![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Документы смешанной перевозки грузов ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия различных видов транспорта – железнодорожного, водного (морского, речного), воздушного, автомобильного. Наиболее широко распространены перевозки грузов железнодорожно-водным сообщением. В их осуществлении железная дорога и водные пути сообщения выступают как единая транспортная сеть, связывающая районы, тяготеющие к станциям, портам и пристаням, включенным в прямое смешанное сообщение. Перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа – накладной, в которой кроме обычных данных указывается: - скорость, с которой должен следовать груз отдельно по каждому виду транспорта; - пункты перевалки груза с одного вида транспорта на другой. Накладные на грузы, отправляемые с пристаней и портов, составляются на каждую отдельную партия, исходя из грузоподъемности четырехосных вагонов с учетом действующих технических норм загрузки. Массовые навалочные грузы, следующие в адрес одного грузополучателя и через один пункт перевалки, можно отправлять из портов или пристани, по одной судовой накладной. Дорожную ведомость составляют с одной копией при однократной передаче груза с одного транспорта на другой, в двумя копиями – при двукратной передаче. Оригинал дорожной ведомости следует с грузом до пункта назначения, а копии остаются в пунктах перевалки у сдающей стороны. Грузы и перевозочные документы в пунктах перевалки передаются с одного вида транспорта на другой по передаточным ведомостям, которая составляет сдающая сторона в четырех экземплярах (два для водного, два для железнодорожного транспорта). Передаточная ведомость представляет собой правовой документ, отражающий движение груза в процессе его перевалки. На всех экземплярах передаточной ведомости сдающая и принимающая стороны обязаны расписаться и поставить календарные штемпеля. В случае обнаружения при передаче недостачи или повреждения груза сдающая сторона с участием принимающей стороны составляют коммерческий акт, дата составления и номер которого указываются в передаточной ведомости. Развитие международных смешанных перевозок способствовало появлению среди участников перевозочного процесса оператора смешанных перевозок, который стал по сути ключевой фигурой. У него весьма широкий круг полномочий. Пользуясь приемами транспортной логистики, оператор реализует системный подход к организации и осуществлению доставки груза в пункт назначения. Он берет на себя: 1) проработку оптимального маршрута следования груза, 2) выбор видов транспорта, конкретных перевозчиков, способов транспортировки, 3) оформление всех необходимых документов, 4) осуществление погрузки-выгрузки груза, перевалочных работ, Более того, оператор может сам выполнить часть перевозки или всю перевозку. Организуя смешанную перевозку, оператор выдает единый транспортный документ на весь путь следования груза и берет на себя ответственность перед грузовладельцем в связи с перевозкой. Оператор заключает договор смешанной перевозки с грузовладельцем. Этот договор охватывает весь процесс перевозки – от приема груза оператором для отправки до его выдачи получателю. По нему транспортные операции может выполнять как сам оператор, так и привлекаемый им перевозчик. Таким образом, по договору смешанной перевозки грузовладелец состоит в правоотношениях с оператором, а не с конкретным перевозчиком. Оформление документов смешанной перевозки регламентируется «Унифицированными правилами в отношении документации на смешанные перевозки», разработанными в 1975 г. Международной торговой палатой. Документ смешанной перевозки выполняет следующие функции: - подтверждает наличие договора; - является распиской в получении груза; - выполняет функции товарораспорядительного документа. Развитие международных смешанных перевозок повлекло за собой разработку и совершенствование транспортных документов, связанных с этим видом перевозок. Предпочтение было отдано коносаменту и его модификациям, поскольку на практике базовым среди видов транспорта, используемых в смешанных перевозках, стал морской транспорт. За основу был взят прямой (сквозной) коносамент, который после внесенных изменений приобрел форму прямого смешанного коносамента. В него дополнительно были включены положения о порядке передачи груза в портах перевалки и условия ответственности перевозчиков других видов транспорта. Международные транспортные организации активно включились в разработку проформ прямых смешанных коносаментов. Лидерами в разработке транспортных документов смешанных перевозок стали Балтийская и Международная морская конференция (БИМКО) и Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА). БИМКО в разработке проформ прямого смешанного коносамента опиралась на положения Проекта Соглашения о международных смешанных перевозках грузов. ФИАТА совместно с Международной торговой палатой (МТП) создали проформу сквозного коносамента и разработали условия оборотного коносамента в смешанных перевозках. Параллельно шла работа по созданию новых проформ для смешанных перевозок. БИМКО при участии ИНСА (Международной ассоциации судовладельцев) и МТП разработала и ввела в практику новую проформу для смешанных перевозок, которая стала называться документом смешанной перевозки – «Комбидок». Позднее ЮНКТАД разработал другой вариант документа смешанной перевозки – «Мультидок». Типовое содержание документа смешанной перевозки включает следующие данные:
В документ смешанной перевозки по соглашению сторон могут быть включены иные данные. В последнее время наибольшее распространение получил коносамент комбинированной (мультимодальной) перевозки (FBL), инициатором разработки которого стала ФИАТА. Последняя его проформа была опубликована ФИАТА в 1994 году под наименованием “коносамент перевозки груза в смешанном сообщении”. Активное применение этого документа объясняется тем, что он в наибольшей степени отвечает основным положениям Конвенции о международных смешанныхперевозках грузов1980 года, Правилам ЮНКТАД/МТП и Стандартным условиям оборотного коносамента перевозки груза в смешанном сообщении. Помимо типовых данных оригинал коносамента дополнительно включает такие реквизиты, как его номер, код страны, эмблемы МТП и ФИАТА, логотип оператора с указанием сведений о нем. Оригинал коносамента перевозки груза в смешанном сообщении, как правило, выписывается в трех экземплярах. Распределяются они между грузоотправителем, грузополучателем и оператором. Таким образом, хотя в мировой практике транспортной деятельности нет единого документа смешанной перевозки, международные транспортные организации прилагают немало усилий к унификации и совершенствованию существующих проформ и созданию новых. В недалекой перспективе можно ожидать разработки оптимального образца такого документа.
|