Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь управленческих терминов






АДАПТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - технологии, обеспечиваю щие воспроизводство процессов включения личности в группы, коллекти­вы, в новые условия — социальной среды, деятельности, отношений. А.т. характеризуются согласованием желаемого субъектом с его возможностями и с реальностью социальной среды, тенденциями их развития. Основные процедуры технологии адаптации. Процедура первая: цели совместной деятельности субъектов данной технологии. Операции: диагностика инте­ресов и потребностей субъектов; выявление и анализ степени совпадения и различий; прогноз совместимости действий (среда — экономическая, социальная, правовая, психологическая, материально-техническая и др.); временной интервал; степень устойчивости; влияние последствий совмест­ных действий на интересы и потребности субъектов. Процедура вторая: разработка программы совместных действий. Операции: характер социаль­ных действий, нормативы (тенденции) сближения социальных характерис­тик; направления, показатели изменения среды совместной деятельности; определение объема затрат субъектов. Процедура третья: организация адаптационного процесса. Операции: самоорганизация и управление; диа­гностика процесса, анализ эффективности процесса адаптации, коррекция.

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управ­ляемый объект. А.у.т. основаны на полномочиях, праве руководителя, авторитете власти субъекта управления отдавать распоряжения, на прин­ципе обязательного и точного их выполнения подчиненными. А.у.т. нахо­дят свое выражение в конкретных решениях, принятие которых управлен­ческим органом, руководителем предполагает вместе с осуществлением ими своей правовой функции глубокие знания, полное, достоверное представ­ление о состоянии объекта, понимание последствий принимаемых решений и отдаваемых распоряжений, обеспечение взаимодействия людей и одно­временно самореализация их сущностных сил.

ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - рациональные способы решения общечеловеческих проблем, связанные с оценкой не только внутренних, но и мировых тенденций развития, комплексной оценкой ситуа­ции. Они отличаются высокой наукоемкостью, прогнозированием конечного результата и получают приоритетное значение в период обновления социаль­ных систем. Особое значение в механизме выработки и реализации глобаль­ных технологий имеет вопрос о сбалансированности инновационных и стаби­лизационных технологий. В переходные периоды, когда особенно необходимы подобные технологии, поспешный отказ от традиционных не позволяет подготовить механизм прорыва. Реализация глобальных технологий модер­низации предполагает выделение ряда этапов:

1. Инвентаризация, оценка имеющихся социальных ресурсов с целью их сохранения, обогащения, оптимизации, а не разрушения. Здесь активно используются технологии оценки социально-экономической, политической и духовно-культурной ситуации (технология социальной диагностики).

2. Выявление возможных вариантов социального развития и прогнозов на будущее, вероятных моделей и пакетов отечественных и мировых технологий их реализации.

3. Подготовка общественного сознания (технологии социально-психо­логической поддержки населения) для восприятия инноваций, смены сис­темы ценностных ориентации, выдвижение лидеров-новаторов, несущих в себе элементы будущего, " возмутителей спокойствия", способных перевес­ти требования завтрашнего дня на язык реальностей сегодняшней действи­тельности.

ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - сложный и динамичный процесс перевода теоретических концепций по воспроизводству социальных качеств, характеристик, явлений, отношений на язык практи­ческих действий. Он состоит из следующих операций: профессиональной подготовки исполнителей; организации их работы (в соответствии с объ­емом, определенным технологическим регламентом СТ); координации раз­личных субъектов (отдельных исполнителей или групп); оказания научно-методической помощи специалистам; контроля деятельности субъектов внедрения СТ; социальной диагностики его результатов; анализа процесса технологизации; корректировки целей (при необходимости); организации информационного обслуживания процесса внедрения и др.

Факторы, влияющие на внедрение СТ:

Объективные:

1. Степень экономической, социальной самостоятельности организации.

2. Уровень наукоемкости используемых технологий.

3. Степень стабильности процессов.

4. Эффективность использования потенциалов организации — техни­ческого, технологического, организационного, экономического, социально­го, духовного.

Субъективные:

1. Интересы и потребности субъектов социальной деятельности — их характер, степень удовлетворения.

2. Социальный потенциал личности: уровень его использования в конкретных условиях жизнедеятельности.

3. Степень включенности личности в систему заинтересованности в конечных результатах.

Освоение технологий, основанных на новейших достижениях науки и техники (программирования, моделирования, электронно-вычислительной техники; методов диагностики и контроля за процессами и т.д.), требует высокого уровня знаний, соблюдения ряда условий: 1. Любая технология имеет свои главные, ключевые операции, реализации которых и будет предопределять успех в целом. 2. Активность ядра организации. 3. Умение преодолевать и разрешать возникшие в ходе реализации технологических операций конфликты (например, нежелание должностных лиц изменить свой стиль управления, познать новый смысл работы с персоналом, сле­дующий из внутренней потребности технологизации социальных процес­сов). 4. Учет нравственных особенностей СТ: они не должны превращать­ся ни в манипулирование людьми, ни в своеобразное " прокрустово ложе". 5. Сочетание рационального и ситуационных подходов.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - одна из разновидностей СТ, которая изучает, инновирует механизм расселения. Расселение — распределение поселений на территории и размещение людей в границах поселения. Для Д.т. принципиально важно, что расселение обусловлено развитием производительных сил, т.е. развертыванием отношений в систе­ме общество-природа, и характером общественных отношений, т.е. сущ­ностью связей и отношений в системе общество-природа. Расселение становится категорией социологии управления вследствие трех причин: во-первых, к определенному историческому рубежу оно носит социально-дифференцированный характер, во-вторых, факторы социально-экономи­ческого характера обусловливают функционирование расселения как об­щности территориально-локализованных поселений; в-третьих, соединение людей и окружающих условий их жизни, т.е. проживание в тех или других поселениях, становится предпосылкой для их спецификаций в социальной общности особенного рода и тем самым для превращения в объект социо­логии управления его части — социальных технологий.

ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - инноваци онная деятельность, в результате которой создаются и материализуются нововведения общества, инициативы, вызывающие качественные измене­ния в разных сферах жизни, рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. И.с.т. выступают прежде всего как важный элемент и результат человеческого творчества, направленного на улучшение механизма, повышение эффективности и качества труда, обще­ственного производства, устойчивого социально-экономического развития страны. И.с.т. бывают радикальные и модификационные. Особое значение И.с.т. приобретают в кризисные, переходные периоды, когда практически полностью меняются технологии социальных процессов и возникает острая потребность в усовершенствовании управления, обновлении экономичес­кой, политической и духовной сфер общественной жизни, в их инновировании.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК - метод прогнозирования, осно­ванный на достижении согласия группой экспертов. Широко применяется в теории и практике социальных технологий для уточнения социальной проблемы, выбора приоритетов технологизации пространства, коррекции технологического воздействия.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - включает теоретические, методические и процедурные аспекты деятельнос­ти объектов. Теоретический - связан с определением цели, объекта технологизации; выявлением сущности и принципов воспроизводства со­циальных процессов; раскрытием роли формализации социальных явле­ний, состояний, диалектики их познания, управления ими; анализом влияния социальных норм и нормативов на объективность СТ и их эффек­тивность; исследованием СТ как объекта и субъекта самоуправления; познанием сущности и функций отражения социальных явлений в формах практической деятельности и др. Методический — выбор методов, средств и получения информации, ее обработки, анализа, принципов трансформа­ции информации в конкретные выводы и рекомендации в ходе разработки и использования СТ. Процедурный — организация практической деятель­ности по разработке СТ.

МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (разновидность СТ) — направлен на улучшение процесса общения и обмена социальной информацией, который носит целенаправленный харак­тер. М.д.с.к. подразделяются по характеру воздействия на сознание, волю и интересы людей. М.д.с.к. как специфический механизм достижения социального общения с исторической точки зрения есть объективный процесс культуронаследия, с точки зрения актуальности — трансляций информации внутри данного социума.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ — система организации профессионального обучения, осно­ванная на активном использовании достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемого, его свойств и характеристик. При использовании П.т.п.о. следует руководствоваться следующими принципа­ми: 1. Принципом личностного подхода. Его сущность состоит во вклю­чении обучаемых в ситуации, где они могут проявить и реализовать себя как личности. 2. Принципом конкретизации системы действий, состоящим в детальном описании действий, использовании алгоритмов умственной и практической деятельности по достижению целей технологизации. 3. Прин­ципом функционального назначения, благодаря которому достигается оптимальность и экономичность действий педагога с целью получения ожидаемого результата.

Условиями построения оптимальных педагогических технологий явля­ются: прогнозирование процесса обучения с учетом его цели; срока; категории обучаемых; содержания обучения; конструирования самого учеб­ного процесса на основе теории и практики; принципах его организации; использования нормативной базы оценки деятельности преподавателей и обучаемых. При классификации технологий следует различать информа­ционные, игровые, модульные.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - на­правлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. И.с.т. — это не простая сумма индивидуальных интеллектов, а целостная система их информаци­онного взаимодействия. При этом информационные связи понимаются как передача и получение знаний.

Возникает проблема системного взаимодействия, которая имеет значи­тельно больший эффект, чем сумма индивидуальных интеллектов. А для этого нужна всесторонняя рационализация социально-политических и ду­ховных отношений, обеспечение компьютерной грамотности, развития культуры всех членов общества и творческих начинаний. Теоретическую базу такой рационализации составляет социальная когнитология — наука, изучающая принципы и механизмы социального (коллективного) творче­ства, их превращения в движущую силу прогресса. Социальная когнито­логия дополняет личную когнитологию, изучающую закономерности инди­видуального творчества.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - способ оптимизации информационного процесса, система его воспроизводства. Их разработка и внедрение осуществляются на основе применения методов как социального моделирования, проектирования, так и современных вычис­лительных средств сбора, анализа и хранения социальной информации.

И.с.т. — способы сообщений сведений об окружающем нас мире, отношениях между людьми, о развитии социальных процессов, условиях жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, основными характеристиками которых являются количество, цен­ность, содержание, правдивость, адекватность, вероятность, точность, опе­ративность, надежность, наукоемкость.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - вид СТ, которая трактуется, во-первых, для обозначения реального процесса развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни. Во-вторых, как наука, изучающая этот процесс во всей его конкретности и разнообразии. В понимании истории как реального процесса прежде всего отображается сущность исторического развития, его закономерности, соот­ношения разных сфер и элементов общественной жизни. Прогресс истории как науки происходит при условии решения ряда гносеологических и методологических вопросов о специфике исторического познания, о мето­дологических особенностях истории и ее взаимоотношениях с другими общественными науками. Историческая наука является одним из элементов самосознания человеческого общества, частью общественного сознания. История как реальный процесс и история как наука развиваются как две неразрывные составляющие одной и той же эволюции, само историческое знание является универсальной технологией по отношению к изучаемому прошлому опыту и одним из оснований для прогнозирования будущего.

КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ - институт контроля за выполнением операций и процедур конкретных СТ. Позволяет выявить фактическое их состояние. К.т.к. содержит основные показатели социального состояния на каждой операции процесса технологизации. Это позво­ляет использовать К.т.к. как инструмент в процессе диагностики, коррек­ции состояния социальных процессов, явлений, отношений. К.т.к. разра­батывается одновременно с СТ.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - распреде-ление их по видам, уровням, сферам применения. Наиболее часто встре­чаются и используются технологии поиска стратегии управления, социаль­ного моделирования и прогнозирования; информационные внедренческие, обучающие инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач они могут быть частными и универсальными. Особое место в оптимизации социального управления принадлежит универсальным тех­нологиям стратегии управления, инновационной деятельности и техноло­гизации прошлого опыта, разработка и внедрение которых в наибольшей мере связаны с активизацией интеллектуальной, теоретической деятельнос­ти и не требуют детальной технологизации, без чего никакое решение частных задач невозможно, более того, лишается смысла.

НАУКОЕМКОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - определяет ся качеством современных научных данных (технических и гуманитар­ных), используемых в процессе разработки и внедрения социальных технологий. Низкий уровень наукоемкое™ в операциях, процессах приво­дит: к подрыву технологизации социальных процессов; СТ оказывается нежизнеспособной; усложняет процесс управления, так как в нем усилива­ются элементы стихийности; возрастает взаимное отчуждение работника, ставшего жертвой такого уровня управления. СТ являются эффективными при последовательном наращивании их наукоемкости. Сегодня от 20 до 80% уже известных разработок в области социологии, социальной психо­логии, физиологии и психологии труда, производственной педагогики, служебной этики остаются пока нереализованными.

Одной из причин такого состояния является отсутствие специалистов — социальных технологов, которые потребляют наукоемкие разработки и пере­водят их на язык практики социального управления. Решить эту проблему можно не только за счет наращивания темпов подготовки новых специалистов, но и создания научно-методической базы для самообразования тех, кто непосредственно участвует в управлении специалистов, работающих в усло­виях аренды, кооперации, подряда, акционерных объединений.

ОБЪЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ - выступают как социальные от­ношения, социальные процессы, так и система инструментальных техни­ческих средств. Технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени мерой развития человека. Технология выступает в виде стандартов, запретов, правил, норм, а также апробиро­ванных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятель­ности, позволяющих достигнуть заданных результатов.

По мере расширения прикладных функций научного знания появляется возможность технологизировать те виды деятельности, которые прежде были этому недоступны. Поэтому в последнее время получили распростра­нение такие термины, как " технология управления", " технология общения" и др. Объектом технологизации могут стать самые разные сферы челове­ческой деятельности, в том числе межличностные отношения. Через призму технологизации можно рассмотреть всю совокупность используемых обще­ством средств эффективного функционирования от высших органов власти до специфических социальных институтов.

Технолог — это импресарио и интерпретатор знаний, в которые ему надо вложить свой ум, опыт, умение и навыки. Он апеллирует и к предметной сфере своей науки, и к широкому практическому опыту, к уже достигнутому уровню технологии, к квалификации других специалистов, тех, кто, как ожидается, будет использовать созданную им технологию.

Критерии эффективности разработанной технологии — простота (она не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции), гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке), надеж­ность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма), экономичность (технология может быть эффективной, но неэкономичной), удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется с ней работать).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - как объект О.т. чаще всего появляется тогда, когда достижение совместных целей становится возможным только через гармонизацию разных целей или же когда дости­жение индивидуальных целей становится возможным только через выдви­жение и достижение совместных целей. В первом случае организовываются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором — возни­кают общественные (союзные) организации. Таким образом, определяю­щей приметой О.т. является цель. О.т. выступает как целевая общность. Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление.

О.т. возникла как инструмент решения общественных заданий, средст­во достижения цели. С этой точки зрения на первый план выходят организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонажа и др. Организация утверждается как челове­ческая общность, специфическая социальная среда. С этой позиции орга­низация имеет вид совокупности социальных групп, статусов, норм, отно­шений лидерства, сплоченности, конфликтности. Организация объективи­руется как безличностная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа в этом значении выступает социальная транспортность, построенная на началах взаимодействия с внешней средой. Главная проблема здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, руководство. Все эти свойства имеют относительную самостоятельность, т.е. между ними нет резких границ, и технологический аспект в том смысле, что могут быть сами разделены на этапы, операции, процедуры.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления деятельнос­ти. Необходимы универсальные и частные технологии цивилизованного взаимодействия общества и государства на основе как глубокой демокра­тизации и существенного развития политической культуры масс, так и существенного повышения профессионализма политиков. В этой связи очень важно сформировать новое поколение политиков, опирающихся на современные нормы и принципы политики, умеющих профессионально использовать механизмы реализации политической власти (согласование интересов, конкуренцию политических партий, формирование лидерства, демократических выборов и др.).

ПРЕДЕЛЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ - все имеет свои пределы, даже демократизация общественной жизни, которая при определенных условиях может привести к анархии и неуправляемости. Опыт показывает, что любая социальная инновация может быть доведена до абсурда, если процесс ее разработки и внедрения осуществляется в условиях низкой управленческой культуры, стагнации развития системы и господства догматического стиля мышления.

Одно ясно, что технологизация управления социальными процессами в инновационной среде позволяет решать ряд конструктивных позитивных задач:

зафиксировать перечень оптимально необходимых операций, обеспечи­вающих регулирование социального процесса;

обеспечивать стандартизацию процесса управления за счет сокращения числа операций, снижения издержек на подготовку персонала; нахождение оптимальных форм объединения действий заказчиков и исполнителей; сокращение времени на выполнение отдельных задач и т.п.;

четко определить границы действия каждого исполнителя, использо­вать механизмы стимулирования и ответственности, максимально сокра­тить число спонтанных и ошибочных действий;

создавать постоянные информационные потоки, осуществлять их вывод на ЭВМ;

по мере освоения первоначально поставленных в технологии задач наращивать сложность и развивать их в меру возможностей субъекта управления;

измерить и определить алгоритм социальных действий, создающий устойчивость социальных процессов;

повысить уровень социологической культуры, создать объективные условия вовлечения людей в социальное управление.

Наряду с позитивными изменениями, последствиями непродуманная практика использования СТ может вызвать негативные тенденции:

увеличение консерватизма мышления, укрепление стереотипов в пове­дении и управлении;

противостояние новым, творческим идеям, решениям и др.

Отсюда необходимо постоянное обновление процедур, что позволяет концентрировать в них постоянно накапливаемый новый опыт, новые идеи и современные достижения научной мысли.

Поэтому необходимо понимать СТ не столько как жесткую регламента­цию в организации и развитии социальной системы, сколько как средство стимулирования ее к саморазвитию и самосовершенствованию. Главной особенностью П.т. является совместное взаимодействие индивидов, кото­рые создают в результате этого соответствующие социальные общности.

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ - включение со­циальных регуляторов, направленных на смену определенных социальных явлений или отношений. В соответствии со структурой социальной сферы можно вычленить следующие типы П.с.т.:

формирование и развитие социальных общностей, усиление или, напро­тив, ослабление социальных связей в них, т.е. процессы их интеграции или дезинтеграции, исчезновение тех или иных из них;

изменение в характере социальных отношений между этими общностями;

изменение различных социальных качеств, характеристик общностей и охватываемых ими индивидов, рост или, напротив, снижение образователь­ного и культурного уровней, общественной активности и т.д.;

изменения в условиях жизни людей, тех или иных социальных общнос­тей; улучшение, ухудшение или иные преобразования в них;

изменения потребностей и интересов людей, социальных общностей, их образа жизни;

возникновение, развитие, исчезновение, преобразование социальных институтов, усиление степени их организованности или дезорганизации, функциональности или дисфункциональное, возникновение, развитие и исчезновение социально-организационных структур;

изменения в социально-психологических структурах, улучшение или ухудшение социально-психологического климата в тех или иных социаль­ных группах;

возникновение, изменение, исчезновение социальных норм;

возникновение, развитие, усиление, ослабление, исчезновение социаль­ных движений;

изменения в системе отношений между социальными общностями и отдельными личностями, усиление или ослабление социального контроля и социальной помощи и защиты со стороны общества;

изменения социального статуса людей;

изменения в общественном мнении, в оценках людьми различных сторон и явлений общественной жизни, в отношении к ним.

Связующий процесс в управлении — это процесс, необходимый для осуществления планирования, организации, мотивации и контроля. Основ­ные связующие процессы — это принятие решений и общение (коммуни­кация).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - вид СТ, учитывающий особенности и специфику психологических процессов, качеств, явлений, отношений, возможностей их технологизации. Предметом технологизации являются: психологические качества и характеристики личности — уста­новки, характер, реакции, воля, отношения. Овладение П.т. позволяет последовательно и целенаправленно формировать и использовать навыки деловой и межличностной коммуникации, выбирать оптимальные приемы преодоления стрессов, принимать взвешенные решения по разрешению профессиональных, внутриличностных и межличностных конфликтов в условиях рыночных отношений.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - вид СТ, позволяющий изменять параметры процесса, происходящего внутри человека при тех же самых возмущающих факторах. В результате освоения П.т. индивид способен: адекватно реагировать на изменение определенных личных качеств, защищать себя от накопления отрицательных эмоций; эффективно использовать внутренние психофизиологические ресурсы; мо­тивировать себя на достижение цели и др.

Предлагается три П.т., позволяющие изменить себя и других: первая П.т. - изменение внутреннего психофизиологического состояния личности путем использования главных сигналов доступа. Функционирование тех­нологии основано на изменении стратегии мышления личности при воспо­минании приятных и неприятных событий в собственной жизни. Воспоми­нание о событиях в прошлом, наблюдение происходящего в настоящем, планирование будущего отражают временную линию состояния личности. Она оказывает существенное влияние на форму отношений участников совместной трудовой деятельности; методы и стиль управления руководи­теля; выработку системы мотивации на достижение желаемой цели. Вторая П.т ориентирована на обучение технологии оценки реальной значимости личности путем проведения самооценки в трех измерениях: оценить себя на основе личных представлений о собственном имидже — взгляд внутри себя (ассоциированное состояние); оценить себя на основе мнений о вас других — " взгляд со стороны" (диссоциированное состояние); построить оценочные шкалы значимых для вас качеств личности на основе сопостав­ления внутренних и внешних показателей самооценок, провести самокор­рекцию личного развития и поведения.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ изучают за­кономерности территориальной организации социальной жизни и плано­мерных изменений социального вида регионов. Социальный вид региона любого ранга представляет собой специфические проявления наиболее общих черт социального вида общества в целом и вместе с более богатой общностью сиоих конкретных черт. Задачи региональных исследований — раскрыть механизм взаимодействия общих закономерностей и специфичес­ких особенностей территориальной организации социальной жизни в ре­гионе. При этом необходимо учитывать, что социальный вид региона отображает, во-первых, территориальную организацию материальной и

экономической базы социальных отношений общества; во-вторых, демогра­фические, этнические, хозяйственные и другие особенности населения, которое проживает на его территории.

Задачи региональной социологии — обосновать пути и формы обеспе­чения социальных условий жизни населения в различных регионах страны. Отсюда вытекают характерные черты Р.с.т., как научного направления. Во-первых, это научное обоснование оптимальных пропорций и темпов создания условий, необходимых для повышения благосостояния и куль­турного развития населения всех регионов, их сближение, что требует не только глубокого изучения исторических, социально-экономических, природно-климатических, культурных и других особенностей региона, кото­рый изучается, но и сравнения по основным параметрам социального развития с другими территориальными системами такого же уровня слож­ности. Во-вторых, научное обоснование оптимальных путей комплексного решения социальных проблем внутреннего характера, а также региональ­ной политики их решения, что особенно актуально для долгосрочного социального прогнозирования, планирования и управления. В-третьих, разработка социальных разделов комплексных планов социально-экономи­ческого развития региона, а также региональных программ в пределах общегосударственного плана развития страны.

РУТИННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - такие методы воз действия на социальные процессы, которые отличаются малой наукоемкоетью, отражают вчерашний день социального воздействия, не мотивируют социальную систему на перемены. Они соответствуют такому типу соци­альной организации и типу управления, которые находятся в стадии регрессии, замкнутости, оторванности от изменений внутренней и внешней среды, консервации ресурсов развития, когда нет потребности в инноваци­ях. В таких случаях мы обычно имеем дело с рутинными технологиями, но и они вводятся медленно, действует механизм их невосприятия, тормо­жения. Это зависит от многих причин: от политики, проводимой государ­ством в той или иной сфере жизни (экономической, социальной, научно-технической, экологической и т.п.), от финансовых возможностей, от уровня интеллектуального и профессионального потенциала персонала управления и т.п.

При таком положении дел и сами разработчики социальных технологий стоят на точке зрения организационного консерватизма и стремятся подла­дить предлагаемые технологии к существующим неинновационным, застыв­шим структурам таким образом, чтобы последние сохраняли " статус-кво". Это помогает руководителям организаций сохранять свои позиции или улучшать их, а разработчикам — транслировать верхние команды, нередко противоречащие целям развития социальной системы.

СИТУАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕХНОЛОГИ­ЗАЦИИ — сформировался под влиянием общего ситуационного подхода в управлении, а также активно развиваемой игротехнической методологии. Ключевым положением здесь выступает рассмотрение процесса управления как непрерывной цели уникальных, неповторимых управленческих ситуа­ций, с которыми сталкивается руководитель, призванный их решать. Конкретная ситуация и каждый тип организации предъявляют к управляе­мой подсистеме свои требования. Соответствие состояния диагностируемо­го объекта специфике ситуации явно или скрыто принимается в качестве нормы. В рамках данного подхода, если речь идет, в частности, об экономике, предпринимаются попытки создания типологии управленчес­ких ситуаций. Особое распространение в организационной социологии и управленческом консультировании получило направление, базирующееся на рассмотрение управленческой ситуации как уникального сочетания проблем, возникающих на различных уровнях организации по поводу целедостижения или в ходе инновационной деятельности.

СОГЛАСИЯ ТЕХНОЛОГИЯ - методы, пути достижения согласия значительного большинства людей в решении наиболее важных актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. Такое согласие в мыслях и согласованность в действиях необходимы для любой формы социального общения. До начала XXI в. социологический механизм С.т. не был предметом социального анализа, так как в поле зрения социальных мыслителей находились скорее психологические факторы создания С.т., которые подытоживались в просветительном тезисе: " Мысли правят миром". Одной из первых попыток такого анализа стала гегелевская поставка вопроса о механизме обеспечения взаимного " признания" людьми друг друга. Позже понятие " С.т." активно разрабатывается социологами Дюркгеймом, Вебером. В американской социологии проблематика С.т. анализировалась Кули, Мидом и Шилзом. Последний указывал, в частнос­ти, что " полных" С.т. практически невозможно достигнуть для всех " великих обществ" из-за ограниченности коммуникативных процессов, связывающих центр и периферию. И все-таки все общества имеют доста­точные С.т., чтобы в конкретный период не развязывались гражданские войны и революции. В период нормального развития общества на его макроуровне большинство процессов совершается вне С.т. Роль С.т. растет в условиях нестабильности социальных процессов и революционных пре­образований.

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - 1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обнов­ления общественных процессов; 2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения; 3) метод управления социальными про­цессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах — качества, свойства, объемы, целостности деятельности и т.п. С.т. — элемент человеческой культуры, возникает эволюционно либо создается искусственно. Появление С.т. связано с потребностью быстрого и крупномасштабного " тиражирования" новых видов деятельности. Построение С.т. осуществляется за счет разделения деятельности на отдель­ные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика. В целом сущность С.т. может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы получения оптимального социального результата при наименьших управ­ленческих издержках.

Использование тех или иных С.т. определяет эффективность социаль­ного управления, регулирования социальных процессов, устойчивость со­циальной организации и всего социального пространства. С.т. в известной степени определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных или революционных процессов, а также разновиднос­тью жизненных сил социальных субъектов, их индивидуальной и социаль­ной субъективностью как накопленной способностью к воспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека.

В этом смысле С.т., с одной стороны, учитывают характер или опира­ются на эффективность развития глобальных процессов современного мира (развитие средств коммуникации, информации, компьютеризацию, интер­национализацию научной, культурной, образовательной практики, рост взаимозависимости производственно-экономической жизни и др.), а с другой — на учет специфики национально-культурного развития населе­ния, региональные особенности образа жизни людей, их общественной организации, традиций взаимодействия в исторически определенных соцкультурных условиях. Важнейшей задачей С.т. является выявление закономер­ностей оптимальной самоорганизации и управления социально-экономичес­кими процессами, использование их с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ — определение конкретной совокупности социально-пси­хологических факторов, обеспечивающих воспроизводство социальных качеств, явлений, процессов. Такой подход особо подчеркивает зависи­мость стабильности, устойчивости и динамики общественного организма от взаимоотношения традиций и инноваций. Недопустим простой перенос на иную почву другой культуры социальных технологий, иной ментальное.™, что вызывает самые неожиданные социальные, политические, экономичес­кие и психологические реакции.

Инновационные социальные технологии выявляют свои регулирующие возможности в самоорганизации общества, предполагают нахождение и применение путей и методов эффективного социально-психологического обеспечения процесса внедрения новых, необычных с точки зрения тради­ционной психологии в данной культуре методов социального проектирова­ния, изменений в социальном пространстве.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНКРЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ - максимальные возможности конкретной социальной организации, процес­са, явления, отношений в процессе их воспроизводства. С.п.к.т. всегда конкретен, рассчитан на определенные параметры воспроизводства качест­ва, отношений, состояний. Емкость не может превышать того, что " зало­жено", сформулировано, развито в человеке социальной организации.

При разработке СТ следует учитывать основные факторы, влияющие на эффективность проявления социального потенциала:

мотивацию на раскрытие личного " Я";

состояние среды;

уровень привлекательности объективных и субъективных стимулов при воспроизводстве качеств, состояний, отношений.

Отсутствие СТ в практике социального управления привело к возрас­танию диспропорции между техническим, экономическим, социальным потенциалами производства, снизило его эффективность.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - представляет собой такую разновид­ность программы, где отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного уровня развития объекта и использования социальных нормативов. Проект характеризуется глубокой проработкой социальных задач и включает меры не только социально-диагностического, но и организационно-управленческого (тех­нологического) обеспечения.

СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГ - специалист, владеющий теорети­ческими знаниями, методикой и практическим опытом разработки и внед­рения социальных технологий. Основные обязанности С.т.: 1) разработка структуры конкретных технологий, в которых нуждается потребитель СТ; 2) диагностика потенциалов, имеющихся у потребителя С.т., необходимых для достижения конечных целей технологизации — социальных, экономи­ческих, нравственных, организационных, правовых, информационных и др.; 3) диагностика степени готовности социальной организации к функ­ционированию в условиях С.т.; 4) определение уровня организационных и информационных связей, необходимого для внедрения С.т.; 5) разработ­ка норм, нормативов, показателей, которые обеспечивают функционирова­ние технологического процесса — отдельных операций, процедур и др. С.т. выступает не только в качестве разработчика (или организатора разработ­ки) С.т., но и консультанта по ее внедрению. Функции организации внедрения СТ, контроля за ее применением включаются непосредственно в систему деятельности всех звеньев управления.

СТРУКТУРА МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ дает представление о том аналоге, следуя которому социальный технолог может технологизировать сам процесс моделирования и разработать требуемые СТ. В литературе представлены несколько структурных моделей СТ. Приведем одну из них, разработанную профессором М. Марковым, кото­рая позволит дать оптимальную модель моделирования самого процесса технологизации. Структура модели СТ:

Первая процедура: формирование цели. Операции: диагноз; прогноз; формирование конечной цели; стратегия действия; конкретные задачи. Вторая процедура: принятие решения. Операции: выявление проблемной ситуации; обоснования вариантов действия; выбор оптимального варианта; утверждение решения. Третья процедура: организация социального дей­ствия. Операции: распределение задач между исполнителями; идеологи­ческое обеспечение; координация и регулирование процесса исполнения; контроль. Четвертая процедура: анализ результатов. Операции: сопостав­ление запланированных и достигнутых результатов; открытие новых про­блемных ситуаций; первоначальное формирование новой цели.

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс оптимизации социального пространства, преодоления его разбалансированности на основе инновационного метода освоения социальной действительности, активного воздействия на развитие социальных систем с использованием социальных технологий (глобальных, внедренческих, обучающих, информационных и др.), которые позволяют включать в процесс его усвоения не только познание, методы социальной диагностики, но и активные способы его изменения; мотивизации, обучения, инновирования как субъектов управ­ления, так и социальных систем в целом.

Возможности инновационного метода освоения социального простран­ства, его активной гармонизации, исключения деструктивных процессов неограниченны.

Широкое внедрение инновационного метода в социальном управлении мировой и отечественной наукой подготовлено.

Конечно, не все его структурные элементы разработаны в полной мере и готовы для внедрения. Но процесс этот будет ускоряться по мере расширения социального запроса на его активное использование в деятель­ности субъектов управления, государственных органов и политических лидеров. Главная задача — сформировать новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения в социуме (в том числе и политическо­го). Это исключает из механизма его функционирования волевые, спонтан­ные, командно-административные действия и заменяет их управленческими решениями, основанными на нравственной ответственности. Это поможет преодолеть социальное противоречие между накопленным интеллектуаль­ным опытом цивилизации, созданным огромным творческим потенциалом саморазвития социальных систем и низким уровнем управленческих воз­действий, которые пока носят спонтанный хаотический характер.

ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. tchn — искусство, мастерство, умение...) — совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки... Описание производственных процессов, инструкции по выполнению, тех­нологические правила, требования, карты, графики.

Проблему Т. исследует К. Маркс. Он выделяет два уровня: 1) естест­венную Т.; 2) Т., рожденную целенаправленной деятельностью человека. Первый отражает процесс образования растительных и животных организмов, закономерности их воспроизводства. Второй — образование произво­дительных органов общественного человека.

Термин " Т." широко используется в теории и практике управления. Здесь Т. часто связывают с методами действия, особенно с теорией реше­ния, теорией информации, эвристическими методами, программированием и исследованием операций. Данное понятие используется при решении проблем инженерно-психологического проектирования. В ряде случаев даже инженерную психологию или эргономику называют психотехноло­гией.

Термин " Т." охватывает широкий круг вопросов, связанных с отноше­ниями Т., науки и управленческой практики.

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (алгоритм) - строго последовательное и четкое изложение правил (предписаний), кото­рым необходимо следовать, чтобы преобразовать исходные данные в искомый результат решения управленческой задачи. Основными характе­ристиками Т.с.у. являются детерминированность — однозначность резуль­тата преобразования исходных данных; дискретность - расчлененность Т.с.у. на отдельные элементарные операции; массовость — используемый Т.с.у. может обеспечивать решение любой задачи из класса однотипных задач и исходных данных. Т.с.у. связан с определением процедуры выра­ботки управленческого решения.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - часть организационных проблем управления, связанных с решением прикладных вопросов.

Они связаны с обеспечением выполнения трех функций: организацион­ного проектирования и реконструкции; подбора, расстановки и продвиже­ния кадров; использованием механизмов самоорганизации коллектива и личности для решения целевых задач организации; с поддержкой социаль­ной целостности коллектива и соблюдением норм и требований, предъяв­ляемых работнику со стороны общества. Выделение таких функций позволяет более четко определить социологические границы социоинженерной деятельности, установить, какие средства нужно относить к собственно социальным технологиям.

Известны примеры таких разработок, связанных с реализацией тради­ционных программ, направленных на повышение интеграции коллектива, удовлетворенности и социального комфорта работников. Довольно много социальных технологий создано для подбора, расстановки и продвижения кадров.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достиже­ния технических и гуманитарных наук, применять интегрированные прин­ципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования. Характерным компонентом этой

культуры является инновационный тип мышления, вытекающий из сущности инновационного метода, каковым является метод технологизации социального пространства. Он характеризуется конструктивностью мыш­ления наряду с абстрактным освоением жизни. Акцент в мышлении, поведении и практическом действии смещается в плоскость получения, конечный социальный результат, каким методом и средствами оптимизи­ровать социальные действия, правильно использовать творческие возмож­ности, имеющиеся потенциалы (общества, социальной организации, лич­ности и др.). XXI в., по прогнозам экспертов, должен стать гуманитарным. Т.к., механизм формирования открывают пути органического вхождения " гуманности" в естественнонаучное пространство, в хозяйственную жизнь общества, управленческие структуры и обеспечивает взаимообогащение разных видов культуры. Важнейшим компонентом этого механизма явля­ется изменение стиля мышления, который постепенно становится концеп­туальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, технологи­ческим, находящим пути и средства решения все усложняющихся социаль­ных задач.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - структурные элементы социальной организации общества, которые обеспечивают социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения упорядочены в пределах социальной организации; группируются в соответствии с соци­ально-экономической структурой общества и образуют сложную координи­рованную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, которые устанавливаются по поводу обеспечивающих социаль­ных функций, образуют определенные пункты перекрещивания в широком поле общественных отношений. С этой точки зрения социальная организа­ция общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы Т.в., вследствие которых индивиды становятся членами общества, гражданами государства.

ТЕХНОЛОГИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА - отношения между молодыми и старшими коллегами, которые оцениваются молодыми как полезные, помогающие им в их личном совершенствовании. Т.н., регулирующая отношения между подопечным и наставником, стимулирует процесс соци­ализации и адаптации молодежи к новым ценностям культуры и жизни, их освоения и ускорения на этой основе социальной зрелости молодого поколения.

ТЕХНОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ КАРЬЕРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ - осуществляется с помощью различного рода технологий:

а) профессиональной диагностики руководителя системы процедур выявления личностных и деловых характеристик (качеств), специальных знаний и умений руководителя;

б) построения служебной карьеры по стадиям;

путь карьеры — последовательность позиций деятельности, по которым предприятие продвигает своего работника;

середина карьеры — это точка, достигнутая в стадии " взрослости", когда человек ощущает себя застывшим и непрогрессирующим так, как ему бы этого хотелось;

стадии карьеры — отдельные стадии, через которые люди проходят в течение свой карьеры, обычно стадия до работы, стадия первоначальной работы, стадия стабильной работы и пенсия.

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ - решение вопроса о содержании (или предмете) оценки является одним из исходных. В качестве предмета оценки выступают: деловые и личностные качества (свойства, черты) руководителей; характеристики их поведения в различных ситуациях; качество выполнения управленческих функций; характеристики применяемых средств руководства; показатели результа­тов организаторской деятельности; успешность установления и достижения руководителями целей управления конкретными коллективами. Распро­странена также комплексная оценка, содержание которой включает раз­личные комбинации из названных предметов. Процесс принятия решений о руководителе в ходе аттестации предполагает три этапа: 1) получение первичной информации о деятельности аттестуемого за отчетный период; 2) обработка и анализ информации и представление ее в аттестационную комиссию; 3) принятие комиссией решений на основе представленной информации.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система необходимых для успешного ведения собственного дела, которая включает:

право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать пред­приятия, приобретать имущество для их функционирования и развития;

юридическую и социальную защиту интересов и прав субъектов пред­принимательской деятельности, недопущение дискриминации со стороны государства, управленческих органов, должностных лиц;

равное право доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий незави­симо от видов собственности и организационно-правовых норм;

свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством и положениями его устава, определение объемов производства, порядка и условий сбыта продукции, распределение прибыли на развитие предприятия;

экономическую, правовую, научно-техническую поддержку предприни­мательской деятельности;

недопущение монопольного положения на рынке отдельных предпри­ятий и недобросовестной конкуренции;

возможность страхования предпринимательского риска страховыми учреждениями.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - система логически последовательных методологических, методических и ор­ганизационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Классический тип социологических исследований имеет последователь­ный ряд этапов: 1) теоретико-методологическое обоснование темы, раскры­тие проблемной ситуации, определение предмета и объекта (объема единиц выборочной совокупности), цели и задачи, рабочих гипотез, инструмента­рий сбора и обработки социологической информации; 2) сбор социологи­ческой информации (полевая деятельность); 3) обработка полученной социологической информации; 4) анализ данных и обобщение результатов социологических исследований, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Проблема методологии в социологических исследованиях возникает в связи с вопросами: на каких основаниях строится исследование, каковы его замыслы, концепция и гипотезы; как отбирается спектр методов в целях реализации всего комплекса задач? Для социолога применяемая им мето­дология становится руководящим началом в разработке и осуществлении исследовательского проекта, в организации и регуляции процесса исследования.

ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - понятие, введенное в научный оборот профессором В.М. Шепелем, который считает: творя самих себя, мы предрешаем свою судьбу. Чем благороднее наши мирские и духовные запросы, тем ярче личностные качества, выступающие в повседневных действиях. Человекотворчество лучшим образом проявляет­ся в сознательной и гуманной деятельности. Технологии человековедческие, гуманитарные — это технологии самовыражения, самореализации их интеллектуальных качеств.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - осуществляемая системой управления последовательность действий по выбору целесообразных про­цедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий, соотнесенных со свойственными такому же классу технологическими ситуациями. Выполнение этих процедур и воз­действий обеспечивает преобразование, перевод социальной системы в желаемое состояние. Методы решения проблемной ситуации средствами У.т. - реагирование на ситуацию; поиск аналогов состояний; исследование состояния; выбор процедур преобразования в данной ситуации. Упорядо­ченность системы в управлении — непротиворечивость деятельности ее подсистем и элементов, т.е. то, насколько их частные функции не мешают, не противодействуют друг другу. В социальной системе степень упорядо­ченности в конечном счете зависит от характера направленности, взаимной непротиворечивости особых интересов с общими интересами. Повышение степени упорядоченности увеличивает устойчивость системы, но снижает способность к эволюции.

Основная функция У.т. состоит в обеспечении научной и функциональ­ной взаимосвязи процесса управления с конкретными СТ: планирования, организации, мотивации и контроля.

ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ. Технологизация в сфере социальной практики и управления проходит три этапа:

теоретический — определение цели, объекта технологизации; расщеплением социального объекта на составляющие и выяснением социальных связей;

методический — выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации;

процедурный — организация практической деятельности по разработке социальных технологий.

Совокупность теории, методики, процедуры представляет систему раз­работки социальных технологий. Она включает в свою очередь ряд проце­дур, каждая из которых представляет совокупность конкретных операций.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - конечный социальный результат, полученный при наименьших издержках в опти­мальные сроки. Его получение с помощью социальных технологий возмож­но при условиях:

а) СТ должны обладать определенными свойствами:

привлекательностью цели;

простотой ее обоснования;

гибкостью внедрения процедур и операций;

надежностью теоретического и методического обеспечения, профессио­нальной грамотностью и практическим опытом;

экономичностью достижения цели воспроизводства (социальная, соци­ально-психологическая, организационная, экономическая и др.);

непротиворечивостью между ними: процедурами и операциями конкрет­ной СТ, уровнями качества их воспроизводства; объектом и субъектом в процессе технологизации и др.;

б) налицо должны быть все признаки технологизации:

разграничение;

разделение;

расчленение социального процесса на связанные между собой этапы, фазы;

координация и поэтапность действий;

однозначность выполнения операций и процедур;

возможность многократного применения отработанных стандартных алгоритмов деятельности для решения типовых задач социального управ­ления.

Процедура — набор действий (операций), с помощью которых осущест­вляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть

данной технологии. Операция - непосредственно практический акт реше­ния определенной задачи в рамках данной процедуры. Переход одной операции в другую - ступень развития, становления качества и свойства социальных характеристик объекта технологизации;

в) необходимо соблюдение ряда условий технологизации: объект технологизации должен обладать определенной степенью слож­ности;

известны все элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;

процессы (состояния, явления, отношения и др.) должны быть форма­лизованы и представлены (выражены) системой операций, процедур;

каждая операция, процедура должна иметь систему конкретных пока­зателей (нормативов), диагностических приемов изучения их состояния, управления ими.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Атаманчук Г.В. Государственное управление. М.: Экономика, 2000.

2. Социальные технологии: Толковый словарь/Отв. ред. В. Иванов. Москва-Белгород: Луч-Центр социальных технологий, 1995. 309 с.

3. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996.

4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М.: Союз, 1999.

5. Иванов В.Н., Матвиенко В.Я., Патрушев В.И., Молодых И.В. Технологии политической власти. Зарубежный опыт. Киев, 1994.

6. Марков М. Технологии и эффективность социального управления. М.: Мысль, 1982.

7. Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий. М.: Икар, 1999.

8. Социология на пороге XXI века: новые направления исследования. М.: Интеллект, 1998. С. 270.

9. Основы муниципального управления. М.: РАГС, 2000.

10. Основы современного социального управления. М.: Экономика, 2000.

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы разработки и внедрения социальных техно­логий в трудовых коллективах//Материалы Всесоюзной научно-практи­ческой конференции, Феодосия, 23-25 сентября 1990. Вып. 1. М.: АИСТ, 1991.

2. Антонюк Г, И. Социальное проектирование. Минск: Наука и тех­ника, 1978.

3. Ансофф И.Н. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989.

4. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.

5. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

6. Бестужев Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование. М.: Наука, 1987.

7. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

8. ЕгоршинА.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 1999.

9. Галиев Г.Т., Галимов Р.А., Иванов В.Н., Патрушев В.И. Регио­нальный социум: проблемы социальной технологии. М., 1993.

10. Давыдов А. А. Модульный анализ и конструирование социума. М.: Институт социологии РАН, 1994.

11. Данакин Н.С., Дятченко Л. Я. Организационная технология: Учебное пособие для студентов по курсу " Социальная технология". Бел­город, 1993.

12. Дейнеко О.А. Технология управленческих работ в машинострое­нии. М.: Машиностроение, 1987.

13. Дорш Д.А. Управление социальными процессами на селе: диа­гностика и пути оптимизации. М.: Луч, 1994.

14. Дудченко В.С. Инновационные технологии. М., 1996.

15. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Социоинженерная деятельность, социальное проектирование, социальная технологии//Марксистско-ле­нинская социология. М.: Изд-во МГУ, 1989.

16. Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении обществен­ными процессами. Белгород, 1993.

17. Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управ- ления//Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М.: Экономика, 1989.

18. ЗдравомысловА.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Полит­издат, 1986.

19. Иванов В.Н., Лесников Г.П., Зайченко В.Л. Проблемы информа­тизации социального пространства (Механизмы сбалансированности фе­деральных и региональных программ). М., 1994.

20. Иванов В.Н., Патрушев В.И., Кулагин А.С. Диагностика соци­альных резервов коллектива. М., 1990.

21. Иванцевич Д., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.

22. Иконникова Г.И. О понятии социальной технологии//Философ­ские науки. 1984. № 5.

23. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: очерк истории и теории. 2-е изд. М.: Политиздат, 1984.

24. Информатизация и технологизация социального пространства (Материалы к I Международному симпозиуму по социальным технологи­ям). М. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1994.

25. Ионин Л.Г. Технология социальная //Современная западная соци­ология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

26. Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технология. Ростов-на-Дону, 1996.

27. КарлоффБ. Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.

28. КопнинП.В. Диалектика, логика, наука. М., 1973.

29. Котельников Г. А. Социолого-синергетический подход к разработ­ке социальных технологий//Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 19-22.

30. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М.: МГП " Информрекламиздат", 1992.

31. Ксенчук Е., Киянова М. Технология успеха. М., 1993.

32. Кузьмин И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.

33. Кунц Г., О'Доннел. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981.

34. Куринский В.А. Автодидактика. Ч. I. М.: Автодидакт, 1994.

35. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. М.: Наука, 1987.

36. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алго­ритмы. М., 1994.

37. Маркович Д. Социология труда: Пер. с сербскохорв. М.: Прогресс, 1988.

38. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

39. Марцинкевич В. И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991.

40. Маслоу У. Самоактуализация. Технология личности. Тексты. М., 1982.

41. Мескон Л.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.

42. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.

43. Монден Я. " Тоета". Методы эффективного управления: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989.

44. Наука и технология: Методологические и социально-экономичес­кие аспекты взаимодействия. М., 1990.

45. Никредин Г. Д. Социальные технологии в системе производствен­ной деятельности. Методология, методика, практика. Волгоград, 1992.

46. Основы социальных технологий. Ч. I. Белгород, 1992.

47. Основы социальных технологий: прикладная социология и пси­хология. Ч. П. Белгород, 1992.

48. Основы управления персоналом: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1996.

49. Патрушев В.И. Социальные резервы трудового коллектива: пути реализации. Киев, 1990.

50. Подмарков В.Г. Человек в трудовом коллективе. Проблемы социологии труда. М., 1989.

51. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методо­логии и практики. Кишинэу, 1997.

52. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. М.: Дело, 1995.

53. Профсоюзы и проблемы социальной т


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.058 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал