Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Времена гиксосов






(М а н е ф о н, Египетская история, фр. 42 - Иосиф Флавий, Против Апиона, I, 14.)

Манефон — египетский жрец родом из Себеннитского нома, современник Александра Македонского и Птолемея I. Манефон на греческом языке написал историю Египта, в которой использовал документы египетских храмовых и государственных архивов, не дошедшие до нас и содержащие иногда важные данные по истории и хронологии. Труд этот не сохранился. Отрывки приведены из вторых рук еврейским историком I в. Иосифом Флавием в полемическом сочинении, направленном против Апиона, а также в работах некоторых христианских писателей III и IV вв. (Африкана, Евсевия). Манефон историю Египта делил на три периода — Древнее, Среднее и Новое Царства; перечисляя всех царей от основателя Египетского государства Менеса до Александра Македонского, он сгруппировал их в тридцать династий. Несмотря на условность этого деления, оно, с некоторыми изменениями, до сих пор сохранилось в науке. Царские списки Манефона представляют большую ценность для восстановления хронологии, хотя дошли они до нас в сильно искаженном виде.
Помещаемый отрывок — один из немногих источников, повествующий о смутном времени владычества гиксосов и об их изгнании из Египта.
Fragmenta Historicorum Graecorum ed. C. Miiller. Vol. II. (1848).

Манефон же был по происхождению муж-египтянин, причастный эллинскому воспитанию, что совершенно ясно; ибо он написал, пользуясь эллинской речью, отеческую историю, переложив ее, как он говорит сам, из священных письмен, и во многом упрекает Геродота, как ошибающегося в своей «Египетской истории» по незнанию. Сам же Манефон, таким образом, во второй книге «Египетской истории» пишет относительно нас следующее (прилагаю слова его, как бы самого его приводя свидетелем):
«Был царь у нас по имени Тимай (1); при нем, не знаю почему, бог разгневался, и неожиданно люди из частей, расположенных к востоку, неизвестные по происхождению, расхрабрившись, вторглись в страну, и легко без боя захватили всю ее силой. И подчинив правивших в ней, они в остальном жестоко пожгли города и разрушили святилища богов; по отношению же ко всем туземцам они вели себя враждебнейшим образом, убивая одних, у других же и детей и жен уводя в рабство. Наконец же и царем сделали одного из своей среды, которому имя было Салатис (1). И он находился в Мемфисе, собирая дань и с верхней и с нижней страны и оставив охрану в наиболее подходящих местах. Более же всего он укрепил части, расположенные к востоку, предвидя, что у ассирийцев (2), тогда более, чем другие, сильных, будет желание вторгнуться в это царство. Найдя же в Сетроитском номе (3) город, наиболее подходящий для него, лежащий к востоку от реки Бубастита (4), названный же от древней религиозной традиции Аварисом (5), заселил его и укрепил при помощи стен, поселив в него и множество тяжело вооруженных до 240 000 мужей для охраны. Туда он приходил летом, отчасти для выдачи хлеба и выплаты жалования, отчасти, чтобы заботливо упражнять вооруженных к опасности извне. Процарствовав же девятнадцать лет, он окончил жизнь. После него же второй царствовал сорок четыре года, которого звали Бнон (1). После этого — Апахнас (1) — тридцать шесть лет и семь месяцев. Потом Апофис (6) — шестьдесят один год, и Ианнас (7) — пятьдесят лет и шесть месяцев. После же всех — Ассес — сорок девять лет и два месяца. Эти шесть среди них были первыми правителями, постоянно воевавшими и желавшими более всего истребить корень Египта.
«Назывался же весь народ их «гиксосы», то-есть цари-пастухи; ибо «гик» на священном языке означает царя, «сос» — «пастухи» на общем диалекте, и, таким образом, вместе получается «гиксосы». Некоторые же говорят, что они арабы. В другом же списке не цари обозначаются через прозвище «гик», но, напротив, оно обозначает пленников — пастухов; ибо «гик» опять-таки на египетском языке, «гик» с густым придыханием означает именно пленников. И это мне представляется более убедительным и соответствующим древней истории».
Эти же вышепоименованные цари так называемых пастухов и произошедшие от них властвовали над Египтом, говорит Манефон, пятьсот одиннадцать лет (8). После же этого, говорит он, произошло восстание царей из Фиваиды и остального Египта против пастухов, и возгорелась война с ними, великая и продолжительная. При царе же, которому имя Мисфрагмутосис (1), пастухи, говорит он, побежденные им, были изгнаны из всего Египта и заключены в месте, имевшем периметр в десять тысяч арур. Аварис — имя месту его, говорит Манефон, целиком великой и крепкой стеной окружили пастухи, чтобы иметь все имущество в укрепленном месте, а также свою добычу. Сын же Мисфрагмутосиса Тутмосис (9) сделал де попытку взять их при помощи осады силой, обложив стены с четырьмястами восемьюдесятью тысячами; когда же он разочаровался в осаде, то заключил соглашение, чтобы они, покинув Египет, все отошли без всякого вреда для себя, куда хотят. Они же на основании договоров отправились со всеми семействами и с имуществом, будучи числом не меньше двухсот сорока тысяч, из Египта через пустыню в Сирию. Опасаясь же могущества ассирийцев, ибо последние властвовали тогда над Азией (10), и основав в стране, ныне называемой Иудеей, город, достаточный для стольких десятков тысяч людей, назвали его Иерусалимом (11).

Перев. О. В. Кудрявцева.

1. Имя отождествлению не поддается.
2. Анахронизм. Ассирия в то время угрожать Египту вследствие своей слабости не могла.
3. Сетроитский ном — Танисский ном (14-й ном Нижнего Египта).
4. Очевидно, Пелусийский рукав Нила.
5. Аварис — библейский Цоан, столица гиксосов во время их владычества над Египтом.
6. Египетск. — Апопи.
7. Египетск. — Хиан.
8. Цифра преувеличена. В действительности гиксосы владели Египтом около 150 лет и окончательно были изгнаны около 1560 г. до н. э.
9. События спутаны; гиксосы были изгнаны еще до Тутмоса I фараоном Яхмосом I (1584—1559 гг. до н. э.).
10. Анахронизм, см. примечание 2.
11. Документы этого не подтверждают. Иерусалим впервые упоминается в конце XV в. до н. э. в текстах Телль-Амарнского архива.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал