Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В седьмой луне
Народная песня из царства Бинь. Время династии Чжоу (1122—256 гг. до н. э.). Из «Книги песен». Представляет собой, вероятно, перекличку мужского и женского хора. В ней отображен цикл сельскохозяйственных работ китайских земледельцев. «Тринадцать классических книг».
В седьмой луне спадает жар, Звезда огня (1) скользит на запад. В девятую луну к зиме Нам жены платье подают. Холодный ветер в первую луну, Мороз жестокий в дни луны второй — Как зимовать без платья, без сукна! Мы в третий лунный месяц чиним сохи, Мы начинаем пахоту в четвертый, Обед нам носят жены, дети — И радуется бог полей!
В седьмой луне спадает жар, Звезда огня скользит на запад. В девятую луну к зиме Нам жены платье подают. Весною солнце жар несет, И песня иволги слышна. С корзинкой девушка идет, Нежны листочки шелковицы — Сбирает тихо, солнце медлит, И сердце девушки томится: Ей с милым вместе поскорей бы возвратиться.
В седьмой луне спадает жар, Звезда огня скользит на запад. В восьмой созреет уж тростник. Рвем шелковицу во второй. Длинны у малых тутов ветки — Мы рубим сверху, что подальше. В седьмой поет сорокопут. В восьмой мы станем прясть и ткать. У тканей желтый цвет и темный. Красна, что солнце, ткань моя — Наденет милый мой рубашку.
Трава в четвертой расцветет, Цикада застрекочет в пятой. Мы жать начнем в луне восьмой, А листья падают в десятой. Охотимся мы в первой на енота, Берем лисиц и диких кошек — Тот мех на шубу молодцам. Все дни второй луны мы, как и первой, В делах военных проведем. И скажем: поросята — нам, Большие свиньи — в княжий дом.
На пятую движенье саранчи. В шестую крылышки кузнечик расправляет. В седьмой луне мы на полях, В восьмой луне мы под навесом, В девятую идем в дома. В десятую луну сверчок нам заползает под кровать. Заткнем окно, замажем щели, Выкуриваем всех мышей. Ах, наши жены, наши дети. Мы скажем им: пришла зима, И в дом теперь мы жить идем.
В шестой луне мы сливы желтые едим. В седьмой луне мы варим овощи, бобы, Сбираем финики в восьмой, И рис мы станем жать в десятой. Для седобровых стариков Вина наварим молодого. В седьмую тыкву станем есть, В восьмую срезывать горлянку. В девятой хворост и тростник Сбирать и семя конопли — Мужей чтоб наших накормить.
В девятой мы утаптываем ток, В десятую несем снопы: Горох и ранний, поздний хлеб, Пеньку, пшеницу, просо, сорго. Ах! Землепашцы-муженьки! Мы вместе урожай собрали, Возьмемся за дела по дому: Мы днем сберем пырей для кровли, А ночью станем вить веревки. Мы поспешим поправить дом, А там опять возьмемся за посев.
Тук, тук! В луну вторую колем, колем много льда, А в третий лунный месяц в ледник весь мы переносим. В четвертую луну встаем мы рано — Ягнят и лук подносим духам. В десятой иней, холода. В десятой убираем площадь — С вином кувшинов пару ставим, Баранов режем и ягнят, Приходим все мы в царский дом — Берем с вином рог носорога И долгой жизни пожелаем.
Перев. Л. Д. Позднеевой
1. Планета Марс.
|