Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первичные документы для железнодорожного транспорта
При заключении договора перевозки груза железнодорожным транспортом в соответствии с п.30 Устава железнодорожного транспорта общего пользования Республики Беларусь грузоотправитель обязан предоставить на каждую отправку груза накладную, а перевозчик (железная дорога) в подтверждение приема груза выдает ему квитанцию о приеме груза, а также оформляется дорожная ведомость, которая сопровождает груз. Накладная – основной первичный перевозочный документ, сопровождающий груз до станции назначения. Составляется на имя определенного грузополучателя, т.е. является именным документом. Накладная заполняется отправителем на каждую отправку и при выдаче груза выдается грузополучателю. Накладная является одновременно юридическим и расчетным документом, поэтому заполнять накладную следует без подчисток и помарок, а изменения информации, содержащейся в накладной, должны заверяться подписью работника дороги и штемпелем станции. Дорожная ведомость – документ расчетно-финансового значения – составляется на основании накладной и содержит информацию о сроке доставки груза, сопровождает груз на всем пути следования, включая переход с дороги на дорогу. Но дорожная ведомость не является копией накладной, она содержит данные, дополнительные к тем, которые имеются в накладной. По информации, содержащейся в дорожной ведомости, определяют выполненный дорогами объем перевозок, доходы от них, правильность расчетов, выполнение сроков доставки грузов. В дорожной ведомости грузополучатель расписывается в получении груза. Она содержит отметки о переадресации груза, о требованиях по составлению коммерческих актов при ненадлежащем исполнении перевозчиком своих обязательств. После выдачи груза с накладной получателю дорожная ведомость остается у перевозчика как важный отчетный документ. Перечисленные признаки позволяют и дорожную ведомость считать перевозочным документом. Квитанция о приеме груза – документ, который подтверждает прием грузовой станцией груза к перевозке от отправителя и предоставляет право распоряжения грузом в пути. Данный документ служит основанием для списания отгруженной продукции в бухгалтерском учете грузоотправителя. Квитанция выдается железнодорожной станцией, принявшей к перевозке груз по накладной под роспись грузовладельца в корешке дорожной ведомости, и служит основанием для выдачи ее владельцу груза в пункте назначения. При утрате накладной с помощью квитанции можно подтвердить как факт заключения договора перевозки, так и его содержание. Корешок дорожной ведомости – документ, посредством которого рассчитывается провозная плата за перевозку при централизованных расчетах и для учета и отчетности о выполнении плана перевозок. Вагонный лист – еще один из первичных документов. Его составляют на каждый загруженный вагон. Если накладная – документ, подтверждающий заключение договора перевозки, а дорожная ведомость – документ, сопровождающий груз в пути следования, то вагонный лист служит для оценки работы железнодорожного транспорта. Накладная и дорожная ведомости отправляются вместе с грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписывается в дорожной ведомости. Основным документом для учета работы железнодорожного транспорта является корешок дорожной ведомости, который остается у перевозчика (железной дороги). Накладная должна содержать следующие реквизиты: - штемпель или другое обозначение, удостоверяющее принятие товара перевозчиком или его представителем к перевозке; - дата принятия груза к перевозке, которой считается дата выдачи накладной или дата штемпеля на накладной; - номер вагона (контейнера); - место отгрузки, место назначения и путь следования груза; - наименование груза; - род упаковки; - количество мест, масса груза; - наименование отправителя, его адрес и подпись; - наименование получателя, его адрес. Эти же данные заносятся и в остальные вышеупомянутые документы. Форма накладных и других перевозочных документов, порядок их заполнения устанавливаются правилами перевозки грузов. При перевозке массовых грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов, может составляться одна накладная на целый маршрут или группу вагонов, а также на комплект контейнеров. Железнодорожные станции выдают грузоотправителям бланки перевозочных документов за плату, указанную в Тарифном руководстве № 1 Белорусской железной дороги, утвержденном постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 8 января 2002 г. № 3 (с изменениями и дополнениями). Грузоотправитель несет предусмотренную Уставом и другими актами законодательства Республики Беларусь имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в накладную, а также за последствия, возникшие из-за указанных им в накладной недостоверных, неточных или неполных сведений. В соответствии с п. 31 Устава предприятия Белорусской железной дороги имеют право проверять правильность сведений, указанных грузоотправителем в накладной, в т.ч. производить выборочную проверку массы груза. Перевозки грузов во внутриреспубликанском сообщении повагонными, мелкими отправками, а также порожних вагонов, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям или арендованных ими, оформляются накладной формы ГУ-29-О. Грузоотправитель заполняет следующие графы накладной: - станция и дорога назначения; - точное и полное наименование отправителя и получателя, их почтовый адрес; - знаки и марки отправителя на грузовых местах; - количество мест; - масса груза (если она определена отправителем); - наименование груза в соответствии с применяемой на железнодорожном транспорте номенклатурой грузов и др. Некоторые графы железнодорожной накладной заполняет станция отправления груза: - ее номер; - расстояние перевозки; - провозную плату и сумму сборов, взысканных по накладной, а также другие сведения, предусмотренные правилами оформления перевозочных документов. Вместе с тем при использовании железнодорожной накладной возникает одна проблема - в данном документе отсутствует графа с оценкой в денежном выражении проводимой хозяйственной операции. Статья 9 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» определяет, что факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, если он составлен по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Первичные учетные документы, формы которых нет в этих альбомах, должны иметь следующие обязательные реквизиты: содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценка в натуральных, количественных и денежных показателях. Таким образом, железнодорожная накладная не является достаточным документом для отражения в учете факта отгрузки/получения продукции. Наряду с железнодорожной накладной представляется возможным рассматривать в качестве первичного учетного документа, оформляемого при транспортировке продукции покупателю железнодорожным транспортом, товарную накладную формы ТН-2, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 г. № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная», ТН-2 «Товарная накладная» и инструкций по их заполнению». Товарная накладная формы ТН-2 выписывается продавцом и содержит как количественную, так и денежную оценку отгруженной продукции с реквизитами по налогу на добавленную стоимость в соответствии с условиями договора, заключенного сторонами. Первый экземпляр товарной накладной формы ТН-2 направляется грузоотправителем грузополучателю вместе с документами, сопровождающими груз, по железной дороге, либо почтой, либо нарочным. Второй экземпляр остается в делопроизводстве грузоотправителя. В строке «Кому выданы товарно-материальные ценности» в этом случае указывается: «По железной дороге», а также номер и дата железнодорожной накладной. Строки «Товар получил», «Указанный товар сдал», «Принятое количество и стоимость товара», «Принял» в экземпляре грузоотправителя не заполняются. При перевозках грузов в международном грузовом сообщении между странами СНГ, Прибалтики и рядом других стран применяется международная накладная соответствующего международного соглашения (СМГС – Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении). Основное содержание накладной СМГС: - полное наименование отправителя и получателя; - название станции назначения и пограничных станций; - наименование груза в соответствии с применяемой на железнодорожном транспорте номенклатурой грузов; - оплата за перевозку (указание юридических лиц, осуществляющих оплату провозных платежей по всем железным дорогам следования груза) и др. Кроме того, при перевозке грузов на экспорт грузоотправитель обязан приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных, пограничных, карантинных и других процедур на всем пути следования груза, при необходимости прикладывается сертификат, спецификация и др. Перечень сопроводительных документов, приложенных к накладной указывается грузоотправителем в графе «Документы, приложенные отправителем». Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении жестко регламентированы форма и правила заполнения накладной СМГС и других перевозочных документов (ст.7 «Накладная» и приложение 12.5 «Пояснения по заполнению накладной СМГС). По прибытии груза на станцию назначения в железнодорожной накладной ставится штемпель данной станции с датой получения груза. Этим удостоверяется надлежащее или ненадлежащее выполнение перевозчиком обязанности по доставке груза в срок. При ненадлежащем выполнении перевозчиком его обязанностей составляется коммерческий акт. Кроме коммерческого акта часто составляется акт общей формы, который служит для подтверждения таких фактов как: · утрата перевозочных документов; · задержка вагонов на различных этапах перевозки; · подача под погрузку неочищенных вагонов, цистерн и т. п.; · отсутствие запирающих устройств на вагоне, контейнере; · обнаружение в пути следования неисправности вагонов и т. д. Правила составления актов четко регламентированы. Коммерческий акт необходимо составлять для удостоверения следующих обстоятельств: - несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной; - обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза; - повреждение или порча груза; - возвращение перевозчику похищенного груза. Коммерческий акт должен быть составлен в день выгрузки груза или, в крайнем случае, в течение следующих суток. Проверка груза должна проводиться в процессе или непосредственно после выгрузки груза. Перевозки в европейских странах, не участвующих в соглашении СМГС, регулируются другим международным соглашением - «Конвенцией по международным грузовым перевозкам» (КОТИФ), где существует своя форма накладной – ЦИМ. Поэтому международные перевозки Европа – СНГ – Европа проходят с соответствующим переоформлением на пограничных станциях, международных железнодорожных накладных (накладная ЦИМ – накладная СМГС и наоборот). При активном участии специалистов Белорусской железной дороги была разработана единая унифицированная накладная ЦИМ/СМГС, позволяющая осуществлять перевозки на всем пути следования по одной накладной без переоформления. Применение накладной ЦИМ/СМГС может сократить срок доставки грузов на 12-20 час. И снизить стоимость перевозки примерно на 30 евро за счет исключения из логистической цепи операций по переоформлению накладной ЦИМ на накладные СМГС (и наоборот) на пограничных станциях. Большинство контейнерных перевозок в Беларуси, в частности, через погранпереход Брест – Тересполь, Польша уже осуществляется по унифицированной накладной ЦИМ/СМГС.
4. Первичные документы при отправке груза автомобильным транспортом.
4.1. Товарно-транспортная накладная ТТН-1 При автомобильных перевозках согласно ст.47 Устава автомобильного транспорта грузоотправитель должен представит автотранспортной организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную ТТН-1, являющуюся основным перевозочным документом. Без нее грузы к перевозке не принимаются. При перевозках грузов нетоварного характера (грунт, песок) оформляются также акты замера или взвешивания. При этом следует отметить, что накладная составляется не в произвольной форме. Для внутриреспубликанских договоров перевозки утвержден бланк товарно-транспортной накладной и правила ее заполнения (Постановление Министерства финансов РБ от 18 декабря 2008 г. N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная», ТН-2 «Товарная накладная» и инструкций по их заполнению». Заполнение накладной ТТН-1 производится с учетом Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 173, 5/27990). Накладная ТТН-1 оформляется грузоотправителем в четырех экземплярах: - первый, третий и четвертый экземпляры передаются водителю, экспедитору либо другому лицу, принявшему товар к перевозке (далее – водитель), при этом первый экземпляр предназначен грузополучателю и является основанием для оприходования товара; - второй экземпляр остается у грузоотправителя и является основанием для списания товара с учета; - третий и четвертый экземпляры предназначены перевозчику, при этом третий является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги, а четвертый является основанием для учета транспортной работы. Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько партий товаров в адрес нескольких грузополучателей, накладная ТТН-1 выписывается каждому грузополучателю в отдельности. Товарно-транспортная накладная — документ, подтверждающий заключение договора перевозки, характеризующий перевозимый груз, место его погрузки и разгрузки, протяженность маршрута перевозки и содержащий отметки грузоотправителя и грузополучателя. Основные реквизиты ТТН-1: - наименование грузоотправителя и грузополучателя; - гос. номер транспортного средства, на котором осуществляется перевозка груза (автомобиля/прицепа, седельного тягача/полуприцепа и т.п.); - владелец (собственник) автотранспортного средства; - основание отпуска (дата и номер документа, являющегося основанием для отгрузки товара-договора, контракта, приказа, распоряжения, заявки или другого документа); - пункт погрузки и пункт разгрузки; - цена единицы товара и стоимость перевозимого груза с НДС; - количество грузовых мест, масса груза Товарно-транспортная накладная может содержать также дополнительные данные: - указание, что перегрузка в процессе перевозки не разрешается; - платежи, которые обязан осуществить отправитель; - сумма, подлежащая оплате при сдаче груза к перевозке; - объявленная стоимость груза; - согласованный сторонами договора срок, в течение которого осуществляется перевозка; - перечень документов, переданных перевозчику отправителем груза.
|