Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Избирательное внимание и сенсорное хранилище
Н.Морей показал, что слова, предъявленные по нерелевантному каналу в задании дихотического слушания, не узнавались при последующей проверке их запоминания3. Сходно, У.Найссер установил, что в задании зрительного поиска не целевые элементы не оставляют следов, посредством которых они могут быть позже узнаны'1. Следовательно, если стимулы анализируются лишь частично или перерабатываются только на поверхностном уровне, их запись в памяти крайне неустойчива. Это ясно показала Э.Трейсман3, Когда один и тот же фрагмент романа предъявлялся на оба уха в условиях дихотического слушания, но со сдвигом по времени в нерелевантном ухе (т.е. в том, на которое внимание не направлялось) в сторону опережения, то для того чтобы испытуемые могли определить, что сообщения являются идентичными, интервал между сообщениями должен был уменьшиться до 1, 5 с. Однако, когда опережающим было сообщение, подаваемое на релевантное ухо (вторимое испытуемым сообщение, на которое направляется внимание), то испытуемые замечали сходство сообщений при интервале, равном в среднем 4, 5 с. Т.е., хотя испытуемые не старались запомнить предъявляемый им текст, последующая переработка, ! См.: Hydr T.S., Jenkins J..J. The differentia! effects of incidental -.asks or. the organization of recall of a list of highly associated words.', - Journal of Experimenta1 Psychology. 1969. Vol. 82. P. 472-481. - См.: Tulving E., Pearlslone Z. Availability versus accessibility of information ir. meiro'-y for words.'/ Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1966. Vol. 5. P. 381 391. : ' См.: Moray N. Attention in dichotic listening: affective cues and the influence of instructions 7 Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1959. Vol. 9. P. 56 60. 1 См.:.\> iss<? r V. Visual search о Scientific American. 1964. Vol. 210. P. 94 -102. ': См.: Treisman A. Monitoring and storage of irrelevant messages in selective attei; '.•'■.•..-.' Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1964. W. 3. P. 449- 459. вызванная заданием вторения, увеличила прочность следа памяти в три раза. Кроме того, Э.Трейсман обнаружила, что вид материала (обычная речь или предъявленная в обратном порядке, связный текст или набор случайных слов) определял интервал задержки, необходимый для узнавания только тогда, когда опережающим было релевантное сообщение. Таким образом, если сообщение отвергается на уровне первичного анализа, то его осмысленность не играет никакой роли, но если на сообщение было направлено внимание, то осмысленный материал анализируется глубже и, как следствие, дольше сохраняется. Три показателя запоминания (1, 5 с для материала, перерабатывавшегося без участия внимания; 3 с для сообщения, предъявлявшегося в обратном порядке и для последовательности случайных слов, на которые направлялось внимание, и 5 с для связного рассказа, на который направлялось внимание) можно связать с работой различных хранилищ, но, по нашему мнению, лучше предположить, что прочность следов памяти зависит от уровня переработки. Выводы многих исследователей сенсорной памяти также можно интерпретировать в свете представленной концепции. Остановимся вкратце только на некоторых из них. У.Найссер сделал заключение, что «продолжительная экспозиция приводит к продолжительному сохранению зрительных образов»1. Данные исследований Д.Нормана, С.Глаксберга и Г.Коуэна, а также Л.Питерсона и С.Кронера- говорят о том, что вербальный материал, на который не направлено внимание, утрачивается в течение нескольких секунд. Д.Массаро предположил, что запоминание элемента непосредственно связано с объемом его перцептивной переработки*; предположение, которое полностью согласуется с нашими положениями. Правда, его более поздние высказывания'1 о том, что длительность хранения информации в эхоической памяти составляет всего лишь 250 мс, являются, скорее всего, слишком широким обобщением. На основании результатов эксперимента с узнаванием изображений У.Шаффер и Р.Шиффрин пишут, что «можно обосновать как более продуктивное обсуждение более сильной точки зрения о существовании лишь единой зрительной кратковременной памяти. Эта память может освобождаться быстро, если информационное наполнение зрительного поля велико, и более медленно, если 1 См.: Seisscr U. Cognitive psychology. N.Y.: Appieton-Century-Crofts, 1907. P. 33. : См.: Norman DA. Memory while shadowing., Quarterly Journal o'" Experimental Psychology. 1969. Vol. 21. P. 85-93; Gluckuberg S.. Cou-cn G..V. Memory for r.onatter: c: ed auditory material, '. Cognitive Psychology. 1970. Vol. 1. P. 149-156; Pntenon L. Я, Кгорп" г S. Dichotic stimulation and retention.''..' Journal of Experimental Psychology. 1964. Vol. 68. P. 125-130. s См.: Манного DM". Perceptual processes and forgetting in memory tasks Psychology;.'1'! Review. 1970. Vol. 77. P. 557-567. 1 См.: \Iassaro D.W. Preperceptual images, processing time, and perceptual unit-..'; ■ auditory perception. Psychological Review. 1972. Vol. 79. p. 124 145. наполнение небольшое»'. Очевидно, что указанная точка зрения похожа на нашу, хотя мы бы сказали, что этот континуум распространяется и на долговременное сохранение. Еще мы бы предположили, что скорость освобождения определяет не информационное наполнение, а уровень переработки.
|