![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разграничение КВХ и ДВХ
Явление узости объема хранения впамяти1 объясняется в нашей концепции тем, что гибкий центральный процессор может быть настроен на один из нескольких уровней и в отношении одного из нескольких параметров запечатления, и что в данный момент времени центральный процессор может иметь дело только с ограниченным числом элементов. Это означает, что элементы сохраняются в сознании или в первичной памяти посредством непрерывного повторения на определенном уровне переработки. То, какими будут эти элементы, зависит от вида кодирования и от уровня, на котором оно происходит. На более глубоких уровнях человек может использовать когнитивные структуры научения таким образом, что элемент будет становиться более сложным и осмысленным. Глубина работы первичной памяти будет зависеть как от полезности для человека непрерывной переработки на этом уровне, так и от податливости материала глубокой, переработке. Таким образом, если от испытуемого требуют воспроизвести всего лишь нескольких слов спустя несколько секунд после их прослушивания, то ему не надо сохранять их на уровне более глубоком, чем уровень фонетического анализа. Но если эти слова образуют имеющее смысл предложение, то они совместимы с более глубокими структурами знания, и тогда можно работать с более крупными: единицами. Кажется правдоподобным, что первичная память на любом уровне имеет дело не просто с информацией, а с единицами или структурными единицами {chunks)-'. Т.е. мы повторяем звук, букву, слово, мысль или образ подобно тому, как мы воспринимаем объекты, а не наборы признаков. Как указывалось ранее, обшим критерием разграничения хранилищ памяти является различие способов кодирования информации: КВХ считается преимущественно акустическим (или артикуляторным), а ДВХ - 1 См.: Shaffer W.O., Sliiffr.-n R.M. Rchf.arsci'- arri storagn o; \iaun! information '..Jm;? -:; -' -A Experimental Psyc'io'ngy. 1972. Voi. 92. P. 29Ъ. ' C>:.: .\fUU'i' GA. Tv- inngicii '.".'.ur.or: ■ sc-vi:::.; iii; s or jr.i.vas v.y< -: So'iu-! h;:! t'- (y-■ ■ ■ -capacity: " cr nrocjssir.g information ■ ■ ■ ' Pyyi'iioiogical Review.! 9o6. Voi. 63. P. Si -;)7; BmaJhcnl D.E. Porccptioi- rr.d С'.'П\*'.-к'., ': г!; > ~.: .оч. N'.V.: Puro[> ir-'io!: Press, 1958. '■ См.: Kini^rh W. J.ear:.: n; l. Mc: uory. nvd Conceptual Processes. N.Y.: VV;! <: V, Ii17f'. семантическим. С нашей точки зрения акустические ошибки будут преобладать до тех пор, пока анализ не перейдет на семантический уровень. Переработка не достигает этого уровня, по меньшей мере, по трем причинам: [1] качество самого материала, [2] ограниченные доступные ресурсы переработки и [3] требования задания. Большинство данных об акустических ошибках в кратковременной памяти получены при использовании такого материала, как буквы и цифры, в которых сравнительно мало семантического содержания. Специфика этого материала подталкивает к переработке на структурном уровне анализа и поэтому неудивительно, что получаются, структурные ошибки. Такие ошибки могут возникать и при работе с осмысленным материалом, если ресурсы переработки будут перенаправлены нерелевантным заданием1. В следующем разделе рассматриваются данные, также; имеющие отношение к разграничению КВХ и ДВХ, которые говорят о том, что в задании на свободное воспроизведение такие переменные, как скорость предъявления и частотность слова, влияют на долговременное, но не влияют на кратковременное хранение. Наше объяснение этого результата заключается в том, что с увеличением скорости предъявления или при использовании незнакомых слов переработка тормозится или останавливается на уровне, необходимом для долговременного хранения и не касается операций кодирования, соответствующих кратковременному хранению. Из этого объяснения следует, что перенаправление ресурсов переработки, как это было сделано в экспериментах М.Игла и Е.Ортофа3, должно приводить к большему долговременному хранению по сравнению с кратковременным, и действительно получено хорошее доказательство, что так и происходит на самом деле1. И напротив, изменения, влияющие на переработку на структурном уровне, должны иметь кратковременный, а не долговременный характер. Хороший пример — изменение модальности предъявления. Наконец, воспроизведению из долговременного хранилища должны способствовать изменения, которые вызывают более глубокую или более разрабатывающую • См.: Eagl'- M.. Orioff Е. Thn effect о'' levol of attention upon «phorietlc* j-ecog'-i'.ljr. errors // Journal of Vorbai Learning and Verbal Behavior. 1967. Vol. 6. P. TUi-2'A\. - См.: Gl/тгрг M. Storage mechanisms in recall,. The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory ■ CIS.Bower (Ed.). X.Y.: Academic P-.ss. 1972. Vol. o. P. 129-193. '■ '■ См.: Eugi'' M., Ortoff E. The effect of level of attention upon < phr, neuc> rec" sr." i.l.v: • errors /■ ■ Journal of Verba! Learning and Verba; Behavior. 1967. Vol. 6. P. 220-231. 1 См.: Murdoch B.B.-Jr. Effects of a subsidiary task on short-term 'r.cmory -. Вг! : ь':: Joumal of Psychology. 1965. Vol. 56. P. 413-419; SUc-mli'ir С OiunzT M. Core м-Г'-с; task in free recall: Differentia! effects of LTS and ST3.■ '. Psychogenic Sciatic-. 1971. Vol. 22. P. 1567 -368. ' См.: Murdoch B.B.-Ir. Visual arid auditory stores in shorr..'Lcr: n rnemo'-y Q-.iar: rrly ■ Joiirna! of Experimental Psychology. 1966. Vol. 18. P. 206-21 1.
|