![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3 технология складской обработки грузов
(Д.Г. Шишкин «Логистика на транспорте» 2006 г.)
Для современной мировой экономики характерна тенденция ускорения товарообращения и снижения логистических затрат. Один из «рецептов» реализации этой тенденции проявляется в стремлении сократить число складов на пути продвижения товарно-материальных ресурсов (ТМР) к их потребителям. Однако мировая практика товарообращения показывает, что полностью отказаться от складских услуг как в настоящее время, так и в обозримом будущем невозможно. Необходимо накопление запасов ТМР перед тем как переместить их на значительные расстояния, необходимо распределять ТМР на рынках сбыта, обеспечивать их временное хранение в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой и преобразование потоков ТМР в ходе их продвижения от мест производства к местам потребления. Другими словами, для удовлетворения указанных потребностей нужны склады как объекты логистической инфраструктуры, выполняющие следующие функции: прием и учет поступающих партий ТМР, их размещение для временного хранения в складских зонах, защита от порчи, утраты и естественной убыли, формирование (комплектация) новых партий ТМР и отгрузка потребителям. Важнейшее условие внедрения рациональной складской технологии — минимизация числа складских операций. Это требование базируется на формировании оптимальных грузовых модулей в виде блок-пакетов ТМР на стандартных товароносителях (плоские, стоечные, ящичные поддоны или кассеты). Единые грузовые модули для транспортных и складских звеньев логистических цепей обеспечивают их взаимосвязь, ускоряя и удешевляя продвижение, обработку и учет ТМР. На любом складе существует технологический процесс, которым регламентируется порядок выполнения указанных функций, связанных с ними процедур и операций. Этот порядок отражается в технологических картах. Ими определяются характеристики, условия и этапы выполнения процедур и операций, их содержание, потребные затраты труда и времени, профессиональный состав и число участников, используемые средства труда, правила оформления складской документации и отражение хода работ и затрат в информационной базе данных. Логистический подход, увязывающий все этапы и операции складского процесса, разрабатывается с целью оптимизации применяемых технологий и минимизации затрат. Он должен охватывать как внешние (транспортные), так и внутрискладские перемещения ТМР. Этот процесс получил отражение в структурной схеме на рис. 25. Рис. 25 Логистический процесс перемещения ТМР на складе Склад обычно подразделяется на несколько зон: разгрузки транспортных средств с поступившими ТМР; приемки, контроля ТМР и документации; основного и вспомогательного размещения ТМР; комплектации заказов, оформления отгружаемых по заказам ресурсов; загрузки транспортных средств; зоны административных и подсобных помещений. Примерная схема формирования зон обработки и временного хранения ТМР на складе представлена на рис. 26. Рис. 26 Формирование зон обработки и временного хранения ТМР на складе: 1- железнодорожная рампа (зона разгрузки); 2- зона приемки; 3- зона основного хранения (3а- стеллажного, 3б- штабельного); 4- зона комплектации; 5- автомобильная рампа (зона отгрузки); 6- экспедиция приемки; 7- экспедиция отправления; 8- административные и вспомогательные помещения.
Поступление ТМР на склад предполагает последовательное осуществление операций: подача прибывшего транспортного средства к месту его разгрузки; снятие пломб и замков, выгрузка поступивших ТМР из транспортного средства; осмотр и проверка ТМР, а также сопроводительных документов, обеспечение учета ТМР, их документальное оформление, фиксирование информации в ЭВМ. Отсутствие транспортно-сопроводительных документов, нарушение пломб, недостатки тары и упаковки не могут служить основанием для прекращения или отказа в приемке ТМР на склад. При обнаружении каких-либо повреждений или порчи ТМР при их доставке на склад или в ходе выполнения разгрузочных и складских операций составляется акт. Данные о порче или повреждении ТМР заносятся в транспортную, складскую документацию и в память ЭВМ. Приемка поступивших на склад ТМР производится по их количеству и качеству в соответствии с действующими инструкциями. Если ТМР поступили в исправной таре и упаковке, то их принимают по весу и числу единиц. Поврежденные ТМР или подвергшиеся порче, прибывшие без требуемой документации направляют на временное хранение в специальную (вспомогательную) зону склада до принятия решения по претензии. Менеджеры (операторы) склада обязаны установить: свойства поступивших ТМР, возможность их размещения в тех или иных зонах временного складирования, режим обеспечения сохранности, сроки хранения. Они обязаны также выполнить маркировку всех поступивших на склад ТМР. Внутрискладская грузообработка ТМР предполагает их перемещение между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, далее в зоны основного и вспомогательного хранения, затем в зону комплектации заказов и на погрузочную рампу. Складское оборудование в зонах основного и вспомогательного хранения должно отвечать особенностям и параметрам грузовых единиц ТМР. Для упорядочения хранения используются системы адресного учета, т.е. каждое место хранения должно иметь индивидуальный код. Вместе с тем, для эффективного использования имеющегося складского пространства целесообразно внедрение гибких схем размещения ТМР. Под комиссионированием (комплектацией) следует понимать складские операции по выбору из зон хранения тех ТМР, на которые поступили заказы на отгрузку со склада. При этом операторы склада выполняют следующие функции: отбор ТМР с мест их хранения и доставка в зону комплектации заказа; комплектация формируемых из заказов партий для отгрузки. На складах могут использоваться различные технологии, учитывающие специфические условия временного хранения и грузообработки ТМР. При партионных технологиях каждая партия ТМР поступает на склад по одному документу и размещается отдельно от других партий. При сортовой технологии складирования каждый сорт ТМР также подлежит индивидуальному размещению в складе. Возможна и третья технология складирования — партионно-сортовая, сочетающая в себе обе упомянутые ранее технологии (каждая партия ТМР имеет в складе отдельное место размещения, но внутри партии ТМР располагаются по сортам). При периодическом поступлении на склад одних и тех же ТМР возможны следующие два варианта их отгрузки со склада: Вариант 1 - первыми отгружаются ТМР, завезенные на склад последними. Этот вариант характерен для складов с большими объемами ТМР, но с весьма узкой их номенклатурой. Вариант 2 - предусматривает, что ТМР, поступившие на склад первыми, отгружаются также первыми. Такой вариант применим преимущественно для ТМР с ограниченным сроком годности (скоропортящиеся, пищевые продукты, фармпрепараты, периодические издания и др.) На складах тарно-штучных ТМР используются стеллажи самых разнообразных типов. Нужный тип выбирают, исходя из высоты складских помещений, параметров единиц хранения, видов складской техники, используемой для установки на стеллажи единиц хранения и снятия их со стеллажей. Суммарные логистические затраты на складах включают в себя следующие составляющие: ü расходы, связанные с содержанием, ремонтом и амортизацией складских зданий и сооружений; ü расходы, связанные с содержанием, ремонтом и амортизацией складского оборудования (средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных операций, поддонов, весоизмерительной, упаковочной, вычислительной и организационной, противопожарной техники, мебели, средств оперативной связи и телекоммуникаций); ü затраты по приобретению электроэнергии, топлива, вспомогательных материалов; ü зарплата складского персонала и оплата охранных услуг.
|