Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сумеречный мир
Ю. Сысоева
Вы когда-нибудь были на казни, только не отъявленного преступника, маньяка и убийцы, а на казни маленького, ни в чем неповинного ребеночка, с пухлыми ручками и щечками, и с пуши-стыми волосиками на головке? На казни ребеночка, который любит свою маму и доверчиво прижимается к ней, а мама сама приносит его на казнь, потому что ей так удобно. Поверьте, если вы на ней побываете – воспоминание об этом будет самым страшным воспоминанием вашей жизни. Представьте себе, что вы едете на машине в другой город, как вдруг по дороге вы попадаете в пространственную дыру, но вы еще не знаете, что вы туда попали. Никогда не знаешь, чем может закончиться даже самый пре-красно начавшийся день. Свежее и радостное летнее утро, такое, какое само по себе уже поднимает настроение. Сияющее солнце, голубой купол неба, пение птиц, легкий ветерок, наполненный благоуханием цветущего разнотравья. Машина легко несется в неведомую даль, и серая лента шоссе стремительно убегает под Наконец, вы въезжаете в город – цель путешествия. Неприятный инцидент с бурей уже почти забыт. Обычный город, каких в нашей стране тысячи. Вывески, магазины, дома, светофоры, люди на автобусных остановках, дети идут из школы, мамочки с колясками, старушки с авоськами. Внезапно главная дорога, по которой вы ехали, вдруг упирается в совершенно незнакомую площадь. Странно, ее раньше здесь не было, думаете вы. Пришлось остановиться и выйти, чтобы спросить дорогу. В центре этой площади находится нечто, похожее на летнюю танцплощадку, какие часто строили в провинциальных городках советского времени. Вокруг площадки многолюдно, к площадке идут люди, – в основном женщины, которые несут на руках или ведут маленьких детей. Наверное, к ним приехали артисты, и будет представление, подумалось вам, глядя на людей с детьми. Мимо вас проходит женщина средних лет с отсутствующим выражением лица, за руку она ведет малыша, только-только научив-шегося ходить. Малыш еще очень неуверенно переставляет ножки, и женщина всякий раз подтягивает его за ручку, чтобы тот не упал. – Скажите, как проехать на такую-то улицу? – спрашиваете вы у этой женщины. Но женщина вас не видит и не слышит, продолжая движение в сторону танцплощадки. Следом за ней шагает другая, совсем молодая, на руках у нее сидит девочка. Вы и этой женщине задаете тот же вопрос, но реакция следует аналогичная. Вас не слышат и не видят. Нет, это просто крайняя невоспитанность и хамство местных жителей, вы начинаете внутренне возмущаться, спрашиваете еще у одной, но ответа так и нет. Так незаметно вы оказываетесь в самой гуще толпы. Толпа слегка гудит, вас толкают и не замечают. Вы хотите еще раз возмутиться и что-то спросить, как вдруг происходящее на сцене в одно мгновение парализует вас, как пара-лизует внезапно навалившийся ночной кошмар. Такой кошмар, от которого вы пытаетесь бежать, но ноги словно налились свинцом и их невозможно оторвать от земли. Вы пытаетесь закричать, но самый громкий крик, вырывающийся из вашей груди, превращается в без-звучное сипение, вы пытаетесь проснуться, но не можете этого сделать. Вы стоите, не в силах оторвать глаз от происходящего на сцене. Сцена вся сплошь залита кровью, для ее стока проведен специаль-ный желоб, куда она собирается в специально подставляемые емкости, которые отправляются для дальнейшей переработки. На сцене стоит женщина в белом халате, обильно забрызганном кровью, в руке у нее острый никелированный инструмент, похожий на секиру. – Следующий, – таким же никелированным голосом произносит палачиха. На сцену поднимается та самая женщина с отсутствующим выражением лица, таща за руку уже упирающегося и чувствую-щего неладное малыша. – У меня уже двое спиногрызов дома, куда мне третьего, нищету плодить. Я на работе с утра до ночи, этих бы прокормить, одеть, обуть. Муж один хрен зарабатывает, ну и куда мне еще один рот. – Понятно, раздевайтесь, – произносит палачиха. С плачущего малыша сдирают одежду, малыш пытается увернуться, тянет к матери ручки и заходится в крике, но мать на это не реагирует, на ее лице не дрогнул ни один мускул. Она протягивает своего ребенка палачихе. – Ишь, чувствует, что его убивать будут, – смеется палачиха. Бросает ребенка на плаху и отсекает острым ножом сначала ножки, потом ручки, а затем и голову. Косточки трещат, ребенок затихает. Пухленькие ручки и ножки, все в еще младенческих перетяжках, бросают в специальное ведро, – все пойдет на переработку. Из сырья сделают омолаживающие кремы и лекарства, будет польза людям. – Следующий, – вновь звучит металлический голос. На сцену поднимается уже виденная вами молодая мать с девочкой. – Я студентка и не замужем, ну куда мне ребенок. Мне учиться надо, замуж выйти, а потом и детей растить, а сейчас еще рано. Да и залетела я по пьяни, на вечеринке у друзей, и за папаньку ее замуж не собираюсь. Девочка пытается вцепиться ручонками в мать, в ужасе содро-гаясь всем своим маленьким тельцем. Ее отрывают и проделывают все то же, что и с предыдущим ребенком. В это время мать достает косметичку и начинает поправлять макияж, у нее сегодня романтическое свидание, надо быть к нему готовой. – Не забудь вот это, – кричит вслед ей палачиха и кидает упаковку таблеток, – а то через год опять сюда припрешься. – Следующий, – на сцену поднимаются молодожены с грудным ребеночком. – Мы недавно поженились, для себя еще пожить надо. Квар-тиры своей нет, денег надо подзаработать, на курорты поездить хочется, а тут этот и пищит по ночам, ну зачем нам сейчас вся эта морока. Так хочется для себя пожить. Мы молоды, успеем еще детьми обзавестись. Их ребенок, хоть и мал, но тоже пытается сопротивляться, кричит, дрыгает ручками и ножками, но в руках опытной палачихи быстро затихает. – Следующий, – на сцену поднимается еще одна девица и тащит за руку большого, почти уже трехлетнего ребенка. Ребенок кричит, умоляет пощадить, слезы льются из раскрасневшихся – Срок очень большой, – произносит палачиха, – о чем раньше думала, не могла вовремя прийти? – Вначале хотела оставить, а потом передумала, у меня обстоя-тельства изменились, мужа с другой застукала. Ну и зачем мне –Теперь придется применять другой метод, – говорит палачиха, – вначале придется его погрузить в раствор концентрированной соли, так как кости на таком сроке уже очень твердые и обычным ножом его не возьмешь. – Я согласна, – произносит мать. Ребенка запихивают в ванну с раствором. Соль начинает выедать ему глаза, кожа с тельца слезает клочьями, но он все еще жив и долго бьется в предсмертных конвульсиях. – Ну когда уже закончится? – негодует нетерпеливая мать. – Терпи, – отвечает палачиха. – Сама срок пропустила, пришла бы вовремя… Наконец ребенок затихает, его изъеденное солью тельце извле-кают, заворачивают в клеенку и кладут в холодильник – все пойдет на переработку, на благо человечества. – Следующий, – кричит палачиха. «Стойте! Прекратите!» – пытаетесь вы кричать, но вас не слышат, как не слышат кричащую летучую мышь. Довольно! Невероятным усилием воли вы отдираете тяжелые ноги от земли и бежите к машине. Скорее, прочь отсюда, из этого адского места, из этого проклятого города. Скорее! Трясущимися руками вы пытаетесь завести машину, сразу не получается, делаете последнее усилие над собой, и наконец уезжаете. Скорее, на шоссе, на трассу, о, только бы случилась буря. Буря, которая вернет вас назад, в наш мир. Но стоп, у нас делают то же самое, у нас говорят те же самые слова. Разница лишь только в том, что наши младенцы еще не рождены, но они такие же, как и те – рожденные. У нас это назы-вается таким простым словом – аборт. То, что происходило на сцене, всего лишь называется аборт, так просто. Их так же казнят, и они испытывают ту же боль, только крики их не слышны. Но какая разница, слышны крики или не слышны? Какая разница?! Результат один и тот же. Вы опять попадаете в бурю и возвращаетесь в свой мир, в свое измерение. Надо сказать людям, чтобы не делали того, что вы видели там. Но услышат ли люди ваш писк, похожий на голос летучей мыши? [38] 23. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения. Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призы-вавший подражать ему в этом (1 Коринфянам, VII, 8), тем не менее, осуждает «лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1 Тимофею, IV, 2-3). 51-е Апостоль-ское правило гласит: «Если кто... удаляется от брака ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв... что Бог, создал человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клеве-щет на создание, – или да исправится, или да будет извержен из священного чина, извержен от Церкви». Его развивают 4-е, 9-е и 10-е правила Гангрского собора: «Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто, из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою». Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года, ссылаясь на эти правила, указал на «недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку». Согласно римскому праву, легшему в основу гражданских кодексов большинства современных государств, – брак является соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь восприняла это определение брака, осмыслив его исходя из свидетельств Священного Писания. Римский юрист Модестин (III век) дал следующее определение брака: «Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». В практически неизменном виде это определение вошло в канонические сборники Православной Церкви, в частности, в «Номоканон» пат-риарха Фотия (IX век), в «Синтагму» Матфея Властаря (XIV век) и в «Прохирон» Василия Македонянина (IX век), включенный в славянскую «Кормчую книгу». Раннехристианские отцы и учители Церкви также опирались на римские представления о браке. Так, Афинагор в своей Апологии к императору Марку Аврелию (II век) пишет: «Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на Христианство восполнило языческие и ветхозаветные представ-ления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви. […] Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака. «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти», – писал священномученик Игнатий Богоносец. Согласно Тертуллиану, брак, «скрепленный Церковью, подтвержденный жертвоприношением [Евхаристией], запечатлевается благословением и вписывается на небесах ангелами». «Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы... супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией», – говорил святитель Иоанн Зла-тоуст. Святитель Амвросий Медиоланский указывал, что «брак дол-жен быть освящаем покровом и благословением священническим». В период христианизации Римской империи законность браку по-прежнему сообщала гражданская регистрация. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в граждан-ском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же прак-тики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь. При этом она не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний (например, четвертый и последующие браки, браки в недозволительных степенях кровного или духовного родства). Согласно 74-й новелле Юстиниана (538 год), законный брак мог заключаться как экдиком (церковным нотариусом), так и священником. Подобное правило содержалось в эклоге императора Льва III и его сына Константина V (740 год), а также в законе Порядок, установленный в Византии, был усвоен и в России по отношению к лицам православного вероисповедания. Однако с принятием Декрета об отделении Церкви от государства (1918 год) бракосочетание по церковному чину лишилось юридической силы; формально верующим предоставлялось право принимать церковное благословение после регистрации брака в государственных органах. Однако на протяжении длительного периода государственного преследования религии совершение торжественного Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объяв-ляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церков-ного брака. Только единая в вере семья может стать «Домашней Церковью» (Римлянам, XVI, 5; Филиппийцам, I, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно Упомянутое выше определение Священного Синода также Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на раз-веденной прелюбодействует» (Евангелие от Матфея, XIX, 6, 9). Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствам (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага. К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи. Желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправ-ления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам. Законы Византии, установленные христианскими императорами и не встречавшие осуждения Церкви, допускали различные основания для развода. В Российской Империи расторжение брака на основании существующих законов производилось в церковном суде. В 1918 году Поместный Собор российской Православной Церкви в определении: «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью»; признал в качестве тако-вых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера, может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться
Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из «Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя», – проповедовал священномученик Владимир, митрополит Киевский. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», – гласит пятая Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению грехов-ного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начи-наясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости мате-ринства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые напол-няют приюты, а иногда оказываются на улице, – свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Оказывая таким детям духовную и материальную помощь, заботясь об их вовлечении в духовную
В дохристианском мире бытовало представление о женщине как существе низшего порядка в сравнении с мужчиной. Церковь Христова во всей полноте раскрыла достоинство и призвание жен-щины, дав им глубокое религиозное обоснование, вершиной Высоко оценивая общественную роль женщин и привет-ствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с Представители некоторых общественных течений склонны принижать, а иногда и вовсе отрицать значение брака и института семьи, уделяя главное внимание общественно значимой деятельности женщин, в том числе несовместимой или мало совместимой с женской природой (например, работы, связанной с тяжелым физическим трудом). Нередки призывы к искус-ственному уравнению участия женщин и мужчин в каждой сфере человеческой деятельности. Церковь же усматривает Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является Пропаганда порока наносит особенный вред неутвержденным душам детей и юношества. В книгах, кинофильмах и видеопро-дуктах, в средствах массовой информации, а также в некоторых образовательных программах подросткам зачастую внушают такое представление о половых отношениях, которое крайне унизительно для человеческого достоинства, поскольку в нем нет места для понятий целомудрия, супружеской верности и самоотверженной любви. Интимные отношения мужчины и женщины не только обна-жаются и выставляются напоказ, оскорбляя естественное чувство стыдливости, но и представляются как акт чисто телесного удовлетворения, не связанного с глубокой внутренней общностью и какими-либо нравственными обязательствами. Церковь призывает верующих в сотрудничестве со всеми нравственно здоровыми силами бороться с распространением этого диавольского соблазна, который, способ-ствуя разрушению семьи, подрывает основы общества. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелю-бодействовал с нею в сердце своем», – говорит Господь Иисус в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея, V, 28). «Похоть... зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть», – предупреждает апостол Иаков (Соборное послание Иакова, I, 15). «Блудники... Царства Божия не наследуют», – утверждает апостол Павел (1 Коринфянам, VI, 9-10). Эти слова в полной мере отно-сятся как к потребителям, так и еще в большей степени изготовителям порнографической продукции. К последним применимы также слова Христа: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской... Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Евангелие от Матфея, XVIII, 6-7). «Блуд есть яд, умерщвляющий душу... Кто блудо-действует, тот отрекается от Христа», – учил святитель Тихон Задонский. Святой Димитрий Ростовский писал; «Тело каждого христианина – не его, а Христово согласно словам Писания: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Коринфянам, XII, 27). И не подобает тебе осквернять тело Христово делами плотскими, сладострастными, кроме законного супружества. Ибо ты дом Христов, по словам апостола: «Храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Коринфянам, III, 17). Древняя Церковь в писаниях своих отцов и учителей (таких как Климент Александрийский святитель Григорий Нисский и святитель Иоанн Златоуст) неизменно осуждала непристойные театральные сцены и изображения. Под страхом отлучения от Церкви 100-е правило Трулльского собора запрещает изготовлять «изображения,...растлевающие ум и произ-водящие воспламенения нечистых удовольствий». Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа (1 Коринфянам, VI, 19-20). Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призы-вает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и о телесной
|