Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К читателю






 

 

Один из классиков литературы двадцатого века аргентинский писатель Х. Л. Борхес утверждал: «… книга – не просто словесное устройство или набор таких устройств; книга – это диалог, завязанный с читателем, интонация, приданная его голосу, и череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в память. Этому диалогу нет конца… Ведь книга – не замкнутая сущность, а отношение или, точнее – ось бесчисленных отношений. Та или иная литература отличается от другой, предшествующей либо последующей, не столько набором текстов, сколько способом их прочтения …».

Чтобы диалог с произведением состоялся, человек должен овладеть самыми разнообразными способами чтения, правилами понимания, которые писатели и литературные эпохи «навязывают» читателям. Ради постижения этих правил, видимо, и существуют уроки литературы.

На первый взгляд, писатели в своих произведениях могут вести речь почти об одном и том же. Так, например, перечислить темы и проблемы, затрагиваемые в произведениях русской литературы двадцатого века, не составляет особого труда. Однако в художественных текстах важно не только то, о чем рассказывает автор (события, поступки героев, место действия и т. п.), но и как именно он это делает, т. е. как повествует об этом, как организует «событие самого рассказывания» (М. М. Бахтин), а главное, - зачем. Без представлений о способах изображения реальности, а в некоторых случаях – ее «переигрывания», читатель никогда не сможет овладеть культурой «честного чтения». А ведь литература, по словам академика Д. С. Лихачева, часто и в самом деле «переигрывает» действительность. Потому-то и «мир художественного произведения, - писал известный литературовед, - в некоторых отношениях разнообразнее и богаче, чем мир действительности, несмотря на всю его условную сокращенность». Тот, кто ищет в произведениях исключительно «отражения» и «отображения» действительности, знаком только с одним способом понимания литературных явлений. А ведь их гораздо больше!

Хрестоматия по литературе, как вы знаете, – учебное пособие, представляющее собой сборник избранных произведений или же фрагментов художественных текстов. Наша хрестоматия предлагает «пространство Чтения», внутри которого думающие читатели 11 класса смогут обсуждать маршруты собственного путешествия в лабиринтах многоярусной русской литературы минувшего столетия, а значит, и способы ее прочтения.

Один современный писатель заметил, что читатель начала нынешнего века – «существо вымирающее». Однако нам кажется, вопреки распространенному мнению о «смерти читателей», они все ж таки не вымирают, а, наоборот, изо всех сил стремятся во что бы то ни стало выжить. Способом же такого выживания является диалог (опять же!), заинтересованное и ответственное общение с самыми разными произведениями, друг с другом и с самими собой. Отношение, Ответственность, Понимание - три кита творческой деятельности читателей этой хрестоматии. А они, в свою очередь, опираются на точность и полноту наблюдений, а также глубину их самостоятельных выводов.

Следовательно, хрестоматия, предлагаемая вашему вниманию, - не только «пространство Чтения», но и «пространство Понимания». Главная цель читателя хрестоматии: понять, в чем же именно состоят основные особенности русской литературы двадцатого века, когда она и впрямь «отражала» действительность, а когда пыталась ее «переиграть». Однако здесь требуется одно уточнение. Жанр данной книги определяется как «хрестоматия-практикум». Что это означает? Мы считаем, что разговоры на уроках литературы «вообще обо всем на свете», которые строятся на неаргументированном «своем мнении» или аргументированном «мнении авторитетного человека», абсолютно бесперспективны, когда ставится задача постижения художественных смыслов. Именно поэтому чтение произведений, входящих в хрестоматию, должно сопровождаться кропотливой практической работой – самостоятельным устным и письменным анализом и истолкованием (интерпретацией), проведенной на основе анализа, текстов, оказавшихся в поле зрения думающего читателя. В конце концов, культурный читатель, – это прежде всего человек, наделенный способностями понимать другую (в пределе – принципиально чужую и не всегда сразу понятную) позицию о мире, а значит, умеющий на нее адекватно реагировать.

Как же выстроено «пространство Чтения» этой книги?

В первую часть включены произведения «Серебряного века» (раздел «Поэтика литературных направлений»), а также документы литературной эпохи (манифесты литературных школ и направлений).

Вторую часть («Новый мир» и его границы в литературе 20-30 гг.») составляют разделы «Музыка» исторической катастрофы» (в него вошли произведения о революции и гражданской войне), «Человек в поисках своего места на земле», «Экзотика социальной жизни и речи» (произведения о «смешных» и абсурдных сторонах человеческой жизни, речи и мира в целом), «Вечные» темы в эпоху исторических катастроф» (в этот раздел включен с незначительными сокращениями знаменитый роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - произведение о «настоящей, верной и вечной любви» и судьбе художника в социальном мире, своего рода художественная энциклопедия распространенных в литературе «вечных» тем и мотивов.

В третью часть («Кризис «нового мира» и возврат к традиции (сер. 1930-х-70-е гг.») вошли следующие разделы: «Человек и война» (произведения о Великой Отечественной войне), «Оборотная сторона «прекрасного мира» (произведения о тоталитарной эпохе лагерей и диктата государственной тирании), «Ностальгия по настоящему» в негероическое время» (произведения, созданные в 1950-1979-х гг., о соотношении социального и «вечного» в человеческой жизни).

Последняя, четвертая часть хрестоматии, называется «Между реальностью и вымыслом: «возвращение эмигрантов» и русский постмодернизм. Ее составляют разделы «Благость и ужас «утраченного времени» (произведения «великих эмигрантов» Вл. Набокова и И. Бродского), а также «Ирония и откровение «конца истории» (сюда вошли тексты русских писателей 1980-1990-х гг., творчество которых многие относят к постмодернизму - литературному направлению конца ХХ века – постмодернизму).

В конце хрестоматии помещены краткие биографические сведения об авторах.

Хрестоматия составлена таким образом, чтобы в процессе «медленной прогулки-чтения» (так определял деятельность читателя французский литературовед Р. Барт) вас не покидала мысль: все значительные тексты русской литературы двадцатого столетия, несмотря на их принципиальные отличия, друг с другом как-то связаны (темой, повествованием, сюжетом и т. п.). Анализ отдельных произведений позволит в дальнейшем прояснить межтекстовые связи, а они, в свою очередь, помогут отчетливее увидеть противоречивую и, вместе с тем, притягательную «картину мира», созданную всей (!) русской литературой минувшего столетия.

Не забывайте, что хрестоматия-практикум составляет комплект с учебником «Русская литература ХХ века» (авторы Д. М. Магомедова, С. П. Лавлинский). Эти учебные книги дополняют друг друга. Однако, обращаясь к учебнику, помните, что без внимательного самостоятельного (домашнего) и коллективного (классного) чтения и анализа произведений, без размышлений над включенными в учебник и хрестоматию вопросами, без диалогов с одноклассниками и учителем поверхностное знакомство со статьями пособия не гарантирует знаний по литературе. Оно и понятно: нет смысла знакомиться со сведениями о культурно-исторической эпохе, с ее темами и проблемами, с чужими истолкованиями произведений, если не сделано самое главное – не прочитаны художественные тексты.

И последнее. Разумеется, в хрестоматию вошла только часть гигантской библиотеки русской литературы двадцатого века. Вам лишь предложены определенные читательские ориентиры в этом многообразном художественном мире. Но если вы с интересом и пониманием отнесетесь к авторам, чьи произведения включены в эту книгу, то наверняка сами сможете расширить свой читательский кругозор знакомством с произведениями, которые по понятным причинам в хрестоматию не вошли (ведь нельзя же было в одной книге уместить все «самые важные» и интересное тексты!).

В добрый путь!

 

Составители.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал