Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кони привередливые
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю. Что-то воздуху мне мало - ветер пью, туман глотаю, - Чую, с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Вы тугую не слушайте плеть! Но что-то кони мне попались привередливые - И дожить не успел, мне допеть не успеть!
Я коней напою, я куплет допою - Хоть немного еще постою на краю…
Сгину я - меня пушинкой ураган сметет с ладони. И в санях меня галопом повлекут по снегу утром, - Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони. Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Не указчики вам кнут и плеть. Но что-то кони мне попались привередливые - И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою, я куплет допою - Хоть немного еще постою на краю…
Мы успели: в гости к Богу не бывает опозданий, - Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?! Или это колокольчик весь зашелся от рыданий, Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?!
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее! Умоляю вас вскачь не лететь! Но что-то кони мне достались привередливые… Коль дожить не успел, так хотя бы - допеть!
Я коней напою, я куплет допою - Хоть немного еще постою на краю…
1972
Вопросы и задания
I. Какие мотивы объединяют стихотворения, вошедшие в этот раздел? II. Какие из стихотворений можно отнести к «эстрадной» поэзии, ориентированной на публичное исполнение, а какие – к «тихой» лирике, рассчитанной на камерное восприятие читателя? Кто из поэтов и каким образом обращается к поэтическим традициям прошлого (19 - нач. 20 вв.)? Попробуйте самостоятельно определить эти традиции, опираясь на свой читательский опыт. III. Как бы вы определили эмоциональный тон стихотворений Б. Окуджавы? Почему одно из них называется «Сентиментальный марш»? Как, на ваш взгляд, в творчестве поэта соотносятся «маршевое» и «молитвенное» начала? IV. Одно из стихотворений А. Вознесенского, прочитанное вами, называется «Ностальгия по настоящему». Как вы понимаете его смысл? Что, с точки зрения автора, является действительно «н а с т о я щ и м»? В каких стихотворениях других поэтов и как именно появляется мотив «н о с т а л ь г и и п о н а с т о я щ е м у»? V. Как бы вы объяснили употребление в стихотворении А. Вознесенского «Увижу ли, как лес сквозит…» имени Есенина? Как судьба известного поэта связана с жизнью природы и внутренним миром лирического героя? Что означает эта связь? VI. В каких стихотворениях появляется мотив о д и н о ч е с т в а? Какими именно словами он выражен в каждом конкретном случае? VII. Кто из поэтов и каким образом развивает в своих произведениях мотив Р о д и н ы? С какой картиной мира лирического героя он связан в каждом конкретном случае? VIII. Какие стихотворения можно отнести к философской лирике? Подтвердите свой ответ анализом конкретных произведений. IX. По какому принципу три небольшие стихотворения Арс. Тарковского объединены в цикл «Жизнь, жизнь»? Как развивается в этом цикле мотив с м е р т и и б е с с м е р т и я? X. В каких стихотворениях появляется тема п р и р о д ы? Какие строки, сочетание слов и строк можно считать смысловым ядром этих стихотворений? XI. Как вы понимаете смысл стихотворения О. Чухонцева «… и дверь впотьмах привычную толкнул…»? Назовите фольклорные и мифопоэтические мотивы, появляющиеся в этом произведении. Что они означают? Какая связь существует между этим стихотворением поэта и его «Голосом за снимком»? XII. Чем стихотворение В. Высоцкого «Кони привередливые» похоже на известные по другим разделам хрестоматии произведения этого автора и чем отличается от них? На основе анализа отдельных стихотворений попытайтесь самостоятельно подготовить сообщение «Поэтический мир В. Высоцкого». XIII. Выберите и проанализируйте одно-два стихотворения (устно и письменно), обращая внимание на следующие художественные особенности: поэтический словарь (лексику); художественный мир лирического произведения (пространство и время (как внешнее, так и внутреннее); предметы и понятия; действия, состояния, качественные характеристики; композицию (соотношение определенных частей стихотворения: строф; отдельных стихов; повторяющихся слов, которые определяют состояние и развитие переживаний лирического героя); лирическое (-ие) события (-ия) (переход от одного плана изображения духовного мира и переживаний героя к иному, - например, от внешнего и внеличного к внутреннему психологическому; от мира личных переживаний к миру гражданских, патриотических чувств; от частного случая к художественному обобщению и т. п.).
|