Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Requiem






(1935-1940) " You cannot leave your mother an orphan. Joice" *. Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, -- Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. 1961 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то " опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойст-венного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): -- А это вы можете описать? И я сказала: -- Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957Ленинград _____________________________________________* " Ты не можешь оставить свою мать сиротой. Джойс" (англ.). ПОСВЯЩЕНИЕ Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними " каторжные норы" И смертельная тоска.Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат --Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежетДа шаги тяжелые солдат.Подымались как к обедне ранней.По столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце ниже и Нева туманней, А надежда все поет вдали.Приговор. И сразу слезы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идет... шатается... одна...Где теперь невольные подругиДвух моих осатанелых лет? Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круге? Им я шлю прощальный мой привет. Март 1940 ВСТУПЛЕНИЕ Это было, когда улыбалсяТолько мертвый, спокойствию рад.И ненужным привеском болталсяВозле тюрем своих Ленинград.И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлукиПаровозные пели гудки.Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась РусьПод кровавыми сапогамиИ под шинами черных марусь. I Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла.На губах твоих холод иконки.Смертный пот на челе... не забыть! Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть. 1935 II Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень --Видит желтый месяц тень. Эта женщина больна, Эта женщина одна, Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. III Нет, это не я, это кто-то другой страдает.Я бы так не могла, а то, что случилось, Пусть черные сукна покроют, И пусть унесут фонари. Ночь. IV Показать бы тебе, насмешницеИ любимице всех друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случилось с жизнью твоей.Как трехсотая, с передачею, Под Крестами будешь стоятьИ своей слезою горячеюНовогодний лед прожигать.Там тюремный тополь качается, И ни звука. А сколько тамНеповинных жизней кончается... V Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой.Кидалась в ноги палачу --Ты сын и ужас мой.Все перепуталось навек, И мне не разобратьТеперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать.И только пышные цветы, И звон кадильный, и следыКуда-то в никуда.И прямо мне в глаза глядитИ скорой гибелью грозитОгромная звезда. VI Легкие летят недели, Что случилось, не пойму.Как тебе, сынок, в тюрьмуНочи белые глядели, Как они опять глядятЯстребиным жарким оком, О твоем кресте высокомИ о смерти говорят. 1939 VII ПРИГОВОР И упало каменное словоНа мою еще живую грудь.Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь.У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить.А не то... Горячий шелест лета, Словно праздник за моим окном.Я давно предчувствовала этотСветлый день и опустелый дом. 1939. Лето VIII К СМЕРТИ Ты все равно придешь. Зачем же не теперь? Я жду тебя. Мне очень трудно.Я потушила свет и отворила дверьТебе, такой простой и чудной.Прими для этого какой угодно вид, Ворвись отравленным снарядомИль с гирькой подкрадись, как опытный бандит, Иль отрави тифозным чадом, Иль сказочкой, придуманной тобойИ всем до тошноты знакомой, --Чтоб я увидела верх шапки голубойИ бледного от страха управдома.Мне все равно теперь. Струится Енисей, Звезда полярная сияет.И синий блеск возлюбленных очейПоследний ужас затмевает. 19 августа 1939Фонтанный Дом IX Уже безумие крыломДуши накрыло половину, И поит огненным виномИ манит в черную долину.И поняла я, что емуДолжна я уступить победу, Прислушиваясь к своемуУже как бы чужому бреду.И не позволит ничегоОно мне унести с собою(Как ни упрашивай егоИ как ни докучай мольбою): Ни сына страшные глаза --Окаменелое страданье --Ни день, когда пришла гроза, Ни час тюремного свиданья, Ни милую прохладу рук, Ни лип взволнованные тени, Ни отдаленный легкий звук --Слова последних утешений. 4 мая 1940Фонтанный Дом Х РАСПЯТИЕ " Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи". 1 Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне.Отцу сказал: " Почто Меня оставил? " А Матери: " О, не рыдай Мене..." 2 Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. ЭПИЛОГ 1 Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницыСтрадание выводит на щеках, Как локоны из пепельных и черныхСеребряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг.И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною, И в лютый холод, и в июльский зной, Под красною ослепшею стеною. 2 Опять поминальный приблизился час.Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой, Сказала: " Сюда прихожу, как домой".Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать.Для них соткала я широкий покровИз бедных, у них же подслушанных слов.О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде, И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же оне поминают меняВ канун моего погребального дня.А если когда-нибудь в этой странеВоздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем: не ставить егоНи около моря, где я родилась(Последняя с морем разорвана связь), Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часовИ где для меня не открыли засов.Затем, что и в смерти блаженной боюсьЗабыть громыхание черных марусь, Забыть, как постылая хлопала дверьИ выла старуха, как раненый зверь.И пусть с неподвижных и бронзовых векКак слезы струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. Около 10 марта 1940Фонтанный Дом

 

Вопросы и задания

  1. Как вы думаете, к кому обращены слова Посвящения «Реквиема»: «Где теперь невольные подруги двух моих осатанелых лет?»?
  2. Вступление состоит из шести глав. О чем говорится в каждой из них? Как меняется в них ритм и интонация?
  3. Как события внешнего мира, происходящие за пределами тюрьмы, становятся событиями внутреннего мира героини(1Y), а затем соотносятся с пространством тюрьмы(Y1)?
  4. Обратите внимание на то, что II глава начинается как колыбельная песня, а заканчивается словами «Эта женщина больна…». Чем можно объяснить такую неожиданную для читателя смену интонации, а соответственно и точки зрения? Нет ли ответа на этот вопрос в III главе? Как в III главе продолжает меняться самооценка героини («Нет, это не я…»)? Что происходит с героиней?
  5. Какое время суток изображается во вступлении? Как оно связано с содержанием этой главы?
  6. Проследите, как развивается мотив ночи («Уводили тебя на рассвете…В темной горнице плакали дети…»). Как мотив ночи связан с образами смерти на протяжении всей части?
  7. Как приметы эпохи - знаки прошлого («Буду я, стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть».) и настоящего («…под шинами черных марусь») связаны друг с другом?
  8. Почему YII глава называется «Приговор»? Кто и кому выносит приговор, в частности, в следующих словах:

Надо память до конца убить,

Надо чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

  1. Как вы понимаете смысл метафор «каменное слово», «душа окаменела» (YII), «окаменелое страданье»(IX), «ученик любимый каменел»(X)? К кому они относятся и что символизируют?
  2. Как мотив безумия связан с мотивом смерти в IX главе?
  3. Какое значение в поэме имеет евангельский мотив распятия? Почему этот мотив появляется на фоне «осатанелых лет»?
  4. Почему в момент наивысшего страдания Матери (Х) не описывается ее психологическое состояние:

…А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

13. Найдите в тексте «Эпилога» ответ на следующий вопрос: на какой памятник дает «согласье» героиня (где он должен стоять, почему, как должен выглядеть?)?

14. Какое значение в эпилоге имеет мотив вечности? Какими словами он выражен?

15. Как связан вопрос женщины в тюремной очереди в начале поэмы с содержанием «Эпилога»? Найдите ответ в тексте.

16. Подумайте, как в поэме жизнь частного человека связана с жизнью всего народа? Найдите в тексте поэмы подтверждение вашему ответу.

17. Почему поэма называется «REQUEM»?

18. Напишите сочинение на тему «Судьба отдельного человека и народа в поэме А. Ахматовой «Requem».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал