![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научение и приобретение знания
Наращивание, перестройка и настройка. Учиться можно путем постепенного наращивания информации, тонкой настройки уже имеющихся у нас представлений и перестройки наличного знания. Мы считаем полезным различать эти три качественно отличных способа научения. 1 Модификация — видоизменение, преобразование чего-либо, характеризующееся появлением новых свойств. (Примечапие редакторов-составителей.) 2 См.: Noman D.A., Rumelhart D.E. and the LNR Research Group. Exploration in Cognition. San Francisco: W.H. Freeman, 1975. Хотя мы не готовы к тому, чтобы предложить образцовую и строгую классификацию научения, позвольте нам без формальностей рассуждать так, как будто мы действительно можем развести научение мо категориям наращивания, настройки и перестройки. Научение путем наращивания (accretion) является обычным видом научения в реальных условиях, путем повседневного накопления информации, которым занимается большинство из нас. Приобретение воспоминаний о событиях прошедшего дня представляет собой всего лишь накопление информации в памяти. Новая группа фактов только увеличивает базу личного знания. Наращивание — это обычное научение, исследуемое психологами больше всего. В качестве примеров научения путем наращивания можно привести заучивание рядов слов, дат, имен президентов, телефонных номеров и тому подобных вещей. Возможно, что такое научение происходит путем соответствующего предъявления понятий. которые надо усвоить, с прохождением обычных стадий обработки информации, преобразующей приобретаемую информацию в некоторую соответствующую репрезентацию памяти. Затем эта информация добавляется к базе данных личного знания. В этом случае в самой системе обработки никаких структурных изменений не происходит. Существенно более важным видом научения является научение путем настройки (tuning). Оно включает в себя действительное изменение категорий, используемых для интерпретации новой информации. Следовательно, настройка включает в себя не только добавление к нашей базе данных. Возможно, что в уже разработанной группе категорий интерпретации (ниже мы назовем их схемами), эти категории подвергаются непрерывной настройке и незначительной модификации, чтобы соответствовать предъявляемым к ним функциональным требованиям. Так, например, когда мы впервые учимся печатать на машинке, мы разрабатываем группу программ ответов, выполняющих данное задание. Мы печатаем вес лучше и лучше, действуя более легко и эффективно, по мере того как эти программы настраиваются на выполнение задания. В другом примере, предположительно сходное явление наблюдается тогда. когда маленький ребенок узнает, что не все животные являются «собачками». Мало-помалу схема «собачки» меняется соответственно действительным требованиям, предъявляемым к системе интерпретации. Но еще более важным (и трудным) процессом является научение путем перестройки (restructuring). Перестройка происходит при разработке новых структур, интерпретирующих новую информацию и при навязывании новой организации уже имеющимся структурам. В дальнейшем эти новые структуры предоставляют возможность новых интерпретаций прежнего знания, различного доступа к этим знаниям (обычно в лучшую сторону), изменений в интерпретации и, как следствие, в приобретении нового знания. Перестройка совершается в большинстве случаев посте приложения усилий в течение значительного времени. Она, вероятно, требует первоначального накопления некоторой критической массы информации. Необходимость в перестройке отчасти обусловлена большим объемом и беспорядочностью накопленного знания. Мы находимся под впечатлением того факта, что действительное изучение происходит не в течение нескольких часов, а на протяжении ряды лет. Большую часть этого времени занимает медленное наращивание знания. Необходимо приобрести множество знаний, установить связи между ними и согласованным образом расположить это множество в общей сети знания, уже имеющегося в памяти учащегося1. Но кроме того, значительное время должно быть потрачено на разработку соответствующей организации памяти, т.е. на развитие наличных структур (настройка) и создание новых структур (перестройка). Такое научение требует новых структур. В действительности, поворотный пункт научения зачастую состоит не в накоплении знаний, а в формировании новых структур. При возникновении новых структур учащийся может утверждать, что «понимает» материал и нередко это означает успешное достижение конечного пункта процесса научения. Вероятно, что необходимой предпосылкой перестройки является наращивание информации. Новые структуры опираются на задел воспоминаний и прошлого опыта. Заметим, что научение выполнению большинства заданий происходит на фоне длительной учебы. В сферах интеллектуальной деятельности мы рассчитываем, что учащийся потратит многие годы на обучение в университете, затем в аспирантуре и будет учиться после того, как получит ученую степень или станет «подающим надежды молодым ученым». Надо полагать, что приобретение интеллектуальных знаний продолжается до конца жизни ученого. Сходные периоды времени занимает научение умениям. Об этом говорят результаты классического, по нашему мнению, исследования крутильщиков сигар, проведенного Кроссманом. Производительность рабочих улучшалась на протяжении, по меньшей мере, десяти лет, в течение которых каждый крутильщик изготовил около 20 миллионов сигар2. Лабораторные исследования выполнения заданий на время реакции показывают непрерывное улучшение на протяжении, по меньшей мере, 75 тысяч проб3. Подобные цифры могут получиться и для научения таким умениям, как овладение иностранным языком, психологией, игрой в шахматы и другими видами спорта. Люди, серьезно выполняющие задачу научения в какой-то области, будь то интеллектуальная деятельность 1 См.: Norman DA. Learning complex topics // American Scientist, in press. - См.: Crossman E.R., F.W. A theory of the acquisition of speed-skill // Ergonomics. 1959. Vol. 2. P. 153-166. 3 См.: Seibel R. Discriminative reaction time for a 1, 023-alternativetask // Journal of Exporinsontal Psychology. 1963. Vol. 66. P. 215 -226. или моторное умение (разница между ними не столь велика, как некто мог бы предположить) будут непрерывно совершенствоваться даже после нескольких лет обучения. В связи с этим Фиттс говорит следующее: «Тот факт, что продуктивность выходит на уровень плато, может быть следствием как эффектов физиологического созревания и/или потери мотивации, так и достижения действительной асимптоты или предела в способности дальнейшего совершенствования»1. Итак, научение имеет несколько различных компонентов, В этой статье мы сосредоточимся главным образом на качественных различиях между наращиванием знания, перестройкой памяти и настройкой наличных структур знания. При этом по большей части наше обсуждение касается двух последних способов. Перестройка включает в себя создание совершенно новых структур памяти, тогда как настройка включает в себя развитие старых структур памяти в новые структуры. Каждый из этих процессов, и развитие и создание, могут осуществляться множеством различных способов, каждый из которых будет соответствовать особому аспекту процесса научения. Но прежде чем детально обсуждать процесс научения, мы должны изложить наш взгляд на мнемические структуры и, в особенности, на схемы как единицы организации памяти.
|