Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Notre Dame
Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика – и радостный, и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план! Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И своды дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра, - Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам.
* * * Золотистого меда струя из бутылки текла Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела: “Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла, Мы совсем не скучаем”, — и через плечо поглядела.
Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни Сторожа и собаки, — идешь — никого не заметишь. Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни, Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.
После чаю мы вышли в огромный коричневый сад, Как ресницы на окнах, опущены темные шторы. Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград, Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.
Я сказал: “Виноград, как старинная битва, живет, Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке, В каменистой Тавриде наука Эллады, — и вот Золотых десятин благородные ржавые грядки”.
Ну, а в комнате белой как прялка стоит тишина. Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала. Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, — Не Елена, другая, — как долго она вышивала?
Золотое руно, где же ты, золотое руно? Всю дорогу шумели морские тяжелые волны, И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно, Одиссей возвратился, пространством и временем полный.
Вопросы и задания
1. Давайте сначала вслушаемся и всмотримся в первую строфу стихотворения. Подумайте, как поэт добился того, что мы видим, ощущаем и даже слышим, как течет мед? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, определите размер, которым написано стихотворение. Сравните этот размер с размером, которым написана «Одиссея» Гомера: Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен, Многих людей города посетил и обычаи видел. 2. Размер, которым написана «Одиссея», - шестистопный дактиль, или гекзаметр. Обычно трехсложные размеры бывают трех- или четырехстопными, гекзаметр же очень «долгий» размер. Чем отличается от гекзаметра размер стихотворения Мандельштама? А чем он напоминает его? 3. Мы увидели, что размер стихотворения, его протяженное и долгое звучание чем-то напоминают нам греческий гекзаметр. А теперь скажите, какие еще детали в стихотворении заставляют нас вспомнить древнюю Грецию, ее мифы и ее поэта - Гомера? В каком месте Мандельштам прямо говорит о связи Тавриды и Эллады. Как вы понимаете эти слова? 4. Покажите, как в стихотворении создается пластическая картина Тавриды, какие детали он выделяет и какие использует сравнения во второй строфе. А при помощи каких деталей и сравнений изображена комната в пятой строфе? Есть ли что-нибудь общего в сравнениях, которые поэт использует во второй и пятой строфах? В чем необычность и пластичность этих сравнений? Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, что с чем здесь сравнивается и попытайтесь объяснить, для чего поэт поступает именно так. 5. Пока мы увидели в стихотворении Мандельштама ряд очень ярких пластических описаний, заставляющих вспомнить Гомера. А есть ли в стихотворении сюжет, связывающий эти эпизоды? Если вам кажется, что он есть, то давайте попробуем его восстановить. Какие действия и поступки совершают герои и в каком порядке эти действия изображены? 6. А почему мы не сразу замечаем, что на самом деле происходит в стихотворении? Чем перебиваются все время описания действий? Всегда ли мы можем ясно различить, о чем идет речь - о Тавриде или Элладе? Обратите внимание на строку: «Всю дорогу шумели морские тяжелые волны».Волны шумели во время прогулки героев или во время странствований Одиссея? А может быть слово «или» здесь не подходит? Если не подходит, то почему? 7. А теперь, помня все, что мы говорили о неопределенности и даже смешении разных образов, попробуйте ответить на вопрос: как связаны в стихотворении Мандельштама Таврида и Эллада? Чтобы ваш ответ был полным и глубоким, еще раз посмотрите, как эта связь разворачивается во всем стихотворении. Как она намечается в 1-3 строфах? Какое место в выявлении этой связи занимает 4-я строфа? Где сближение современной Тавриды и древней Эллады становится совершенно явным и выходит на первый план? Какие мифы использует Мандельштам, чтобы изобразить эту связь времен? Как вы думаете для чего он соединяет два этих мифа?
|