![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пределы искажений памяти
Итак, память — это не пассивное вместилище нашего опыта, с устройством, записывающим дни нашей жизни и позволяющим затем прокручивать эту запись. Память — это совокупность активных процессов, начиная с первоначальной обработки и запоминания и заканчивая реконструкцией и интерпретацией, которые неосознанно использует человек, чтобы заполнить пробелы в своих воспоминаниях. Существует множество вариантов того, как могут быть искажены воспоминания, но искажения имеют место далеко не всегда. В конце концов, мы помним массу деталей своего опыта, и они сохраняются в памяти достаточно длительное время. Даже когда человек действительно ошибается, при адекватной проверке и соответствующих ключах он вполне способен вспомнить то, что действительно имело место2. Словом, нашу память нельзя назвать ни совершенно искаженной, ни совершенно безгрешной. Теория памяти как записывающего устройства ошибочна, равно как и предположение о том, что все наши воспоминания являются измененными и искаженными. Во многом память аналогична восприятию. И на память и на восприятие оказывают влияние процессы, направленные как снизу вверх, так и сверху вниз. Перцепция без соотнесения образа с поступающими стимулами — не более чем продолжающаяся галлюцинация. Также и память представляет собой бесконечно длящееся заблуждение, в рамках которого вспоминаемое нами прошлое постоянно конструируется и реконструируется, чтобы соответствовать схемам, которым следует человек в данный момент времени. Иными словами, и в памяти и в восприятии процессы, направленные снизу вверх, имеют чрезвычайно важное значение. 1 См.: Loftus E.F., Loftus G.R. On the permanence of stored information in the human 2 См.: Alba J.W., Hasher W. Is memory schematic? // Psychological Bulletin. 1983. Тема 19. Психология памяти Использование схем (процесс, направленный сверху вниз) имеет ряд недостатков, поскольку приводит к искажениям памяти. Но оно имеет и ряд преимуществ. Наши когнитивные возможности ограниченны; существует не так много того, что мы можем запомнить, сохранить в памяти и воспроизвести. Поэтому мы вынуждены использовать схемы, чтобы упорядочить мир, который мы воспринимаем и переосмысливаем. Рациональные приемы оказывают нам добрую службу, помогая понимать и запоминать то, что происходит вокруг. Однако следует помнить, что иногда они оборачиваются невыигрышной стороной, приводя к иллюзиям и ошибкам. <...>
|