Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования Германа Эббингауза






Известно, что Оббннгауз был первым психологом, изучавшим изменения памяти но времени. Оббннгауз был очень тонким и опытным экспериментато­ром. Он составил бессмысленные стогн (2.400 слогом, но Вудвортсу1) для заучи­вания и, выбирая их наугад и образуя из них ряды, использовал их в своих опытах. Для того чтобы установить спою знаменитую кривую забывания, он научил около 1200 рядов по 13 слогов в каждом; он прочитывал каждый ряд и ритме метронома (скорость 2, 5 с на каждый слог) до тех пор, пока не мог дважды быстро и без заминки воспроизвести его по памяти; затем, после 15-секундного перерыва, он приступал к заучиванию следующего ряда и т.д. Таким образом, в течение каждого сеанса пи заучииал 8 рядов слогов.

После определенного перерыва он вновь заучивал этот же материал до достижения (для каждого из 8 рядов) первоначального критерия науче-

1 См.: Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М.: Издательство иностранной литературы, 1950.



Рис. 3. Кривая сохранения, полученная Эббингаузом методом сбережения при повторном заучивании1

 

ния. Единицей измерении, по отношению к которой Эббингауз определял величину сбережения при повторном заучивании, было общее время зау­чивания всех 8 рядов слогов (за вычетом 15-секундных пауз). Определяя каждый необходимый для построения кривой временной интервал, он мно­гократно повторял эксперимент, заучивая различные ряды слогов.

Па кривой (рис. 3) представлены полученные им изменения величи­ны сбережения: видно, что эффективность сохранения быстро уменьшается в течение Первого часа после окончания заучивания; затем это быстрое падение сменяется сильно выраженной фазой замедления, во время кото­рой наклон кривой постепенно становится все слабее и наконец совсем незначительным.

Многочисленные экспериментальные исследования подтвердили характер кривой Эббингауза как кривой с отрицательным ускорением, хотя в некоторых пунктах между Эббингаузом и его последователями существуют разногласия, особенно в отношении скорости и величины первоначального спада кривой2 и времени его начала3. По-видимому, эти разногласия объясняются лишь относительной разнородностью экспери­ментов, а именно различиями в условиях эксперимента, запоминаемом материале и индивидуальных особенностях испытуемых.

Наиболее обоснованное, на наш взгляд, возражение было сфор­мулировано в адрес исследований Эббингауза Пьероном в 1913 г.4.Это

 

1 См.: Ebbinghaus H. Ober das Gedachtnis: Untersuchungen zur Experimentellen Psychologie. Leipzig: Dunker and Humblot, 1885.

2 См.: Finkenbinder E. The curve of forgetting // Amer. J. Psychol. 1913. Vol. 24. P. 8-32; Luh C. The conditions of retention /./ Psychol. Monogr. 1922. Vol. 31. K; 142; Boreas Th. Experimental studies on memory: II. The rate of forgetting // Praktica de l'Acad. d'Athcnes. 1930. Vol. 5.

3 См.: Piiron H. Recherches expcrimentales sur les phenomenes de memoire // Annce psychol. 1913. Vol. 19. P. 91-193.

1 См. там же.


Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] 71

 

 

возражение помимо использованного метода касается изменений памяти в период, следующий непосредственно за окончанием заучивания. Как уже отмечалось, Эббингауз заучивал за каждый сеанс 8 рядов по 13 слогов. По существу, каждый из этих рядов подвергался воздействию многочислен­ных интерференции, вызываемых заучиванием других рядов; этим объяс­няется тот факт, что после окончания заучивания восьмого ряда элементы первых рядов уже не могли быть припомнены. Причиной быстрого и зна­чительного спада кривой, начинающегося непосредственно после заучива­ния, может быть тормозящее действие этих интерференции, возникающих при последовательном заучивании однотипного материала.

Для подтверждения этого положения Пьерон поставил эксперимент, в котором заучивались 5 различных рядов, составленных из 50 цифр (10 цифр от 0 до 9, повторенных 5 раз и расположенных в разном порядке). Повторное заучивание осуществлялось через 7, 14, 28, 60 и 120 дней, причем для каждого интервала заучивался один л тот же ряд.

В эксперименте участвовал только один испытуемый, он заучивал материал посредством последовательных чтении ряда с 2-минутными интервалами, во время которых испытуемый пытался частично воспро­извести запомненное. Эксперимент продолжался до достижения крите­рия первого безошибочного воспроизведения (60 цифр, воспроизведен­ных в заданном порядке). Затем, по истечении соответствующего време­ни, испытуемый точно таким же образом вновь заучивал данный ряд, предварительно воспроизведя ещё сохранившиеся в памяти цифры.

Интересно сравнить результаты, полученные Пьероном (рис. 4), с результатами Эббингауза (рис. 3)1. В то время как в эксперименте Эббин-

 

 

 
 

 


 

1 При сравнении необходимо учитывать разницу масштаба временных осей. (Приме­чание редакторов-составителей.)

2 См.: Peron H. Recherehes experimentales sur les ph6nomenes de memoire // Annee psychol. 1913. Vol. 19. P. 178.

Интересно сравнить результаты, полученные Иьероном (рис. 4), с результатами Эббингауза (рис. З)1. В то время как в эксперименте Эббин-



Тема 19. Психология памяти


гауза снижение сохранения начиналось сразу же после окончания зау­чивания и быстро прогрессировало, в исследовании Пьерона была выяв­лена фаза, в течение которой не наблюдалось заметных изменений в со­хранении заученного, и лишь после этого эффективность запоминания уменьшалась вначале быстро, а затем все более замедленно, и кривая приобретала вид гиперболической кривой с отрицательным ускорением. Результаты Пьерона являются более приемлемыми, чем результаты Эб-бингауза, поскольку они лучше согласуются с феноменами реминисцен­ции и с теми исследованиями, в которых было показано, что для весь­ма различных задач при широком диапазоне экспериментальных усло­вий снижение сохранения не начинается сразу же после заучивания, как это утверждал Эббингауз. <...>


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал