Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация информационно-аналитической деятельности
Основание классификации
| Характеристика видов анализа
|
|
| Тип объекта анализа
| • Экономический, ориентированный на исследование экономических явлений, объектов, процессов; в зависимости от их величины экономический анализ подразделяют на макроэкономический и микроэкономический;
• экологический, ориентированный на экологические системы;
• управленческий, предполагающий исследование управленческих отношений, систем и процессов;
• социальный, ориентированный на объекты, явления и процессы социальной сферы общества;
• политический, отражающий особенности политических систем, явлений, институтов и процессов (его подразделяют на собственно политический и анализ политики как объекта);
• педагогический, направленный на изучение различных процессов обучения и воспитания;
• ментальный, цель которого — исследование духовных явлений и процессов в обществе
| Тип (специфика) отрасли науки
| • Философский как средство осмысления сущности явлений природы и общества с позиций философии;
• аксиологический — с позиций аксиологии (науки о ценностях);
• прогностический, ориентированный на исследование явлений будущего с использованием достижений прогностики;
• исторический, изучающий явления и процессы с позиций исторической науки;
• экономический, исследующий процессы и явления с использованием инструментарной базы экономической науки;
• политологический, опирающийся на политологический подход к исследованию явлений и процессов социума;
• социологический, основанный на методологических подходах социологической науки;
• праксеологический, ориентированный на праксеологию;
• психологический, основанный на методах психологической науки;
• культурологический — с применением методологии культурологии;
• этический, основанный на методах этики;
• эстетический, изучающий явления с позиций эстетики
| Тип метода исследования
| • Системный, основанный на принципах системного подхода к изучению явлений социума (генетический, структурный, функциональный, структурно-функциональный);
• логический, основанный на инструментальной базе логики;
• причинно-следственный, опирающийся на причинно-следственный подход к изучению явлений действительности;
• проблемный — с использованием проблемного подхода к изучению реальности;
• статистический, основанный на принципах и методах статистики (корреляционный, факторный, кластерный, дисперсионный, регрессионный и ковариационный);
• программно-целевой, опирающийся на принципы программно-целевого метода;
• балансовый, основанный на балансовом методе;
• ситуационный, предполагающий осмысление складывающихся ситуаций
| Уровень познания
| • Методологический, предполагающий осмысление объектов и процессов с точки зрения научных принципов, методов и приемов познания;
• теоретический — анализ с позиций уже имеющейся теории или концепции либо с позиции их построения;
• эмпирический (фактологический), ориентированный на выявление реальных фактов и их закономерностей
| Место в исследовании
| • Первичный – составная часть исследовательского процесса; направлен на получение первичных результатов и их осмысление;
• вторичный — повторное осмысление результатов проведенных ранее исследований или полученных раннее данных
|
Итак, технология проблемного анализа основана на понятии проблемы (от гр. " problema" – преграда, трудность, задача). По своей сути проблемный анализ предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и определение методов ее разрешения. Социально-психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации (рис. 31). Технологическая модель полного цикла умственных действий исследователя (аналитика) от возникновения проблемной ситуации до разрешения проблемы включает несколько этапов: 1) возникновение проблемной ситуации; 2) осознание сущности затруднения и постановка проблемы; 3) нахождение способа решения с помощью догадки или выдвижения предположений, обоснование гипотезы; 4) доказательство гипотезы; 5) проверка правильности способов разрешения проблемы.
Кроме того, технология проблемного анализа наряду с серьезной аналитической работой по выявлению типологии проблемы предполагает получение ответов по следующим направлениям.
1. Определение правильности и четкости формулировки проблемы как неудовлетворенной общественной потребности.
2. Пространственно-временная констатация проблемы – определение пространственных и временных границ проблемы.
3. Выяснение типа и характера проблемы, ее основных системных характеристик (структуры, функций и т. п.).
4. Определение закономерностей развития проблемы, ее последствий.
5. Диагностика принципиальной разрешимости проблемы.
6. Определение ресурсов, необходимых для разрешения проблемы.
7. Разработка организационно-управленческой технологии разрешения проблемы.
8. Процедура разрешения проблемы.
Таблица 35
|