Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. графологи – Исследователи почерка, считающие, что в нем отражаются важнейшие черты характера и психологическое состояние человека.






 

графологи – Исследователи почерка, считающие, что в нем отражаются важнейшие черты характера и психологическое состояние человека.

 

финикийцы – Народ древней Финикии. Согласно преданию, около 2000 лет до н.э. изобрели звуко-буквенное письмо, от которого берет начало большинство современных письменных систем.

 

крестьянин в крыловской басне – Речь идет о басне И.С. Крылова «Крестьянин и топор». Герой этой басни, плохо работая топором, бранит его и угрожает, что будет рубить избу простым ножом, а топор заставит «обтесывать тычину». Топор отвечает: «Меня ты попусту иступишь, / А все ножом избы не срубишь».

 

в повести Марка Твена о принце и нищем – Имеется в виду повесть американского писателя Марка Твена (настоящее имя – Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, 1835-1910) «Принц и нищий». Сюжет повести основан на поразительном сходстве юного короля и нищего мальчика Тома Кенти, которые на время меняются одеждой и оказываются в чуждой для себя среде.

«голубой тюрьме», пользуясь образом Фета – Цитата из стихотворения А.А. Фета «Памяти Н.Я Данилевского»:

Если жить суждено и на свет не родиться нельзя,

Как завидна, о странник почивший, твоя мне стезя! –

Отдаваяся мысли широкой, доступной всему,

Ты успел оглядеть, полюбить голубую тюрьму.

Символисты, вслед за Брюсовым, охотно пользовались образом «голубой тюрьмы» для обозначения земного материального мира, заслоняющего от человека подлинный духовный мир.

 

экстаз – исступленное, восторженное состояние.

 

Стихии чуждой, запредельной – цитата из стихотворения А.А. Фета «Ласточки», в котором человеческое вдохновение сравнивается с образом ласточки, кружащей над прудом и слегка касающейся крылом воды:

Не так ли я, сосуд скудельный,

Дерзаю на запретный путь,

Стихии чуждой, запредельной

Стремясь хоть каплю зачерпнуть.

Это стихотворение также нередко использовали символисты при описании творческого процесса, берущего свое начало в бессознательных стихийных глубинах бытия или в общении с высшим, духовным миром.

тот сезам, от которого эти двери раскроются сами – Образ из восточной сказки «Али-Баба и сорок разбойников». «Сезам» - волшебное слово, открывающее двери заколдованной пещеры с сокровищами.

 

Вопросы и задания

 

1. Почему Брюсов полемизирует с теорией «полезного искусства»? Как по-вашему, кого из своих предшественников и современников он при этом имеет в виду?

2. Почему научное, рассудочное познание мира кажется Брюсову недостаточным?

3. Какую роль в познании мира Брюсов отводит искусству?

4. Сравните описание символических изображений в статье Мережковского и представление о символическом искусстве у Брюсова. Чем они отличаются? Можно ли увидеть в них что-либо общее?

5. Обратите внимание, что в конце статьи Брюсов вновь говорит о пользе, но уже в связи с символическим искусством. Чем это понимание «пользы» отличается от теории «полезного искусства»?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал