Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пощечина общественному вкусу
Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем эти Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взирает на их ничтожество!.. Мы приказываем чтить права поэтов: На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами венок грошовой славы. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва, 1912. Декабрь
Примечания
гиероглиф (устар., правильно – иероглиф) – фигурные знаки, обозначающие целые понятия, слова или слоги. Здесь: условные знаки, неразборчивое, трудное для прочтения письмо. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. – Полемическое переосмысления слов из последней книги Нового Завета «Откровение святого Иоанна Богослова»: «Но имею против тебя, то, что ты оставил первую любовь свою» (Откр. 2. 4). Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым - Ремизов Алексей Михайлович (1877-1857) – прозаик, близкий к символистам; Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881-1925) – писатель-сатирик, прозаик, драматург, журналист; Кузмин (так!) Михаил Алексеевич (1875-1936) – поэт, прозаик, критик, переводчик, композитор, печатавшийся в символистских и акмеистических журналах и сборниках.
Вопросы и задания
1. Сравните между собой статью Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и манифест «Пощечина общественному вкусу». Есть ли разница в том, как две новые школы относятся к своим литературным предшественникам? 2. Обе новые школы полемизируют и со своими современниками. Против кого направлена полемика в статье Гумилева и кого считают своими литературными врагами футуристы? 3. В каком тоне ведется полемика в статье Гумилева и в манифесте футуристов? Чем вы можете объяснить эту разницу? 4. Как формулируют футуристы принципы собственной поэтики? Найдите эти формулировки в манифесте. 5. Прочтите в хрестоматии стихи В. Хлебникова «Там, где жили свиристели…», «Заклятие смехом», «О, достоевскиймо бегущей тучи…». Попытайтесь объяснить, какую роль в них играет «словотворчество» («слово-новшество»), о котором говорится в манифесте?
|