Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. 3. Социальный протест.






V. 3.1. [78] Организация войска Е.И. Пугачева.

Принципы организации казачьего войска и местного управления служили образцами для организации повстанческой армии и органов управления на территории, охваченной восстанием. В ходе движения происходило массовое «показаченье» населения: создавались местные органы самоуправления по образцу казачьих: станитчные избы во главе с выборными станичными сотниками, десятниками.

Основными воинскими подразделениями были полки, десятки. Если воинское подразделение состояло из представителей разных национальностей, то они делились на национальные сотни (русская, татарская, башкирская, марийская). Командный состав пугачевского войска, от есаула (сотника) и выше насчитывал до 200 человек. Среди них было 52 казака, 38 крепостных крестьян, 35 заводских рабочих, 62 командира национальных полков и сотен.

V. 3.2. [79] Манифест Е. И. Пугачева, объявленный во всенародное известие (декабрь, 1773 г.)

Содержатель войск, светлый государь мира, я, великий воитель, самодержавный властелин всех летучих и простых людей разных стран и областей, во все времена держащий их в своей руке и воле.

Сей манифест дан по силе утвержденного самим царским величеством, государя Всероссийского и прочая, и прочая, и прочая, многих стран и земель великого из великих, императора Петра Федоровича именного указа, своеручно по его повелению, чтобы знали и верили: верно и честно служили и несли воинскую службу. Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близко узнав, искренней душой, языком, делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим.

Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные – голову рубить, имение взять. Стойте против них, голову рубите, если есть имущество, привезите царю: обоз, лошади и разное оружие доставьте царю, другие пожитки раздайте армейским людям. В одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите, но если не подчиняются. Кто повинуется, тот не противник – того не трогайте. Кто признает меня, кто нашел прямой путь ко мне, – пусть несет воинскую службу. Противников же казнить буду. Не оставайтесь в неведении, пожалуйста.

Чтобы верили: сам я, Петр Федорович, подписался тако: Я самый Петр Третий. Даты: 1773 г.

V. 3.3. [80] Составы суда и следственной комиссии.

Следственная комиссия по делу Е. Пугачева работала в составе М.Н. Волконского – московского генерала-губернатора, председатель, М.Н. Потемкина – начальника секретных следственных комиссий, С.И. Шешковского – обер-секретаря тайной экспедиции Сената.

Манифестом Екатерины II от 19 декабря 1774 г. был определен состав суда по делу Пугачева: Судьями были назначены 14 сенатов, 11 «персон первых трех классов», 4 члена Синода и 6 президентов коллегий. 31 декабря суд вынес решение: «Емельку Пугачева четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырем частям города и положить на колеса, а после на тех местах сжечь». К смертной казни были приговорены и пятеро виднейших сподвижников Пугачева – И.Н. Зарубин, М.Г. Шигаев, А.П. Перфильев, Т.И. Подуров, В.И. Торнов.

10 января 1775 г. на Болотной площади Пугачев был казнен. Месть победителей была едва ли не более жестокой, чем все кровавые деяния пугачевцев. Тысячи повстанцев – русских, башкир, татар, чувашей – были казнены. Менее виновных били кнутом, клеймили и отправляли на каторжные работы.

V. 3.4. [81] Казнь Емельяна Пугачева.

(Вся Москва) съезжалась тогда смотреть сего злодея, как некоего чудовища, и говорила об нем.

Мы нашли уже всю площадь на Болоте и всю дорогу на нее, от Каменного моста, установленные бесчисленным множеством народа. И мы вскоре за сим увидели молодца, везомого на превысокой колеснице в сопровождении многочисленного конвоя из конных войск. Сидел он с кем-то рядом, а против него сидел поп. Повозка была совсем открытая, дабы весь народ мог злодея видеть. Все смотрели на него с пожирающими глазами, и тихий шепот и гул раздавался в народе. Весь (эшафот) в некотором и нарочито великом отдалении окружен был сомкнутым фронтом войск, поставленных тут с заряженными ружьями, и внутрь сего обширного круга не пускаемо было никого из подлого народа, а дворян пропускали всех без остановки; и как их набралось тут превеликое множество, то судя по тому, что Пугачев наиболее против них восставал, то и можно было зрелище тогдашнее назвать торжеством дворян над общим их врагом.

Эшафот воздвигнут был четырехсторонний, вышиною аршин четырех и обитый снаружи со всех сторон тесом и с довольно просторным наверху помостом, окруженным балюстрадой. Посреди моста воздвигнут был столб с воздетым на нем колесом, а на конце утвержденною на него железною острою спицею. Вокруг эшафота сего в расстоянии сажен на двадцать поставлено было кругом несколько виселиц, не выше также аршин четырех, с висящими на них петлями и приставленными лесенками. Мы увидели подле каждой из них палачей и самых узников, назначенных для казни, держимых тут стражами

Не успела колесница подъехать с злодеем к эшафоту, как схватили его и, взведя по лестнице наверх, поставили на краю восточного его бока. В один миг наполнился тогда весь помост множеством палачей, узников и к ним приставов, ибо все наилучшие его наперсники и друзья долженствовали жизнь свою кончить вместе с ним на эшафоте, почему и приготовлены были на всех углах оного плахи с топорами. Подле самого ж Емельки Пугачева явился тотчас секретарь, с сенатским определением в руках, а пред ним, на лошади верхом, бывший тогда обер-полицеймейстером г-н Архаров.

Как скоро все установилось, то и началось чтение сентенции (приговора). Но нас занимало не столько слышание читаемого, как самое зрелище на осужденного злодея. Он стоял в длинн ом нагольном овчинном тулупе почти в онемении и сам вне себя и только что крестился и молился. Вид и образ его показался мне совсем не соответствующим таким деянием, какие производил сей изверг. Он походил не столько на зверообразного какого-нибудь лютого разбойника, как на какого-либо маркитантишка или харчевника плюгавого. Бородка небольшая, волосы всклокоченные, и весь вид ничего не значащий и столь мало похожий на покойного императора Петра Третьего.

Как скоро окончили чтение, то точас сдернули с осужденного на смерть злодея его тулуп и все с него платье и стали класть на плаху для обрубания, в силу сентенции, наперед у него рук и ног, а потом и головы. Были многие в народе, которые думали, что не воспоследствует ли милостивого указа и ему прощения, и бездельники того желали, а все добрые того опасались. Но опасение сие было напрасно: преступление его было не так мало, чтоб достоин он был помилования. Со всем тем произошло при казни его нечто странное и неожиданное, и вместо того, чтоб, в силу сентенции, наперед его четвертовать и отрубить ему руки т ноги, палач вдруг отрубил ему прежде всего голову, и Богу уже известно, каким образом это сделалось: не то палач был к тому от злодеев подкуплен, чтоб он не дал ему долго мучиться, не то произошло от действительной ошибки и смятения палача.

В тот момент пошла сукотня и на прочих плахах, и вмиг после того очутилась голова Пугачева взоткнутая на железную спицу на верху столба, а отрубленные его члены и кровавый труп лежащими на колесе. А в самую ту ж минуту столкнуты были с лестниц и все висельники, так что мы, оглянувшись, увидели их всех висящими и лестницы отнятые прочь. Превеликий гул от аханья и восклицания раздался тогда по всему множеству народа.

Надлежало потом все части трупа сего изверга развозить по разным частям города и там сжигать их на местах назначенных, а потом прах рассеивать по воздуху.

V. 3.5. [82] Последствия пугачевщины для Яицкого казачьего войска.

Яицкое войско императрица вначале хотела упразднить вообще, но потом, по просьбе Г.А. Потемкина все-таки простила. Чтобы предать случившееся полному забвению, оно было переименовано в Уральское войско, река Яик – стала именоваться Уралом, Яицкий городок – Уральском, Верхнеяицкая крепость – Верхнеуральском. Екатерина II упразднила войсковой круг и выборное управление. Выбор атаманов и старшин окончательно перешел к правительству. У войска отобрали все пушки и запретили иметь их впредь. Этот запрет действовал 140 лет и был отменен лишь Николаем II во время I мировой войны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал