Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания. мистицизм, мистика - вера в таинственные сверхъестественные силы, влияющие на материальный мир, в возможность общения человека с этими силами.
мистицизм, мистика - вера в таинственные сверхъестественные силы, влияющие на материальный мир, в возможность общения человека с этими силами. позитивизм – направление в философии, зародившееся в середине 19 века. Позитивизм исходит из того, что источником истинных знаний являются только специальные, прежде всего – естественные – науки, главная роль которых – систематическое описание фактов и выяснение причинной обусловленности тех или иных явлений. На рубеже веков позитивизм активно критиковался за его ограниченность и отказ от истолкования глубинных причин и связей между фактами. Гете Иоганн Вольфганг (1749 –1832) – великий немецкий поэт и мыслитель, автор трагедии «Фауст». Символисты постоянно цитировали слова из заключительной сцены «Фауста»: «Все преходящее – только подобие» и «Вечная Женственность к истине влечет». Акрополь – так называемый холм богов в Афинах, на котором располагались храмы, посвященные Афине. Парфенон – главный храм, стоящий в центре афинского Акрополя. архитрав – главная балка, завершающая стену здания. Алькестис Еврипида – героиня трагедии древнегреческого драматурга Еврипида (ок. 480 до н.э. – 406 до н.э.). Решила спасти своего мужа, царя Адмета, от смерти, добровольно сойдя вместо него в царство мертвых. Была возвращена к жизни Гераклом, который сошел в Аид и победил бога смерти Таната. Антигона Софокла – дочь царя Эдипа, героиня трагедий древнегреческого драматурга Софокла (ок. 496 до н.э. – 406 до н.э.) «Эдип царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона». После гибели ее братьев Полиника и Этеокла, соблюдая древний обычай, хоронит обоих братьев, хотя царь Фив Креонт запретил хоронить Полиника, втянувшего город в войну. За нарушение запрета подверглась наказанию и погибла. Ибсен Генрик (1828-1906) – норвежский драматург, автор всемирно знаменитых пьес «Нора» («Кукольный дом»), «Пер Гюнт», «Бранд» и др. На рубеже веков имя Ибсена называлось в числе основоположников нового искусства, его пьесы широко ставились на сценах театров Европы и России. Санчо-Панса и Фауст, Дон-Кихот и Гамлет, Дон-Жуан и Фальстаф – герои классических произведений и легенд, ставшие «вечными образами» мировой литературы. Дон-Кихот и Санчо-Панса – герои романа С. М. де Сервантеса «Дон-Кихот», Дон-Жуан – герой одноименных пьес испанского драматурга Тирсо де Молины, французского драматурга Ж.-Б. Мольера, поэмы Д. Байрона, «маленькой трагедии» Пушкина «Каменный гость» и многих других произведений. Гамлет – герой одноименной трагедии Шекспира. Фальстаф – герой пьес Шекспира «Генрих IV» и «Виндзорские насмешницы». Бодлер Шарль (1821-1867) – французский поэт, один из вождей европейского декаданса. Автор сборника стихов «Цветы зла» (1857-1861), куда вошел знаменитый сонет «Соответствия», ставший ключевым словом при определении принципов символистской поэтики (найдите подробный рассказ о поэтике «соответствий» в главе учебника «Поэтика литературных направлений»). По Эдгар Аллан (1809-1849) – американский писатель, поэт-романтик. Символисты видели в его творчестве предвосхищение декаданса. Прославился «страшными» рассказами и балладами, в которых разрабатывались сюжеты встречи со сверхъестественным, загадочным, ужасным («Падение дома Эшеров», «Убийство на улице Морг», «Ворон» и др.). Вопросы и задания
1. Как Д.С. Мережковский характеризует умонастроение эпохи рубежа веков? В чем он видит самое важное противоречие духовной жизни своего времени? 2. Какой художественный метод кажется Мережковскому «материалистическим» и какой – «идеалистическим»? 3. Вместо строгого определения символа, Мережковский объясняет его суть на нескольких примерах. Какая черта в символических изображениях кажется ему главной и почему? 4. Чем символ в описаниях Мережковского отличается от других иносказаний, например, аллегории? 5. Можно ли считать, что символизм в характеристике Мережковского несовместим с реалистическим методом? 6. Назовите три важнейшие характеристики нового искусства, перечисленные в статье.
Владимир Соловьев
|