Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор и расчет комбинированных посадок
Сопряжение d24 =40 мм [2], с. 28, п. 2.1 Комбинированной посадкой называется такая, в которой поля допусков вала и отверстия заданы в различных системах. Это чаще вызвано тем, что на одной из сопрягаемых поверхностей требуется обеспечить различный характер соединения одновременно нескольких деталей Рассмотрим сопряжение вала промежуточного 74 с зубчатой полумуфтой 50, вала со ступицей червячного колеса 82, вала и втулки 79.
Рисунок 3.1..-Схема сопрягаемых деталей d24=40мм: сопряжение вала промежуточного 74 с зубчатой полумуфтой 50, вала со ступицей червячного колеса 82, вала и втулки 79. 3.1. Выбираем посадку методом аналогов для соединения вала74 с зубчатой полумуфтой 50.Для аналогичных соединений примем посадки [1]ч.1, с 326. Принимаем посадку 40 , как предпочтительную в системе отвер
стия[1]ч.1, с.325
Рисунок 3.2- Схема расположения полей допусков посадки
Принимаем посадку 40 , как предпочтительную в системе отверстия[1]ч.1, с.325
Рисунок 3.3- Схема расположения полей допусков посадки
3.3. Выбираем посадку методом аналогов для соединения вала и втулки 79 Принимаем посадку 40 , как предпочтительную в системе
Рисунок 3.4- Схема расположения полей допусков посадки
В связи с тем, что вал не целесообразно обрабатывать с различными допусками, выбираем наиболее ответственное соединение- ступицу червячного колеса 82, а характер сопряжения сохранить по средним значениям Sc и Nc Определим средний зазор для этой посадки, взяв предельные отклонения для посадки [1]ч.1, табл. 1.27, 1.28 с.84, с.79 40 Номинальный размер dн=Dн=40мм. Верхнее предельное отклонение ES=+0, 030 мм. Нижнее предельное отклонение EI=0. Верхнее предельное отклонениеes=-0, 025мм. Нижнее предельное отклонение ei=-0, 064 мм. Наибольший зазор Smax=ES-ei=0, 030+0, 064=0, 094мм (3.1) Наименьший зазор Smin=EI-es=0+0, 025=0, 025 мм. (3.2)
Средний зазор Sc= мм (3.3) Назначаем постоянное поле допуска для вала ø 40k6, с отклонениями Верхнее предельное отклонение es=0, 018мм. Нижнее предельное отклонение ei=0, 002 мм. [1] табл. 1.29 с.91. Определяем среднее предельное отклонение [1] с.19. формула 1.20
; (3.4) мм. Определяем среднее предельное отклонение для отверстия [1] с.22. формула 1.30а. Ес=Sс+eс. (3.5) Ес=0, 0595+0, 01=0, 0695 мм. По найденному среднему предельному отклонению из таблицы стандартов [1]табл. 1, 36 с. 118 выбираем поле допуска отверстия с близким значением среднего предельного отклонения. Принимаем поле допуска отверстия Е8 со средним предельным отклонением Верхнее предельное отклонение ES=+0, 089мм. Нижнее предельное отклонение EI=+0, 050мм. Среднее предельное отклонение Ec=0, 0695 мм. Рассчитываем полученную комбинированную посадку:
Наибольший предельный размер Dmax=Dн+ES=40+0, 089=40, 089 мм. (3.6) Наименьший предельный размер Dmin=Dн+EI=40+0, 050=40, 050 мм. (3.7) Наибольший предельный размерdmax=dн+es=40+0, 018=40, 018 мм. (3.8) Наименьший предельный размер dmin=dн+ei=40+0, 002=40, 002 мм. (3.9) Наибольший зазор Smax=ES-ei=0, 089-0, 002=0, 032мм. Наименьший зазор Smin=EI-es=0, 050-0, 018=0, 032 мм.
Средний зазор S c= мм.
Рисунок 6.3 - Схема расположения полей допусков посадки
4. Расчёт посадки с натягом Посадки с натягом предназначены для неподвижных неразъемных соединений деталей без дополнительного крепления винтами, гайками, шпонками, штифтами и т.д. Относительная неподвижность деталей при этом достигается за счет напряжений, возникающих в материале сопрягаемых деталей вследствие действия деформаций их контактных поверхностей. Сопряжение d26=95 мм Сопряжение зубчатой полумуфты 49 со ступицей червячного колеса 49. [2], стр. 28, п. 2.1 Исходные данные: мм – номинальный диаметр сопряжения; Т=180 Нм – вращающий момент[2], с. 28, п. 2.1 В качестве материала для обоих деталей берем Сталь 45. Коэффициент трения по стали f=0, 13[1]ч.1, с. 334, табл. 1.104 Модуль упругости ступицы и муфты ED=Ed=2*1011 Коэффициенты Пуассона для ступицы и муфты соответственно: [1]ч.1, с. 334, с.335, табл. 1.106 Предел текучести для стали Па Шероховатость для ступицы и муфты соответственно RaD=1, 6 мм, Rad=0.8 мм [1]ч.1, с. 562, табл. 2.68 Известно примерное соотношение Rz=5Ra, получаем RzD= 8 мкм, Rzd=4 мкм Наружный диаметр ступицы dст = (1.6÷ 1.8)·dнс (4.1) lст = (1.4÷ 1.6)·dнс (4.2)
dст =
lст =1.5*95=142.5 мм Находим величину минимального удельного давления, возникшее на контактируемых поверхностях и необходимых для передачи заданного крутящего момента [1], 1ч, с.361, формула 1.109: (4.3) Рmin- минимальное удельное давление Н/М2; l= lст- длина сопряжения кН. (4.4) Н/м2.
Рассчитываем величину минимального натяга, обеспечивающего неподвижность соединения [4, c.12]: ; (4.5)
СD, Cd- коэффициенты Лямэ, соответственно для втулки и вала. Данные коэффициенты вычисляются по следующим формулам [4, c.12]:
; (4.6) ; (4.7)
d2 = dст =161, 5 мм; d1 =0(т.к ступица сплошная);
;
;
Определяем наименьший допустимый натяг с учетом уменьшения действительного натяга за счет смятия неровностей при запрессовке [4, c.13]:
[ Nmin ] = Nmin расч +1.2· (RzD + Rzd) (4.8) мкм. Рассчитаем максимально допустимое удельное давление [ pmax ], при котором отсутствует пластическая деформация на контактных поверхностях деталей, МПа. По формулам [4, c.13]:
для вала: ; (4.9)
для втулки: ; (4.10)
где σ Td и σ TD – пределы текучести материала вала и втулки, указаны ранее. Па; Па. В качестве [ pmax ] принимаем наименьшее из двух значений, [ pmax ] =132.7 МПа
Находим величину наибольшего расчетного натяга [4, c.13]:
; (4.11) м;
Вычисляем наибольший допустимый натяг с учётом среза и смятия неровностей [4, c.13]: [ Nmax ] = Nmax расч +1, 2· (RzD + Rzd); (4.12)
[ Nmax ] = 34.16+1, 2· (8 + 4) =48.56 мкм.
Из [1], ч.1, с.79, 94 таблицы 1.27 и 1.30 выбираем посадку, удовлетворяющую следующим условиям [4, c.13]:
NmaxТ ≤ [ Nmax ]; (4.13)
NminТ ≤ [ Nmin ]; (4.14)
Принимаем посадку , для которой: Nmax = 33 мкм; Nmin =23 мкм.
Рисунок
Рисунок 4.3 Детали сопряжения
Шероховатости взяты из [2], c.358, рисунок 22.20, отклонения из [2], c.374, рисунок 22.34, такие параметры шероховатости выбраны, так как соединение неподвижное и более точная поверхность ни к чему.
Сопряжение d14=52мм. [2], с.28, П 2.1 Переходные посадки, как правило, используют в неподвижных разъёмных соединениях для центрирования сменных деталей. Выбор переходных посадок зависит от необходимой точности центрирования и легкости сборки и разборки соединения и чаще всего производится по аналогии с известными соединениями. Легкость сборки и разборки соединений с переходными посадками определяется величиной вероятности получения в них зазоров и натягов. При расчете вероятности натягов и зазоров обычно исходят из нормального распределения натягов размеров деталей при изготовлении. Распределение натягов и зазоров в этом случае также будет подчиняться нормальному закону, а вероятности их получения определяется с помощью интегральной функции. Проведем расчет переходной посадки для сопряжения промежуточного вала 18 и зубчатого колеса 15. Для данного соединения выбираем посадку типа [1] ч.1, с.79, с 91: 52 1)Выбираем посадку и определяем предельные отклонения, допуски размеров сопрягаемых поверхностей и значения среднего натяга(зазора): Размерные параметры отверстия [1] ч.1, с 79: 52 H 7 . Номинальный размер D n=52мм. Верхнее предельное отклонение ES =+0.03 мм. Нижнее предельное отклонение EI = 0мм. Среднее предельное отклонение E m= = мм. (5.1) Наибольший предельный размер D max= D n+ ES =52+0.03=52.03 мм. (5.2) Наименьший предельный размер D min= D n+ EI =52+0=52мм. (5.3)
Средний предельный размер D m= мм. (5.4) TD = D max– D min= ES – EI =52, 03– 52=0.03мм Размерные параметры вала[1] ч.1, с.91: 52n 6 .
Номинальный размер d n=52мм. Верхнее предельное отклонение es =+0.039мм.
Среднее предельное отклонение e m= = мм. (5.5) Наибольший предельный размер d max= d n+ es =52+0.039=52.039 мм (5.6) Наименьший предельный размер d min= d n+ ei =52+0.02=52.02 мм. (5.7) Средний предельный размер: d m= мм. (5.8) Допуск размера Td = d max− d min= es − ei =0.039-0.02=0.019 мм. (5.9) Характеристики сопряжения: Наименьший зазор S min= EI – es =0–0.039=-0.039мм. (5.10) Наибольший зазор S max= ES – ei =0.03-0.02=+0.01мм. (5.11) Средний зазор S m= мм. (5.12) Допуск зазора TS = S max– S min=0.01-(-0, 039)=0.49мм. (5.14) Наименьший натяг N min= ei − ES =0.02 − 0.03= 0.01мм. (5.15) Наибольший натяг N max= es − EI = 0.039− 0=0.039мм. (5.16) Средний натяг N m= мм. (5.16)
Допуск натяга TN = N max− N min= 0, 039–0, 01= 0.029мм. (5.17)
2)Определяем среднеквадратичное отклонение натяга: мм (5.18) 3)Рассчитываем предел интегрирования, равный: (5.19)
4)Из таблицы 1.1[ч.1, с. 12] по найденному значению z определяем функцию Ф(z). Ф(z)=0.4999997 5)Рассчитываем вероятность получения натягов(или процент натягов) и вероятность получения зазоров(процент получения зазоров) , при z> 0 (5.20) , при z< 0 (5.21) 6)Определяем максимально вероятные натяг и зазор мм (5.22) мм (5.23)
Рисунок 5.1 Схема вероятности получения зазоров и натягов
Рисунок 5.2 Схема взаимного расположения полей допусков
Рисунок 5.3. Детали сопряжения
|