Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь управленческих терминов
АДАПТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - технологии, обеспечиваю щие воспроизводство процессов включения личности в группы, коллективы, в новые условия — социальной среды, деятельности, отношений. А.т. характеризуются согласованием желаемого субъектом с его возможностями и с реальностью социальной среды, тенденциями их развития. Основные процедуры технологии адаптации. Процедура первая: цели совместной деятельности субъектов данной технологии. Операции: диагностика интересов и потребностей субъектов; выявление и анализ степени совпадения и различий; прогноз совместимости действий (среда — экономическая, социальная, правовая, психологическая, материально-техническая и др.); временной интервал; степень устойчивости; влияние последствий совместных действий на интересы и потребности субъектов. Процедура вторая: разработка программы совместных действий. Операции: характер социальных действий, нормативы (тенденции) сближения социальных характеристик; направления, показатели изменения среды совместной деятельности; определение объема затрат субъектов. Процедура третья: организация адаптационного процесса. Операции: самоорганизация и управление; диагностика процесса, анализ эффективности процесса адаптации, коррекция. АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. А.у.т. основаны на полномочиях, праве руководителя, авторитете власти субъекта управления отдавать распоряжения, на принципе обязательного и точного их выполнения подчиненными. А.у.т. находят свое выражение в конкретных решениях, принятие которых управленческим органом, руководителем предполагает вместе с осуществлением ими своей правовой функции глубокие знания, полное, достоверное представление о состоянии объекта, понимание последствий принимаемых решений и отдаваемых распоряжений, обеспечение взаимодействия людей и одновременно самореализация их сущностных сил. ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - рациональные способы решения общечеловеческих проблем, связанные с оценкой не только внутренних, но и мировых тенденций развития, комплексной оценкой ситуации. Они отличаются высокой наукоемкостью, прогнозированием конечного результата и получают приоритетное значение в период обновления социальных систем. Особое значение в механизме выработки и реализации глобальных технологий имеет вопрос о сбалансированности инновационных и стабилизационных технологий. В переходные периоды, когда особенно необходимы подобные технологии, поспешный отказ от традиционных не позволяет подготовить механизм прорыва. Реализация глобальных технологий модернизации предполагает выделение ряда этапов: 1. Инвентаризация, оценка имеющихся социальных ресурсов с целью их сохранения, обогащения, оптимизации, а не разрушения. Здесь активно используются технологии оценки социально-экономической, политической и духовно-культурной ситуации (технология социальной диагностики). 2. Выявление возможных вариантов социального развития и прогнозов на будущее, вероятных моделей и пакетов отечественных и мировых технологий их реализации. 3. Подготовка общественного сознания (технологии социально-психологической поддержки населения) для восприятия инноваций, смены системы ценностных ориентации, выдвижение лидеров-новаторов, несущих в себе элементы будущего, " возмутителей спокойствия", способных перевести требования завтрашнего дня на язык реальностей сегодняшней действительности. ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - сложный и динамичный процесс перевода теоретических концепций по воспроизводству социальных качеств, характеристик, явлений, отношений на язык практических действий. Он состоит из следующих операций: профессиональной подготовки исполнителей; организации их работы (в соответствии с объемом, определенным технологическим регламентом СТ); координации различных субъектов (отдельных исполнителей или групп); оказания научно-методической помощи специалистам; контроля деятельности субъектов внедрения СТ; социальной диагностики его результатов; анализа процесса технологизации; корректировки целей (при необходимости); организации информационного обслуживания процесса внедрения и др. Факторы, влияющие на внедрение СТ: Объективные: 1. Степень экономической, социальной самостоятельности организации. 2. Уровень наукоемкости используемых технологий. 3. Степень стабильности процессов. 4. Эффективность использования потенциалов организации — технического, технологического, организационного, экономического, социального, духовного. Субъективные: 1. Интересы и потребности субъектов социальной деятельности — их характер, степень удовлетворения. 2. Социальный потенциал личности: уровень его использования в конкретных условиях жизнедеятельности. 3. Степень включенности личности в систему заинтересованности в конечных результатах. Освоение технологий, основанных на новейших достижениях науки и техники (программирования, моделирования, электронно-вычислительной техники; методов диагностики и контроля за процессами и т.д.), требует высокого уровня знаний, соблюдения ряда условий: 1. Любая технология имеет свои главные, ключевые операции, реализации которых и будет предопределять успех в целом. 2. Активность ядра организации. 3. Умение преодолевать и разрешать возникшие в ходе реализации технологических операций конфликты (например, нежелание должностных лиц изменить свой стиль управления, познать новый смысл работы с персоналом, следующий из внутренней потребности технологизации социальных процессов). 4. Учет нравственных особенностей СТ: они не должны превращаться ни в манипулирование людьми, ни в своеобразное " прокрустово ложе". 5. Сочетание рационального и ситуационных подходов. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - одна из разновидностей СТ, которая изучает, инновирует механизм расселения. Расселение — распределение поселений на территории и размещение людей в границах поселения. Для Д.т. принципиально важно, что расселение обусловлено развитием производительных сил, т.е. развертыванием отношений в системе общество-природа, и характером общественных отношений, т.е. сущностью связей и отношений в системе общество-природа. Расселение становится категорией социологии управления вследствие трех причин: во-первых, к определенному историческому рубежу оно носит социально-дифференцированный характер, во-вторых, факторы социально-экономического характера обусловливают функционирование расселения как общности территориально-локализованных поселений; в-третьих, соединение людей и окружающих условий их жизни, т.е. проживание в тех или других поселениях, становится предпосылкой для их спецификаций в социальной общности особенного рода и тем самым для превращения в объект социологии управления его части — социальных технологий. ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - инноваци онная деятельность, в результате которой создаются и материализуются нововведения общества, инициативы, вызывающие качественные изменения в разных сферах жизни, рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. И.с.т. выступают прежде всего как важный элемент и результат человеческого творчества, направленного на улучшение механизма, повышение эффективности и качества труда, общественного производства, устойчивого социально-экономического развития страны. И.с.т. бывают радикальные и модификационные. Особое значение И.с.т. приобретают в кризисные, переходные периоды, когда практически полностью меняются технологии социальных процессов и возникает острая потребность в усовершенствовании управления, обновлении экономической, политической и духовной сфер общественной жизни, в их инновировании. МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов. Широко применяется в теории и практике социальных технологий для уточнения социальной проблемы, выбора приоритетов технологизации пространства, коррекции технологического воздействия. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - включает теоретические, методические и процедурные аспекты деятельности объектов. Теоретический - связан с определением цели, объекта технологизации; выявлением сущности и принципов воспроизводства социальных процессов; раскрытием роли формализации социальных явлений, состояний, диалектики их познания, управления ими; анализом влияния социальных норм и нормативов на объективность СТ и их эффективность; исследованием СТ как объекта и субъекта самоуправления; познанием сущности и функций отражения социальных явлений в формах практической деятельности и др. Методический — выбор методов, средств и получения информации, ее обработки, анализа, принципов трансформации информации в конкретные выводы и рекомендации в ходе разработки и использования СТ. Процедурный — организация практической деятельности по разработке СТ. МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (разновидность СТ) — направлен на улучшение процесса общения и обмена социальной информацией, который носит целенаправленный характер. М.д.с.к. подразделяются по характеру воздействия на сознание, волю и интересы людей. М.д.с.к. как специфический механизм достижения социального общения с исторической точки зрения есть объективный процесс культуронаследия, с точки зрения актуальности — трансляций информации внутри данного социума. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ — система организации профессионального обучения, основанная на активном использовании достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемого, его свойств и характеристик. При использовании П.т.п.о. следует руководствоваться следующими принципами: 1. Принципом личностного подхода. Его сущность состоит во включении обучаемых в ситуации, где они могут проявить и реализовать себя как личности. 2. Принципом конкретизации системы действий, состоящим в детальном описании действий, использовании алгоритмов умственной и практической деятельности по достижению целей технологизации. 3. Принципом функционального назначения, благодаря которому достигается оптимальность и экономичность действий педагога с целью получения ожидаемого результата. Условиями построения оптимальных педагогических технологий являются: прогнозирование процесса обучения с учетом его цели; срока; категории обучаемых; содержания обучения; конструирования самого учебного процесса на основе теории и практики; принципах его организации; использования нормативной базы оценки деятельности преподавателей и обучаемых. При классификации технологий следует различать информационные, игровые, модульные. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. И.с.т. — это не простая сумма индивидуальных интеллектов, а целостная система их информационного взаимодействия. При этом информационные связи понимаются как передача и получение знаний. Возникает проблема системного взаимодействия, которая имеет значительно больший эффект, чем сумма индивидуальных интеллектов. А для этого нужна всесторонняя рационализация социально-политических и духовных отношений, обеспечение компьютерной грамотности, развития культуры всех членов общества и творческих начинаний. Теоретическую базу такой рационализации составляет социальная когнитология — наука, изучающая принципы и механизмы социального (коллективного) творчества, их превращения в движущую силу прогресса. Социальная когнитология дополняет личную когнитологию, изучающую закономерности индивидуального творчества. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - способ оптимизации информационного процесса, система его воспроизводства. Их разработка и внедрение осуществляются на основе применения методов как социального моделирования, проектирования, так и современных вычислительных средств сбора, анализа и хранения социальной информации. И.с.т. — способы сообщений сведений об окружающем нас мире, отношениях между людьми, о развитии социальных процессов, условиях жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, основными характеристиками которых являются количество, ценность, содержание, правдивость, адекватность, вероятность, точность, оперативность, надежность, наукоемкость. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - вид СТ, которая трактуется, во-первых, для обозначения реального процесса развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни. Во-вторых, как наука, изучающая этот процесс во всей его конкретности и разнообразии. В понимании истории как реального процесса прежде всего отображается сущность исторического развития, его закономерности, соотношения разных сфер и элементов общественной жизни. Прогресс истории как науки происходит при условии решения ряда гносеологических и методологических вопросов о специфике исторического познания, о методологических особенностях истории и ее взаимоотношениях с другими общественными науками. Историческая наука является одним из элементов самосознания человеческого общества, частью общественного сознания. История как реальный процесс и история как наука развиваются как две неразрывные составляющие одной и той же эволюции, само историческое знание является универсальной технологией по отношению к изучаемому прошлому опыту и одним из оснований для прогнозирования будущего. КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ - институт контроля за выполнением операций и процедур конкретных СТ. Позволяет выявить фактическое их состояние. К.т.к. содержит основные показатели социального состояния на каждой операции процесса технологизации. Это позволяет использовать К.т.к. как инструмент в процессе диагностики, коррекции состояния социальных процессов, явлений, отношений. К.т.к. разрабатывается одновременно с СТ. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - распреде-ление их по видам, уровням, сферам применения. Наиболее часто встречаются и используются технологии поиска стратегии управления, социального моделирования и прогнозирования; информационные внедренческие, обучающие инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач они могут быть частными и универсальными. Особое место в оптимизации социального управления принадлежит универсальным технологиям стратегии управления, инновационной деятельности и технологизации прошлого опыта, разработка и внедрение которых в наибольшей мере связаны с активизацией интеллектуальной, теоретической деятельности и не требуют детальной технологизации, без чего никакое решение частных задач невозможно, более того, лишается смысла. НАУКОЕМКОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - определяет ся качеством современных научных данных (технических и гуманитарных), используемых в процессе разработки и внедрения социальных технологий. Низкий уровень наукоемкое™ в операциях, процессах приводит: к подрыву технологизации социальных процессов; СТ оказывается нежизнеспособной; усложняет процесс управления, так как в нем усиливаются элементы стихийности; возрастает взаимное отчуждение работника, ставшего жертвой такого уровня управления. СТ являются эффективными при последовательном наращивании их наукоемкости. Сегодня от 20 до 80% уже известных разработок в области социологии, социальной психологии, физиологии и психологии труда, производственной педагогики, служебной этики остаются пока нереализованными. Одной из причин такого состояния является отсутствие специалистов — социальных технологов, которые потребляют наукоемкие разработки и переводят их на язык практики социального управления. Решить эту проблему можно не только за счет наращивания темпов подготовки новых специалистов, но и создания научно-методической базы для самообразования тех, кто непосредственно участвует в управлении специалистов, работающих в условиях аренды, кооперации, подряда, акционерных объединений. ОБЪЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ - выступают как социальные отношения, социальные процессы, так и система инструментальных технических средств. Технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени мерой развития человека. Технология выступает в виде стандартов, запретов, правил, норм, а также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов. По мере расширения прикладных функций научного знания появляется возможность технологизировать те виды деятельности, которые прежде были этому недоступны. Поэтому в последнее время получили распространение такие термины, как " технология управления", " технология общения" и др. Объектом технологизации могут стать самые разные сферы человеческой деятельности, в том числе межличностные отношения. Через призму технологизации можно рассмотреть всю совокупность используемых обществом средств эффективного функционирования от высших органов власти до специфических социальных институтов. Технолог — это импресарио и интерпретатор знаний, в которые ему надо вложить свой ум, опыт, умение и навыки. Он апеллирует и к предметной сфере своей науки, и к широкому практическому опыту, к уже достигнутому уровню технологии, к квалификации других специалистов, тех, кто, как ожидается, будет использовать созданную им технологию. Критерии эффективности разработанной технологии — простота (она не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции), гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке), надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма), экономичность (технология может быть эффективной, но неэкономичной), удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется с ней работать). ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - как объект О.т. чаще всего появляется тогда, когда достижение совместных целей становится возможным только через гармонизацию разных целей или же когда достижение индивидуальных целей становится возможным только через выдвижение и достижение совместных целей. В первом случае организовываются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором — возникают общественные (союзные) организации. Таким образом, определяющей приметой О.т. является цель. О.т. выступает как целевая общность. Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление. О.т. возникла как инструмент решения общественных заданий, средство достижения цели. С этой точки зрения на первый план выходят организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонажа и др. Организация утверждается как человеческая общность, специфическая социальная среда. С этой позиции организация имеет вид совокупности социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности, конфликтности. Организация объективируется как безличностная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа в этом значении выступает социальная транспортность, построенная на началах взаимодействия с внешней средой. Главная проблема здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, руководство. Все эти свойства имеют относительную самостоятельность, т.е. между ними нет резких границ, и технологический аспект в том смысле, что могут быть сами разделены на этапы, операции, процедуры. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления деятельности. Необходимы универсальные и частные технологии цивилизованного взаимодействия общества и государства на основе как глубокой демократизации и существенного развития политической культуры масс, так и существенного повышения профессионализма политиков. В этой связи очень важно сформировать новое поколение политиков, опирающихся на современные нормы и принципы политики, умеющих профессионально использовать механизмы реализации политической власти (согласование интересов, конкуренцию политических партий, формирование лидерства, демократических выборов и др.). ПРЕДЕЛЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ - все имеет свои пределы, даже демократизация общественной жизни, которая при определенных условиях может привести к анархии и неуправляемости. Опыт показывает, что любая социальная инновация может быть доведена до абсурда, если процесс ее разработки и внедрения осуществляется в условиях низкой управленческой культуры, стагнации развития системы и господства догматического стиля мышления. Одно ясно, что технологизация управления социальными процессами в инновационной среде позволяет решать ряд конструктивных позитивных задач: зафиксировать перечень оптимально необходимых операций, обеспечивающих регулирование социального процесса; обеспечивать стандартизацию процесса управления за счет сокращения числа операций, снижения издержек на подготовку персонала; нахождение оптимальных форм объединения действий заказчиков и исполнителей; сокращение времени на выполнение отдельных задач и т.п.; четко определить границы действия каждого исполнителя, использовать механизмы стимулирования и ответственности, максимально сократить число спонтанных и ошибочных действий; создавать постоянные информационные потоки, осуществлять их вывод на ЭВМ; по мере освоения первоначально поставленных в технологии задач наращивать сложность и развивать их в меру возможностей субъекта управления; измерить и определить алгоритм социальных действий, создающий устойчивость социальных процессов; повысить уровень социологической культуры, создать объективные условия вовлечения людей в социальное управление. Наряду с позитивными изменениями, последствиями непродуманная практика использования СТ может вызвать негативные тенденции: увеличение консерватизма мышления, укрепление стереотипов в поведении и управлении; противостояние новым, творческим идеям, решениям и др. Отсюда необходимо постоянное обновление процедур, что позволяет концентрировать в них постоянно накапливаемый новый опыт, новые идеи и современные достижения научной мысли. Поэтому необходимо понимать СТ не столько как жесткую регламентацию в организации и развитии социальной системы, сколько как средство стимулирования ее к саморазвитию и самосовершенствованию. Главной особенностью П.т. является совместное взаимодействие индивидов, которые создают в результате этого соответствующие социальные общности. ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ - включение социальных регуляторов, направленных на смену определенных социальных явлений или отношений. В соответствии со структурой социальной сферы можно вычленить следующие типы П.с.т.: формирование и развитие социальных общностей, усиление или, напротив, ослабление социальных связей в них, т.е. процессы их интеграции или дезинтеграции, исчезновение тех или иных из них; изменение в характере социальных отношений между этими общностями; изменение различных социальных качеств, характеристик общностей и охватываемых ими индивидов, рост или, напротив, снижение образовательного и культурного уровней, общественной активности и т.д.; изменения в условиях жизни людей, тех или иных социальных общностей; улучшение, ухудшение или иные преобразования в них; изменения потребностей и интересов людей, социальных общностей, их образа жизни; возникновение, развитие, исчезновение, преобразование социальных институтов, усиление степени их организованности или дезорганизации, функциональности или дисфункциональное, возникновение, развитие и исчезновение социально-организационных структур; изменения в социально-психологических структурах, улучшение или ухудшение социально-психологического климата в тех или иных социальных группах; возникновение, изменение, исчезновение социальных норм; возникновение, развитие, усиление, ослабление, исчезновение социальных движений; изменения в системе отношений между социальными общностями и отдельными личностями, усиление или ослабление социального контроля и социальной помощи и защиты со стороны общества; изменения социального статуса людей; изменения в общественном мнении, в оценках людьми различных сторон и явлений общественной жизни, в отношении к ним. Связующий процесс в управлении — это процесс, необходимый для осуществления планирования, организации, мотивации и контроля. Основные связующие процессы — это принятие решений и общение (коммуникация). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - вид СТ, учитывающий особенности и специфику психологических процессов, качеств, явлений, отношений, возможностей их технологизации. Предметом технологизации являются: психологические качества и характеристики личности — установки, характер, реакции, воля, отношения. Овладение П.т. позволяет последовательно и целенаправленно формировать и использовать навыки деловой и межличностной коммуникации, выбирать оптимальные приемы преодоления стрессов, принимать взвешенные решения по разрешению профессиональных, внутриличностных и межличностных конфликтов в условиях рыночных отношений. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - вид СТ, позволяющий изменять параметры процесса, происходящего внутри человека при тех же самых возмущающих факторах. В результате освоения П.т. индивид способен: адекватно реагировать на изменение определенных личных качеств, защищать себя от накопления отрицательных эмоций; эффективно использовать внутренние психофизиологические ресурсы; мотивировать себя на достижение цели и др. Предлагается три П.т., позволяющие изменить себя и других: первая П.т. - изменение внутреннего психофизиологического состояния личности путем использования главных сигналов доступа. Функционирование технологии основано на изменении стратегии мышления личности при воспоминании приятных и неприятных событий в собственной жизни. Воспоминание о событиях в прошлом, наблюдение происходящего в настоящем, планирование будущего отражают временную линию состояния личности. Она оказывает существенное влияние на форму отношений участников совместной трудовой деятельности; методы и стиль управления руководителя; выработку системы мотивации на достижение желаемой цели. Вторая П.т ориентирована на обучение технологии оценки реальной значимости личности путем проведения самооценки в трех измерениях: оценить себя на основе личных представлений о собственном имидже — взгляд внутри себя (ассоциированное состояние); оценить себя на основе мнений о вас других — " взгляд со стороны" (диссоциированное состояние); построить оценочные шкалы значимых для вас качеств личности на основе сопоставления внутренних и внешних показателей самооценок, провести самокоррекцию личного развития и поведения. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ изучают закономерности территориальной организации социальной жизни и планомерных изменений социального вида регионов. Социальный вид региона любого ранга представляет собой специфические проявления наиболее общих черт социального вида общества в целом и вместе с более богатой общностью сиоих конкретных черт. Задачи региональных исследований — раскрыть механизм взаимодействия общих закономерностей и специфических особенностей территориальной организации социальной жизни в регионе. При этом необходимо учитывать, что социальный вид региона отображает, во-первых, территориальную организацию материальной и экономической базы социальных отношений общества; во-вторых, демографические, этнические, хозяйственные и другие особенности населения, которое проживает на его территории. Задачи региональной социологии — обосновать пути и формы обеспечения социальных условий жизни населения в различных регионах страны. Отсюда вытекают характерные черты Р.с.т., как научного направления. Во-первых, это научное обоснование оптимальных пропорций и темпов создания условий, необходимых для повышения благосостояния и культурного развития населения всех регионов, их сближение, что требует не только глубокого изучения исторических, социально-экономических, природно-климатических, культурных и других особенностей региона, который изучается, но и сравнения по основным параметрам социального развития с другими территориальными системами такого же уровня сложности. Во-вторых, научное обоснование оптимальных путей комплексного решения социальных проблем внутреннего характера, а также региональной политики их решения, что особенно актуально для долгосрочного социального прогнозирования, планирования и управления. В-третьих, разработка социальных разделов комплексных планов социально-экономического развития региона, а также региональных программ в пределах общегосударственного плана развития страны. РУТИННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - такие методы воз действия на социальные процессы, которые отличаются малой наукоемкоетью, отражают вчерашний день социального воздействия, не мотивируют социальную систему на перемены. Они соответствуют такому типу социальной организации и типу управления, которые находятся в стадии регрессии, замкнутости, оторванности от изменений внутренней и внешней среды, консервации ресурсов развития, когда нет потребности в инновациях. В таких случаях мы обычно имеем дело с рутинными технологиями, но и они вводятся медленно, действует механизм их невосприятия, торможения. Это зависит от многих причин: от политики, проводимой государством в той или иной сфере жизни (экономической, социальной, научно-технической, экологической и т.п.), от финансовых возможностей, от уровня интеллектуального и профессионального потенциала персонала управления и т.п. При таком положении дел и сами разработчики социальных технологий стоят на точке зрения организационного консерватизма и стремятся подладить предлагаемые технологии к существующим неинновационным, застывшим структурам таким образом, чтобы последние сохраняли " статус-кво". Это помогает руководителям организаций сохранять свои позиции или улучшать их, а разработчикам — транслировать верхние команды, нередко противоречащие целям развития социальной системы. СИТУАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ — сформировался под влиянием общего ситуационного подхода в управлении, а также активно развиваемой игротехнической методологии. Ключевым положением здесь выступает рассмотрение процесса управления как непрерывной цели уникальных, неповторимых управленческих ситуаций, с которыми сталкивается руководитель, призванный их решать. Конкретная ситуация и каждый тип организации предъявляют к управляемой подсистеме свои требования. Соответствие состояния диагностируемого объекта специфике ситуации явно или скрыто принимается в качестве нормы. В рамках данного подхода, если речь идет, в частности, об экономике, предпринимаются попытки создания типологии управленческих ситуаций. Особое распространение в организационной социологии и управленческом консультировании получило направление, базирующееся на рассмотрение управленческой ситуации как уникального сочетания проблем, возникающих на различных уровнях организации по поводу целедостижения или в ходе инновационной деятельности. СОГЛАСИЯ ТЕХНОЛОГИЯ - методы, пути достижения согласия значительного большинства людей в решении наиболее важных актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. Такое согласие в мыслях и согласованность в действиях необходимы для любой формы социального общения. До начала XXI в. социологический механизм С.т. не был предметом социального анализа, так как в поле зрения социальных мыслителей находились скорее психологические факторы создания С.т., которые подытоживались в просветительном тезисе: " Мысли правят миром". Одной из первых попыток такого анализа стала гегелевская поставка вопроса о механизме обеспечения взаимного " признания" людьми друг друга. Позже понятие " С.т." активно разрабатывается социологами Дюркгеймом, Вебером. В американской социологии проблематика С.т. анализировалась Кули, Мидом и Шилзом. Последний указывал, в частности, что " полных" С.т. практически невозможно достигнуть для всех " великих обществ" из-за ограниченности коммуникативных процессов, связывающих центр и периферию. И все-таки все общества имеют достаточные С.т., чтобы в конкретный период не развязывались гражданские войны и революции. В период нормального развития общества на его макроуровне большинство процессов совершается вне С.т. Роль С.т. растет в условиях нестабильности социальных процессов и революционных преобразований. СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - 1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов; 2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения; 3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах — качества, свойства, объемы, целостности деятельности и т.п. С.т. — элемент человеческой культуры, возникает эволюционно либо создается искусственно. Появление С.т. связано с потребностью быстрого и крупномасштабного " тиражирования" новых видов деятельности. Построение С.т. осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика. В целом сущность С.т. может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. Использование тех или иных С.т. определяет эффективность социального управления, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. С.т. в известной степени определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных или революционных процессов, а также разновидностью жизненных сил социальных субъектов, их индивидуальной и социальной субъективностью как накопленной способностью к воспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека. В этом смысле С.т., с одной стороны, учитывают характер или опираются на эффективность развития глобальных процессов современного мира (развитие средств коммуникации, информации, компьютеризацию, интернационализацию научной, культурной, образовательной практики, рост взаимозависимости производственно-экономической жизни и др.), а с другой — на учет специфики национально-культурного развития населения, региональные особенности образа жизни людей, их общественной организации, традиций взаимодействия в исторически определенных соцкультурных условиях. Важнейшей задачей С.т. является выявление закономерностей оптимальной самоорганизации и управления социально-экономическими процессами, использование их с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ — определение конкретной совокупности социально-психологических факторов, обеспечивающих воспроизводство социальных качеств, явлений, процессов. Такой подход особо подчеркивает зависимость стабильности, устойчивости и динамики общественного организма от взаимоотношения традиций и инноваций. Недопустим простой перенос на иную почву другой культуры социальных технологий, иной ментальное.™, что вызывает самые неожиданные социальные, политические, экономические и психологические реакции. Инновационные социальные технологии выявляют свои регулирующие возможности в самоорганизации общества, предполагают нахождение и применение путей и методов эффективного социально-психологического обеспечения процесса внедрения новых, необычных с точки зрения традиционной психологии в данной культуре методов социального проектирования, изменений в социальном пространстве. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНКРЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ - максимальные возможности конкретной социальной организации, процесса, явления, отношений в процессе их воспроизводства. С.п.к.т. всегда конкретен, рассчитан на определенные параметры воспроизводства качества, отношений, состояний. Емкость не может превышать того, что " заложено", сформулировано, развито в человеке социальной организации. При разработке СТ следует учитывать основные факторы, влияющие на эффективность проявления социального потенциала: мотивацию на раскрытие личного " Я"; состояние среды; уровень привлекательности объективных и субъективных стимулов при воспроизводстве качеств, состояний, отношений. Отсутствие СТ в практике социального управления привело к возрастанию диспропорции между техническим, экономическим, социальным потенциалами производства, снизило его эффективность. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - представляет собой такую разновидность программы, где отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного уровня развития объекта и использования социальных нормативов. Проект характеризуется глубокой проработкой социальных задач и включает меры не только социально-диагностического, но и организационно-управленческого (технологического) обеспечения. СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГ - специалист, владеющий теоретическими знаниями, методикой и практическим опытом разработки и внедрения социальных технологий. Основные обязанности С.т.: 1) разработка структуры конкретных технологий, в которых нуждается потребитель СТ; 2) диагностика потенциалов, имеющихся у потребителя С.т., необходимых для достижения конечных целей технологизации — социальных, экономических, нравственных, организационных, правовых, информационных и др.; 3) диагностика степени готовности социальной организации к функционированию в условиях С.т.; 4) определение уровня организационных и информационных связей, необходимого для внедрения С.т.; 5) разработка норм, нормативов, показателей, которые обеспечивают функционирование технологического процесса — отдельных операций, процедур и др. С.т. выступает не только в качестве разработчика (или организатора разработки) С.т., но и консультанта по ее внедрению. Функции организации внедрения СТ, контроля за ее применением включаются непосредственно в систему деятельности всех звеньев управления. СТРУКТУРА МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ дает представление о том аналоге, следуя которому социальный технолог может технологизировать сам процесс моделирования и разработать требуемые СТ. В литературе представлены несколько структурных моделей СТ. Приведем одну из них, разработанную профессором М. Марковым, которая позволит дать оптимальную модель моделирования самого процесса технологизации. Структура модели СТ: Первая процедура: формирование цели. Операции: диагноз; прогноз; формирование конечной цели; стратегия действия; конкретные задачи. Вторая процедура: принятие решения. Операции: выявление проблемной ситуации; обоснования вариантов действия; выбор оптимального варианта; утверждение решения. Третья процедура: организация социального действия. Операции: распределение задач между исполнителями; идеологическое обеспечение; координация и регулирование процесса исполнения; контроль. Четвертая процедура: анализ результатов. Операции: сопоставление запланированных и достигнутых результатов; открытие новых проблемных ситуаций; первоначальное формирование новой цели. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс оптимизации социального пространства, преодоления его разбалансированности на основе инновационного метода освоения социальной действительности, активного воздействия на развитие социальных систем с использованием социальных технологий (глобальных, внедренческих, обучающих, информационных и др.), которые позволяют включать в процесс его усвоения не только познание, методы социальной диагностики, но и активные способы его изменения; мотивизации, обучения, инновирования как субъектов управления, так и социальных систем в целом. Возможности инновационного метода освоения социального пространства, его активной гармонизации, исключения деструктивных процессов неограниченны. Широкое внедрение инновационного метода в социальном управлении мировой и отечественной наукой подготовлено. Конечно, не все его структурные элементы разработаны в полной мере и готовы для внедрения. Но процесс этот будет ускоряться по мере расширения социального запроса на его активное использование в деятельности субъектов управления, государственных органов и политических лидеров. Главная задача — сформировать новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения в социуме (в том числе и политического). Это исключает из механизма его функционирования волевые, спонтанные, командно-административные действия и заменяет их управленческими решениями, основанными на нравственной ответственности. Это поможет преодолеть социальное противоречие между накопленным интеллектуальным опытом цивилизации, созданным огромным творческим потенциалом саморазвития социальных систем и низким уровнем управленческих воздействий, которые пока носят спонтанный хаотический характер. ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. tchn — искусство, мастерство, умение...) — совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки... Описание производственных процессов, инструкции по выполнению, технологические правила, требования, карты, графики. Проблему Т. исследует К. Маркс. Он выделяет два уровня: 1) естественную Т.; 2) Т., рожденную целенаправленной деятельностью человека. Первый отражает процесс образования растительных и животных организмов, закономерности их воспроизводства. Второй — образование производительных органов общественного человека. Термин " Т." широко используется в теории и практике управления. Здесь Т. часто связывают с методами действия, особенно с теорией решения, теорией информации, эвристическими методами, программированием и исследованием операций. Данное понятие используется при решении проблем инженерно-психологического проектирования. В ряде случаев даже инженерную психологию или эргономику называют психотехнологией. Термин " Т." охватывает широкий круг вопросов, связанных с отношениями Т., науки и управленческой практики. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (алгоритм) - строго последовательное и четкое изложение правил (предписаний), которым необходимо следовать, чтобы преобразовать исходные данные в искомый результат решения управленческой задачи. Основными характеристиками Т.с.у. являются детерминированность — однозначность результата преобразования исходных данных; дискретность - расчлененность Т.с.у. на отдельные элементарные операции; массовость — используемый Т.с.у. может обеспечивать решение любой задачи из класса однотипных задач и исходных данных. Т.с.у. связан с определением процедуры выработки управленческого решения. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - часть организационных проблем управления, связанных с решением прикладных вопросов. Они связаны с обеспечением выполнения трех функций: организационного проектирования и реконструкции; подбора, расстановки и продвижения кадров; использованием механизмов самоорганизации коллектива и личности для решения целевых задач организации; с поддержкой социальной целостности коллектива и соблюдением норм и требований, предъявляемых работнику со стороны общества. Выделение таких функций позволяет более четко определить социологические границы социоинженерной деятельности, установить, какие средства нужно относить к собственно социальным технологиям. Известны примеры таких разработок, связанных с реализацией традиционных программ, направленных на повышение интеграции коллектива, удовлетворенности и социального комфорта работников. Довольно много социальных технологий создано для подбора, расстановки и продвижения кадров. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования. Характерным компонентом этой культуры является инновационный тип мышления, вытекающий из сущности инновационного метода, каковым является метод технологизации социального пространства. Он характеризуется конструктивностью мышления наряду с абстрактным освоением жизни. Акцент в мышлении, поведении и практическом действии смещается в плоскость получения, конечный социальный результат, каким методом и средствами оптимизировать социальные действия, правильно использовать творческие возможности, имеющиеся потенциалы (общества, социальной организации, личности и др.). XXI в., по прогнозам экспертов, должен стать гуманитарным. Т.к., механизм формирования открывают пути органического вхождения " гуманности" в естественнонаучное пространство, в хозяйственную жизнь общества, управленческие структуры и обеспечивает взаимообогащение разных видов культуры. Важнейшим компонентом этого механизма является изменение стиля мышления, который постепенно становится концептуальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихся социальных задач. ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - структурные элементы социальной организации общества, которые обеспечивают социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения упорядочены в пределах социальной организации; группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, которые устанавливаются по поводу обеспечивающих социальных функций, образуют определенные пункты перекрещивания в широком поле общественных отношений. С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы Т.в., вследствие которых индивиды становятся членами общества, гражданами государства. ТЕХНОЛОГИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА - отношения между молодыми и старшими коллегами, которые оцениваются молодыми как полезные, помогающие им в их личном совершенствовании. Т.н., регулирующая отношения между подопечным и наставником, стимулирует процесс социализации и адаптации молодежи к новым ценностям культуры и жизни, их освоения и ускорения на этой основе социальной зрелости молодого поколения. ТЕХНОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ КАРЬЕРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ - осуществляется с помощью различного рода технологий: а) профессиональной диагностики руководителя — системы процедур выявления личностных и деловых характеристик (качеств), специальных знаний и умений руководителя; б) построения служебной карьеры по стадиям; путь карьеры — последовательность позиций деятельности, по которым предприятие продвигает своего работника; середина карьеры — это точка, достигнутая в стадии " взрослости", когда человек ощущает себя застывшим и непрогрессирующим так, как ему бы этого хотелось; стадии карьеры — отдельные стадии, через которые люди проходят в течение свой карьеры, обычно стадия до работы, стадия первоначальной работы, стадия стабильной работы и пенсия. ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ - решение вопроса о содержании (или предмете) оценки является одним из исходных. В качестве предмета оценки выступают: деловые и личностные качества (свойства, черты) руководителей; характеристики их поведения в различных ситуациях; качество выполнения управленческих функций; характеристики применяемых средств руководства; показатели результатов организаторской деятельности; успешность установления и достижения руководителями целей управления конкретными коллективами. Распространена также комплексная оценка, содержание которой включает различные комбинации из названных предметов. Процесс принятия решений о руководителе в ходе аттестации предполагает три этапа: 1) получение первичной информации о деятельности аттестуемого за отчетный период; 2) обработка и анализ информации и представление ее в аттестационную комиссию; 3) принятие комиссией решений на основе представленной информации. ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система необходимых для успешного ведения собственного дела, которая включает: право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия, приобретать имущество для их функционирования и развития; юридическую и социальную защиту интересов и прав субъектов предпринимательской деятельности, недопущение дискриминации со стороны государства, управленческих органов, должностных лиц; равное право доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от видов собственности и организационно-правовых норм; свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством и положениями его устава, определение объемов производства, порядка и условий сбыта продукции, распределение прибыли на развитие предприятия; экономическую, правовую, научно-техническую поддержку предпринимательской деятельности; недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции; возможность страхования предпринимательского риска страховыми учреждениями. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Классический тип социологических исследований имеет последовательный ряд этапов: 1) теоретико-методологическое обоснование темы, раскрытие проблемной ситуации, определение предмета и объекта (объема единиц выборочной совокупности), цели и задачи, рабочих гипотез, инструментарий сбора и обработки социологической информации; 2) сбор социологической информации (полевая деятельность); 3) обработка полученной социологической информации; 4) анализ данных и обобщение результатов социологических исследований, формулировка выводов и практических рекомендаций. Проблема методологии в социологических исследованиях возникает в связи с вопросами: на каких основаниях строится исследование, каковы его замыслы, концепция и гипотезы; как отбирается спектр методов в целях реализации всего комплекса задач? Для социолога применяемая им методология становится руководящим началом в разработке и осуществлении исследовательского проекта, в организации и регуляции процесса исследования. ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - понятие, введенное в научный оборот профессором В.М. Шепелем, который считает: творя самих себя, мы предрешаем свою судьбу. Чем благороднее наши мирские и духовные запросы, тем ярче личностные качества, выступающие в повседневных действиях. Человекотворчество лучшим образом проявляется в сознательной и гуманной деятельности. Технологии человековедческие, гуманитарные — это технологии самовыражения, самореализации их интеллектуальных качеств. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - осуществляемая системой управления последовательность действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий, соотнесенных со свойственными такому же классу технологическими ситуациями. Выполнение этих процедур и воздействий обеспечивает преобразование, перевод социальной системы в желаемое состояние. Методы решения проблемной ситуации средствами У.т. - реагирование на ситуацию; поиск аналогов состояний; исследование состояния; выбор процедур преобразования в данной ситуации. Упорядоченность системы в управлении — непротиворечивость деятельности ее подсистем и элементов, т.е. то, насколько их частные функции не мешают, не противодействуют друг другу. В социальной системе степень упорядоченности в конечном счете зависит от характера направленности, взаимной непротиворечивости особых интересов с общими интересами. Повышение степени упорядоченности увеличивает устойчивость системы, но снижает способность к эволюции. Основная функция У.т. состоит в обеспечении научной и функциональной взаимосвязи процесса управления с конкретными СТ: планирования, организации, мотивации и контроля. ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ. Технологизация в сфере социальной практики и управления проходит три этапа: теоретический — определение цели, объекта технологизации; расщеплением социального объекта на составляющие и выяснением социальных связей; методический — выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации; процедурный — организация практической деятельности по разработке социальных технологий. Совокупность теории, методики, процедуры представляет систему разработки социальных технологий. Она включает в свою очередь ряд процедур, каждая из которых представляет совокупность конкретных операций. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - конечный социальный результат, полученный при наименьших издержках в оптимальные сроки. Его получение с помощью социальных технологий возможно при условиях: а) СТ должны обладать определенными свойствами: привлекательностью цели; простотой ее обоснования; гибкостью внедрения процедур и операций; надежностью теоретического и методического обеспечения, профессиональной грамотностью и практическим опытом; экономичностью достижения цели воспроизводства (социальная, социально-психологическая, организационная, экономическая и др.); непротиворечивостью между ними: процедурами и операциями конкретной СТ, уровнями качества их воспроизводства; объектом и субъектом в процессе технологизации и др.; б) налицо должны быть все признаки технологизации: разграничение; разделение; расчленение социального процесса на связанные между собой этапы, фазы; координация и поэтапность действий; однозначность выполнения операций и процедур; возможность многократного применения отработанных стандартных алгоритмов деятельности для решения типовых задач социального управления. Процедура — набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии. Операция - непосредственно практический акт решения определенной задачи в рамках данной процедуры. Переход одной операции в другую - ступень развития, становления качества и свойства социальных характеристик объекта технологизации; в) необходимо соблюдение ряда условий технологизации: объект технологизации должен обладать определенной степенью сложности; известны все элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования; процессы (состояния, явления, отношения и др.) должны быть формализованы и представлены (выражены) системой операций, процедур; каждая операция, процедура должна иметь систему конкретных показателей (нормативов), диагностических приемов изучения их состояния, управления ими. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература 1. Атаманчук Г.В. Государственное управление. М.: Экономика, 2000. 2. Социальные технологии: Толковый словарь/Отв. ред. В. Иванов. Москва-Белгород: Луч-Центр социальных технологий, 1995. 309 с. 3. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996. 4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М.: Союз, 1999. 5. Иванов В.Н., Матвиенко В.Я., Патрушев В.И., Молодых И.В. Технологии политической власти. Зарубежный опыт. Киев, 1994. 6. Марков М. Технологии и эффективность социального управления. М.: Мысль, 1982. 7. Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий. М.: Икар, 1999. 8. Социология на пороге XXI века: новые направления исследования. М.: Интеллект, 1998. С. 270. 9. Основы муниципального управления. М.: РАГС, 2000. 10. Основы современного социального управления. М.: Экономика, 2000. Дополнительная литература 1. Актуальные проблемы разработки и внедрения социальных технологий в трудовых коллективах//Материалы Всесоюзной научно-практической конференции, Феодосия, 23-25 сентября 1990. Вып. 1. М.: АИСТ, 1991. 2. Антонюк Г, И. Социальное проектирование. Минск: Наука и техника, 1978. 3. Ансофф И.Н. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 4. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. 5. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 6. Бестужев Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование. М.: Наука, 1987. 7. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 8. ЕгоршинА.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 1999. 9. Галиев Г.Т., Галимов Р.А., Иванов В.Н., Патрушев В.И. Региональный социум: проблемы социальной технологии. М., 1993. 10. Давыдов А. А. Модульный анализ и конструирование социума. М.: Институт социологии РАН, 1994. 11. Данакин Н.С., Дятченко Л. Я. Организационная технология: Учебное пособие для студентов по курсу " Социальная технология". Белгород, 1993. 12. Дейнеко О.А. Технология управленческих работ в машиностроении. М.: Машиностроение, 1987. 13. Дорш Д.А. Управление социальными процессами на селе: диагностика и пути оптимизации. М.: Луч, 1994. 14. Дудченко В.С. Инновационные технологии. М., 1996. 15. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Социоинженерная деятельность, социальное проектирование, социальная технологии//Марксистско-ленинская социология. М.: Изд-во МГУ, 1989. 16. Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород, 1993. 17. Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управ- ления//Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М.: Экономика, 1989. 18. ЗдравомысловА.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 19. Иванов В.Н., Лесников Г.П., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации социального пространства (Механизмы сбалансированности федеральных и региональных программ). М., 1994. 20. Иванов В.Н., Патрушев В.И., Кулагин А.С. Диагностика социальных резервов коллектива. М., 1990. 21. Иванцевич Д., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. 22. Иконникова Г.И. О понятии социальной технологии//Философские науки. 1984. № 5. 23. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: очерк истории и теории. 2-е изд. М.: Политиздат, 1984. 24. Информатизация и технологизация социального пространства (Материалы к I Международному симпозиуму по социальным технологиям). М. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1994. 25. Ионин Л.Г. Технология социальная //Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. 26. Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технология. Ростов-на-Дону, 1996. 27. КарлоффБ. Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. 28. КопнинП.В. Диалектика, логика, наука. М., 1973. 29. Котельников Г. А. Социолого-синергетический подход к разработке социальных технологий//Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 19-22. 30. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М.: МГП " Информрекламиздат", 1992. 31. Ксенчук Е., Киянова М. Технология успеха. М., 1993. 32. Кузьмин И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. 33. Кунц Г., О'Доннел. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981. 34. Куринский В.А. Автодидактика. Ч. I. М.: Автодидакт, 1994. 35. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. М.: Наука, 1987. 36. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М., 1994. 37. Маркович Д. Социология труда: Пер. с сербскохорв. М.: Прогресс, 1988. 38. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. 39. Марцинкевич В. И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991. 40. Маслоу У. Самоактуализация. Технология личности. Тексты. М., 1982. 41. Мескон Л.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 42. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 43. Монден Я. " Тоета". Методы эффективного управления: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 44. Наука и технология: Методологические и социально-экономические аспекты взаимодействия. М., 1990. 45. Никредин Г. Д. Социальные технологии в системе производственной деятельности. Методология, методика, практика. Волгоград, 1992. 46. Основы социальных технологий. Ч. I. Белгород, 1992. 47. Основы социальных технологий: прикладная социология и психология. Ч. П. Белгород, 1992. 48. Основы управления персоналом: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1996. 49. Патрушев В.И. Социальные резервы трудового коллектива: пути реализации. Киев, 1990. 50. Подмарков В.Г. Человек в трудовом коллективе. Проблемы социологии труда. М., 1989. 51. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. Кишинэу, 1997. 52. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. М.: Дело, 1995. 53. Профсоюзы и проблемы социальной т
|