Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. 2. Российское государство в XVII веке.






IV. 2.1. [37] Соборное Уложение 1649 г.

Принято Земским собором в январе 1649 г. после 6 месячного обсуждения и заменившее судебники XV, XVI вв. Новый свод законов впервые был выпущен в печатном, а не рукописном виде в количестве 1200 экземпляров. Уложение состояло из 25 глав, включавших 967 статей. Оно утверждало незыблемостью существующего строя, провозглашало монопольное право феодалов на земельную собственность крепостные рабочие руки, окончательно установило личную (крепостную) зависимость крестьян от помещиков.

Глава II. О государевой чести, и как его государьское здоровье оберегать.

1. Будет кто каким умышлением угнет мыслить на Государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышление кто известит, и по тому известу про то его злое умышление снуется допряма, что он не царское величество злое дело мыслил, и делать хотол, т такова по сыску казнить смертию.

2. Такъже будет кто при державе царьского величества хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления нагнет рать збирать... такова изменника по тому же казнити сметрию...

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на государя.

6. А жены будет и дети таких изменников про ту их измену ведели, и их по тому же казнити смертию.

Глава XI. Суд о крестьянах.

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли[38], выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми[39], и за стольники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы[40], и за всякими вотчинниками и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной в иные приказы после московского пожару прошлого 134-го году[41], те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет…

Беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети, по новым дачам[42] написаны за кем в отдельных или в отказных книгах[43]. А отдавати беглых крестьян и бобылем из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет... а впредь отнюд (ь) никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать...

22. А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися[44], и тех пытати...

32. А будет чьи крестьяне и бобыли учнут у кого наймоватися в работу и тем крестьяном и бобылем у всяких чинов людей наймоватися в работу, по записям и без записей, повол(ь)но. А тем людем, у кого они в работу наймутся, жилых и ссудных записей и служилых кабал на них не имати и ничим их себе не крепити, и как от них те наймиты отработаются, и им отпущати их от себя безо всякого задержания[45].

IV. 2.2. [46] В.О. Ключевский о крепостном праве в царствование царя Алексея Михайловича.

Крестьяне также были прикреплены к своему состоянию, а посредством этого прикрепления в XVII веке установлена была крепостная зависимость крестьян, живших на землях частных владельцев. Исстари русские крестьяне пользовались свободой земледельческого труда, выражавшейся в том, что они снимали участки казенной и частной земли по договору с сельскими обществами или землевладельцами и могли покидать эти участки. Исполнив принятые на себя обязательства по аренде и по ссуде, которую многие из них получали от землевладельцев при недостатке собственного инвентаря. По разным причинам в XVI веке задолженность крестьян своим владельцам усилилась и ссуда стала почти общим условием крестьянских договоров. Крестьяне, сохраняя право перехода, в большинстве потеряли фактическую возможность перехода по своей воле без чужой помощи; тогда усилились крестьянские побеги без расплаты с владельцами. Чтобы ослабить бесконечные иски владельцев о беглых, правительство устанавливало для них сроки давности, по истечении которых истцы теряли права на беглых крестьян. Так, по указу 24 ноября 1597 года землевладелец терял право искать судебным порядком крестьянина, бежавшего от него до 1 сентября 1592 года, если до того же срока не был вчинен землевладельцем иск о беглеце. Пятилетняя давность для исков о беглых крестьянах была подтверждена указом первого самозванца в 1606 году; позднее в 1642 году установлена была десятилетняя давность. Правительство по закону 1646 года, повторенному в Уложении 1649 г., отменив давность для иска о беглых, укрепило крестьян с их потомством за их владельцами и возложило на последних ответственность за податную исправность первых. Так частная личная неволя крестьян по договору превратилась в потомственную крепостную их зависимость по закону, и эта зависимость пала на крестьян как новая повинность, которая должна была обеспечить правительству исправное исполнение других повинностей, падавших как на крестьян, так и на их владельцев дворян.

IV. 2.3. [47] Церковный раскол.

Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей русской православной церкви. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствии церковных новшеств патриарха Никона.

Раскольники (старообрядцы) откололись от церкви, перестали признавать авторитет церковного правительства во имя «старой веры», будто бы покинутой этим правительством, … державшейся древнего дониковского обряда и благочестия.

IV. 2.4. [48] Новшества патриарха Никона.

Для утверждения церковных новшеств Никон обратился к восточным патриархам и к церковному собору. Собор, созванный в 1645 г., одобрил реформу.

Наиболее существенные новшества коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя перстами троеперстием, велел произносить слово «аллилуйя» (прославление бога; припев церковного песнопения) не дважды, а трижды, двигаться вокруг аналоя (высокая подставка, на которую при богослужении кладут для чтения церковные книги, ставят иконы и крест) не по солнцу («посолонь»), а против солнца, начертание и произношение имени Иисус, а не Исус и т.д.

Московский церковный собор 1666− 1667 гг., на котором присутствовало два восточных патриарха (Александрийский и Антиохийский) объявил проклятье (анафему) всем противникам реформ. На этой же соборе был вынесен приговор Никону, сняли с него патриаршество и священство и отправили в ссылку в Ферапонтов Белозерский монастырь. С тех пор раскололось русское церковное общество, а государство стало выше церкви.

IV. 2.5. [49] «Прелестные грамоты» С. Т. Разина.

1. Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы за(о)дно изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить. И... мои казаки како промысь (промысл – Сост.) станут чинить, и ва[м]бы... итигь к ним в совет, и кабальныя и апальныя шли бы в по[л]к к моим казакам.

2. От донских и от яицких атаманов молотцов, от Степана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого наметь Цывильского уезду розных сел и деревень черней русским людем и татаром и чюваше и мордве. Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича..., и за благоверных царевичей, и за веру православных християн. А как не Цывильска к вам, к чернее, руские люди и татарови и чюваша и мордва, высылыцики в Цывильской уезд по селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам бы, черне, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высильщиков ловить и привозить в войско в Синбирск…

К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А с сею высковою памятью послан наш высковой казак Ахпердя мурза Киддибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать и спору не держать. А буде ево слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять.

3. Великого войска Данского и Еицкого и Запорожского от атаманов от Михаила Харитоновича, да от Максима Дмитревича, да от Михаила Китпевича, да от Семена Нефедьева, да от Артемья Чирскова, да от Василья Шилова, да от Кирилы Лаврентьева, да от Тимофея Трофимовича в Челнавской атаманом молотцом и всему великому войску.

Послали мы к вам Козаков лысогорских Сидара Леденева да Гаврилу Болдырева для собранья и совету великого войска. А мы ныне в Танбове ноября в 9 день в скопе, у нас войскова силы с 42000, а пушак у нас 20, а зелья у нас полпятаста и больши пуд.

И кой час к вам ся память придет, и вам бы пожаловать, атаманы и молотцы, собрався, ехоть к нам на помочь с пушками и з зельем безо всякого мотчанья днем и ночью наспех. А писал к нам из Орзамасу донской атаман, что наши козаки князь Юрья Долгаруково побили со всем его войским, а у него была пушак 120, а зелья 1500.

Да пожаловать бы вам, породеть за дом пресвятые богородицы и за великого государя, и за батюшку за Степана Тимофеевича, и за всю провославную христианскую веру. Потом вам, атаманы молотцы, атаман Тимофей Трофимов челом бьет.

IV. 2.6. [50] Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией 1653 г. 1 октября.

... А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные христианские веры и святые божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру и на святые божии церкви восстали и хотят их искоренить, и для того они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, прислали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бити челом многижды, чтоб он, великий государь, православные христианские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвоприступником не дал и над ними умилосердился, велел их принятии под свою государскую высокую руку... И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять...

IV. 2.7. [51] Жалованная грамота царя Алексея Михайловича гетману Богдану Хмельницкому и всему Войску Запорожскому о сохранении их прав и вольностей 1654 г. марта 27.

Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович веса Великия и Малыя Росии самодержец... пожаловали есмя наших царского величества подданных Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и писаря Ивана Выговского, и судей войсковых, и полковников, и ясаулов, и сотников, и все Войско Запорожское, что в нынешнем во 162-м (1654 г.) году как по милости божий учинились под нашею государскою высокою рукою он, гетман Богдан Хмельницкий, и все Войско Запорожское и веру нам, великому государю, и нашим государским детем, и наследником на вечное подданство учинили…

А число Войска Запорожского указали семя, по их же челобитью, учинить спискового 60 000, всегда полное. А буде судом божиим смерть случитца гетману, и мы, великий государь, поволили Войску Запорожскому обирати гетмана по прежним их обычаем самим меж себя. А кого гетмана оберут, и о том писати к нам, великому государю, да тому же новообранному гетману на подданство и на верность веру нам, великому государю, учинит, при ком мы, великий государь, укажем, а при булаве гетманской староству Чигиринскому со всеми его приналежностями, которые преж сего при нем были, указали есмя быти попрежнему. Также и именей казатцких и земель, которые они имеют для пожитку, отнимати у них и вдов после казаков осталых у детей не велели, а быти им за ними по-прежнему.

И по нашему царского величества жалованью нашим царского величества подданным Богдану Хмельницкому, гетману Войска Запорожского, и всему нашему царского величества Войску Запорожскому быти под нашею царского величества высокою рукою по своим прежним правам и привилиям и по всем статьям, которые писаны выше сего. И нам, великому государю, и сыну нашему, государю царевичю князю Алексею Алексеевичю, и наследником нашим служити, и прямити, и всякого добра хотети, и на наших государских неприятелей, где наше государское повеленье будет, ходит, и с ними бигись, и во всем быти в нашей государской воле и послушанье навеки...

Вопросы для повторения и

самопроверки.

 

1. Какой период русской истории получил название «Смута» и какова ее периодизация?

2. Какова роль и значение второго земского ополчения в деле освобождения Москвы от польских интервентов?

3. Оцените значение Земского собора 1613 г.?

4. Определите предпосылки, основное содержание и значение «Соборного Уложения» 1649 г.

5. Раскройте причины и основные положения церковных реформ патриарха Никона.

6. Каково, на ваш взгляд, значение воссоединения левобережной Украины и России для русского и украинского народа?

7. Назовите, какие важнейшие события произошли в период правления первых Романовых.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал