![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть 2. Когнитивная психология памяти
1. Общая характеристика систем памяти: проблема двойственности памяти П. Линдсей, Д. Норман СИСТЕМЫ ПАМЯТИ1 Было бы ошибочным представлять себе человеческую память как некую единую функцию. В ней участвует много различных процессов, Более того, существует по крайней мере три совершенно различных типа памяти: «непосредственный отпечаток» сенсорной информации, кратковременная и долговременная память. Возможно, что существуют и другие виды памяти, но их свойства пока не известны психологам-экспериментаторам. Мы начнем изучение памяти с краткого обзор» основных ее систем <...>. «Непосредственный отпечаток» сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика, порядка 0, 1—0, 5 с. • Похлопайте четырьмя пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем остается лишь воспоминание о том, что оно имело место. • Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картин? сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает. • Прислушайтесь к каким-либо звукам, например к постукиванию своих пальцев или насвистыванию. Проследите за тем, как исчезает из сознания четкость звукового образа. 1Линдсеи П., Норман Д. Переработки информации у человека. М.: Мир, 1974 С. 276-279. • Вытяните вперед руку, сжатую в кулик. Быстро разожмите кулак, вытянув два пальца, а затем снова сожмите руку в кулак, Обратите внимание на то, что туманное следовое ощущение двух вытянутых пальцев сохранится на мгновение после того, как вы вновь сжали пальцы в кулак. • Поводите карандаш (или просто палец) взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом. Эта последняя иллюстрация — самая важная, поскольку с ее помощью можно приблизительно определить, в течение какого времени сохраняется образ предмета. Измените скорость движения предмета взад и вперед. Обратите внимание на то, что если двигать его слишком медленно, то непрерывность образа между крайними точками движения утрачивается. При какой скорости расплывчатый образ начинает быть непрерывным? Вы обнаружите, что для поддержания непрерывности последовательного образа требуется 10 циклов движения за каждые 5 с. Это означает, что движущийся предмет проходит перед вашими глазами 20 раз в течение 5 с, или четыре раза в секунду, т.е. зрительный след сохраняется около 0, 25 с (250 же). Эти параметры «непосредственного отпечатка» зрительной сенсорной информации тесно связаны с характеристиками времени реакции зрительной системы <.., >. Длительность действия этой системы можно установить, если следить за вращающимся по кругу электрическим фонариком. Скорость вращения, при которой можно видеть след замкнутого круга, дает возможность приблизительно определить время зрительной реакции. Совпадает ли это с оценкой времени, в течение которого сохраняется «расплывчатый образ движущегося карандаша»? Кратковременная память. Кратковременная память удерживает материалы иного типа, нежели «непосредственный отпечаток» сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Так, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составлявшие ее звуки, сколько слова. Между запоминанием образа событий и запоминанием интерпретации этих событий имеется явное различие, которое более подробно разбирается в дальнейшем. Информация, подобная нескольким последним словам предложения, которое вы только что услышали или прочитали, номеру телефона или чьей-нибудь фамилии, может быть удержана в кратковременной памяти, но емкость этой памяти ограниченна. Обычно запоминаются лишь пять или шесть последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать, на неопределенно долгое время, Способность активно сохранять материал в кратковременной памяти путем такого повторения составляющих его элементов представляет собой одну из наиболее важных характеристик системы памяти, «Непосредственные отпечатки» сенсорной информации невозможно повторять. Они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды, и продлить их нет возможности. В кратковременной же памяти можно путем повторения удерживать небольшое количество материала в течение неопределенно долгого времени. Долговременная память. Существует явное и убедительное различие между памятью на только что случившиеся события и на события далекого прошлого. О первых мы вспоминаем легко и непосредственно, а вспомнить вторые бывает трудно, и это происходит медленно. Только что происшедшие события еще остаются в сознании, они не покидали его. Однако введение в долговременную память нового материала требует времени и усилий. Извлечение воспоминаний о событиях прошлого также происходит с трудом. Итак, кратковременную память можно охарактеризовать как непосредственную и прямую, а долговременную — как трудоемкую и напряженную. Из кратковременной памяти: «Какими были последние слова предыдущего предложения?» Из долговременной памяти: «Что вы ели на обед в прошлое воскресенье?» Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость систем «непосредственных отпечатков» сенсорной информации и кратковременной памяти очень ограниченна: первая составляет несколько десятых секунды, а вторая — несколько единиц хранения, емкость же долговременной памяти, по-видимому, практически неограниченна1. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, очевидно, должно находиться в системе долговременной памяти. Весь приобретенный опыт, в том числе правила грамматики, должен составлять часть долговременной памяти. В сущности, можно считать, что экспериментальная психология занимается в основном проблемами введения материала в долговременную память, хранения его в этой памяти, извлечения оттуда и надлежащей его интерпретации. 1 Очевидно, какие-то границы все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Но он состоят примерно из десяти миллиардов (1010) нейронов, и каждый из них способен удержать существенное количество информации. Имеется также много гигантских молекул, таких, как РНК, каждая из которых может хранить большие количества информации. Поэтому для практических целей мы можем считать, что емкость памяти человеческого мозга неограниченна. Линдсей П., Норман Д. Системы памяти Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому извлечение из нее именно тех сведений, которые требуются в данный момент, сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее отыскать необходимое удается быстро. Даже в такой обычной деятельности, как чтение, для интерпретации значения символов печатного текста приходится непосредственно и немедленно обращаться к долговременной памяти. Проблемы, связанные со способностью найти единственно-правильную единицу среди хранящихся в памяти миллионов или миллиардов их, в большой степени определяют общую структуру всех ступеней системы памяти.
Р. Солсо МОДЕЛИ ПАМЯТИ1 Модель Во и Нормана. Первая современная поведенческая модель, способная проникнуть вглубь памяти, модель, в которой первичная память послужила отправной точкой для многих современных теорий, была разработана Во и Норманом2. Лежащая в ее основе концепция дуалистична: первичная память, или система кратковременного хранения, представлена как независимая от вторичной памяти, или системы более длительного хранения. Здесь деление памяти на первичную и вторичную было с некоторыми вольностями позаимствовано у Уильяма Джеймса, и модель, показанная в виде схемы на рис. 1, спровоцировала появление метафоры «ящиков в голове», которая быстро распространилась в литературе по когнитивной психологии.
Рис.1. модель первичной и вторичной систем памяти3
1 Солсо P.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. С. 148, 154-169. 2 См.: Waugh N.C., Norman D.A. Primary memory // Psychological Review. 1965. Vol. 72. 3 Адаптировано из: Waugh N.C., Norman D.A. Primary memory // Psychological Review. 1965. Vol. 72. P. 89-104. Во и Норман сделали то, чего так к не попытался сделать Джеймс: они дали количественную оценку свойствам первичной памяти (1117). По их мнению, система краткого хранения обладает весьма ограниченным объемом, и информация в ней теряется не просто в зависимости от времени, но и за счет вытеснения «старых» элементов новыми. ПП можно представить в виде хранилища с вертикальной картотекой, в ячейках которой размещается информация, а если все ячейки уже заняты, то она вытесняет какой-нибудь элемент и занимает его ячейку. <.,.-> Модель Аткинсона и Шифрина. Объяснения человеческой памяти в терминах «ящиков в голове» уже достаточно широко распространились, когда Аткинсон и Шифрин представили новую систему, разработанную в рамках представления о памяти, имеющей фиксированную структуру и меняющиеся процессы управления1. Они разделяли концепцию двойственной памяти, описанную Во и Норманом, но ввели в состав КВП и ДВП гораздо больше подсистем. Это как если бы Во и Норман открыли такие элементы как земля, огонь, воздух и вода, а Аткинсон и Шифрин описали элементы, составляющие периодическую таблицу; это более поздние представления, более сложные, и они более полно описывают широкий круг явлений. Аткинсон и Шифрин заметили, что упрощенное понимание памяти не позволяет объяснить такие сложные явления, как внимание, сравнение, управление воспроизведением, передача информации из КВП в ДВП, образы, кодирование в сенсорной памяти и т.д. Единственным выходом было «разделять и властвовать», т.е. формулировать свойства памяти и разрабатывать эмпирические правила их различения. Модель Аткинсона и Шифрина предусматривает три хранилища информации: 1) сенсорный регистр, 2) кратковременное хранилище (КВХ) и 3) долговременное хранилище (ДВХ). Здесь входной стимул непосредственно регистрируется в соответствующей сенсорной модальности и либо теряется, либо передается дальше в обработку. Зрительная система — это подотдел сенсорного регистра; ей соответствует иконическое хранение <...>. Ее свойства достаточно хорошо известны: это большие информационные возможности и быстрое затухание. Когда Аткинсон и Шифрин развивали свою модель, системы других сенсорных модальностей были не так хорошо изучены, как сегодня (хотя они все еще хранят много секретов), но в модели предусмотрено место и для них — в предвидении будущих исследований, которые раскроют неизвестные пока свойства. Аткинсон и Шифрин ввели важное разграничение между понятием памяти и понятием о хранилищах памяти. Термином «память» они обозначали данные, подлежащие сохранению, а термином «хранилище» — 1 См.: Atkinson R.C., Shlffrin R.M. Human memory: A proposed system and its control processes // The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory / K.W.Spence, J.T.Speace (Bds.). N.Y.: Academic Press. 1968. Vol. 2 P. 89-195. В переводе на русский см.: Аткинсон Р, Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 19£ Э. С. 53-203. (Примечаниередакторов-составителей,) Структурный элемент, в котором эти данные хранятся. Просто указать, как долго сохраняется элемент — это не значит определить, где именно в структуре памяти он расположен. Так, согласно их системе информация может быть допущена в ДВХ вскоре после ее предъявления, а может несколько минут удерживаться в КВХ, но так никогда и не войти в ДВХ. Кратковременное хранилище рассматривалось ими как рабочая система, в которой входная информация затухает и быстро исчезает (но не так быстро, как из сенсорного регистра). Форма представления информации в КВХ может отличаться от первоначальной сенсорной формы (например, слово, предъявленное визуально, в кратковременном хранилище может быть представлено в слуховых кодах). В первоначальной системе затухание информации в КВХ было трудно точно определить, но Аткинсон и Шифрин полагали, что оно происходит в течение от 15 до 30 с. Однако, если элемент помещен в «буфер повторения», он может поддерживаться дольше, и чем дольше он там удерживается, тем больше шансов, что он будет передан в долговременное хранилище, и, согласно теории вероятностей, тем больше возможность, что его вытеснит из этого буфера новая входная информация. Информация, содержащаяся в третьей системе, т.е. в долговременном хранилище, рассматривалась авторами как относительно постоянная, несмотря на то, что она может быть недоступна вследствие интерференции с входной информацией. Функция ДВХ — отслеживать стимулы во входном регистре (контролировать стимулы, поступающие в КВХ) и обеспечивать место для хранения информации, приходящей из КВХ. Переход информации из одного хранилища в другое контролируется преимущественно самим человеком. Информация, удерживаемая кратковременно в сенсорном регистре, сканируется, и отобранная ее часть вводится в КВХ. Авторы модели считают, что процесс передачи информации из КВХ может длиться столько же времени, сколько она здесь удерживалась. Аткинсон и Шифрин также постулировали, что информация может поступать в долговременное хранилище непосредственно из сенсорного регистра. Центральным в теории Аткинсона—Шифрина является представление, что человек может осуществлять некоторый контроль за информацией, поступающей в КВХ и из него. Именно это различение структуры и управления наиболее четко отличает модель Аткинсона и Шифрина от других теорий памяти. Управление системами памяти может осуществляться по-разному, но наиболее очевиден сознательный или бессознательный контроль за кратковременным буфером. Именно этот участок может контролироваться человеком в наибольшей степени. Мы можем заполнить этот буфер множеством элементов, оставив очень мало «места» для работы (или обработки), или перевести свое внимание на новые элементы и таким образом устранить из буфера старые за счет их неповторения. В этой модели есть еще один важный управляющий процесс — это кодирование, т.е. классификация входной информации в соответствии с данными, имею- Рис. 2. Модель системы памяти с расширенным составом управляющих процессов: Сплошные стрелки — пути переноса информации; пунктирные стрелки — связи, обеспечивающие сравнение информации о различных областях знаний, а также потенциальные пути сигналов, активирующих передачу данных, механизм повторения и т.д. «Долговременное хранилище» хранит информацию постоянно, «Кратковременное хранилище»— не более 30 с (без повторений), и «Сенсорный регистр» (СР)— несколько сот мс1
щимися в долговременном хранилище. Пример кодирования — использование мнемонических приемов, связанных с воображением. Модель Аткинсона и Шифрина не является закрытой; она очень обобщенная, в ней есть известная неполнота. В более поздней публикации они расширили представление о тех управляющих процессах (рис. 2), которые
1 Адаптировано из: Shiffrin R.M., Atkinson R.C. Storage and retrieval processing in long-term memory // Psychological Review. I960. Vol. 76. P. 179-193. человек может привлекать по своему уехотреняю'. лакие конкретно управляющие факторы будут активированы, зависит от содержания решаемой задачи и непосредственных инструкций. Управляющий процесс — это ответственный исполнитель всей системы; его роль сходна с ролью компьютерной программы, управляющей потоком информации из одного хранилища в другое, причем каждое хранилище работает с информацией по-своему. В этой модели входные стимулы от рецепторов проходят в сенсорный регистр (СР) — очень кратковременное хранилище, удерживающее информацию несколько сот миллисекунд (помните иконы?). Информация, переданная в КВХ, если не происходит повторение, затухает и теряется примерно через 30 с. При помощи повторения управляющие процессы могут поддерживать информацию в КВХ довольно долго. Некоторая часть информации из КВХ передается в ДВХ, являющееся постоянным хранилищем знаний. Предполагается, что из ДВХ информация извлекается посредством самоадресации, т.е. местоположение информации в системе памяти определяется на основе содержания этой информации. Шифрин и Аткинсон приводят интересную аналогию с библиотечным поиском. Самоадресующуюся память можно сравнить с системой библиотечных полок, на которых расположение книг зависит от их содержания. Например, книга по «методам ааконопачивания морских судов, применявшимся в 12 веке в Греции» будет располагаться на конкретной полке в Греческом зале и т.п. Если пользователю нужна эта книга, он может ее отыскать при помощи того же самого плана хранения книг, который был использован ранее, чтобы положить туда эту книгу. Мы полагаем, что ДВХ действует преимущественно по принципу самоадресующейся памяти. Место хранения информации в ДВХ определяется содержанием самих компонентов памяти. Модель Аткинсона и Шифрина не избежала критики. Например, Тулвинг и Мадиган, хотя и отмечают, что достоинства «превосходят недостатки», выражают неудовольствие недостаточным объяснением того, как информация теряется из КВХ: Куда девается «потерянная» информация?... Мы также чувствуем, что само понятие «потерянных элементов» нарушает первый закон термодинамики. Скорее нам нравится идея, выраженная Гербартом более 100 лет назад, — что информация в любом хранилище остается там в том или ином виде, но иногда просто не может быть использована для желаемых целей. Мы можем только надеяться, что тайна указывающих вниз стрелок в этой системе со временем откроется2, 1 См.: Shiffrin R.M., Atkinson R.C. Storage and retrieval processing in long-term memory 2 См.: Tulving E., Madigan SA. Memory and verbal learning // Annual Review of
|