Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1 назначение, разновидности и функции складовСтр 1 из 4Следующая ⇒
(Д.Г. Шишкин «Логистика на транспорте» 2006 г.)
Складские объекты представляют собой связующие элементы логистических цепей при продвижении материальных ресурсов как в сфере их производства, так и в сфере потребления. Складские услуги характеризуются высокими затратами труда и времени, и их доля довольно значительна в конечной цене продукции. Складской объект — это обычно здание, сооружение или открытая площадка для приемки сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, их ответственного хранения, учета и выдачи по заказам потребителей. По сути склад представляет собой пространство, в котором размещены материальные ресурсы и где обеспечивается их сохранность по количеству и качеству. Он служит своеобразным компенсатором, сглаживающим неравномерность продвижения ресурсов в отдельных звеньях логистических цепей. Вместе с тем назначение склада состоит не только во временном хранении ресурсов, но и в их преобразовании при передаче из одного звена логистической цепи в другое (смежное) звено. Так, грузовые отправки, выдаваемые со склада, по комплектации и другим характеристикам, как правило, отличаются от отправок, которые приняты на склад.
Современные складские объекты — сложные технические сооружения, выполняющие различные функции, в связи с чем существует большое разнообразие складов. Цель классификации складских объектов состоит в обозначении признаков, характеризующих их участие в формировании и функционировании различных логистических систем, действующих в сферах производства и обращения продукции. Классификация складов возможна по следующим признакам. 1. По формам их принадлежности: • собственные склады компаний; • коммерческие склады; • склады государственных предприятий; • склады муниципальных предприятий. 2.По отношению к участникам логистических систем: • склады производителей; • склады торговых, транспортных, торгово-посреднических предприятий; • склады экспедиторских компаний; • склады посредников. 3.По отношению к базисным функциональным областям логистики: • склады снабжения; • склады производства; • склады сбыта и распределения. 4.По товарной специализации: • универсальные склады или складские комплексы, предназначенные для размещения и складской обработки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции широкой номенклатуры; • специальные склады для размещения и обработки только определенных видов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции (например, склады металлов, угля, зерна, нефтепродуктов, строительных материалов, автозапчастей, продовольственных продуктов, ценных товаров и др.). 5.По конструкции: • закрытые; • крытые; • открытые (платформы, площадки). 6. По размерам: (общей площади, этажности, высоте одноэтажных складов). 7.По температурному и влажностному режимам — для хранения грузов, требующих специального режима (температура и влажность). 8. По технической оснащенности: • механизированные; • комплексно-механизированные; • автоматизированные; • автоматические. 9. По месту расположения и наличию внешних транспортных связей: • пристанционные (находящиеся на территории грузовых железнодорожных станций, открытых для выполнения грузовых операций); • портовые (на территории портов); • промышленные и строительные (расположенные на территориях промышленных предприятий и строек); • торговые (обслуживающие предприятия оптовой и розничной торговли); • сельскохозяйственные (находящиеся на территориях предприятий сельского хозяйства и обслуживающие их нужды); • региональные и глубинные (предназначенные для сбора или распределения товарной продукции и обслуживающие объекты регионов, в том числе удаленные от основных транспортных магистралей). Основные потоки, обрабатываемые на складах, можно разделить на три вида: входной (разгрузка транспортных средств с учетом количества и качества доставляемых материальных ресурсов); внутренний (перемещение ресурсов внутри склада); выходной (погрузка ресурсов на транспортные средства). Функции складов реализуются в процессе выполнения отдельных логистических операций: ü временное хранение материальных ресурсов предусматривает необходимость их временного размещения с учетом обеспечения необходимых условий хранения и возможности изъятия с мест хранения; ü преобразование ресурсов связано с расформированием их партий и формированием других, что требует распаковки и повторного затаривания товарной продукции; ü обеспечение сервиса клиентов. Последовательность комплекса складских операций может быть следующей: - разгрузка транспортных средств; - приемка груза (товара); - размещение в складе на временное хранение (укладка в штабеля, на стеллажи); - внутрискладское перемещение; - подборка груза (товара) из мест хранения; - комплектование отправок; - отгрузка отправок.
В процессе выполнения операций по приемке происходит сверка параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов, корректируется поступающая информация. Операции по отбору, комплектованию грузов (товаров) выполняются с учетом конкретных условий. Склады железнодорожных станций должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к складским сооружениям, но они имеют и некоторые особенности. На них осуществляются операции по переработке и временному хранению грузов от момента их приема к отправлению до погрузки в вагоны и от момента выгрузки прибывшего груза из вагонов до выдачи его грузополучателю (экспедиторской компании). Склады и грузовые площадки размещены таким образом, что к ним обеспечен подъезд с одной стороны автомобильного подвижного состава, а с другой стороны размещен железнодорожный путь для подачи вагонов. Грузовые железнодорожные станции обычно имеют грузовые районы: ü специализированные (контейнерные терминалы или площадки, базы погрузки-выгрузки сыпучих, навалочных, лесных, тяжеловесных и других грузов); ü универсальные (переработка грузов широкой номенклатуры). Универсальные склады общего типа в зависимости от конструкции могут представлять собой: - закрытые здания (для хранения ценных грузов); -крытые грузовые платформы (для хранения менее ценных грузов, но подверженных отрицательному влиянию атмосферных воздействий); -открытые грузовые платформы (для остальных грузов); -открытые площадки (для хранения навалочных, тяжеловесных грузов, оборудования и др., могут быть асфальтированными или бетонированными, оборудованными или необорудованными). Специализация складов грузовых железнодорожных станций зависит от размеров и характера грузопотоков, рода груза и др. Склады предприятий, имеющих подъездные пути, которые примыкают к железнодорожным станциям общего пользования, также должны отвечать определенным требованиям. Технологии этих складов должны быть скоординированы как с производственными технологиями предприятий, так и с технологиями железнодорожных станций. Эффективное функционирование складов зависит от многих факторов, которые можно свести к следующим: рациональное применение всех рычагов управления логистическими процессами на складе; четкая организация грузопереработки; взаимодействие со смежными службами по продвижению товаров через склад (маркетинг, закупка, продажа и др.). Большое значение имеет правильное решение вопросов разработки схемы генерального плана, выбора вида складских зданий, расчета мощности складов с учетом перспектив их развития, выбора оптимальных систем складирования. Решение любой задачи логистики складирования тесно связано с другими задачами и требует системного подхода. Рациональное складирование предполагает: оптимальное размещение товаров на складе и рациональное управление товарными потоками; повышение технологической готовности товаров к потреблению в соответствии с заказами потребителей; совершенствование товарно-денежного обмена, включая реализацию излишков материальных ресурсов, отходов производства, сдачу в аренду площадей и оборудования; рационализацию складирования материальных ресурсов; предоставление транспортно-экспедиторских услуг товаровладельцам.
|