Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание базы практики
Констатирующий эксперимент проводился в ГБОУ СОШ № 331 Невского района г. Санкт-Петербург в феврале 2015 года в 3 «А» классе. Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Цель данного эксперимента - определить уровень экологического сознания учащихся 3 «А» класса ГБОУ СОШ № 331, группа из 10 человек.
Задачи констатирующего эксперимента: - выявить уровень экологического сознания у детей младшего школьного возраста; - выявить наличие интереса к окружающему миру у учащихся класса; - выявить уровень знаний об окружающем мире у учащихся класса.
Для реализации поставленных задач нами были разработаны две анкеты: - на выявление уровня экологического сознания; (приложение 1) - на выявление наличия интереса к окружающему миру у детей младшего школьного возраста. (приложение 2)
Для анализа анкет были разработаны следующие уровни оценки знаний учащихся (методика М.Ю. Поповой): Низкий уровень от 0 до 4 правильных ответов Средний уровень от 5 до 7 правильных ответов Высокий уровень от 8 до 10 правильных ответов
Более подробно хочется остановиться на анализе первой анкеты (приложение 1). Учащиеся класса показали средний и высокий уровни сформированности экологического сознания, поскольку набрали от 5 до 9 правильных ответов. Так, учащиеся класса не всегда знают, как правильно поступить, если найдут гнездо с птенцами, или увидят на дороге ползущую гусеницу или как поступать с комарами и мухами. Учащиеся не знают, как правильно относиться к браконьерам.
Возможно, учитель не разбирала с ребятами подобные ситуации, и поэтому они дают неверные ответы.
2.2. Результаты констатирующего эксперимента.
Вопрос 1 «Должен ли человек знать об окружающем мире?» Варианты ответа: а) да; б) нет. Ожидаемый ответ – а) да Учащиеся класса: а) да - ответили 10 чел. (100%) Полученные результаты свидетельствуют, что ребята понимают, что человек должен знать об окружающем мире. Они осознают важность таких знаний. Таким образом, учащиеся класса показали высокий уровень представлений об окружающем мире.
Вопрос 2 «Что такое экология?» Варианты ответа: а) наука о доме; б) название игры. Ожидаемый ответ – а) наука о доме. Учащиеся класса: а) наука о доме – ответили 10 чел. (100%) Учащиеся владеют знаниями о том, что такое экология.
Вопрос 3 «Какой поступок вы считаете аморальным (плохим)?» Варианты ответа: а) забота о бездомных животных; б) вырубка лесов. Ожидаемый ответ – б) вырубка лесов. Учащиеся класса: а) забота о бездомных животных – ответили 5 чел. (50%) б) вырубка лесов – ответили 5 чел. (50%) Из ответов ребят видно, что не все из них осознают важность лесов в жизни людей. Не все учащиеся считают, что вырубать леса это неправильно. Возможно, об этом мало рассказывали на уроках окружающего мира.
Вопрос 4 «Гуляя по лесу вы видите тлеющие угли. Как вы поступите?» Варианты ответа: а) пройдете мимо; б) потушите их. Ожидаемый ответ: б) потушите их. Учащиеся класса: а) пройдете мимо – ответили 2 чел. (20%) б) потушите их – ответили 8 чел. (80%) Результаты ответов детей свидетельствуют о активном отношении ребят к природе. Вопрос 5 «Следует ли истреблять таких насекомых как комары и мухи?» Варианты ответа: а) да; б) нет. Ожидаемый ответ: б) нет. Учащиеся класса: а) да – ответили 7 чел. (70%) б) нет – ответили 3 чел. (30%) Результаты показали, что ребята не понимают важность, и значение насекомых в природе многие считают их бесполезными.
Вопрос 6 «Надо ли заботиться об экологии?» Варианты ответа: а) надо; б) надо изредка; в) надо постоянно. Ожидаемый ответ в) надо постоянно. Учащиеся класса: а) надо – ответили 6 чел. (60%) б) надо изредка – ответили 2 чел. (20%) в) надо постоянно – ответили 2 чел. (20%) Полученные результаты свидетельствуют о том, что ребята не осознают важность и значение заботы об экологии. Большинство учеников отвечают, что не нужно об экологии постоянно заботиться.
Вопрос 7 «Как вы поступите, если найдете гнездо с птенцами?» Варианты ответа: а) заберу с собой; б) оставлю на месте. Ожидаемый ответ: б) оставлю на месте. Учащиеся класса: а) заберу с собой – ответили 1 чел. (10%) б) оставлю на месте – ответили 9 чел. (90%) Учащиеся понимают, почему нельзя с собой забрать гнездо с птенцами. Это объясняется наличием у детей необходимых знаний. Вопрос 8 «Вы увидели на дороге гусеницу. Что вы сделаете?» Варианты ответа: а) наступлю; б) обойду. Ожидаемый ответ: б) обойду. Учащиеся класса: а) наступлю – ответили 1 чел. (10%) б) обойду – ответили 9 чел. (90%) Большая часть детей в классе понимает, что не следует наступать на гусеницу. Они осознают ее значимость в природе.
Вопрос 9 «Как вы относитесь к истреблению животных?» Варианты ответа: а) все равно; б) положительно; в) отрицательно. Ожидаемый ответ: в) отрицательно Учащиеся класса: а) все равно – ответили 0 чел. (0%) б) отрицательно – ответили 7 чел. (70%) в) положительно – ответил 3чел. (30%) В целом дети понимают, что истреблять животных нельзя. Лишь некоторые не осознают, что истреблять животных нельзя, в виду плохого усвоения материала.
Вопрос 10 «Можно ли срывать первоцветы?» Варианты ответа: а) нельзя; б) не знаю; в) почему бы и нет? Ожидаемый ответ: а) нельзя. Учащиеся класса: а) нельзя – ответили 9 чел. (90%) б) не знаю – ответили 0 чел. (0%) в) почему бы и нет? – ответили 1 чел. (10%) Большая часть ребят понимают, что срывать первоцветы нельзя – ответило 9 чел. (90%). Некоторые думают по-другому, следовательно, их позиция не устойчивая.
Вторая анкета направлена на выявление у учащихся интереса к окружающему миру и состоит из пяти вопросов (приложение 2).
Вопрос 1 «Назови любимый предмет в школе?» Варианты ответа: а) математика; б) русский язык; в) лит. чтение; г) ИЗО; д) технология; е) окр. мир; ё) физ. культура; ж) музыка; з) англ. язык.
На этот вопрос отношение учащихся распределилось следующим образом: Окружающий мир выбрали 4 чел. (40%), что свидетельствует об интересе учащихся этого класса к окружающему миру. Также 4 человека (40%) выбрали математику.
Вопрос 2 «Нравятся ли тебе уроки окружающего мира?» Варианты ответа: а) да; б) не очень; в) нет.
В группе большинство учащихся ответили «да» - 9 чел. Полученные результаты говорят о следующем: окружающий мир является одним из любимых предметов. Окружающий мир занимает первое место вместе с математикой.
Вопрос 3 «Хотели бы вы, чтобы на уроках окр. мира проводились этические беседы?» Варианты ответа: а) да; б) нет.
В группе «да» ответило 10 чел., которые хотели бы, чтобы на уроках окружающего мира проводились этические беседы. Следовательно, все участники эксперимента хотят, чтобы проводились этические беседы и данный интерес необходимо поддерживать и поощрять.
Вопрос 4 «О чем бы вы хотели узнать с помощью этических бесед?» Варианты ответа: а) о растениях; б) о животных; в) о явлениях неживой природы. В этом вопросе большинство учащихся экспериментальной группы ответили, что с помощью этических бесед на уроках окружающего мира они бы хотели узнать о растениях – 7 чел. И ещё 4 чел. – о животных и 4 чел. – о явлениях неживой природы.
Вопрос 5 «Что вам больше всего помогает усвоить материал на уроках окружающего мира?» Варианты ответа: а) наблюдение; б) опыты; в) игры; г) этические беседы.
В экспериментальной группе наблюдениям отдали предпочтение 6 чел., опытам – 4 чел., играм – 3 чел. и этическим беседам – 1 чел. Данный выбор совсем не случаен: детям интересно за чем-нибудь наблюдать и именно наблюдение представляет такую возможность.
Выводы по констатирующему эксперименту: 1. По результатам анкетирования экспериментальной группы можно сделать вывод, что учащиеся достаточно владеют понятием «экология» и считают, что человек должен знать об окружающем мире. 2.Учащиеся экспериментальной группы могут неправильно поступать, если увидят на дороге ползущую гусеницу и не понимают значимости насекомых в природе. 3. Не все учащиеся экспериментальной группы понимают, какой вред природе они могут принести срывая первоцветы. 4. Окружающий мир как предмет в школе занимает у учащихся 1-ье место в списке любимых предметов в школе. 5. Учащиеся экспериментальной группы на некоторые вопросы отвечают неправильно, набирают от 5 до 9 правильных ответов, что говорит о среднем и высоком уровне сформированности экологического сознания.
|