученый О. Мирабо, немецкий ученый Ф.Юсти и другие) выступали за равномерность обложения, точное определение налогов законом, удобство плательщика в уплате налогов, за возможно меньшие расходы по взиманию налогов. Немецкий ученый Ф. Юсти, которого современные исследователи называют «отцом» финансовой науки, в работе «Система финансового хозяйства» (1776) возвел государственные науки к одному высшему принципу содействия общему благоденствию. Его мысли о том, что налоги не должные вредить свободе и предпринимательству, должны быть справедливыми и равномерными, иметь основательные поводы и т.д. дают основания утверждать, что принципы налогообложения были уже поняты теоретиками других стран. Заслуга Адама Смита заключалась не в приоритетном открытии принципов налогообложения, а в том, что он, в отличие от предшественников, поставил на повестку дня проблему непосредственной разработки принципов налогообложения и сформулировал их как систему основных начал для проведения налоговой политики.Правильность этих принципов не вызывает сомнений до сих пор. Однако они, несмотря на их яркость и точность формулировок, не были востребованы практикой более 100 лет. Это обусловлено тем, что эти принципы носили односторонний характер, т.е. они выражали интересы только одной стороны. Недаром систему принципов налогообложения А. Смита, называли максимами обложения, декларацией прав плательщика, великой хартией вольностей плательщика. Это вполне объяснимо. Т.к. проистекало из склада общественной жизни того времени. Появление в Х1Х веке новых социальных идей и требований общества к государственной власти позволили шире взглянуть на принципы налогообложения. Дополнения концептуального характера, сделанные к классическим принципам немецким ученым, профессором Берлинского университета, представителем социального направления в политике А.Вагнером, позволили сделать их востребованными практикой налогообложения передовых стран после Первой мировой войны. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, учитывающую интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. В более поздние годы мы находим в литературе принципы налогообложения, в некотором видоизмененном плане, но, принципиально не отличающиеся от принципов А. Вагнера. Краткое изложение истории вопроса показывает, что природа принципов налогообложения состоит в нахождении руководящих начал податной (налоговой) политики, т.е. в поиске объективных, общепризнанных принципов налоговой политики. Это мы находим в трудах исследователей ХIХ столетия. В современной российской учебной литературе, в статьях периодической печати в отношении принципов налогообложения имеются разные суждения, которые зачастую носят мозаичный характер и не поддаются не только научной, но и обыкновенной человеческой логике. Авторы современных российских учебников по налогообложению руководствуются или только принципами Адама Смита, или принципами Адама Смита, А.Вагнера и других его последователей, или предлагают новые, не известные ранее принципы. Эти новые принципы налогообложения часто классифицируются как принципы налогообложения, принципы налоговой политики, принципы современной системы налогообложения, принципы законодательства о налогах и сборах. Таким образом, мы наблюдаем сегодня смешение таких понятий как принципы, доктрины и правила. Принципы, по определению С. Ожегова, – основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки; доктрина – это учение, научная или философская категория; правило – это положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений; Объединение современными авторами принципов в понятие «принципы налогообложения» далеко не всегда соответствует данному обобщению, если принимать во внимание саму природу принципов налогообложения, которые названы первоначально принципами налоговой политики. Классификация российскими экономистами принципов по группам экономические, юридические и организационные не отражает единства мнений относительно наполняемости этих групп. Например, принцип справедливости одни относят в группу экономических принципов, другие – в группу юридических. Конечно, экономика связана с этикой, но по сути – это разные категории. Сама история налогообложения свидетельствует об эволюции соотношения народнохозяйственных и этических принципов. Можно много на эту тему рассуждать. Однако осмыслению не может быть конца, ибо «истина – это познанная сущность». Так, в свое время приоритетность финансовых принципов А.Вагнера была воспринята, однако в дальнейшем стало понятно, что примат финансово-политических принципов над всеми другими в определенной степени ограничен. Или, например, принцип развития производительных сил, выдвинутый как принцип налоговой политики. Хотя это положение и не может вызывать ни у кого возражений, поскольку данный принцип обусловливает рост чистого национального дохода и считается общепризнанным положением, однако в силу господства движущих сил народного хозяйства над налоговой политикой, он не может быть достаточно четко определен в качестве принципа налоговой политики. Авторское резюме состоит в том, что вопрос определения принципов налогообложения требует научного переосмысления и внесения изменений в законодательство о налогах и сборах РФ.
|