![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимосвязь налогов с другими экономическими инструментами
Независимо от типа экономических систем – развитая рыночная экономика, смешанная, переходного периода или другая – налоги тесно взаимосвязаны со всем комплексом экономических инструментов управления и регулирования: ценами, процентом, доходами, амортизацией, заработной платой и др. Естественно, что для повышения эффективности налоговой системы и других экономических инструментов необходимо учитывать их взаимосвязь, последствия от внесения изменений в элементы управления экономикой. Взаимосвязь между налогами и ценами. Наиболее тесная взаимосвязь и взаимодействие наблюдаются между налогами и ценами. Рассматривая российскую практику, следует отметить, что существуют серьезные различия в механизме взаимосвязи цен и налогов в условиях плановой экономики и экономики переходного периода. В условиях плановой экономики наиболее тесное взаимодействие цен и налогов наблюдалось в процессах распределения и перераспределения чистого дохода. Из представленных в табл. 1 данных видно, что до введения в 1992 г. налоговой системы в доходах консолидированного бюджета превалировали поступления налога с оборота и платежи из прибыли. Соответственно в структуре цены, кроме себестоимости, важную роль играли налог с оборота и прибыль предприятий и сбытовых организаций. Таблица 1 Структура доходов консолидированного бюджета [55] %
Структура цен. Рассмотрим структуру оптовых цен в промышленности 1965-1988 гг. Из представленных в табл. 2 данных видно, что за эти годы произошли серьезные изменения в структуре цен, при этом наиболее существенные изменения - в чистом доходе, отражаемом в ценах в форме прибыли и налога с оборота. Так, доля прибыли в 1965 г. составляла в оптовой цене промышленности 9, 4%, а налога с оборота -15, 9%, в 1988 г. это соотношение составило соответственно 15, 3 и 11, 5%. Таким образом, за рассматриваемый период в целом по промышленности удельный вес прибыли в цене возрос на 5, 9 пункта, а налога с оборота, напротив, снизился на 4, 4 пункта. Аналогичная тенденция была и в изменениях структуры денежных накоплений. Существенные изменения в структуре цен происходили и по группам отраслей. Следует отметить, что структура цен в легкой и пищевой промышленности разительно отличалась от структуры цен в тяжелой промышленности. Главное различие состояло в том, что в легкой и пищевой промышленности была чрезмерно гипертрофирована роль налога с оборота. Несмотря на то, что за рассматриваемый период было сближение структур цены в этих отраслях, различия все-таки сохранились. Таблица 2 Структура оптовых цен в промышленности, %
Сложившаяся структура цен отражала реальные условия производства, распределительные и перераспределительные процессы, механизм ценообразования и изменение уровней и соотношений цен. Сложившаяся структура цен дореформенного периода во многом отражала перераспределительные процессы, характеризующиеся перераспределением финансовых ресурсов в пользу отраслей тяжелой промышленности за счет легкой и пищевой промышленности. Подобная политика ценообразования наряду с другими факторами способствовала значительному отставанию отраслей, производящих товары народного потребления. Следствие такого положения — хронический дефицит многих товаров, их крайне низкое качество. На изменение структуры цены серьезное влияние оказало упорядочение механизма распределения прибыли. Как известно, в ходе экономических преобразований в СССР в 1965 г. Был изменен механизм определения плановой цены, что повысило в ее структуре долю прибыли. Соответственно, изменился порядок распределения прибыли, согласно которому предприятия вносили в бюджет первоочередные платежи в виде платы за производственные фонды, отчислений от расчетной прибыли предприятий, платежей за сверхплановые запасы материально-товарных ценностей и неустановленное оборудование. Кроме отчислений в бюджет предприятия вносили часть прибыли в централизованный фонд развития производства, науки и техники и в отраслевые резервы. Оставшаяся после распределения прибыль поступала в распоряжение трудовых коллективов. Структура доходов консолидированного бюджета. Попытки совершенствования хозяйственного механизма усиления взаимодействия цен и финансов приносили лишь краткосрочный эффект. Естественно, для обеспечения достаточных темпов роста, устранения диспропорций, создания нормальных условий жизни населения понадобились кардинальные изменения, перевод экономики от командно-административных к рыночным методам управления. Это, в свою очередь, потребовало перехода от системы распределения прибыли предприятий и использования налога с оборота к налогам в их классическом виде. Естественно, такой поворот коренным образом изменил структуру доходов консолидированного бюджета (табл. 3). Таблица 3 Структура доходов консолидированного бюджета [57], %
Представленные данные свидетельствуют о том, что после введения налоговой системы главную роль в доходах бюджета стали играть налоговые поступления, так, в 2001 г. их доля составила 87, 4%. Среди налоговых доходов основная роль принадлежит налогу на добавленную стоимость (23, 8%), налогу на прибыль предприятий (19, 1%), подоходному налогу с физических лиц (9, 5%), акцизам (9, 1%) Введение налогов в практику хозяйствования существенно изменило структуру рыночных цен по сравнению с плановыми. Так, часть налогов отражается в расходах, связанных с производством и реализацией продукции, — земельный налог, импортная таможенная пошлина, единый социальный налог, водный налог, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес. Отдельные налоги уплачиваются из остаточной прибыли — налог на прибыль, государственная пошлина, экологический налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог. Часть налогов отражается на финансовых результатах — налог на имущество, налог на недвижимость, налог на рекламу, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Весомые налоги вносятся в бюджет за счет выручки от реализации — НДС, акцизы, экспортная таможенная пошлина, налог с продаж. Структура розничных цен. Рассмотрим структуру розничных цен на отдельные виды продовольственных товаров (табл. 4). Из представленных в табл. 4 данных видны весьма существенные различия в структуре розничных цен в зависимости от налогов, прежде всего косвенных (НДС, акцизы). Так, в цене на водку налоги составляют более половины уровня цены, минимальная налоговая составляющая по товарам рассматриваемой группы в цене на масло соевое, масло подсолнечное и на сахар-песок из давальческого сырья. Изменения в уровнях и соотношениях цен. Естественно, изменилась не только структура, но существенные изменения произошли также в уровнях и соотношениях цен. Важным представляется налаживание работы по мониторингу изменений структуры цен, их уровней и соотношений. Это позволит при приеме конкретных решений учитывать не только влияние налогов на доходы бюджета, но и на показатели предприятий, а самое главное — на уровень жизни населения. Очевидно, что принятие решений по введению новых налогов, изменению их ставки оказывает серьезное влияние на уровень цен и, соответственно, поведение потребителей. Для того чтобы выяснить, как изменения в системе налогов какого-либо продукта повлияют на налоговое бремя производителя и потребителя, необходимо проанализировать соотношения спроса и предложения. На условном примере рассмотрим, как повышение налога и, соответственно, цен на сигареты может отразиться на налоговом бремени и на поведении потребителей и производителей. Влияние налога на уровень цен. Рассмотрим условный пример с производством сигарет, когда вводятся новые налоги. При этом важно, абстрагируясь от других факторов, выяснить, как налог будет влиять на уровень цен и производство. С этой целью проанализируем изменение соотношений спроса и предложения. При этом возможны следующие ситуации: - налоговая нагрузка переносится на потребителей через повышение уровня розничной цены сигарет на всю величину налога; - может произойти снижение потребления сигарет, что заставит предприятия по их выпуску снизить цены, и в конечном счете повышение налога не окажет влияния на рост цен. В этом случае налоговая нагрузка в полном объеме ляжет на предприятия, производящие сигареты.
Таблица 4. Структура розничных цен на отдельные виды продовольственных товаров в 2000 г. (на конец года в процентах к розничной цене)
Рассмотрим изменения кривой предложения. Как видно на рис. 1, она сдвинется вверх на величину изменения налога. Предположим, что произойдет это из-за того, что изготовители предложат к реализации данное количество сигарет (100 млн. пачек) лишь в том случае, когда цена обеспечит получение доходов на таком же уровне, что и до введения налога. Таким образом, цена должна возрасти, как минимум, на величину налога. Как видно из графика, равновесная цена уже переместилась в точку " Д" ', из-за сдвига кривой предложения равновесная цена выросла на 10 единиц, а величина выпуска снизилась со 100 до 90 единиц продукции.
Количество пачек (млн. пачек) Рис. 1. Изменение соотношений цены и производства в зависимости от изменения налогов на сигареты Таким образом, основная тяжесть налога ляжет на потребителей, так как предложение относительно эластично по цене, а спрос неэластичен. Как подчеркивает П. Самуэльсон: " Воздействие налога определяется его влиянием на цену и количество в точке равновесия спроса и предложения. Как правило, налог распределяется между потребителями и производителями в зависимости от относительной эластичности спроса и предложения. Бремя налога ляжет на потребителей, если спрос относительно неэластичен по сравнению с предложением; бремя налога ляжет на производителей, если предложение относительно неэластично по сравнению со спросом" [58].
|