Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Золотое руно
Посвящается Э.К. Метнеру
Золотея, эфир просветится и в восторге сгорит. А над морем садится ускользающий, солнечный щит.
И на море о солнца золотые дрожат языки. Всюду отблеск червонца среди всплесков тоски.
Встали груды утесов средь трепещущей солнечной ткани. Солнце село. Рыданий полон крик альбатросов.
«Дети солнца, вновь холод бесстрастья! Закатилось оно – золотое, старинное счастье – золотое руно!»
Нет сиянья червонца. Меркнут светочи дня. Но везде вместо солнца ослепительный пурпур огня.
Пожаром склон неба объят… И вот аргонавты нам в рог отлетаний трубят… Внимайте, внимайте… Довольно страданий! Броню надевайте из солнечной ткани!
Зовет за собою старик аргонавт, взывает трубой золотою: «За солнцем, за солнцем, свободу любя, умчимся в эфир голубой!..» Старик аргонавт призывает на солнечный пир, трубя в золотеющий мир.
Всё небо в рубинах. Шар солнца почил. Всё небо в рубинах над нами. На горных вершинах наш Арго, наш арго, готовясь лететь, золотыми крылами забил.
Земля отлетает. Вино мировое пылает пожаром опять: то огненным шаром блистать выплывает руно золотое, искрясь.
И, блеском объятый, светило дневное, что факелом вновь зажжено, несясь наш Арго крылатый.
Опять настигает свое золотое руно…
Веселье на Руси
Как несли за флягой флягу – Пили огненную влагу.
Д’накачался – Я, Д’наплясался – Я.
Дьякон, писарь, поп, дьячок Повалили на лужок.
Эх – Людям грех! Эх – курам смех!
Трепаком-паком размашисто пошли: - Трепаком, душа, ходи-валяй-вали:
Трепака да на лугах, Да на межах, да во лесах –
Да обрабатывай!
По дороге ноги-ноженьки туды-сюды пошли, Да по дороженьке вали-вали-вали –
Да притоптывай!
Что там думать, что там ждать: Дунуть, плюнуть – наплевать: Наплевать, да растоптать: Веселиться, пить да жрать.
Гомилетика, каноника – Раздувай-дува-дувай, моя гармоника!
Дьякон пляшет – Дьякон, дьякон – Рясой машет – Дьякон, дьякон – Что такое, дьякон, смерть?
- «Что такое? То и это: Носом – в лужу, пяткой – в твердь…» ………………………………………
Раскидалась в ветре, - пляшет – Полевая жердь: -
Веткой хлюпающей машет Прямо в твердь.
Бирюзовою волною Нежит твердь.
Над страной моей родною Встала Смерть.
Вячеслав Иванов Мертвая царевна
Помертвела белая поляна, Мреет бледно призрачностью снежной. Высоко над пологом тумана Алый венчик тлеет зорькой нежной.
В лунных льнах, в гробу лежит царевна; Тусклый венчик над челом широким. Месячно за облаком высоким, А в душе пустынно и напевно.
Примечания мреть (высок., устар.) – дрожать в тумане, в дымке. полог – занавеска, закрывающая кровать. Устар. – любая занавеска. лен, льны (устар.) – ткань из льна. Вопросы и задания
1. Название стихотворения русского поэта начала XX века Вячеслава Ивá нова заставляет вспомнить о хорошо знакомой сказке А.С. Пушкина. Какие мотивы из этой сказки остались в этом стихотворении? 2. Первая строфа стихотворения — описание зимней поляны. Вторая — мертвой царевны в гробу. Как связаны между собой пейзаж и описание царевны у Вяч. Иванова? Обратите внимание, что некоторые слова и мотивы повторяются в обеих строфах. Найдите сначала слова, которые повторяются в обеих частях стихотворения. 3. Помимо одних и тех же слов, в стихотворении есть тематические повторы: повторяются слова, близкие по значению, например: помертвела — гроб. Найдите все подобные повторы в стихотворении. Сравните между собой их значения в первой и во второй строфах. Какие изменения вы видите и как можете их объяснить? 4. Почему слова “венчик” и “зорька” связаны между собой творительным метаморфозы? Вспомните, где вы еще встречались с ним. Есть ли еще такие метаморфозы в стихотворении? 5. Кроме повтора слов, в стихотворении есть звуковые повторы. Выпишите из стихотворения слова с повторяющимися звуками. Как по-вашему, почему повторяются именно они? Может быть, они связаны со звучанием какого-то очень важного для текста слова? Попробуйте понять, какого именно. 6. Определите размер стихотворения и тип рифмовки в каждой строфе? Как меняется рифмовка от первой ко второй строфе? Чем вы это объясняете? 7. Как связаны между собой части этого стихотворения? 8. Прочитайте главу о типах символистского стихотворения в учебнике и попытайтесь ответить, к какому типу символа вы можете его отнести?
|