Наименование метода
| Характеристика метода
|
|
|
Метод декомпозиции
| Расчленение сложного явления на простые составляющие. Объектом расчленения могут быть как реальные социальные, так и абстрактные интеллектуальные системы. Для достижения адекватности декомпозиции применяется декомпозиционное моделирование, т. е. воссоздание декомпозированной модели и сравнение этой новой модели с ее предшественницей
|
Метод сравнения
| Сравнение изучаемых систем, явлений или процессов с другими, чтобы обнаруживать их особенности, специфику и различные свойства
|
Нормативный
| Обоснование совокупности нормативов, отражающих эффективность системы. Реальную систему сравнивают с нормативной, чтобы выявить характер отклонений от установленной нормы
|
Метод агрегирования
| Преобразование исходной модели в другую с меньшим количеством переменных или ограничений, что дает более объективное по сравнению с исходной моделью описание изучаемого объекта или процесса
|
Метод аналогий
| Доказательство аналогии между двумя объектами, а также перенос системы объяснений с одного объекта на другой
|
Метод исключений
| Постепенное исключение значительной группы составляющих на основании закона исключения третьего, смысл которого в том, что истинно либо высказывание, либо отрицание, а третьего не дано
|
Гипотетический
| Выдвижение, обоснование и доказательство гипотез. Часто этот метод сводится к " обстреливанию" проблемы со всех сторон с помощью как можно большего количества вопросов, на которые нужно дать ответы
|
Метод закономерностей
| Поиск устойчивых, неслучайных повторяющихся и объективных характеристик или связей между родственными явлениями и процессами
|
Метод " минимакса"
| Частный случай метода закономерностей, предполагающий поиск минимальных или максимальных характеристик явления либо процесса
|
Балансовый
| Выделение двух сторон чего-либо, которые определяют целое и уравновешивают друг друга
|
Метод классификаций
| Упорядочение объектов по существенным их признакам, классам или типам
|
Метод ранжирования
| Присвоение совокупности объектов, явлений и процессов некоторых числовых величин на основании интуиции либо в соответствии со степенью выраженности некоторого их признака или свойства
|
Метод проб
| Выбор некоторых объектов из совокупности и их испытание
|
Метод отклонений от средней величины
| Вычисление некоторой средней величины и отклонения от нее
|
Метод моделирования
| Построение модели, которая отражает существенные свойства и стороны анализируемого объекта в упрощенном виде, т. е. замена реального объекта его аналитической моделью
|
Метод амбивалентности и противоречия
| Поиск для объяснения чего-либо амбивалентного ему явления (например сытость — голод, большой — маленький и т. п.), а также противоречий, определяющих суть изучаемого явления
|
Метод парадокса
| Рассмотрение явления с неожиданных позиций, которые не соответствуют общепринятым научным представлениям
|
Метод систематизации
| Приведение имеющихся данных в некоторую систему, чтобы объяснять их с позиций системного подхода
|
Метод экстраполяции
| Распространение выводов, полученных в ходе наблюдения за одной частью явления, на его другую, неисследованную часть, т. е. перенесение или распространение характеристик с одной предметной области на другую, с прошлого и настоящего на будущее
|
Метод индукции и дедукции
| Индукция — построение умозаключения, в котором из знаний о части предметов определенного класса делают вывод обо всем классе явлений. Дедукция предполагает обратную операцию, когда из знаний обо всем классе явлений делают вывод об одном предмете этого класса
|
Метод идеализации
| Мысленная процедура, связанная с представлением о каком-либо объекте как идеале и последующим его сравнением с реальным объектом
|
Метод формализации
| Исследование объекта посредством перевода его качественных характеристик в некоторую знаковую, количественную, формализованную форму
|
Метод упрощений
| Представление анализируемого объекта в виде некоторой упрощенной его модели
|
Морфологический
| Выделение вначале основных характеристик объекта, составляющих его ось (остов), а затем фиксация по каждой из них всевозможных вариантов
|
Метод контрольных вопросов
| Составление перечня вопросов, на которые нужно дать ответы
|
Метод фокусирования
| Перенесение в фокус внимания исследователя отдельных объектов, чтобы получить их оригинальное видение
|
Метод
" мозгового штурма"
| Организованная система свободных высказываний участников анализа о малоизученной проблеме с запретом критики высказываний со стороны коллег
|
Метод эмпатии
| Аналитик входит в образ анализируемого объекта, т. е. представляет себя изучаемой его " деталью" и осмысливает с ее позиций выполняемые ею действия
|
Метод синтеза
| Соединение (синтез) элементов объекта после процедуры аналитического их разложения, а также проверка эффективности и тождественности объекта самому себе
|
Метод отбора
| Изучение не всей совокупности явлений, а лишь некоторой ее части, отобранной по определенным правилам
|
Метод " от противного" (от обратного)
| Изменение ситуации на диаметрально противоположную, с последующим осмыслением ее характеристик
|
Метод плюсов и минусов
| При анализе какого-либо явления выделяют как позитивные, так и негативные его стороны, а затем в зависимости от их соотношения принимают решение о выборе
|
Метод обобщения (генерализации)
| Переход от индивидуального к общему
|
Аксиоматический
| Построение теории или концепции на основе каких-либо исходных положений (принципов, постулатов, аксиом)
|
Метод " ревизора", или " злого учителя''
| В рассуждениях, аналитическом материале, в анализируемой системе на основании знания сущностных закономерностей отыскивают ошибки или слабые стороны
|
Метод " бритва Оккама"
| На основании принципа У. Оккама " Сущности не следует умножать без необходимости", — устраняют излишние положения, допущения, свойства или аспекты изучаемого объекта, явления или процесса
|
Метод вероятности
| При узком подходе — использование оценки вероятности или степени возможности проявления некоторого события при определенных условиях, а при широком подходе — использование методологического аппарата теории вероятностей
|
Метод причинности
| Выявление причинно-следственных связей на основании принципов, разработанных Дж. Миллем
|
Метод " черного ящика"
| Разработанный в кибернетике подход к изучению объекта, о котором нет никаких сведений. Исследователь делает выводы об устройстве объекта, мысленно воздействуя на его входы и регистрируя информацию на выходе. При этом " ящик" постепенно превращается из " черного" в " серый", а потом — в " белый"
|
Метод оптимизации
| Поиск в соответствии с некоторым критерием наилучшей в данных условиях характеристики, состояния, функции или оценки изучаемого объекта, явления или процесса
|
Метод аппроксимации
| Приближенное выражение анализируемых объектов через более простые
|
Графический
| Построение удобных для анализа объекта блок-схем, рисунков, матриц, таблиц, графов, диаграмм и т. п.
|
Метод ограничений
| Введение некоторых переменных, которые отражают сущностные характеристики анализируемого объекта
|