Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сколько видов памяти?
О возможном существовании двух видов памяти — кратковременной и долговременной — говорил Хебб4. Его предположение оставалось незамеченным до тех пор, пока в конце 50-х гг. Браун в Англии и Питерсоны в Индиане не показали, что даже небольшое количество материала, например, три согласные буквы, уже через несколько секунд может быть забыто, если испытуемый не будет удерживать их путем активного повторения5. В том и другом исследовании утверждалось существование системы кратковременной памяти, в которой в течение нескольких секунд происходит спонтанное угасание следов памяти, и предполагалось, что эта система ограничена по емкости в противоположность долговременной памяти, 1 См.: Olton D.S. Mazes, Maps, and Memory // AmericBn Psychologist. 5 979. Vol. 34. P. 583-596. 2 См.: Sewell A.. Simon H.A. Human Problem Solving. Engicwood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1972. 3 См.: Baddvlry A.D. Working Memory. Oxford: Oxford Univ. Press, 1986. 4 См.: H'-bb D.O. Organization of Behavior. N.Y.: Wiley. 1949. 5 См.: Brown JA. Some tests of the decay theory of immediate memory // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1958. Vol. 10. P, 12-21; Peterson L.R., Peterson M.J. Short-term retention of individual items // Journal of Experimental Psychology. 1959. Vol. 58. P. 193-198.
Обладающей огромной емкостью и прочностью. Поскольку это открытие не укладывалось в ортодоксальные воззрения того времени1, в 60-е гг. развернулось интенсивное экспериментальное исследование. В итоге были получены доказательства в пользу существования двойственной системы памяти: было предложено множество разных моделей, наибольшее признание среди которых получила модель Аткинсона и Шифрина2. Согласно этой модели, информация из окружающего мира проходит через систему сенсорной памяти, выполняющей ключевую роль в процессе восприятия, и лишь затем попадает в кратковременную, или рабочую, память. Здесь расположено «бутылочное горлышко» с ограниченной пропускной способностью, необходимое как для записи новой информации в долговременную память, так и для ее обработки и извлечения. Теория двойственной памяти опирается на множество данных. Наиболее влиятельные среди них получены из трех источников: 1) двухкомпонентные задания3, 2) различное кодирование; 3) результаты нейрофизиологических исследований. Двухкомпонентные задания. Некоторые задания выявляют наличие двух совершенно различных мнемических процессов, предположительно связанных с разными видами памяти - кратковременной и долговременной. Наиболее типичное из них известно как задача на свободное воспроизведение: испытуемому предъявляют ряд не связанных между собой слов и просят сразу же после предъявления воспроизвести в любом порядке как можно больше слов. При таких условиях несколько последних предъявленных слов воспроизводятся лучше — феномен, известный как эффект недавности. Но если воспроизведение отсрочить на период 5—10 секунд, в течение которого у испытуемого не будет возможности повторять предъявленные элементы, то эффект недавности исчезает, тогда как на воспроизведение остальных элементов ряда такая задержка почти или никак не влияет. Это говорит о том, что последние элементы могут находиться в кратковременном хранилище, а остальные в более устойчивом долговременном хранилище4. Различное кодирование. Второй известной методикой, применяемой при изучении кратковременной, или рабочей, памяти, является непосред- 1 См.: Meltun A.W. Implications of short-term memory for a general theory of memory Journal of Verba! Learning and Verbal Behavior. 1963. Vol. 2. P. 1 -21. 2 См.: Atkinson R.C., Shiffrin R.M. Human memory: A proposed system and its control processes // The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory.. K.W.Spence, J.T.Spence (Eds.). N.Y.: Academic Press, 1968. Vol. 2. P. 89 -195. (В переводе на русский см.: Аткинсон Р. Человеческая намять и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. С. 53-203. (Примечание редакторов-составителей.) 3 Двухкомсонентньге задания (two-component. tanks) - задания, в которых раздельно проявляются два вида памяти - кратковременная и долговременная. (Примечание переводчика.) 4См.: Glanzer M., Cunitz A.R. Two storage mechanisms ii free recall //Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1966. Vol. 5. P. 351 - 360. 223 ственное последовательное воспроизведение или задание на ооъем памяти, когда испытуемому предъявляется ряд элементов, таких? как цифры, составляющие номер телефона, с требованием воспроизвести их в соответствующем порядке. С увеличением длины ряда вероятность правильного воспроизведения снижается. Максимальная длина ряда, который испытуемый может воспроизвести безошибочно, считается объемом памяти. Конрад обнаружил, что при воспроизведении испытуемыми последовательностей согласных букв ошибки похожи на действительные элементы по звучанию (например, вместо «б» воспроизводилась «в») даже в условиях зрительного предъявления1. Еще одним подтверждением существования звукового или фонологического кодирования является факт большей подверженности ошибкам воспроизведения последовательностей созвучных элементов по сравнению с воспроизведением различных по звучанию элементов. То есть испытуемые, которым предлагалась последовательность man, cat, тар, can, mat, воспроизводили ее правильно только примерно в 20 % случаев по сравнению с воспроизведением примерно в 80 % случаев разнородной последовательности, такой как pet, day, cow, pen, sup. С другой стороны, сходство значений слов последовательности, например, большой, огромный, крупный, широкий, высокий, оказывало на выполнение незначительное влияние или даже не оказывало совсем2. Когда же условия выполнения были изменены путем увеличения длины последовательности до 10 элементов и подбором отсрочки воспроизведения таким образом, чтобы потребовалось использование долговременной памяти, то изменились и результаты: сходство значений стало определяющим, а звуковое сходство перестало влиять на воспроизведение3. В свете этих данных становится очевидным, что в кратковременной памяти используется акустическое кодирование, тогда как долговременная память наиболее эффективна, если новый материал записывается в виде значений. Результаты нейрофизиологических исследований. Известно, что у больных с глубокими амнестическими нарушениями, неспособных сохранять новую информацию в долговременной памяти, может быть нормальный объем памяти'1. Это говорит о сохранности их кратковременной па- 1 См,: Conrad R. Serial order intrusions in immediate, memory // British Journal of 2 См.: Baddeley A.D. Short-term memory for word sequences as a function of acoustic, 3 См.: Baddeley A.D. The influence of acoustic and semantic similarity on long-term memory for word sequences // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1966. Vol. 18. P. 302-309. 4 См.: Milner B, Amnesia following operation on the temporal lobes // Amnesia / C.W.M.Whitty, O.L.Zangwill (Eds). L.: Butterworth. 1966. P. 109-133; Zangwill O.L. // British Journal of Psychology. 1946. Vol. 37. P. 8-19. мяти. Дополнительные подтверждения этого были получены Баддели и Уоррингтоном1. Кроме того, у больных с амнезией они обнаружили нормальный эффект недавности в задаче на свободное припоминание и обычное выполнение задания Питерсонов на забывание в кратковременной памяти. Это говорило о том, что за исключением амнезии, интеллект этих больных не нарушен. Шаллис и Уоррингтон представили противоположные данные, полученные на группе больных с характерными повреждениями периеильвиальной (perisylvian) области левого полушария2. Такие больные крайне плохо выполняют задание на вербальный объем памяти, эффект недавности у них практически отсутствует, и тем не менее обнаруживают вполне сохранную долговременную память. Все это убедительно говорит в пользу разделения систем кратковременной и долговременной памяти. На первый взгляд, эти результаты служат веским доказательством существования системы памяти, описываемой, например, в модели Аткинсона и Шифрина, в которой система кратковременного хранения управляет входом и выходом долговременной памяти3. Но более подробный анализ выявляет важную проблему. Если кратковременная память является важным связующим звеном в цепи познания и научения, то больные с нарушением этой системы должны испытывать трудности при долгосрочном приобретении опыта и его извлечении, не говоря уже о многих других задачах, таких как понимание и умозаключение, которые предположительно также зависят от системы кратковременной, или рабочей, памяти. Однако такие больные не только способны хорошо выполнять задания на долговременное запоминание, но и не испытывают существенных затруднений в своей повседневной жизни. Один такой больной был очень успешным секретарем, а другой управлял целым магазином и обеспечивал семью. К тому же, предположения Аткинсона и Шифрина относительно процесса, посредством которого информация передается из кратковременной памяти в долговременную, подвергались жесткой критике и в начале 70-х гг., интерес к кратковременной памяти стал ослабевать. 1 См.: Baddeley A.D., Warrington E.K. Amnesia and the distinction between long-and short-term memory // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1970. Vol. 9. P.176-189. 2См.: Shallice Т., Warrington E.K. Independent functioning of verbal memory stores: A neuropsychological study // Quarterly -Journal of Experimental Psychology. 1970. Vol. 22. P. 261-273. 3 См.: Atkinson R.C., Skiff rin R.M. Human memory: A proposed system and its control processes // The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory / K.W.Spenee, J.T.Spence (Eds.). N.Y.: Academic Press, 1968. Vol. 2. P. 89-195. На русском языке см.: Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. С. 53-203. (Примечаниередакторов-составителей.) 4 См., напр.: Craik P.I.M., Waikins M.J. The roie of rehearsal m short-term memory /, ' Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1973. Vol. 12. P. 599-607. Рабочая память В попытке разрешить эту парадоксальную ситуацию Ваддеди и Хитч разработали методику', посредством которой гипотетическая система кратковременной памяти изучалась при продолжительном повторении испытуемым последовательности цифр во время выполнения, например. задании на умозаключение, предпологающее участие кратковременной памяти. Длина цифрового ряда варьироваласьот одной до восьми цифр, т.е. до величины чуть выше объема памяти большинства испытуемых. Предполагалось, что чем длиннее этот ряд, тем больше будут задействованы ресурсы мкемпчеекой системы и том меньше останется ресурсов для выполнения других заданий, например на умозаключение, понимание и научение и как следствие эти задания должны выполняться вое хуже и хуже. Результаты оказались довольно неожиданными. Хотя с увеличением длины цифрового ряда происходило уменьшение скорости выполнения дополнительного задания, продуктивность оставалась на достаточно высоком уровне. Более того, снижение скорости не имело решающего значения даже при максимальной длине ряда, что подтверждало частичное функциональное совпадение системы, ответственной за удержание цифр, и общей системы кратковременной памяти, но говорило против их полной идентичности. На этом основании и других подобных результатах. Баддели и Хитч предложили заменить эту концепцию единой системы [кратковременной памяти. — Ред.-сост .] на концепцию тройственной системы. Такая. система состоит из наводчика внимания или центрального исполнителя, поддерживаемого двумя вспомогательными подчиненными системами: зрительно-пространственным оператором, который сохраняет и управляет зрительными образами, и фонологической или артикуляционной петли, которая выполняет аналогичную функцию применительно к вербальной информации-. Предполагается, что непосредственное воспроизведение последовательности цифр зависит главным образом от последней подсистемы [т.е. фонологической петли. — Ред.-сост .], она-то и повреждена у больных с нарушением кратковременного запоминания. Б клинических исследованиях и экспериментах с дополнительной нагрузкой существенное ухудшение общей продуктивности не наблюдается, потому что деятельность может поддерживаться центральным испол-
нителем и зрительно-пространственным оператором. Даже в незавершенном виде эта простая тройственная модель весьма успешно объясняет широкий круг экспериментальных данных и служит хорошей основой для нейропсихологических исследований. Рассмотрим каждую из трех подсистем отдельно. Фонологическая петля Это самый простой и понятный из трех компонентов. Предполагается, что он содержит систему временного хранилища, где звуковая или вербальная информация может удерживаться в виде следов памяти, которые спонтанно угасают через 2—3 с, если не обновляются повторением. Система повторения включает в себя беззвучную артикуляцию, восстанавливающую следы памяти, благодаря которой небольшое количество поступившей информации может быть удержано сколь угодно долго путем непрерывного повторения. Но если количество удерживаемых элементов возрастает до определенной величины, первый элемент угасает в памяти еще до обработки последнего элемента. Таким образом на объем памяти накладывается ограничение. Ряды сходных по звучанию элементов, например, состоящие из букв «б», «в», «г», «д», «п» воспроизводятся хуже, потому что не имеют достаточных признаков различения элементов по звучанию, что и делает их более подверженными забыванию. Процесс внутреннего повторения проявляется в эффекте длины слова, который заключается в том, что воспроизвести последовательность из пяти длинных слов, например, «возможность», «туберкулез», «спасатель», «холодильник», «университет» гораздо труднее, чем последовательность из пяти односложных слов. Предполагается, что процессы повторения и воспроизведения происходят в масштабе реального времени; длинные слова проговариваются дольше и, как следствие, на угасание следов памяти отводится больше времени. Подытожить указанные закономерные отношения проще всего, если заметить, что испытуемые могут запомнить столько слов, сколько могут произнести в течение 2 с — короткие слова или быстрое проговаривание увеличивают объем памяти. Интересно, что нет необходимости в том, чтобы процесс повторения был явно выражен. Даже больные, утратившие способность проговаривания в результате повреждения периферийных зон мозга, тем не менее обнаруживают все признаки внутреннего повторения, и в том числе эффект длины слова1. Несмотря на дискуссии о том, является ли эффект длины слова следствием скорости повторения или ско- 1 См.: Baddeleii A.D., Wilson В. Phonological coding and short-term memory in patients without speech // Journal of Memory and Language. 1985. Vol. 24. P. 490-502.
ростиответа1, и каков действительный механизм повторения в раннем детстве2, можно считать, что общие феномены, связанные с фонологической петлей, хорошо установлены. Кроме того, развитие методов позитрон-но-эмиссионной томографии позволило идентифицировать некоторые компоненты петли с определенными анатомическими структурам; фонологическое хранилище, по-видимому, зависит от перисильвиальной области, а система артикуляторного повторения отражает работу поля Брока3. Несмотря на то, что двухкомпонентная модель фонологической. петли хорошо объясняет доступные данные, ее функциональная роль и причины именно такого развития остаются неясными. В связи с этим предпринимались попытки исследовать понимание языка при восприятии речи у больных со специфическими недостатками петли повторения. В результате было установлено наличие трудностей восприятия определенных сложных синтаксических форм, но предположение о главной роли петли повторения в процессе понимания не подтвердилось4 — вывод, согласующийся с выше отмеченной способностью таких больных действовать в повседневной жизни без существенных проблем. Баддели, Папаньо и Валлар5 выдвинули и проверили другую гипотезу. Авторы предположили, что фонологическая петля необходима для фонологического научения языку, особенно при усвоении языка детьми. и меньшее значение имеет для взрослых, если они не учат новый язык. Эта гипотеза проверялась посредством обучения больной с явным дефектом чисто фонологической памяти сериям слов из незнакомого ей русского языка. Хотя больная не обнаружила снижения способности ассоциации уже знакомых слов, слова русского языка она запоминала чрезвычайно плохо. Последующие исследования показали, что способность слышать и повторять незнакомое слово является отличным прогностическим показателем способности расширения словаря у детей, овладевающих как первым родным языком6, так и вторым7. Поэтому вполне вероятно, 1 См.: Cowan N.. Day L., Suults J.S. et al. The role of verbal output time in the effects of word length on immediate memory // Journal of Language and Memory. 1992. Vol. 31. P. 1-17. 2См.: Gathercole S.E., Hitch G. // Theories of Memory /' A.P. Collins, S.E. Gathercole. M.A.Conway, P.E.Morris (Eds.). Sussex, U.K: Lawrence Erlbaum. 1993. P..189-210. 3 См.: Paulesu E., Frith C.D., Frackowiak R.S.J. // Nature (London). 1993. Vol..362. P. 342-345; Jonidcs J., Smith E.E., Koeppe RA. Et. al. // Nature (London). 1993. Vol. 363. P. 623-625. 4 См.: Vallar G., Shallice T. (Eds.). Neuropsychological Impairments of Sbort-T^rm Memory-Cambridge, U.K.: Cambridge Univ. Press, 1990. 5 См.: Baddi'ley A.D., Papagno C, Vallar G. When long-term learning depend- on short- term storage / Journal of.Memory and Language. 1988. Vol. 27. P. 586-595. 6 См.: Gathfrcnlr S., Baddelci/ A.D. Development of vocabulary: n chiklron and short-tern; phonological memory / Journal of Memory and Language. 1989. Vol. 28. P. 200 -213. 7 См.: Si'rr.icc E. Phonology, working memory and foTign language learning. O-'a '-t«r'y Journal of Expo-mental Psychology. 1992. Vol. 45A.?. 21 50.
что фонологическая петля развивалась как важнейший компонент системы усвоении языка1. Зрительно-пространственный оператор В том, что существует зрительно-пространственный аналог фонологической петли, нет никаких сомнений. Но изучать его труднее, отчасти потому, что он более сложный, Напиимер, возможно, что зрительная информация и информация о пространстве перерабатываются резными. хотя и тесно взаимодействующими компонентами этой подсистемы, Кроме того, не исключено, что использование зрительных образов происходит реже и поэтому менее автоматизировано, чемпроцесс фонологического кодирования вербальной информации. Как следствие, задания, выполняющиеся с помощью зритольно-пространственного оператора, будут предъявлять, как правило, большие требования к центральному исполнителю. В первых экспериментах со зрительно-пространственным оператором применялась методика, в которой необходимо было запомнить и немедленно воспроизвести серии предложений. Причем для кодировании этих предложений испытуемых просили использовать зрительно-пространственное воображение. Испытуемому предъявили матрицу 4x4. где одна из ячеек обозначилась как исходная. Затем на слух предъявлалась серия предложений, например, такая: «В исходной ячейке поместить единицу», «Вследующей ячейке справа поместить двойку», «в следующей ячейке справа поместить тройку». «В следующей ячейке снизу поместить четверку», «В следующей ячейке справа поместить пятерку» и т.д. Для кодирования предложений испытуемые всегда использовали зрительный образ в виде пути по матрице, и обычно им удавалось воспроизвести последовательность из восьми предложений. Когда пространственные прилагательные заменили на непространственные, такие как «хороший.», «плохой», «слабый» и «сильный», воображение устранялось. Вероятно, что в этих условиях испытуемые могли использовать вербальное повторение и им удавалось воспроизвести только около шести предложений. Если испытуемые выполняли эти задания одновременно с заданием слежения, подобным управлению автомобилем на извилистой
дороге, то выполнение задания на воображение существенно ухудшалось, тогда как в условии повторения продуктивность оставалась на прежнем уровне. Это говорит о том, что воображение и слежение зависят от общей зрительно-пространственной системы.1 При последующем изучении эффекты зрительной и пространственной интерференции были разведены. В одном условии испытуемые отслеживали перемещение подвпжного источника звука без участия зрения - задание на пространственную, но не зрительную ориентировку, — тогда как в другом условии они оценивали яркость большого экрана — задание со зрительным материалом, но практически без опоры на пространство. В условии пространственной ориентировки выполнение задания на запоминание с использованием воображения ухудшалось гораздо больше. Однако дальнейшее исследование показало, что хотя это задание в основном пространственное, другие задания могут быть в большей степени зрительными2. О том, что использование зрительного воображения может усилить вербальную память, знали уже в древности. Так, античные ораторы нередко запоминали свои речи, воображая символическое представление каждой части (например, початок кукурузы для запоминания цены пищи) и располагая их в разных местах ранее запомненного здания. Такое зрительное кодирование усиливает память, но может интерферировать с другой, одновременной зрительной активностью — в случае предъявления испытуемому рисунков или цветных пятен, которые ему разрешают игнорировать, 3 — или, как было обнаружено недавно, когда испытуемому просто предъявляют непрерывно меняющийся паттерн зрительного шума.4 Зрительный шум не влияет на запоминание материала, зависящее от механической вербальной памяти. Но он будет мешать, если одновременно предъявляется речь или паттерн флуктуирующих звуков, которые влияют на запоминание, опирающееся на фонологическую петлю, так как влияет на запоминание, основанное на зрительном воображении. Данные в пользу разведения зрительной и пространственной составляющих оператора получены и в нейропсихологических исследованиях. Описаны пациенты с нарушением пространственного воображения, необходимого, например, для мысленного вращения образов или представления заданных в пространстве точек и траекторий движения, которые, тем не менее, могут использовать воображение для определения формы или 1См.: Baddeley A.D.., Grant.S., Wight Е.. Thomson N. Imagery and visual working memory // Attension and Performance V // P.M.A. Rabbitt, S. Domic (Eds.). L.: Academic Press, 1973. P. 205-217. 2 См.: Login R.H. Visuo-spatial processes in working memory // Quarterly Journal cc Experimental Psychology. 1986. Vol. 38A. P. 229-247. 3См. там же, 4 См.: Quinn J., McConnell J. Irrelevant pictures h\ visual working memory // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1906. Vol. 4A. P. 200-215. цвета знакомых предметов, например, для описания формы ушей таксы. Есть и другие пациенты с обратной картиной нарушений, у которых ухудшение пространственной ориентировки связано с поражением теменных долей мозга, а ухудшение зрения обычно связано с поражением затылочных долей2. Недавно, исследования, проведенные с помощью позитронно-эмиссионной томографии, обнаружили по меньшей мере четыре зоны мозга, которые могут участвовать в работе зрительно-пространственного оператора, — в затылочной, теменной и лобной долях18. Наконец, запись клеточной активности головного мозга приматов позволила точно установить зоны, участвующие во временном хранении зрительной информации, предоставив данные, которые в целом согласуются с общей моделью рабочей памяти и вместе с тем описывают значительно больше анатомических деталей4. Изучение нейропсихологической основы зрительно-пространственного оператора стремительно продвигается, возможно даже быстрее, чем в случае с фонологической петлей: перечень доступных физиологических методик значительно сужается, так как у животных, по-видимому, отсутствует вербальное кодирование. Однако на психологическом уровне мы понимаем еще меньше; например, у нас нет четкого определения процесса повторения, посредством которого в операторе удерживается зрительная информация. Кроме того, можно рассуждать о вероятных и необходимых функциях зрительно-пространственного оператора, но для того, чтобы выяснить его роль в повседневной жизни и эволюционную значимость, пока еще проведена сравнительно небольшая работа. Сравнительно небольшой прогресс в изучении оператора отчасти объясняется тем, что мы не располагаем четкими поведенческими методиками выделения его компонентов. Многообещающей в этом смысле является вышеописанная методика зрительного шума Квинна и Макконнелла5, которая может ускорить разработку более совершенных интерференционных методик. 1 См.: Farah M.J., Hammond К.М., Levine D.N., Calvanio R. Visual and spatial mental 2 См.: Farah M.J. Is visual imagery really visual? Overlooked evidence from neuro 3 См.: Jonides J., Smith E.E., Koeppe RA„ Awh E., Minoshima S., Mlntun MA. Spatial 4 См. обзор: Goldman-Rakic P.S. Regional and cellular fractionation of working memory 5 См.: Quinn J.. McConnell J. Irrelevant pictures in visual working memory /, ' QtiarteJy Наконец» нередко оказывается так, что требующие участия оператора задания, такие как использование образных мнемотехник, в значительной степени опираются на работу центрального исполнителя, который, как мыувидим ниже, более сложен и менее изучен, чем оператор. Центральный исполнитель Предполагается, что центральный исполнитель отвечает за внимательное управление рабочей памятью. Первоначально это понятие использовалось главным образом для обозначения командного воздействия ( holding operation ), позволяющего изучать более простые проблемы, связанные с функционированием подчиненных систем [фонологической петли и зрительно-пространственного оператора. — Ред.-сост .], и в то же время оно предъявляло требования к дополнительному исследованию тех сложных процессов, которые несомненно включены в управление памятью. Развитие этого понятия началось тогда, когда Баддели1 связал его моделью системы внимательного надзора, разработанной Норманом и Шал-лисом для объяснения ошибочных действий и сложных сочетаний симптомов, наблюдаемых у пациентов с поражениями лобных долей". Баддели согласился с тем, что центральный исполнитель в значительной степени зависит от функционирования лобных долей мозга. Однако для него анатомическое определение центрального исполнителя не было главной целью. Баддели хотел сначала исследовать его функции и только затем поставить вопрос о его анатомическом субстрате. Обширные и сложные лобные доли несомненно вовлекают не только процессы исполнительного управления, но и другие процессы. В то же время возможно, что исполнительные процессы являются средствами управления в различных отделах мозга и следовательно могут быть нарушены в пунктах вне лобных долей. По этой причине Баддели и Уилсон ввели термин «синдром неисполнения» (dysexecutive syndrome)3 для обозначения тех нейропсихологичееких случаев с расстройством исполнительных функций, которые ранее зачастую относили к больным с «лобным синдромом»'1. 1 См.: Baddele.y A.D. Working Memory. Oxford: Oxford Univ. Press, 1986. 2 См.: Xorman DA., Shall ice T. Attention to Actio:;: Willed and Automatic C.r> ".: r'y. о'' ' См.: BaddeleyA.D.. Wilson В. FroutaJ amnesia and the dysexecutive syndrome.- Br.- '■ '-. and Cognition. 198S. Vol. 7. P. 212-230. 4 Подробное обсуждение этого вопроса см.: Baddeley A.D„ Delia Sola S. /, / Proc. R, Soc. London. 1996, in press. Возможно, что центральный исполнитель работает как простой единый наводчик (controller ). Однако, разнообразие и сложность дефицита исполнения у нейропсихологических больных настойчиво склоняют в сторону выделения в нем подсистем или по меньшей мере подпроцессов. Наша текущая стратегия заключается в попытке выявить такие необходимые исполнительные процессыи разработать методики их измерения и анализа1. При этом мы откладываем на будущее решение вопроса о том, представлены ли в таких процессах части тесно интегрированной системы или единого исполнителя, или же видимость единого наводчика отражает эмерджентныесвойства2 серий параллельных, но равноправных процессов, какого-то исполнительного, быть может, «комитета»? Мы приступили к исследованиюряда исполнительных процессов3, но больше всего продвинулись в изучении одного из них, а именно способности координации двух и более одновременных действий. Наше первое исследованиеподтолкнула попытка анализа познавательного дефицита у пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера. Кроме массивного дефицита в долговременной эпизодической памяти, что является основным отличительным признаком этого заболевания, мы обнаружили ухудшение выполнения ряда заданий на рабочую память, за которым скорее всего стояло нарушение компонента исполнения, а не дефицит в подчиненных системах [фонологической петле и зрительно-пространственном операторе. — Ред.-сост .}. Мы решили разобраться с этим вопросом путем проверки способности центрального исполнителя координировать деятельности в этих двух подчиненных системах. Экспериментальный план включал в себя сравнение трех групп испытуемых: [1] пациентов с диагнозом болезни Альцгеймера, [2] здоровых пожилых испытуемых и [3] здоровых молодых испытуемых. В типичном исследовании фонологическая петля включалась в работу заданием определения объема памяти на цифры, а оператор — заданием на зрительно-пространственное слежение. В том и другом случае трудность задания доводилась до такой степени, когда в условии их отдельного выполнения все три группы выполняли ее на одинаковом уровне. Когда же слежениеи запоминание цифр выполнялись одновременно, у молодых и пожилых испытуемых произошло одинаково незначительное уменьшение продуктивности, тогда как у пациентов с болезнью Альц- 1 См.: Baddeley A.D. Exploring the central executive /, / Quarterly Jourim' of Experimental 2 Эяерджентные. свойства - свойства целого, отсутствующие у его тестей и-'кли вителей.) '■ ' См.: Baddeley АЛ. Exploring the eer.trn! «xpeutive // Quarterly Journn! oi' Experimental Psychology. 1996. Vol. 49A. M; 1. P. 5-28. геймера оно было гораздо больше1. Последующее лонгитюдное исследование покапало, что способность пациентов с болезнью Альцгеймера координировать выполнение заданий ухудшается более резко, чем их выполнение в отдельности". В недавнем исследовании, проведенном с помощью позитронно-эмиссионного сканирования, было обнаружено, что выполнение двойного задания действительно связано с функционированием лобных долей. Конечно, это не означает, что все пациенты с любым поражением лобных долей будут плохо координировать выполнение двух заданий. Об этом говорит исследование выполнения двух заданий, в котором участвовали 24 пациента с достоверно установленными поражениями лобных долей. Этих больных тестировали по двум стандартным «лобным» показателям. Во-первых, по Висконсинскому тесту сортировки карточек (Wisconsin Card Sorting Test ) — заданию на формирование понятий, в котором больные с лобными повреждениями склонны к слабому выполнению и застреванию на ранних решениях; во-вторых, по вербальной беглости, — заданию, в котором испытуемые стараются назвать как можно больше названий, относящихся к заданной категории, например животных, и выполнение которой у больных с поражениями добрых долей также часто является нарушенным'1. Наконец мы хотели зарегистрировать расстройство поведения, которое сопровождает классический лобный синдром и нередко выражается в расторможенности или апатии. При этом мы полагались на клинические описания, сделанные двумя независимыми экспертами, один из которых опирался на наблюдения за больными во время нейропеихологического тестирования, а другой на показания тех, кто ухаживал за больными. У всех испытуемых была установлена тенденция ухудшения выполнения заданий. Как на сортировку карточек, так и на вербальную беглость, но значимой связи с расстройством поведения не было. С другой стороны, с двойным заданием пациенты с явными нарушениями поведения справлялись значительно хуже, чем те, поведение которых было сравнительно нормальным. Несмотря на то, что связь между выполнением двойного задания и поведением была обнаружена по счастливой случайности, на ум при- ■ См.: liaddeleyA. £ >., Logie Я, Brrsxi S„ Delia Sola Я. svv.'.v memory // Quarterly Journal of Experimental Рн7'-: -го: д-. 19ЯГ. - См.: Baddeley A.D., Brensi S., Delia Sala > < ■ ■ •> •'. ': '• •■ -i. Alzheimer Desense: A kmg'itudiorml study /, ' Br' ■ ■.: " '■ ■ ':. V.'•. " См.: D'Esposiio M„ [Hire JA..Almp B.C. < > • > ii. '! '-■: in: -,;! ' system of working memory // Nature (London). ".'''.'C-. '.'■ ■ '. 4" « 4 См.: Milne г В. Some effects of frontal; o! " ".v, -' у : >:;: i. Cortex and Behavior / J.M. Worren. K. Akert (Е'-О. N. V.: vr -r, •" ' См.: Baddeley A.D., Delia Sala S„ Рарадп-.: С. ■ '.■ '■: ■ ■ -..'■ -.■.■ / in press. U o--_. ■: -. 384.. -396, ходит сходный факт, независимо полученный Н.Олдерманом в исследовании эффективности программы реабилитации больных с поражениями мозга и проблемами в поведении1. Хотя в целом эта программа оказалась успешной, некоторым больным она не помогла. При обследовании больных с помощью широкого круга методик особенно характерные показатели были получены в той группе тестов, где надо координировать два задания. Больные, которым не удалось измениться благодаря программе реабилитации, выполняли их особенно плохо. Результаты этих двух исследований, говорящие о связи выполнения двойного задания с поведением крайне интересны, но прежде чем делать убедительные выводы, их необходимо повторно воспроизвести. Если это удастся, то они поставят вопрос о том, почему должна быть эта связь. Один из возможных ответов состоит в том, что два различных процесса имеют сходную анатомическую локализацию. Но более интересным ответом будет роль, которую может играть координация выполнения нескольких заданий в социальном поведении; быть может, необходимость обслуживать свои собственные интересы и в то же время уделять внимание ближнему предъявляет особые требования к способности выполнения двойного задания? Несмотря на то, что данный подход к анализу центрального исполнителя пока находится на сравнительно ранней стадии, уже достигнут некоторый прогресс в предположениях и начальном изучении других кандидатов в исполнительные процессы, в том числе способности фокусировать внимание, переключать внимание с одного фокуса на другой и использовать рабочую память для активирования аспектов долговременной памяти2. Кроме того, возник значительный интерес к исследованию функции рабочей памяти, обычно проявляющийся в области разработки показателей индивидуальных различий в объеме рабочей памяти и определения их связи с выполнением различных заданий, например на понимание, рассуждение, а также тестов общего интеллекта. Один из наиболее интенсивно используемых показателей предложили Данеман и Карпентер4. Авторы определили задание на рабочую память, как такое задание, которое предъявляет одновременные требования к хранению и обработке информации. Чаще всего они используют задание, названное заданием на определение объема рабочей памяти, в котором испытуемому предъявляют ряд предложений. После их прочтения испытуемый должен воспроизвести последнее слово каждого предложе- 1 См.: Alderman У. Central executive deficit and response to operant conditioning n^-tfiods.■ •■ Neuropsychological Rehabilitation. 1996. Vol. 6. P. 161-186. ''- См.: Baddeley A.D. Exploring the central executive, Quarterly Journal oi' Ех!)е> -: тг: < -'-, гп; Psychology. 1996. Vol. 49A..V: 1. P. 5-28. ' См.: Duneman M., Carpenter PA. Individual differences in working memory and rt-ad: K£ J.'. Journal of Verbal Learning and vc-ba! B^hav^r. 19*0. Vol. 19. P. 450 466. ходит сходный факт, независимо полученный Н.Олдермаяом в исследовании эффективности, программы рраб1'" итадг? тт бол*> ных -" г.оп:;.жсяи".м." мозга и проблемами в поведении1. Хотя в целом эта программа оказалась успешной, некоторым больным она не помогла. При обследовании больных с. помощью широкого круга методик особенно характерные показатели были получены в той группе тестов, где надо координировать два задания. Больные, которым не удалось измениться благодаря программе реабилитации, выполняли их особенно плохо. Результаты этих двух исследований, говорящие о связи выполнения двойного задания с поведением крайне интересны, но прежде чем делать убедительные выводы, их необходимо повторно воспроизвести. Если это удастся, то они поставят вопрос о том, почему должна быть эта связь. Один из возможных ответов состоит в том, что два различных процесса имеют сходную анатомическую локализацию. Но более интересным ответом будет роль, которую может играть координация выполнения нескольких заданий в социальном поведении; быть может, необходимость обслуживать свои собственные интересы и в то же время уделять внимание ближнему предъявляет особые требования к способности выполнения двойного задания? Несмотря на то, что данный подход к анализу центрального исполнителя пока находится на сравнительно ранней стадии, уже достигнут некоторый прогресс в предположениях и начальном изучении других кандидатов в исполнительные процессы, в том числе способности фокусировать внимание, переключать внимание с одного фокуса на другой и использовать рабочую память для активирования аспектов долговременной памяти-. Кроме того, возник значительный интерес к исследованию функции рабочей памяти, обычно проявляющийся в области разработки показателей индивидуальных различий в объеме рабочей памяти и определения их связи с выполнением различных заданий, например на понимание, рассуждение, а также тестов общего интеллекта. Один из наиболее интенсивно используемых показателей предложили Данеман и Карпентер3. Авторы определили задание на рабочую память, как такое задание, которое предъявляет одновременные требования к хранению и обработке информации. Чаще всего они используют задание, названное заданием на определение объема рабочей памяти, в котором испытуемому предъявляют ряд предложений. После их прочтения испытуемый должен воспроизвести последнее слово каждого продложе- 1 См.: Alderman. V. Central executive deficit and response to operant conditioning method^. / Neuropsychological Rehabilitation.1996. Vol. 6. P. 161-186. - См.: Baddelcij A.D. Exploring the central executive 7 Quarterly Journal o.: ' Exporim'-ч-..1' Psychology. 1996. Vol. 49A..\L 1. P. 5-28. ' См.: Dane man M., Carpenter PA. Individual differences ii: working memory and roadii-.ir;, Journal of Verba! Learning and Vo'-bn? Р.<.Ь;.\-о> -. 1980. Vn'. 19. P. 450 4*i0-
ния; объем определяется максимальных количеством тех прочитанных предложений, в которых он может зосяроизвости последнее слово. На студентах своего колледжа Данеман и Карпентер1 обнаружили, что продуктивность выполнения этого теста является прогностическим показателем способности к пониманию прозаических текстов, и затем более детально исследовали то, каким образом способность рабочей памяти подводит фундамент яод такие компоненты понимания, как способность делать выводы и предугадывать на основе данного, что будет дальше (extrapolate beyond the evidence given). Сходным образом, Оукхилл, Юилл и Паркин2 изучали детей, которые довольно хорошо читали в смысле произнесения написанных слов, но плохо понимали прочитанный прозаический текст. Поскольку показатели объема рабочей памяти у них были низкими, авторы предполагают наличие у таких детей дефицита в способности центрального исполнителя. Они, а также Тернер и Ингл3 обнаружили, что для измерения объема рабочей памяти не обязательно использовать предложения; например, можно дать ряд арифметических операций, завершаемых несоответствующими словами. Полученные на таком материале показатели также хорошо предсказывают последующее понимание. Используя похожее определение рабочей памяти, а именно как способности одновременно сдавать на хранение и обрабатывать информацию, Киллонен и Кристал4 попытались сопоставить показатели рабочей памяти с показателями традиционных тестов интеллекта, в основе которых лежат задания на рассуждение. Они обнаружили высокую корреляцию между этими показателями. При этом выполнение тестов рабочей памяти несколько больше зависит от скорости обработки, а на выполнение тестов интеллекта больше влияет прошлый опыт и образование. Последняя особенность становится важной в определенных ситуациях отбора, например там, где надо оценить рабочий потенциал людей различной культурной принадлежности и с разным уровнем образования. Практическая ценность показателей рабочей памяти подтвердилась в исследовании Кристала8, ко- 1 См.: Danenian M., Carpenter РЛ. Individual differences in integrating' information between and within sentences // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1983, Vol. 9. P. 561-584. 8 См.: Oakhlll J.V., Yulll N.. Parkin С Memory and inference in skilled and less-skilled comprehenders // Practical Aspects of Memory: Current Research and Issues / M.M. Oruueberg, P.B. Morris, R.N. Sykes (Eds.). Chichester.'u.K.: Wiley, 1988. Vol. 2. P. 315-320. 3 См.: Turner M.L., Engle R.W. Is working memory capacity task dependent? // Journal 4 См.: Kyllonen P.C., Chrwtal RE. Reasoning ability is (little more than) working-memory 5 См.: Christal R.E. Comparative Validities of ASVAB and LAMP Tests for Logic Gaie торый обнаружил, что может предсказать успешное обучение логике на базе батареи тестов рабочей памятиболее аффективно, чем на основе традиционных психометрических тестов. В заключение можно сказать, что развитие концепцииединого хранилища кратковременной памяти в систему многокомпонентной рабочей памяти доказало свою исключительную плодотворность как в теоретических, так и в прикладных исследованиях. Рабочая память обеспечивает ключевое взаимодействие восприятия, внимания, памяти и действия. Как область, уже доказавшая ценность совмещения методов и понятийкогнитивной психологии и нейробиологии, изучение рабочей памяти будет и далее играть яркую и продуктивную роль в развитии когнитивной нейронауки.
Э. Тулвинг РАЗЛИЧЕНИЕ ЭПИЗОДИЧЕСКОЙ И СЕМАНТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ1 Эпизодическая память эволюционировала недавно, ее развитие происходит позже, эта система памяти ориентирована на прошлое, существует, вероятно, только у человека и позволяет вспоминать прошлый опыт в качестве пережитого. У.Джеймс обсуждал ее как просто «память»2. Необходимость в модификациях этого термина с помощью прилагательных возникла потому, что со времен Джеймса было выявлено множество разных видов памяти. Ближайшим родственником эпизодической памяти в семействе систем памяти является семантическая память. Благодаря семантической памяти люди и животные приобретают и используют знание о своем мире. Несмотря на то, что люди обычно выражают свое знание и обмениваются им посредством языка, язык не обязателен ни для вспоминания прошлых переживаний, ни для знания фактов относительно мира. Эпизодическая и семантическая память сходны во многих отношениях и долгое время их рассматривали и классифицировали вместе как недифференцированную «декларативную» память, которую отличали от «процедурной» памяти. Тем не менее, быстро накапливающиеся данные говорят о том, что эпизодическая и семантическая память по ряду отношений фундаментально различны и поэтому должны рассматриваться отдельно. Нижеследующее представляет собой краткое изложение этих сходств и различий. Эпизодическая и семантическая память имеют ряд общих черт, коллективно определяющих «декларативную» (или «когнитивную») память человека. 1 См; Tulvirtg E. Episodic vs. Semantic Memory, '/ The MIT Encyclopedia of the Cognitive 2 См.: James W. Principles of Psychology. N.Y.: Dover, 1890. 1. В отлично от рабочей памяти, емкость которой ограничена, та и другая являются большими, сложными и имеют неограниченную емкость удержания информации, 2. Сходство когнитивных операций, участвующих в кодировании информации в эпизодической и семантической памяти. Нередко для постоянного «прибавления» в их хранилища достаточно одного кратковременного события, тогда как многие другие виды научения требуют повторения определенного вида опыта. 3. Обе открыты воздействиям многих модальностей и могут принимать на хранение информацию различных сенсорных модальностей, а также из внутренне порожденных источников. 4. Операции обеих систем руководствуются определенными принципами, такими как специфичность кодирования1 и перенос соответствующей обработки2. 5. Информация, сохраняемая в обеих системах, репрезентирует аспекты мира и имеет фактическую ценность, в отличие от многих других видов выученного поведения, у которых такой ценности нет. 6. Обе являются «когнитивными» системами: их информационные содержания можно рассматривать независимо от любого наблюдаемого действия, несмотря на то, что такое действие может быть выполнено или совершается в действительности. Будучи когнитивными системами, эпизодическая и семантическая память отличаются от всех видов процедурной памяти, в которых наблюдаемое поведение на входе и выходе является обязательным. 7. Информация обеих систем гибко доступна посредством множества запросов и маршрутов. 8. Информация, восстанавливаемая из той и другой системы, может быть выражена и передана другим людям в символической форме. 9. Информация в обеих системах доступна самонаблюдению, мы можем сознательно «думать» о вещах и событиях в мире, также как мы 1 Принцип специфичности кодирования (encoding-specificity; см.: Tulving E., Thom 2 Принцип обработки, соответствующей переносу (transfer-appropriate processing; 239 «думаем» о том, что делали вчера днем или десять лет тому назад в летнем лагере, 10. Процессы того и другого вида памяти решающим образом зависят от целостности средней височной доли и диенцефальных структур мозга. А теперь рассмотрим различия. 1. Легче всего сравнить эпизодическую и семантическую память в терминах их функций: эпизодическая память имеет дело с припоминанием, а семантическая — со знанием. Эпизодическое припоминание принимает форму мысленного путешествия в субъективном времени, сопровождаемого специальным видом осознания (автоноэтичное, или знающее себя осознание). Семантическое знание принимает форму мышления о том, что есть, было или будет в мире и сопровождается другим видом осознания (ноэтичное, или знающее осознание). Зачастую, но не обязательно, в эпизодической и семантической памяти участвует язык. 2. Отношение между припоминанием и знанием есть отношение включенности: припоминание всегда подразумевает знание, а знание — не всегда. 3. Можно доказать, что эпизодическая память является более недавним достижением на сцене эволюции, чем семантическая. Многие животные, в особенности млекопитающие и птицы, обладают прекрасно развитыми системами знаний о мире (семантическая память). Но нет никаких данных о том, что они способны автоноэтично вспоминать события прошлого так, как это делает человек. 4. В развитии человека эпизодическая память отстает от семантической. Маленькие дети приобретают множество знаний о своем мире до того, как станут способными к эпизодическому припоминанию, подобного тому, которое есть у взрослых. 5. Эпизодическая память является единственным видом памяти, ориентированным на прошлое: восстановление в эпизодической памяти обязательно включает в себя мышление «в обратном направлении» в более раннее время. Все другие виды памяти, в том числе семантическая память, ориентированы на настоящее: использование (восстановление) информации обычно происходит в целях того, что человек делает теперь, без какого-либо мышления в обратном направлении к переживаниям прошлого. 6. Эпизодическое припоминание имеет эмоционально нагруженный «тон», отсутствующий в семантическом знании. Уильям Джеймс называл его чувством теплоты и интимности1. Учитывая множество сходств и некоторые фундаментальные различия между эпизодической и семантической памятью, дать простое описание отношения между ними нелегко. Тем не менее, согласно одному из предположений, специфика этого отношения заключается в процессах. А именно, во время кодирования эти системы действуют последовательно: информация входит в эпизодическую память через семантическую. В удержании хранимой информации они действуют параллельно: исходный факт ; См.: ./aru-н И'. Principles о: Psychology. New York: Dov»r, 1800.
может быть сохранен в одной или в обеих системах. А во время восстановления обе системы могут действовать независимо: возвращение эпизодической информации может происходить отдельно от восстановления семантической. Иногда, термин «эпизодическая память» используется в смыслах, отличающихся от представленной здесь ориентации на системы памяти. Некоторые авторы используют этот термин в его первоначальном значении ориентации на задание: эпизодическая память относится к заданиям, в которых информация кодируется для сохранения на особый случай. Такое использование данного термина распространено в исследованиях животных. Другие авторы говорят об эпизодической памяти как об особом виде мнемической информации или материала памяти. Наше системно ориентированное определение эпизодической памяти является более широким, чем определения, подчеркивающие специфику задания и материала. Наконец, некоторые авторы все еще отдают предпочтение традиционному взгляду, согласно которому есть лишь один вид декларативной памяти, а термины «эпизодическая» и «семантическая» используют только с целью описания. Эмпирическая база различения эпизодической и семантической памяти в последние 10-15 лет непрерывно увеличивается. Общие обзоры сделали Нюберг и Тулвинг, Нюберг, Макинтош и Тулвинг, а также Уилер, Стас и Тулвинг. Обзор функциональных диссоциаций между автоноэтичным ноэтичным осознанием восстановления из памяти провели Гардинер и Джава. Данные о возрастном развитии, говорящие в пользу азличения этихвидов памяти представили Митчелл, Нелсон, Ниллсон с коллегами, а также Пернер и Раффман'. Соответствующие психофармакологические данные ; lis.: Tuiring '£. Ог{1? -;;: х.''lio:: ч\ miaaory: Qao va<! i~ ' M.S. CHr/.znni;;; ' CKd.). a.;: '.br! dgo,: -MIT Pi:: ss, 1995. ". ЙЗ " См,: Xi/h'Tg '., TulviiiZ E. G".n.sK; fyi.:;.'4 n::; r;; r 'o"; v-7. v«" j; iiig t! isso;:: a'.: o; is. E'" -opr:; vi._'шгпл! of. Goi'-nuvr- P: '83: > '! ihi-! T l., ЛГ(.7< 7.''.-: /■ Л.Я., Turing E. Fn: ieoo!:; C" brO: -■ v.fvwry ао!:; -; ': С oi \'r,! '-c" a: ir \Топч'Н: о. 1997 V^'.-Hp 0 Tui: : mfS E. T')Wi.>: -(!, 'i 0: c-o»-y < o', : pisor! 9: мелису: Tl: < >: 'ro'iOO -.. х.> < ус::;:? г.гл1-, -: Bv!; -ck 199". VO. Oil. P. ЛЗ i Ч" О приводят Карран с коллегами1. О диссоциациях между эпизодической семантической памятью, вызванных установленными или предполагаемыми поражениями мозга, сообщают Хейман, Макдоналд и Тулвинг, Маркович, Шимамура и Скуайр, Варга-Кадем с коллегами и другие авторы. Разницу электрофизиологических коррелятов припоминания и знания описали Дюцель с коллегами, а различия в спектрах ЭЭГ при эпизодическом и семантическом восстановлении - Климеш, Шимке и Швайгер:! . Наконец, данные в пользу различения эпизодической и семантической памяти получены в ряде недавних исследований методами функциональной нейровизуализации, в частности с помощью позитронно-эмиссионной томографии'1. Наиболее устойчивые данные говорят о том, что эпизодическое восстановление сопровождается изменениями нейрональной активности в правой префронтальнои коре, в средних теменных кортикальных областях и в левом полушарии мозжечка, тогда как сопоставимые процессы семантического восстановления сопровождаются изменениями в левой фронтальной и височной областях'. 1 См.: Сип-ал //. '/., Gardiner J.М.. Java R., Alter. D. Effects of lorazepam upon recollect; v°-experience in recognition memory, ', ■ ' Psyehopharmacology. 1993. Voi. 110. P. 374 -378. - См.: Hay man CA.C, Macdonald C.A., Tulving E. The role of repetition and associative interference in new semantic learning in amnesia // Journal of Cognitive Neurosoience. 1993. Vol. 5. Vol. 375-389; Markowitsch H.J. Which brain regions are critically involved in the retrieval of old episodic memory.'/ Brain Research Reviews. 1995. Voi. 21. P. 117-127; Shima-mura A.P., Squire L.R. A neuropsychological study of fact memory and source amnesia / ' Jourru! of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1987. Vol. 13. P. 464-473: Vargha-Khadem F., Gadian D.G., Watkins, K.E. ct al. Differential effects of early hippocampi pathology on episodic and semantic memory /..' Science. 1997. Vol. 277. P. 376-380. 3 См.: Hazel £., Yone.linas A.P., Ileime H-J, Mangun, Tulving E. Event-related bratn potential correlates of two states of conscious awareness in memory, '/ proceedings of Natio:: a: Academy of Sciences USA. 1997. Vol. 94. P. 5973-5978; Klirr.pxch W.. Schimkc II.. Sckwaip-r -, '. Episodic and semantic memory: An analysis in the EEG theta and alpha baud. Eleotroenve-phalography and Clinical Neurophysiology. 1994. Vol. 91. P. 428-441. 1 См.: Buckner It, Tulving E. Neuroimaging studies of memory: Theory and recent PET results // Handbook of Neuropsychology. Vol. 10 / F. Boiler, J. Graf man (Eds). Amsterdam: Elsevier, 1995. P. 439-466. 5 См.: Buckner R. Beyond HERA: Contributions of specific prefrontal brain area? '. long-term memory. Psychonomic Bulletin and Review. 1996. Vol. 3. P. 149-158; Cubeza II. Nyberg L. Imaging cognition: An empirical review of PET studies with normal subjects Journal of Cognitive Neuroscience. 1997. Vol. 9. P. 1-26; Fletcher P.C.. Frith CD., I'aigg M.D. The functional neuroanatomy of episodic memory //' Trends in Neurosciences. 1997. Vol. 20. P. 213-218; Haxby J.V., Vnge.rle.iker L.G., Horwitz В.. Maisog J.M., Rapapori S.L., Grady C.L. Face encoding and recognition in the human brain.'/ Proceedings of the National Academy of Sciences USA. 1996. Vol. 93. P. 922-927; Sykerg L., R. Cabe.za R., Tulving E. PET studio* of encoding and retrieval: The HERA model.■ '.' Psychonomic Bulletin and Review. 199o Vol. 3. P. 135-148.; Nyberg L., Mcintosh A.R., Tulving E. Functional brain imaging of episodic and semantic memory, -/ Journal of Molecular Medicine. 1997. Vol. 76. P. 48-53; Hhallic- '■ ", Fletcher P., Frith CD. ct al. Brain regions associated with acquisition and retrieval of verh-.u episodic memory.', ' Nature. 1994. Vol. 368. P. 633-635: Tulving F... Kapur S.. Cram F.J.M. eJ. al. Hemispheric encoding, retrieval asymmetry in episodic memory: Positron emission tomography findings '■ ■ Proceedings of the National Academy o: Science: -- USA. 1994. v'oj. y;. P. 2016-2020. Несомненно, что будущие исследования внесут дополнительную ясность в проявляющуюся картину функциональной нейроанатомии эпизодической и семантической памяти, Являются ли эпизодическая и семантическая память по сути сходными или различными — спорный вопрос. Это вопрос не похож на вопрос относительно существенных сходств и различий между, например, позвоночными и беспозвоночными животными. Как это часто бывает в науке, ответ на него всецело определяется интересом и целью исследователя1. : См. дополнительную литературу: Dalla Burba С, Mantocan.VI.C. Ferruzza E., Denes C.
|