Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение вопросов экологического сознания на современном этапе






Дипломная работа.

По теме: этические беседы как средство развития экологического сознания.

 

 

Руководитель: Федотова Св.М.

Выполнено студенткой 413 группы.

Афанасьевой Ангелиной.

 

 

Санкт-Петербург

 

Тема ВКР: этические беседы как средство развития экологического сознания младших школьников

Объект исследования- процесс развития экологического сознания младших школьников.

Предмет исследования- этические беседы как средство развития экологического сознания младших школьников

Цель исследования- выявить содержание этических бесед и обосновать критерии отбора содержания этических бесед

Гипотеза- этические беседы будут способствовать развитию экологического сознания при следующих условиях:

· Отборе этических бесед, которые соответствуют возрасту и интересу детей

· В содержании бесед необходимо вносить такой материал, который бы содержал экологическо-нравственную направленность

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по исследуемой проблеме.

2.Провести диагностику сформированности экологического сознания учащихся экспериментального класса.

3. Разработать и апробировать методику развития экологического сознания младших школьников через этические беседы

4. Проверить эффективность реализации разработанной методике по развитию экологического сознания младших школьников через этические беседы

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………

Глава 1

1.1 Изучение вопросов экологического сознания на современном этапе……..

1.2 Особенности экологического сознания у учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………………………………...

1.3 Общая характеристика словесных методов обучения…………………………

1.4 Этические беседы, как важный элемент по знакомству младшего школьника с окружающим миром………………………………………………………………

1.5 Возможности использования этических бесед младшего школьного возраста………………………………………………………………………………………………………….

1.6 Психологическое обоснование темы (особенности восприятия мышления младшего школьника)…………………………………………………………………………………….

Выводы по теоретической части………………………………………………………………..

 

 

Изучение вопросов экологического сознания на современном этапе

Экологическое сознание – это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием. Необходимо отметить, что проблема экологического сознания начала ставиться относительно недавно, а предметом экологической психологии стала буквально в последнее десятилетие.

Так, например, В.А. Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику.

Таким образом, преодолеваются первоначальные попытки сведения экологического сознания только лишь к знаниям. Автор выявил структурно-временной аспект взаимосвязи мышления и эмоций как единиц экологического сознания. При этом что особенно важно подчеркнуть, он обращает внимание на предвосхищающе-прогностическую функцию экологического сознания.

Опираясь на такого рода представления, В.А. Скребец предпринимает попытку выделить структурные компоненты экологического сознания и описать основные его свойства или признаки. В качестве структурных компонентов экологического сознания исследователь выделяет прежде всего центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, характерных для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, который усвоен определенной категорией людей и конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими функциями взаимодействия с миром, принятыми в данной социальной группе.

К основным свойствам или признакам экологического сознания автор относит следующие:

- социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;

- опосредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;

- саморефлексивность;

- внутренний диалогизм и др.

Особое внимание автор уделяет проблеме направленности и уровням саморефлексии экологического сознания, которое с этих позиций может быть имплицитным и эксплицитным. Имплицитность экологического сознания определяется скрытностью смысла, неясностью того экологического содержания, которое может быть выявлено лишь опосредованно через свои связи с другими объектами или процессами. Эксплицитность экологического сознания предполагает явный, четкий развернутый вид суждений и понятных внешнему наблюдателю экологических поступков и действий.

Необходимо отметить, что такой подход вызывает определенный интерес и заслуживает внимания, но не вскрывает в полной мере психолого-педагогическое содержание экологического сознания.

В стихотворении выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева, что расположено в эпиграфе реферата, ценностно-смысловая сторона природы выражена в поэтической форме, предваряя то, что в последующем получило название биоцентрического или экоцентрического экологического сознания в противовес традиционному антропоцентрическому подходу.

Наиболее плодотворный подход, характеризует не просто структуру экологического сознания, а структуру типов такого рода сознания. Это дает возможность дифференцированно описать экологическое сознание с учетом ценностей, которые выражают его элементы. Достаточно четко эта проблема решается в концепции уже цитированных нами ранее С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина.

Авторы, выделяя противоположные типы экологического сознания (антропоцентрическое и экоцентрическое), как бы ставят вопросы: что представляет из себя высшую ценность в существующем мире; существует ли иерархическая картина мира; какова цель взаимодействия человека с природой и др. В результате выделяется восемь признаков антропоцентрического и восемь – экоцентрического экологического сознания, которые в своем единстве описывают структуру указанных типов экологического сознания.

Структура антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания.

Для удобства восприятия эти признаки сведены в единую таблицу.

Антропоцентрическое экологическое сознание Экоцентрическое экологическое сознание  
1. Высшую ценность представляет человек 1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы  
2. Иерархическая картина мира 2. Отказ от иерархической картины мира  
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей 3. Целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества  
4. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку 4. «Экологический императив»: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие  
5. Природа воспринимается как объект человеческой деятельности 5. Природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком  
6. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы 6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой  
7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека 7. Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства  
8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения 8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей  

Антропоцентрическое экологическое сознание – это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности, их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.

Многими современными учеными, занимающихся проблемами социальной экологии, считают некорректным употребление данного термина «антропоцентрическое экологическое сознание», так как данный тип экологического сознания, по своей сути, является антиэкологическим.

Экоцентрическое экологическое сознание – это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал