Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии социального познания






 

Технологии социального познания как разновидность информационных технологий ориентированы прежде всего на получение знаний о функционировании общества, о закономерностях и тенденциях его развития. В своем становлении технологии социального познания прошли несколько этапов.

Первые ростки технологий социального познания берут свое начало в глубокой древности. Уже в древних обществах существовала потребность в получении информации о характеристиках населения. Так, в III тысячелетии до н. э. в государствах Азии и Африки возникли технологии первых примитивных социологических опросов, в результате которых устанавливали численность населения, способного носить оружие и выплачивать налоги, а также его естественные изменения. По сведениям Геродота, скифский царь Ариантас для определения количества своих воинов приказал каждому из них под страхом смерти принести по наконечнику стрелы. Подобным способом учитывал своих воинов и Тамерлан – каждый воин должен был положить по одному камню. В некоторых древних храмах технологии были еще оригинальнее. В них приносили жертвы богам: меру пшеницы – в случае рождении человека, меру ячменя – в случае смерти. В античную эпоху учет населения поручали уже специальному чиновничьему аппарату, а в средние века возник институт переписей населения. На Руси он известен с XI-XII в. С конца XVIII ст. переписи населения стали регулярным делом в большинстве стран мира.

Начало капиталистического развития цивилизации обостри­ло необходимость систематического получения точных знаний об обществе, которые до этого носили лишь фрагментарный характер. С возникновением в 50-х годах XIX ст. социологической науки открылись более широкие возможности не только для учета населения в обществе, но и для изучения более сущностных сторон социальных объектов, явлений и процессов. Появились технологии проведения социологических исследований, совершенствование которых ускоряли следующие факторы: 1) развитие рыночных отношений, которые " выковали" технологии маркетинга; 2) потребности политической демократии, в частности выборы в представительные органы власти, которые способствовали становлению массовых опросов населения и развитию избирательных технологий; 3) нужды совершенствования организации и управления общественным производством, которые стимулировали научное изучение трудовых коллективов, систем их организации и управления.

Наиболее благоприятные условия для развития техноло­гических основ социологических исследований сложились в США, где эти факторы были чрезвычайно востребованными со стороны общества. Постоянные президентские выборы вызвали к жизни потребность в прогнозировании результатов посредством массовых опросов, а интенсивные поиски в сфере менеджмента способствовали широкомасштабным исследования и выработке новых форм организации и стимулирования труда. Несколько позже, с 40-х годов XX в., начали бурно развиваться маркетинговые исследования – сначала в США, а затем и в странах Западной Европы.

Технологии социологических исследований, особенно массовых опросов, прошли через горнило своих собственных революций, которые способствовали такими достижениями:

1) разработке выборки и выборочных опросов, резко увеличивших точность получаемых результатов и уменьшивших затраты на их проведение;

2) применению специально разработанного и проверенного инструментария. Например, в массовых опросах стали использовать такие вопросы, воздействие которых на ответы респондентов старались минимизировать;

3) появлению ЭВМ, а затем персональных компьютеров и современных средств коммуникации. Так, компьютеры значительно облегчил не только конструирование инструментария, но и обработку, и анализ социологической информации. Теперь анкеты уже не нужно было пересылать к местам опроса поездом либо самолетом и собирать их таким же образом у респондентов. Факс, электронная почта и мобильный телефон сделали социологические исследования очень оперативными.

Значительный вклад в технологизацию социологических исследований внесли видный французский ученый Э. Дюркгейм (несколько своих фундаментальных работ он посвятил методам социологических исследований), американский исследователь Дж. Гэллап (разработал методику выборочного опроса, которую впервые применил в 1936 г. при прогнозировании результатов президентских выборов), известный американский социолог П. Лазарсфельд (усовершенствовал количественные методы социального познания), российские ученые В. Ядов и Г. Осипов (внесли значительный вклад в формирование методологии, программы и методов социологических исследований), а также Т. Заславская, Б. Грушин и др. (заложили основы общенациональных опросов в России), украинский социолог Н. Чурилов (создал технологию общенациональных опросов в Украине).

Технологический подход в социологии применяется в основном по двум направлениям: первое ориентировано на технологизацию проблем моделирования социологического исследования как такового, а второе – на технологизацию его программирования. Все остальные технологии социологического исследования носят, как правило, частный характер и входят в эти направления. Отмеченные направления различаются между собой и по своему назначению в исследовании. Технологии исследования представляют технологизацию самого процесса исследования. Что же касается технологии программирования исследования, то она является скорее не моделью социологического исследования, а его обоснованием, наличие которого создает необходимые условия для избежания риска, а также для более эффективной организации и проведения социального исследования.

Первое направление технологизации, или моделирование исследования, реализуется выделением в нем основных деятельностных блоков, которые в то же время являются важнейшими этапами самого процесса социологического исследования: 1) его подготовка, когда ищут заказчика и ресурсы для исследования, а также разрабатывают его программу; 2) реализация этой программы, которая представляет собой своеобразную " партитуру" социологического исследования; 3) анализ результатов и подготовка рекомендаций для практики. Схематично это технологическая модель представлена на рис. 28.

Технология подготовки социологического исследования включает совокупность предварительно решаемых теоретических, методологических, информационных, организационных и других задач. Методологический аспект заключается в выработке методологических подходов и методических приемов анализа изучаемых социальных явлений и процессов.

 

Рис. 28. Этапы социологического исследования

 

Рис. 29. Технология разработки программы социологического исследования

 

Теоретический аспект состоит в выборе теорий (концепций), используемых в исследовании, а также разработке методов построения новых теорий (концепций) или совершенствования имеющихся. Информационный аспект социологического исследования включает решение вопросов относительно информационной базы, в частности эмпирической базы исследования, т. е. совокупности используемых в исследовании источников информации, некоторой совокупности фактов. Исследователю, приходится здесь определять не только какой будет информация на входе исследовательской технологии, но и каким будет содержание и форма представления информации на ее выходе. Наконец, организационный аспект исследования заключается в формировании исследовательского коллектива, а также распределении функций и обязанностей между его членами. Не обходится здесь и без планирования исследовательской деятельности.

Второе направление технологизации социологического исследования – это фактически процесс разработки его программы. Схематично его можно представить в виде некоторой совокупности последовательных деятельностных процедур (рис. 29).

Представленная на рис. 29 технология разработки программы социологического исследования является сравнительно подробным изложением его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой исследовательской работы и гипотез исследования, с указанием правил и процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. Программа как основной научно-методический документ исследования выполняет в нем несколько важнейших функций, среди которых немаловажной является технологическая.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал