Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. 2. Крещение Руси.






I. 2.1. [7] Язычество на Руси.

Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей различных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X− XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения…

Князь Владимир I Святославович в 980 году делает попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки И Волги, от Балтийского моря до Черного. Он создает пантеон богов (Главным божеством был объявлен бог грома и молнии Перун, кроме него в пантеон вошли – Даждьбог, Хорос, Стрибог, Семаргл и Мокошь). Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской Последняя должна была служить приобщением Руси к мировой культуре.

I. 2.2. [8] О выборе религии Владимиром I.

В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После них же пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многие говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира».

В этом же году (987) Византия обратилась к киевскому князю оказать помощь в подавлении восстания под предводительством Варды-Фоки. Владимир заключил союз с Византией, по которому он соглашался послать свое войско против мятежников, за что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Мятеж был подавлен Варда-Фака погиб (988), но византийцы после победы не исполнили своих обещаний. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь – главный греческий город в Крыму – и настоял на исполнении условий договора. Византийские цари – братья Василий II и Константин VIII вынуждены были исполнить договор. Владимир принял христианство (988) и получил в супружество царевну (989).

Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время таинства Крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

I. 2.3. [9] Устройство церкви в древней Руси.

Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый Константинопольским патриархом, в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число дошло до пятнадцати). В Киевский период высшие церковные должности занимали представители Константинополя и только два раза (1015 г. – Илларион, 1148 г. – Клим и Климент) на митрополичьем престоле были русские епископы.

К числу церковных людей относится духовенство – служители культа в монотеистических религиях: монахи, клирики. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы). Сюда же входили члены семейств духовенства, технический персонал церквей, а так же чисто светское население: «задушные люди», т.е. крестьяне, отданные церкви, весь персонал, обслуживавший церковные и монастырские больницы, изгои отданные в ведение церкви.

I. 2.4. [10] Церковное общество.

Церковное общество: 1) Иерархи, священство и монашество; 2) лица, служившие церкви, церковнослужители; 3) лица, призреваемые церковью, – старые, увечные, больные; 4) лица, поступившие под опеку церкви – изгои; 5) лица, зависимые от церкви, – «челядь» (холопы), перешедшие в дар церкви от светских владельцев.

I. 2.5. [11] Церковный устав князя Владимира Святославовича.

Во имя отца и сына святого духа. Вот я, князь великий Владимир, называемый Владимир сын Святослава, внук Игоря и блаженной Ольги, воспринял святое крещение от греческих царей Константина и Василия и Фотия патриарха и взял первого митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, который крестил всю землю Русскую…

Митрополичьи люди церковные: игумен, игуменья, поп, попадья, попович, чернец, черница, дьякон, жена дьякона, просвирника, пономарь, вдова, калика, сторонник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и все причетники церковные. Если кто [из них] совершит преступление, то судить тех митрополиту и епископам, кроме мирян.

Вопросы для повторения и

самопроверки:

 

1. Укажите, на основании каких сведений можно составить представление о ранней истории восточных славян?

2. Когда имя народа «рус» или «рос» появилось в источниках?

3. Какова роль варяжских предводителей Рюрика и Олега в русской истории?

4. Изложите основные положения «норманнской теории» происхождения Древнерусского государства.

5. Укажите, почему киевский князь Владимир именно христианство избрал в качестве общегосударственной религии?

6. В чем вы видите отличие христианства от язычества?

7. Расскажите о церковном устройстве и церковном обществе Древнерусского государства.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал