Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблематика уровней с точки зрения структуры высказывания и системы языковых средств
0. При объяснении структуры некоторых сложных явлений в сфере языковой коммуникации используются такие понятия, как «уровень», «план», «ярус», «пласт» и т.п. Все эти понятия имеют, в сущности, образный характер: они основаны на структурации пространства1. При помощи этих понятий фиксируются составные части 1.0. Обычно говорят об уровнях внутри языка как системы грамматических (вместе со звуковыми или графическими) и лексических средств. Система языковых средств, однако, - это не единственная структура, в которой можно и нужно находить иерархию указанного типа: другой такой структурой, или, с точки зрения языковой коммуникации, собственно, даже первой, являете структура высказывания (коммуникатов)2. 1 Такие наглядно-образные понятия и термины обладают тем преимуще 2 Структуру высказываний можно ставить на первое место еще потому, Конкретные высказывания предполагают существование системы языка, т. е. совокупности языковых средств и определенных правил их использования. Система языка служит для образования высказываний. И при описании уровней как основного принципа структурации языка следует исходить из свойств высказываний. 1.1. Необходимо, однако, как мы вскоре покажем пони 1.2. В каждом высказывании помимо собственно языко Под термином «тектонические средства» мы понимаем разные способы и приемы использования языковых, а также пара-языковых и тематических (...) средств. Эти способы не обладают общим характером грамматических средств: их использование не обязательно, оно зависит от частных условий коммуникации; совокупность этих способов входит, однако, в общин фонд средств «языкового» общения, хотя отдельные средства и не должны быть специфическими для коммуникации на данном национальном языке. К таким элементарным тектоническим средствам относится, например, повторение, градация, контраст, эмфаза. Так, создание контраста может касаться как качественных, так и количественных явлений (например, тип предложения и его длина); оно может затрагивать средства языковые (звуки речи, слова, синтак- ' Ср.: К. Гаузенблас. К уточнению понятия «стиль» и к вопросу об объеме стилистического исследования. - ВЯ, 1967, № 5, с. 69. сические конструкции) и параязыковые, а также единицы и образования тематические (например, характеры героев эпического произведения, противопоставление взглядов-тезисов в научном изложении и т. п.). Старая риторика включала часть тектонических средств в раздел о «тропах и фигурах»; новейшая стилистика говорит о средствах стилистических, композиционных и т. п. Но эти понятия охватывают не все виды тектонических средств. В число их следует включать, с одной стороны, и такие средства, как «актуальное членение», которое тесно связано с грамматическим и тематическим построением высказывания, с другой стороны, - устойчивые схемы построения высказывания как целого, образующие основу так называемых стилевых типов высказываний, называемых иногда «жанровыми формами»4. Наконец, как уже вытекает из сказанного, к числу средств построения ^высказывания принадлежат и средства тематические. Это определенные элементы и комплексные образования содержательно-семантические, которые, правда, создаются при помощи языковых средств, но изучение которых выходит за рамки язы- 4 Из сказанного вытекает, что в область «средств» входят соответствующей частью и явления, касающиеся построения текста. Иногда текст про-тиивопоставляется системе языка, как, например, у Ельмслева, который определяет язык как область парадигматических отношений и текст - как область синтагматических отношений («Основы глоссематики». В кн.: «Новое в лингвистике», вып. HI. M., 1963, с. 387). Мы считаем, однако, что и в области текстовых явлений необходимо различать явления нормированные и ненормированные. Первые имеют характер средств (например, типы актуального членения высказывания) и входят поэтому в систему средств (и правил их использования), которую, как мы выше показали, нельзя ограничивать собственно языковыми (грамматическими и т. п.) явлениями. О понятии «средство» - см.: Fr. D a n е §. О pojmu jazy-kovy prostfedek. «Slovo a slovesnost», 1967. Об отношении системы и конкретных сообщений см. ниже, и п. 2. Что касается синтагматики, то она находит себе применение и внутри комплексных языковых средств (ср. фонологическую структуру морфем, морфематическую структуру слова, структуру предложения как набора членов предложения и т.п.); с другой стороны, и в тексте проявляются парадигматические отношения между синтагматически связанными единицами.
кознания. В то время как о средствах «тектонических» часто просто «забывают», принадлежность тематических средств к области средств построения языковых сообщений часто вообще отрицается и дело сводится лишь к констатированию того, что при помощи языковых средств выражается тематическое содержание. Тематическим средствам уделяется внимание разве что при рассмотрении художественных произведений (описание мотивов, мотивных комплексов и других содержательных комплексов, например ситуации, завязок и т.п.), где эти образования отличаются меньшим постоянством по сравнению с некоторыми типами нехудожественных высказываний (ср. большое число устойчивых тематических компонентов в высказываниях обиходно-бытового и обиходно-делового стилей, например в поздравлениях, письмах, прошениях, публичных выступлениях и т. п.). С точки зрения функционального подхода к описанию сообщений необходимо в тематических компонентах находить средства построения сообщений, обладающие разной степенью узуальности. 1.3. Понятно, что лингвистика не считает, тематические средства специфическим предметом своего исследования. Что касается тектонических средств, то тут положение бывает разным, в зависимости от того, в какой мере область «композиции и стиля» включается в лингвистику. Обычно бывает так, что те тектонические средства, которые теснее всего связаны с собственно языковыми средствами, которые закреплены за морфологическими, синтаксическими или лексическими явлениями, рассматриваются в лингвистике; ср., например, описание актуального членения, способов прямого и косвенного наименования и т. п. Другие тектонические средства остаются вне поля зрения лингвиста и передаются, вместе с тематическими средствами, литературоведению, а также риторике и стилистике, понимаемым как самостоятельные дисциплины. Из этого следует весьма важное заключение, что лингвистика не является той наукой, которая была бы компетентна в выяснении иерархии всех компонентов высказывания и всех элементов запаса коммуникативных средств в данной области. Такая наука, стоящая над языкознанием, до сих пор не построена. Такой наукой должна была бы явиться наука о коммуникации, но, конечно, как дисциплина, направленная не только на технику комму- I никации, но на коммуникацию в семиотическом смысле: это должна была бы быть семиотика, объясняющая не элементарные явления знакового характера и минимальных знаковых единиц (как это имеет место сейчас), а исследующая сообщения, причем, понятно, не только в области художественной литературы, но и во всех прочих областях. 1.4. Понятие системы не исчерпывается совокупностью отдельных средств и их взаимоотношениями; оно охватывает и правила, нормированные, принятые способы использования этих средств, т.е. их функционирование в актах коммуникации. Использование средств - это, во-первых, их выбор, во-вторых, - упорядочение. В сообщении как в результате акта коммуникации выбор проявляется как выбранность, упорядочение - как упорядоченность. Наряду с нормированными, обычными средствами и способами их использования в конкретных сообщениях появляются и средства и способы необычные - взятые из другой системы или вновь созданные автором сообщения. Однако в систему как в коллективное, интериндивидуальное образование входят лишь средства и способы принятые, нормированные5. «Коммуникативная мощность» отдельных лиц, ^юльзующихся языком, с одной стороны, всегда меньше тех возможностей, которые «предлагает» система: никто не владеет языком в полном его объеме; с другой стороны, эта «коммуникативная мощность» превосходит рамки норм системы: принципиально каждый носитель языка может использовать системные средства и неузуальным способом, а также приспосабливать, модифицировать принятые средства и создавать новые. Это имеет как свои преимущества, так и недостатки («ошибки»). 2.0. Мы различаем, следовательно, в области языковой коммуникации, с одной стороны, конкретные сообщения как ре- На практике положение значительно усложняется тем, что в конкретных высказываниях (причем не только в отдельных случаях) предметом подражания становятся и неузуальные способы; такое влияние оказывают, в частности, тексты авторитетных авторов. Система норм естественного языка чрезвычайно дифференцированна и во многих частях неуравновешенна. Г зультаты отдельных актов коммуникации (эти сообщения с более узкой, собственно языковой точки зрения выступают как языковые высказывания); с другой стороны, - систему коммуникационных средств и нормированных способов их использования (ее основу образует система языковых средств). 2.1. В чем заключается основное различие между кон Что касается линейности, то ясно, что она не является единственным размером сообщения. Ср. существование явлений, называемых сверхсегментными, и значение двухмерности (или, в более обширных произведениях, трехмерности) письменного текста, широко используемой, например, в газетах. Возможно, что достаточно было бы говорить о направленности, ориентированности структуры текста, которая проявляется, конечно, и в структуре отдельных входящих в него единиц. 2.2. Принципиальное различие между конкретными сооб 1) системные явления (как частные, менее комплексные средства, так и общие схемы сообщений) потенциальны, в то время как конкретные высказывания актуальны °; 2) конкретное сообщение как актуальное высказывание обладает общим смыслом, иногда даже несколькими (см. явление, называемое подтекстом), в то время как система средств и правил как целое не имеет смысла 7, т.е. актуального семантического содержания: потенциальным семантическим содержанием обладают лишь некоторые его элементы. 2.3. Куда же следует отнести семантическую структуру сообщения, рассматриваемую отдельно от актуализирующих ее ситуации и контекста, например семантическую структуру лексически заполненной формулы предложения, снабженной нормированными звуковыми и графическими свойствами? Например, предложение Молодость, молодость, ты безвозвратно yuuial может появиться в самых разнообразных актуальных сообщениях. Рассматриваемое вне контекста, это предложение не относится к числу актуальных сообщений; благодаря своей комплексности оно не входит и в систему отдельных коммуникативных средств: в эту систему1* входят лишь отдельные грамматические, лексические, тектонические, а также тематические средства, при помощи которых оно построено. Это предложение находится на такой ступени обобщенности, которая превосходит область актуальных высказываний, но в то же время не достигает той ступени обобщенности, какой обладают элементы системы средств коммуникации, Это -конструкт, обладающий в достаточной мере синтаксическими и 6 Под словом «актуальный» мы понимаем здесь «имеющий действи 7 Лишь в прагматическом отношении данную систему можно рассматри
семантическими свойствами для того, чтобы его можно было исследовать, например, с точки зрения логической структуры, которую он выражает и к которой настоящая актуализация не добавила бы с этой стороны уже ничего существенного. 2.4. Для соотношения между системой средств и актуальным высказыванием характерно, во-первых, то, что при помощи средств одной системы возможно - в области естественной коммуникации - создать неограниченное число актуальных сообщений; во-вторых, то, что при образовании актуального высказывания могут быть использованы средства не одной, а нескольких систем. Ввиду изменчивости потребностей коммуникации выгодно, что системы коммуникативных средств не являются полностью замкнутыми; в связи с этим актуальные высказывания бывают не вполне однородными в отношении происхождения использованных средств. Структуры обоих типов обычно весьма сложны. С точки зрения иерархии входящих в них частей можно различать несколько классов, характеризующихся разной степенью комплексности образований. Речь идет о нескольких уровнях построения высказываний, которым соответствует несколько уровней построения системы коммуникативных средств. На каждом уровне построения высказывания система предлагает узуальные нормированные средства и способы их использования (обладающие, конечно, разной степенью обязательности, как об этом говорилось выше). Низший уровень образован совокупностью звуковых (графических) средств и правил их использования; низший уровень знаковых, т.е. обладающих значением, средств образует морфе-матический уровень (...); высший уровень представляет совокупность схем сообщения как целого. Ядро иерархии средств представляют собой средства, называемые собственно языковыми. 3.0. Понятие уровня языковой системы можно интерпретировать по-разному. Как уже сказано, мы подходим к этой проблематике как к проблематике иерархической структуры сложной семиотической системы. Отдельные уровни языковой системы мы понимаем как разные степени сложности построения знаковых единиц данного языка. Отдельные уровни в нашем понимании невозможно полностью определить ни на основе формы (или типа средств), ни на основе различия функций (сигнификативной, сема- сиологической, ономасиологической и т. п.), как мы это находим у большинства авторов. 3.1. В духе пражской функционально-структуральной шко 3.2. Мы полагаем, следовательно, что отношение между 8 Если мы говорим, что некоторое явление имеет функцию, то мы под 9 К. Hausenblas. Ueber die Bcdeutung sprachliclier Einlieiten und Texte. 10 Этим мы, конечно, никак не утверждаем, что словоформа - это лишь нальное отношение может быть прямым (...) или косвенным, опосредствованным иными уровнями. Это направление от низших уровней к высшим в принципе представляет всегда повышение сложности (комплексности), ибо каждый уровень заключает в себе в некотором смысле все низшие уровни, как с точки зрения формы, так и содержания. Иначе говоря, функции единиц данного уровня определяются стоящими выше уровнями. В обратном направлении - от высшего уровня к низшему - проявляется инверсное отношение «функция (цель) - средство», называемое иногда не вполне удачно «реализацией»11: высшие единицы образуются из низших единиц как из строевых элементов (хотя и не единственных...). Уровни языка не существуют сами по себе, вне данной языковой системы. Они определяются лишь своим положением в ней, своими отношениями к другим уровням (что вытекает из сущности системы как структуры отношений): они выступают по отношению к высшим уровням как область их строительных средств, по отношению к низшим уровням как область их функционального назначения. Следовательно, языковая единица любого уровня представляет собой некое пересечение функций (сверху) и средств (снизу). (...). сумма морфем. Дело идет о единице другого порядка, высшего функционального уровня. Впрочем, единица высшего уровня не обязательно должна состоять из нескольких единиц низшего уровня; функциональное отношение сохраняет свою силу и в том случае, когда высшая единица состоит всего лишь из одной низшей единицы (ср., например, одномор-фемные словоформы, однословные предложения). Здесь мы имеем дело с одновременным функционированием одной и той же единицы на нескольких уровнях (...). 11 Термин «реализация» («манифестация») лучше сохранить для случаев воплощения в акте коммуникации единиц абстрактной системы языка в их акустический или графический вид в отдельных актуальных высказываниях.
|