Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 6. Ислам
Открывает раздел отрывок из Сиры – канонического мусуль-манского жизнеописания пророка Мухаммада (№ 25). Последующие тексты рассматривают проблему воинственности ислама и мусульман. Самым болезненным, конечно, является вопрос о рели-гиозных корнях так называемого мусульманского терроризма, и мы поместили два текста, по-разному отвечающие на этот вопрос. Сотрудница одного из духовных учебных заведений мусульман М. Таджутдин обосновывает точку зрения, согласно которой причина террора лежит за пределами ислама (№ 26). Автор другого текста (№ 27) – А. Кураев – обращает внимание на то, что террористы предпочитают прикрываться именно исламскими лозунгами, и на этом основании утверждает, что мусульманское сообщество все же должно нести определенную ответственность за их действия (надо сказать, те же взгляды высказывают многие западные интеллектуалы, например, амери-канский исламовед П. Эйдельберг). Раздел завершается рассказом подполковника И.А. Ладушина о радикальном исламе в Российской Федерации, особенно же на Северном Кавказе (№ 28).
25. Мухаммад начинает получать откровения [41]
(из «Жизнеописания господина нашего Мухаммада,
посланника Аллаха»)
Ибн Хишам
Сказал Ибн Исхак: рассказал мне Вахб ибн Кайсан, маула рода аз-Зубайра: я слышал, как Абдаллах ибн аз-Зубайр говорил Убайду ибн Умайру ибн Катаде ал-Лайси: «Расскажи нам, Убайд, о самом начале пророчества посланника Аллаха, когда явился к нему Джибрил». Убайд ответил, обращаясь к Абдаллаху ибн аз-Зубайру и прочим присутствовавшим, а я тоже был там: «Посланник Аллаха каждый год проводил месяц в уединении и размышлениях на [горе] Хира, так курайшиты во времена язычества проявляли свое благочестие». […]
Сказал Ибн Исхак: рассказал мне Вахб ибн Кайсан: сказал мне Убайд: «Посланник Аллаха проводил в уединении этот месяц каждый год и кормил приходивших к нему бедняков.[…]
И вот, когда наступил этот месяц, в который Аллах пожелал оказать ему свою милость, в тот год, когда направил его Аллах, – а это был месяц рамадан – посланник Аллаха отправился к [горе] Хира, как делал для того, чтобы предаться размышлениям, вместе со своей семьей. Когда наступила ночь, в которую Аллах явил ему свою милость, сделав своим посланником, и тем самым проя-вил милосердие к своим рабам, принес ему Джибрил веление Аллаха. Посланник Аллаха рассказывал: «Явился мне Джибрил, когда я спал, с парчовым покрывалом, в которое была завернута какая-то книга, и сказал: «Читай!» Я ответил: «Я не умею читать». Тогда он стал душить меня этим покрывалом, так что я подумал, что пришла смерть. Потом он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я ответил: «Я не умею читать». Он опять стал душить меня им, и я подумал, что умираю. Потом он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я ответил: «Я не умею читать». Он вновь стал душить меня, так что я решил, что наступил конец, потом отпустил меня и сказал: «Читай!» Я ответил: «Что читать?», желая только изба-виться от него, чтобы он не стал опять делать со мной то же, что раньше. Тогда он сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка. Читай! Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (Коран, XCVI, 1-5). Я прочитал это, тогда он оставил меня и ушел от меня. Я же проснулся, а в сердце моем словно сделана запись. Потом я вышел, а когда дошел до сере-дины горы, услышал голос с неба, говоривший: «О Мухаммад, ты – посланник Аллаха, а я – Джибрил!» Я поднял голову, глядя в небо, и увидел Джибрила в облике человека, стоявшего ногами на горизонте и говорившего: «О Мухаммад, ты – посланник Аллаха, а я – Джибрил!» Я стоял, глядя на него и не двигаясь ни вперед, ни назад, потом стал отворачиваться от него в разные стороны, но куда бы ни посмотрел, везде видел его таким же. И я стоял так, не двигаясь ни вперед, ни назад, пока Хадиджа не послала людей искать меня. Они дошли до верхней части Мекки и вернулись к ней, а я все стоял на том месте. Потом Джибрил оставил меня и ушел, и я ушел, возвращаясь к семье.
Я пришел к Хадидже и сел, прижавшись к ее бедру, а она спросила: «О Абу-л-Касим, где ты был? Клянусь Аллахом, я посылала людей искать тебя, они дошли до верхней части Мекки и вернулись ко мне». Я рассказал ей о том, что видел, и она сказала: «Радуйся, о сын дяди, и будь твердым! Клянусь тем, в чьей руке душа Хадиджи, я надеюсь, что ты будешь пророком этой общины».[…]
Сказал Ибн Исхак: потом откровение в полном виде пришло к посланнику Аллаха, а он верил в Аллаха и признавал истинность того, что приходило к нему от него, и принимал это, и взял на себя то, что Аллах возложил на него, невзирая на согласие или недовольство людей.[…]
Хадиджа, дочь Хувайлида, уверовала в него и признала истинность того, что он принес от Аллаха, и поддерживала его в его деле.[…]
Ему было предписано молиться, и он начал совершать молитвы.[…]
Сказал Ибн Исхак: рассказал мне один ученый человек, что, когда посланнику Аллаха была предписана молитва, к нему явился Джибрил, когда он был в верхней части Мекки. Джибрил ударил пяткой у края вади (сухого русла реки – примеч. сост.), и оттуда пробился источник. Джибрил совершил омовение на глазах посланника Аллаха, чтобы показать ему, как совершать очищение для молитвы, а потом и посланник Аллаха совершил омовение так же, как делал Джибрил при нем. Потом Джибрил встал вместе с ним и молился перед ним, а посланник Аллаха повторял его молитву. Потом Джибрил ушел. Посланник же Аллаха пришел к Хадидже и совершил омовение перед ней, чтобы показать ей, как очищаться для молитвы, так же как Джибрил показал ему это, и она совершила омовение так же, как посланник Аллаха. Потом посланник Аллаха начал молиться перед ней, как молился перед ним Джибрил, и она молилась вслед за ним[42].
|