![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть 2. Теории мышления
1. Представление о мышлении в ассоцианизме и его критика. Теория комплексов Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности............................................................................................... 624 Петухов В.В. Основные теоретические подходы к изучению мышления................................................................................................. 630 6 Содержание 2. Постановка и разработка проблемы мышления в гештальтпсихологии. Продуктивное (творческое) мышление Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления.................................. 638 Петухов В.В. Продуктивное мышление и прошлый опыт: Карл Дункер против Отто Зельца............................................................................ 649 3. Мышление как процесс обработки информации. Возможности
Ньюэлл Л., Шоу Дж.С., Саймон Г.А. Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Процесс мышления: решение задач.................................................................................................... Тихомиров О.К. Информационная и психологическая теории мышления....................................................................................... 4. Характеристика мыслительного процесса Рубинштейн С.Л. Мышление................................................................................................. 683 ПРЕДИСЛОВИЕ1 Третий, завершающий том хрестоматии по общей психологии посвящен познавательным процессам. Он состоит из трех книг. В нашем целостном курсе соответствующий раздел назван «Субъект познания». Отметим, что при традиционном построении курса общей психологии этот раздел нередко идет сразу после «Введения в психологию», а завершает курс «Психология личности». Между тем современное состояние психологического знания свидетельствует о том, что познавательные процессы изучены наиболее полно, и когнитивная психология становится основой, объединяющей различные школы и направления. Более того, не следует забывать, что разделение субъектов деятельности и познания, необходимое в учебном процессе, на самом деле искусственно. Ясно, что воспринимают, мыслят, запоминают не восприятие, мышление, память и т.д. как отдельные процессы (способности, функции), а человек в целом — со всеми своими свойствами, пристрастиями, особенностями эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер, т.е. личность в широком смысле слова. Поэтому, как показывает многолетняя практика преподавания общей психологии, всестороннее и глубокое понимание познания требует предварительного изучения психологии личности. Тесные связи между личностью и познанием обнаруживаются при изучении любых психических процессов, как специфически познавательных, так и универсальных. Ранее наши студенты уже познакомились с этим, также условным, предпринятым в учебных целях разделением: собственно познавательными процессами назывались ощущение, восприятие, мышление, универсальными психическими — память, внимание, воображение. Раздел III — «Субъект познания» объединяет проблематику изучения этих процессов и включает семь тем (15—21). В первой книге этого тома мы рассмотрим основные виды и уровни развития когнитивной 1 Мы приводим с небольшими поправками предисловие безвременно ушедшего от нас В.В.Петухова (1950-2003), написанное им к первому изданию хрестоматии. (Редакторы-составители). 8 Предисловие сферы (тема 15), а также теоретические подходы к изучению познания (тема 16). Во второй книге мы обратимся к экспериментальной психологии собственно познавательных процессов — ощущения, восприятия (тема 17) и мышления (тема 18). Третья книга посвящена проблемам, методам и результатам исследования универсальных психических процессов: памяти (тема 19), внимания (тема 20) и воображения (тема 21). В данной книге представлены материалы по двум темам. По текстам к теме 15 студенты знакомятся с описанием и классификациями собственно познавательных процессов, изучают основные формы представления реальности как уровни развития познания — действие, образ и знак. Лите-ратура по теме 16 посвящена наиболее известным и важным теориям восприятия и мышления в классической психологии сознания, гештальтп-сихологии и современной когнитивной психологии. Кроме основной лите-ратуры, входящей в текущие разработки к семинарским занятиям, здесь есть и дополнительная, которая может быть рекомендована для докладов на семинарах и для самостоятельного прочтения. Материалы данной книги составлены с учетом программ семинарских занятий, подготовленных ранее проф. А.Д.Логвиненко и проф. О.К.Тихомировым. Мы благодарны за техническую помощь О.А.Захаровой, А.Г.Макалатия и Р.С.Шилко. Конечно, человек, познающий мир и себя в нем — это научная абст-ракция, но именно психология познания содержит образцы точных эмпирических исследований и является действительной базой для становления профессионального психологического мышления. В.В.Петухов, кандидат психологических наук, профессор (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет психологии) Тема15 Познавательные процессы: виды и развитие Психология познания и когнитивная психология. Внутренние условия и средства познавательной деятельности. Понятие когнитивных схем. Их виды и функции. Основные критерии классификации познавательных процессов: предметное содержание (структура), функция, генез. Качественные различия видов мышления и проблема адекватного языка их сравнительного описания. Типологии и функциональные классификации мышления. Виды мышления как уровни его развития. Примеры классификации видов памяти и внимания. Различие способов представления реальности: действие, образ, знак. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Движение и действие. Понятие задачи, основные процессы ее решения. Общее представление о познавательном (перцептивном) действии. Восприятие, навык, интеллект. Развитие сенсомоторного интеллекта. Сенсомоторный и понятийный интеллект: сходство и различие. Наглядный образ как форма представления реальности. Функции образа: изображение, знак, символ. Образ и понятие: проблема безобразного и визуального мышления. Мышление и воображение. Наглядно-интуитивное мышление как допонятийная стадия развития интеллекта. Ее основные характеристики: синкретизм, эгоцентризм, интуитивное (внелогическое) обобщение. Уровни развития мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное. Язык и речь. Виды и функции речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Речь и мышление, их генетические корни. Значение слова как единица речевого мышления. Стадии развития значений слов. Проблема житейских и научных понятий. Развитие понятийного интеллекта: стадии конкретных и формальных логических операций. Вопросы к семинарским занятиям: Часть 1. Виды познавательных процессов 1. О Виды, образных явлений. Специфика перцептивного образа в сравнении с другими видами образов. 2. Классификации ощущений и рецепторов. 3. Виды мышления: критерии их классификации. Часть 2. Развитие познания 1. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Понятия о перцептивных действиях и этапах их формирования. 2. Определение интеллекта в теории когнитивного развития Ж.Пиаже. Стадии развития сенсомоторного и понятийного интеллекта. 3. Язык и речь: основные единицы языка, функции и виды речи. Значение слова как единица речевого мышления. Фило- и онтогенез речевого мышления. Научные и житейские понятия. Характеристика процесса воплощения мысли в слово. Значение и смысл слова. Проблема и исследования эгоцентрической речи.
|