![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д. Райсберг
ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ1 Организация решения задач Как мы поступаем, когда пытаемся отремонтировать сломанный велосипед или восстановить разрушенную дружбу? Иногда ключ к преодолению трудностей подобного рода находится или перед глазами (мы видим, что велосипедная цепь соскочила со звездочек), или в нашей памяти (мы вспоминаем, что друг любит, когда ему дарят цветы). Однако во многих случаях потребуется поиск нужного решения, поскольку часто возникают также проблемы, с которыми мы не сталкивались прежде.
Такой поиск осуществляется в соответствии с двумя важными факторами: текущей ситуацией, с одной стороны, и заданной целью, с другой. Рассмотрим цепь рассуждений водителя такси, который выбирает наилучший маршрут до аэропорта. Они опираются на его местоположение в настоящий момент и на стоящую перед ним задачу. Возможно, что такси находится вблизи от свободной дороги, но этого недостаточно, чтобы таксист сразу же поехал по ней. Скорее всего, он сначала спросит себя: «Приведет ли эта дорога 1 Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001. С. 361—365, 369, 374—377. Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Процесс мышления...
меня туда, куда нужно?». Если эта дорога ведет в другом направлении или водитель вспомнит, что на ней начаты дорожные работы, он будет искать другую дорогу. Этот процесс сверки имеющихся данных с конечной целью является центральным моментом при решении задачи. Определяющей стратегией для решения задачи является анализ цели и средств, когда постепенно в процессе решения задачи человек спрашивает себя: «Как я могу использовать доступные мне сейчас средства, чтобы приблизиться к цели?»1. В лабораторных экспериментах испытуемых просили решить множество задач: расшифровать анаграммы (рис. 1), найти решение геометрической задачи (рис. 2) или передвинуть предметы, чтобы получить искомый результат (рис. 3). Неудивительно, что люди по-разному берутся за решение различных задач: от человека, который пытается соединить 9 точек в одну линию, безусловно требуются навыки, отличные от тех, которые нужны для составления слова из набора букв. Но в любом случае все усилия человека, решающего задачу, направлены к определенной цели. Рис, 2. Задача девяти точек Соедините все точки, последовательно начертив четыре прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги (Ответ см. на с. 678) Рис. 3. Задача со спичками Составьте из шести спичек четыре равносторонних треугольника, длина стороны которых равна одной спичке (Ответ см. на с. 678) Структура решения задач Процесс решения задачи носит не только целенаправленный, но и ступенчатый характер: стремление решить одну задачу часто приводит к возникновению подзадач. Другими словами, необходимо добиться осуществления определенных субцелей на пути достижения главной цели. Здесь также полезен анализ цели и средств: «Мне нужно в универмаг. 1 См.: Newell A., Simon НА. Human problem solving. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1972. Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания
Что отделяет меня в данный момент от моей цели? Расстояние. Что может изменить расстояние? Мой автомобиль. Мой автомобиль не работает. Что ему требуется для работы? Новый аккумулятор, новый трос газа...» В данном случае первоначальная задача (добраться до универмага) сменилась серией подзадач (направленных на ремонт автомобиля). Решая их, мы одновременно решаем и основную задачу1.
Во многих случаях подзадачи, с которыми сталкивается человек, относительно просты и понятны. Например, водитель такси вспоминает, что свободная дорога действительно ведет кратчайшим путем в аэропорт, и таким образом главная задача (добраться до аэропорта) решается с помощью простой и знакомой программы (ехать по свободной дороге). Эта программа, в свою очередь, состоит из простых подпрограмм, таких, например, как «ехать по правой стороне», «набирать скорость, когда впереди нет машин» или «обгонять другие машины слева». Таким образом, решения простых подзадач группируются в решение главной задачи (рис. 4). Использование подпрограмм приводит к высокой эффективности действий. Элементарные действия обычно хорошо отработаны, и это позволяет при решении задачи сосредоточиться на более крупном плане, вместо того чтобы заниматься деталями реализации этого плана. Фактически, это одна из причин, почему проблемы, которые новичкам кажутся неразрешимыми, не представляют трудности для мастера: даже сталкиваясь с новой для себя задачей, мастер будет полагаться на множество знакомых подпрограмм, которые хранятся в его памяти. Например, опытный водитель такси почти не думает о правилах маневрирования на дороге и поэтому может сфокусировать свое внимание на главной задаче. Водитель-новичок должен будет сосредоточиться на управлении автомобилем и правилах дорожного движения, что, безусловно, затрудняет решение главной задачи. 1 См.: Newell A., Simon НА. Human problem solving. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1972. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д, Процесс мышления... Мастерство Умение управлять блоками подпрограмм — это то, что прежде всего отличает мастера от новичка. Безусловно, у мастера есть и другие преимущества. У него больше знаний в определенной области, и эти знания столь тесно переплетены между собой, что каждый байт информации связан со множеством других; это делает информацию легкодоступной в случае необходимости1 <...>. Более важно, однако, то, что знание мастера сильно отличается от знания новичка, оно базируется на алгоритмах более высокого порядка и позволяет, в конечном итоге, мыслить более широкими понятиями и решать задачи несколькими крупными действиями вместо множества мелких. Рассмотрим мышление шахматных игроков2. В одном из экспериментов игроков с различным уровнем мастерства (в том числе двух экс-чемпионов мира) попросили решить несколько шахматных задач. Все гроссмейстеры выбрали единственный путь, который приводил к решению задач, тогда как из множества остальных игроков это сделали лишь некоторые. Почему? Ученые считают, что причина кроется в том, как игроки структурируют задачу. Гроссмейстеры раскладывают задачу на крупные стратегические комбинации (например, наступление пешек на короля), из которых естественным образом вытекают соответствующие ходы. Таким образом, у них есть «шахматный архив», где такие комплексные операции хранятся в виде отдельных мнемонических блоков, каждому из которых соответствует набор подпрограмм, определяющих нужные действия в данной ситуации. По некоторым данным, гроссмейстеры могут удерживать в памяти до 50 тысяч таких блоков, каждый из которых содержит стратегическую комбинацию3. Эти блоки можно выявить различными способами, включая движение глаз игрока, когда он обдумывает позицию за шахматной доской. Например, игрокам различного ранга предъявляли на 5 с шахматную позицию из какой-либо партии и несколько минут спустя просили ее воспроизвести. Мастера и гроссмейстеры сделали это практически без ошибок; начинающие игроки выполнили это задание гораздо хуже (рис. 5). И причина вовсе не в том, что мастера и гроссмейстеры имеют лучшую зрительную память. Когда им предъявляли позиции, мало вероятные в 1 См.: Bedard J., Chi M. Expertise. Current Directions in Psychological Science. 1992. 2 См.: De GrootA.D. Thought and choice in chess. The Hague: Mouton, 1965; Chase W.G., 3 См.: Chase W.G., Simon HA. Perception in chess // Cognitive Psychology. 1973. Vol. 4. Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания
Рис. 5. Воспроизведение шахматной позиции Мастерам, гроссмейстерам и начинающим игрокам на 5 с предъявляли позицию, встретившуюся в шахматной партии, после чего спустя несколько минут их просили воспроизвести положение фигур на доске. Стандартные результаты показаны на рисунке, ошибки заштрихованы1 ходе игры, они запоминали их даже менее точно, чем новички2. Следовательно, их преимущество заключалось в концептуальной оценке шахматной позиции, а не в запоминании ее как таковой. Стоит еще раз отметить, что шахматные мастера, как и мастера вообще, имеют и другие преимущества, кроме огромного запаса возможных комбинаций. Они, например, также лучше оценивают создавшуюся ситуацию и могут дальше просчитать ее развитие8. Все связанные с той или иной ситуацией алгоритмы, безусловно, имеют большое значение для их мастерства4. Автоматизм Опора на знакомые программы действия дает много преимуществ. Как мы выяснили, она позволяет при поиске решения сосредоточиться на стратегических аспектах задачи, не зацикливаясь на деталях. Комп- 1 См.: Hearst E. Psychology across the chessboard // Readings in Psychology Today. 2 См.: Gobet F., Simon НЛ. Recall of random and distorted chess positions: Implications 8 См.: Charness N. Search in chess: Age and skill differences // Journal of General Psychology: General. 1981. Vol. 110. P. 21-38; Holding ВЛ., Reynolds Ш. Recall or evaluation of chess positions as determinants of chess skill // Memory and Cognition. 1982. Vol. 10. P. 237-242; Holding D.H. The psychology of chess skill. Hillsdale, N. J.: Eribaum, 1985. 4 См.: Allard E., Graham S., Paarsalu MX. Perception in sport: Basketball // Journal of Sport Psychology. 1980. Vol. 2. P. 14-21. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсбврг Д. Процесс мышления... леке алгоритмов, хранящийся в памяти, позволяет организовать процесс решения, выделить нужные подзадачи. Так, новички обычно фокусируют внимание на внешних признаках физической задачи, поэтому стараются объединить, например, все задачи, в условии которых есть пружина, или задачи, в которых присутствует наклонная плоскость. Мастера, напротив, быстро определяют глубинную структуру задач, поэтому группируют их не по внешним признакам, а по физическим законам, лежащим в основе решения той или иной задачи. Первичное восприятие, управляемое имеющимися алгоритмами более высокого порядка, фокусирует их внимание на стратегиях, необходимых для решения задачи1. Переход к знакомым программам действия может стать настолько привычным явлением, что они будут выполняться без участия мышления. Другими словами, действие становится автоматическим и выполняется при минимуме внимания. Часто это именно то, что требуется, но иногда такой автоматизм сам может создать проблему: автоматические действия трудно прекратить или изменить. Ярким примером этого является феномен Струпа, названный так по имени его открывателя2. Для демонстрации этого феномена участников просили назвать цвет, которым были напечатаны группы букв <...>. Если буквы — случайные последовательности (ФВИС; СГБР) или случайные слова (СТУЛ; КРОВ), задача оказывается достаточно простой. Однако если буквы образуют названия цветов (желтый, красный), решение задачи значительно усложняется. Например, испытуемый может видеть слово «красный», напечатанное зеленой краской; слово «голубой» — коричневой краской, и т.д. Задача состоит в том, чтобы назвать цвет букв, поэтому он должен сказать «зеленый», «коричневый» и т.д. Но в этой ситуации испытуемый не может не прочитать слово, и это вызывает сильную сопутствующую реакцию: он будет отвечать очень медленно, так как, пытаясь назвать цвет букв, из которых состоит слово, он одновременно борется с желанием прочитать вслух само слово. <...> Искусственный интеллект: решение задач с помощью компьютера До сих пор в нашем исследовании остается много белых пятен. Например, мы сказали о том, что мышление определенным образом организовано. Но как осуществляется эта организация? Мы отметили значе- 1 См.: Chi М.Т. Н., Feltovich P. J., Glaser R. Categorization and representation of physios 2 См.: Stroop J.R. Studies of interference in serial verbal reactions // Journal of 43 Зак. 2218 Тема 16, Основные теоретические подходы к изучению познания ние мыслительных установок. Но как ищущий решение человек находит нужную установку? Эти и другие вопросы требуют более конкретного изучения. В какой форме должно проходить это изучение и как можно проверить его правильность? Одно из направлений — попытка создания компьютерных программ, повторяющих человеческое мышление, воплощение в реальность мечты о создании искусственного интеллекта. Толчком к началу этой работы послужило убеждение, разделяемое многими психологами, что люди и компьютеры похожи по крайней мере в одном важном отношении — и те и другие являются системами, перерабатывающими информацию. Мы уже касались информационного подхода, когда говорили о восприятии и памяти. Например, рассматривая какие-то события, которые временно активизируются в рабочей памяти, записываются, хранятся, а впоследствии извлекаются из памяти, мы описываем механизм, посредством которого информация переводится из одной формы в другую. То, что мы называем мышлением, вероятно, тоже является систематической манипуляцией концептуальными блоками нашего мозга. Конечно, компьютер и мозг различаются по многим параметрам, включая то, что они используют различные физические субстраты: полупроводники у одних, нейроны у других. Но это не означает, что они должны функционировать по-разному. В конце концов, счеты и калькулятор физически различны, однако оба действуют в соответствии с правилами арифметики. И со многих точек зрения не важно, что компьютер состоит из неорганических частиц, а нервная система — из органических молекул. То и другое, тем не менее, можно рассматривать как информационные процессоры, и изучение одного поможет нам понять другое. Алгоритмы и эвристики К классическим трудам, посвященным созданию искусственного интеллекта, относятся работы Аллена Ньюэлла и нобелевского лауреата Герберта Саймона, которые запрограммировали компьютер на игру в шахматы, формулирование и доказательство теорем в виде символьных последовательностей и решение мировых проблем. Ньюэлл и Саймон заложили в основу своей программы результаты научного исследования, в котором участников просили просто размышлять вслух в процессе поиска решения различных задач. Этот метод размышления вслух выявил множество стратегий, используемых людьми, а Ньюэлл и Саймон перевели их на язык компьютерных программ. С таким обеспечением комью- Глейтман Г., Фридлунд А.., Райсберг Д. Процесс мышления... тер легко решал задачи, которые люди считали легкими, и испытывал трудности с теми задачами, которые казались людям сложными1. При описании используемых людьми стратегий Ньюэлл и Саймон разделили их на два вида: алгоритмы и эвристики. При использовании алгоритмов операции, необходимые для получения решения, выполняются в пошаговом режиме. Если задача имеет решение, алгоритм гарантирует, что это решение будет получено (хотя в некоторых случаях путь к нему очень долгий). Рассмотрим, к примеру, человека, решающего кроссворд и пытающегося подобрать синоним к слову настойчивый, которое подошло бы к следующему формату: _п_рн__. Алгоритм к нахождению этого слова действительно существует: каждая возможная комбинация букв может быть вставлена в четыре свободные клетки и затем полное слово проверено по словарю. Этот процесс обязательно приведет нас к слову упорный, но для этого, возможно, придется проверить около полумиллиона вариантов. Во многих случаях использование алгоритмов слишком замедляет процесс решения, требуя больше времени (и сил), чем задача того заслуживает. Именно поэтому при поиске решения люди часто полагаются на эвристики. Такая стратегия часто помогает быстро получить ответ. Как правило, эвристики срабатывают (в отличие от алгоритмов, которые срабатывают всегда), но иногда становятся причиной ошибки. В кроссворде, например, эвристика позволяет обратить внимание на распространенные сочетания слогов (к примеру, если вторая буква слова — «ф», то первая, скорее всего, окажется гласной). Это полезно, потому что избавляет нас от работы с заведомо бессмысленными комбинациями букв, но в чем-то и рискованно, поскольку ответом может быть редкое слово с необычным произношением. В качестве еще одного примера возьмем врачей, которые ставят диагноз, сначала определив наиболее вероятные варианты и затем проверяя их. Разумеется, это означает, что они могут случайно упустить из вида правильный вариант, но этим риском, вероятно, можно пренебречь: если они будут рассматривать каждый возможный вариант, прежде чем двигаться дальше, то диагноз может быть получен только тогда, когда в нем уже отпадет надобность. Эвристики очень широко распространены. И это разумно, поскольку жизнь коротка, а человеческие возможности ограниченны. Эвристики принимают различные формы, и некоторые из тех стратегий, о которых мы говорили выше, фактически являются эвристическими, включая обратное действие или решение по аналогии. Эвристики никоим образом не гарантируют получение ответа, но они очень часто дают решение задачи и, вероятно, являются более эффективными, чем алгоритмы. 1 См.: Newell A., Simon НА. Human problem solving. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1972. Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания Пределы возможностей искусственного интеллекта Компьютерная аналогия добавила новый увлекательный аспект в изучение когнитивных процессов. Однако в этой области исследователи часто наталкиваются на противоречия. Очевидно, что существующие в настоящее время компьютерные программы имеют довольно ограниченные возможности. Неясным остается то, как интерпретировать эти ограничения. Действительно ли ученые способны создать компьютер, равный по уму человеку? Психологи, философы и программисты активно ищут ответ на этот вопрос. И нам представляется целесообразным сделать краткий обзор тех трудностей, с которыми они сталкиваются. Четко определенные и неопределенные задачи. Четко определенная задача предполагает, что нам с самого начала известно, каким критериям должно удовлетворять ее решение и что существует способ быстрой оценки правильности решения. Так, при игре в шахматы нужно определить, повержен ли король противника. При решении анаграмм вы определяете, составляют ли переставленные буквы такую комбинацию, которая есть в словаре. При ремонте двигателя вы должны ответить на вопрос; заводится ли теперь автомобиль? Однако многие задачи, с которыми сталкиваются люди в своей жизни, не имеют четкой формулировки. Рассмотрим, например, задачу написания хорошего короткого рассказа. Очевидно, что решение этой задачи выражается в словах на бумаге, но довольно трудно выделить, какие еще характеристики должен иметь хороший рассказ. Это относится и к написанию красивой картины, и к планированию удачного отпуска, и к привлечению внимания понравившегося вам человека. В подобных случаях важным шагом является уточнение определенности задачи каким-либо образом — по сути дела, это превращение неопределенной задачи в четко определенную. При решении неопределенной задачи часто помогает правильная расстановка подзадач. Решая одну за другой эти подзадачи, мы постепенно движемся к главной цели. Это означает, что решение задачи большей частью зависит от процесса уточнения и корректирования подзадач, и этот процесс до сих пор находился за пределами досягаемости компьютерных программ. Такие программы хорошо справляются с четко определенными задачами, но оказываются в тупике, сталкиваясь с неопределенными задачами, которые люди решают каждый день. Отсутствие здравого смысла. Многие ученые уверены, что решающее различие между человеческим мозгом и искусственным интеллектом заключается в том факте, что люди обладают здравым смыслом, а компьютеры — нет. Рассмотрим простой пример. Допустим, вы написали компьютерную программу, выполняющую функции секретаря колледжа, такие, как Глейтман Г.. Фридлунд А, Райсберг Д. Процесс мышления… ведение списков учащихся и проставление их отметок. Вы, безусловно, можете ожидать, что программа будет выполнять эту работу лучше, чем человек, — она никогда не пропустит и не потеряет запись. Теперь предположим, вы задаете компьютеру простой вопрос: сколько человек со специализацией по психологии сдали в прошлом семестре курс «Математика»? Компьютер проверит данные и выдаст ответ: «Никто». Этот ответ, вероятнее всего, покажется вам странным и заставит вас подозревать, что будущие психологи страдают каким-то особым расстройством. Но если вы знаете об ограниченности большинства компьютерных программ, то вы зададите компьютеру следующий вопрос: а сколько человек со специализацией по психологии записалось на курс «Математика» в прошлом семестре? Когда компьютер выдаст ответ: «Никто», вы вздохнете с облегчением. И несмотря на ваше облегчение, вы все же почувствуете сильное сомнение относительно компетентности компьютера1. Конечно, программист мог бы закодировать подходящие к данному случаю знания из области здравого смысла, а также для всех других случаев, и заложить эту информацию в компьютер. Однако перспективы такой попытки на данный момент очень туманны. Главная трудность состоит в том, что приложение здравого смысла к конкретной ситуации часто зависит от понимания человеческих намерений и ценностей, а в данный момент мы знаем очень мало о том, как дать компьютеру знания такого рода. Именно поэтому ответ компьютерного секретаря показался спрашивающему странным. Здесь также можно привести в пример компьютерную программу MYCIN, разработанную для помощи врачам при лечении инфекционных болезней. Эта программа рекомендовала не применять некоторые антибиотики для детей до 8 лет по той причине, что антибиотики портят растущие зубы. Врач, очевидно, решит, что эту сторону действия антибиотиков можно не учитывать, если болезнь достаточно серьезна. Это именно тот тип ценностно-ориентированной оценки, которую компьютер сделать не в состоянии. Современные компьютеры могут ответить на очень многие вопросы, но они не могут «понять», почему эти вопросы задаются. Они способны следовать жестким правилам, но не чувствительны к обстоятельствам, которые могут потребовать исключения из этих правил. В этом отношении человеческий интеллект отличается от искусственного, поскольку человеческое мышление обладает таким важным элементом решения задач, как здравый смысл, которого компьютеры еще не имеют и, как считают некоторые, никогда иметь не будут. 1 См.: SperberD., Wilson D. Relevance: Communication and cognition. Oxford: Blackwell, 1986. Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания Решение задачи девяти точек Задача (см. рис. 2) решается при помощи выхода за пределы квадрата, который зрительно образуют 8 точек. Большинство испытуемых не смогли справиться с решением из-за зрительной установки, вызванной концептуальной организацией рисунка Решение задачи со спичками Чтобы составить из шести спичек четыре равносторонних треугольника (см. рис. 3), нужно построить из них трехмерную пирамиду. Большинство испытуемых, решающих задачу, считают, что спички должны лежать в плоскости.
|