Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Олег Чухонцев
Голос за снимком
Когда у роковой черты
я обживал углы подвалов,
и зону вечной мерзлоты,
и малярийный зной каналов,
когда, угрюмый нежилец,
я только верою и выжил
и в мир вернулся наконец, -
я словом погребенных вышел.
Я – прах, и если говорю,
то говорю по праву мертвых,
на мясо списанных зверью,
в цементный порошок истертых.
Я – пыль заводов и полей,
просеянная сквозь решета
статей, этапов, лагерей,
бараков и могил без счета.
Я – персть земли, и если персть
глаза неплакавшие колет,
не говорите: это месть,
скажите: мертвые глаголят!
И не стращайте! Что конвой,
Кому сама земля охрана!
Я – вдох один, но выдох мой –
От Соловков до Магадана.
Вопросы и задания
- Какое эмоциональное настроение создает каждое стихотворение? Чем произведения, вошедшие в этот раздел, похожи друг на друга и чем принципиально отличаются? Попробуйте свой ответ письменно сформулировать в виде тезисной гипотезы, состоящих из нескольких фраз.
- Внимательно перечитайте стихотворение О. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…». Как в нем соотносится судьба отдельного человека и «века-волкодава»? Что означает в этом стихотворении мотив смерти героя?
- Сравните изображение «вождя Сталина» в стихотворениях О. Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны…» и Б. Слуцкого «Терпенье». Благодаря каким словам создается гротескный образ «вождя всех времен и народов»? Какое значение имеет в каждом из стихотворений мотивы страха и терпенья?
- Как соотносятся судьбы прозаиков и поэтов в стихотворении Б. Слуцкого «Прозаики»? В чем, на ваш взгляд, состоит смысл такого соотношения?
- Почему баллада А. Галича называется «Аве Мария»? Какую роль в этом произведении играют евангельские мотивы? Как и почему автор связывает «вечное» и историческое, страдания Богоматери и простой женщины «лагерной» эпохи, потерявшей своего сына? Как в стихотворении изображается движение исторического времени и биографического времени жизни отдельного человека?
- Какое значение в балладе В. Высоцкого имеет мотив п а м я т и? Как здесь связаны п р о ш л о е и н а с т о я щ е е героя? Какое значение имеет рефрен «Протопи ты мне, баньку…»? С какой целью автор использует прием ролевой лирики – ведет повествование от лица человека, прошедшего лагерные испытания? Как в балладе В. Высоцкого судьба отдельного человека соотносится с судьбой всей страны? Найдите в тексте приметы исторического времени, в котором развиваются основные события. Как они связаны друг с другом?
- Почему стихотворение О. Чухонцева называется «Голос за снимком»? Кому принадлежит этот голос? Сцепление каких слов создает образ «страны-лагеря»? Попробуйте определить связь между этим произведением и, с одной стороны, стихотворением О. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…», с другой, - стихотворением А. Вознесенского «Я – Гойя».
- Выберите и проанализируйте одно-два стихотворения (устно и письменно), обращая внимание на следующие художественные особенности:
- поэтический словарь (лексику);
- художественный мир лирического произведения (пространство и время (как внешнее, так и внутреннее); предметы и понятия; действия, состояния, качественные характеристики;
- композицию (соотношение определенных частей стихотворения: строф; отдельных стихов; повторяющихся слов, которые определяют состояние и развитие переживаний лирического героя);
- лирическое (-ие) события (-ия) (переход от одного плана изображения духовного мира и переживаний героя к иному, - например, от внешнего и внеличного к внутреннему психологическому; от мира личных переживаний к миру гражданских, патриотических чувств; от частного случая к художественному обобщению и т. п.);
|