Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древний Китай




История древнего Китая достаточно хорошо известна благодаря огромному количеству документов, из которых древнейшие восходят к II тысячелетию до н. э. В отличие от других народов древнего Востока, при изучении далекого прошлого этой страны приходится пользоваться только местными текстами, ибо античные авторы имели о Дальнем Востоке скудные и весьма смутные представления.
Уж в период правления династии Чжоу в Китае наблюдается значительное социальное расслоение общества. На уроке необходимо прочитать надписи на бронзовых сосудах, чтобы наглядно представить этот процесс. В этих кратких надписях говорится о наделении вельмож рабами и землей.
Из них явствует, что тогдашнее общество Китая уже являлось рабовладельческим, что земля перешла в частное владение рабовладельцев. Однако надо объяснить, что рабовладельцев и землевладельцев было еще мало. Большинство населения составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Об их положении мы можем судить по замечательным народным песням этого времени — «В седьмой луне» (№ 81) и «Большие крысы» (№ 82). Эти произведения обязательно следует зачитать в классе. Они дадут представление о высоких достоинствах древнекитайской поэзии, столь реалистически отражающей жизнь древних китайцев, и в то же время покажут социальные отношения в период правления Чжоу, тот жестокий гнет, которому подвергался рядовой земледелец.
Дальнейшее ухудшение положения земледельцев отражено в трактате «Спор об управлении соли и железа» (№ 87) и в отрывке из «Истории первой династии Хань» (№ 91). Эти документы лучше пересказать своими словами. Особое внимание следует обратить на борьбу трудящихся масс против эксплоататоров, принимающую особенно широкий размах при династии Хань. В этой борьбе активное участие принимали как рабы (№ 92), так и разоренные и обнищавшие земледельцы (№№ 95—96). Надо указать, что в период династии Хань сближение рабов и бедняков легко осуществлялось, что любой бедняк мог каждую минуту превратиться в раба, ибо часто практиковалась продажа в рабство за неуплату налогов.
Крупные рабовладельцы Китая прекрасно понимали опасность и шаткость своего положения и стремились предотвратить массовые народные движения путем частичных уступок. С этой точки зрения нужно оценивать и реформы Ван Мана. Необходимо все время подчеркивать, что им руководили отнюдь не соображения гуманности, а простой расчет.
Следует напомнить ученикам, что рассуждения царей о справедливости и великодушии являются лишь прикрытием классовых интересов. Реформы Ван Мана не могли иметь успеха, ибо они являлись вынужденными уступками. Ван Ман был нерешителен и при малейшем затруднении быстро отменял свои распоряжения.
Разумеется, что такая политика определялась не его личным характером, а была неизбежной, ибо господствующий класс никогда добровольно не отказывается от своих привилегий. Надо подчеркнуть, что даже выдающаяся личность не может изменить хода исторического процесса, и если бы на месте Ван Мана был более решительный и последовательный правитель, то все равно он не мог бы путем реформ предотвратить обнищание народных масс.
Кроме того, мероприятия Ван Мана проводились в жизнь чиновниками, связанными тесными узами с крупными рабовладельцами, землевладельцами и купцами и поэтому стремившимися всячески саботировать меры, принимаемые в пользу земледельцев. Таким образом, станет ясным, что реформы Ван Мана не могли предотвратить народные восстания, но, напротив, ускорили их.
При оценке самих восстаний (№№ 95 и 96) нужно отмечать их стихийность. Следует напомнить, что земледельцы не имели перед собой ясной цели и даже в случае успеха не могли его использовать и легко шли на соглашение с новым царем (в данном случае с Лю Сю), веря в его обещания. И в то же время нужно отметить разрушительную силу восстаний, подтачивавших устои рабовладельческого общества и ускоряющих его гибель.
На внеклассных занятиях можно поставить вопрос о взаимоотношениях древнего Китая с народами нашей страны. В отрывке № 90 содержится интереснейший материал о торговле древних китайцев со странами Средней Азии (современный Узбекистан и Таджикистан). Эти материалы могут быть прекрасно использованы в ученическом докладе.

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал